Самообразование.
Самообразование.
Общие положения.
Педагог - является ключевой фигурой образования. Значит качество обучения и воспитания в школе зависит от уровня подготовки педагога. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. В основе самообразования - интерес в сочетании с самостоятельным изучением материала. Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников.
Конкретные виды деятельности, состовляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога - учителя:
- изучение информационно - компьютерной технологии;
- чтение конкретных педагогических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий;
- участие в форумах, вебинарах, дискуссиях;
- обмен опытом с коллегами;
- систематическое прохождение курсов;
- проведение открытых уроков, мероприятий для анализа со стороны коллег;
- организация кружковой и внеклассной деятельности.
Самообразование педагога - учителя - это необходимое условие его профессиональной деятельности.
Тема самообразования: "Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС основного общего образования".
Срок реализации - 3 года (1.09.2016 г. - 1.09.2019 г.)
Цели:
- способствовать формированию УУД на уроках русского языка и литературы через внедрение различных образовательных технологий;
- формировать ключевые компетенции и повышать мотивацию учащихся.
Задачи:
- использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД;
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса;
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
- разработка системы контроля, диагностики и мониторинга развития личностной сферы - мониторинг познавательных интересов, диагностика обучаемости и обученности, зоны ближайшего развития;
- разработка учебных, научно - методических и дидактических материалов.
Виды деятельности по самообразованию:
- изучение психолого - педагогической литературы, статей;
- разработка программно - методического обеспечения учебно - воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- изучение педагогического опыта других учителей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно - воспитательного процесса;
- разработка дидактических материалов, наглядностей;
- участие в педсоветах, вебинарах, в работе школьного и районного МО учителей русского и литературы;
Предполагаемый результат:
- разработка рабочих программ по преподаваемым предметам в соответствии с ФГОС основного общего образования;
- повышение качества преподаваемых предметов;
- повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
- формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
- апробирование дидактических материалов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;
- проведение открытых уроков, мастер - классов;
- выступление на МО по исследуемой теме;
- умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма самообразования:
- индивидуальная - через индивидуальный план;
- групповая - через участие в деятельности школьного и районного МО учителей русского языка и литературы.
Источники самообразования:
- СМИ;
- специализированная литература (методическая, научно - популярная, публицистическая, художественная);
- интернет - сайты педагогических сообществ, форумов;
- медиа - информация на различных носителях;
- конференции, семинары, вебинары и др. мероприятия по обмену опытом;
- курсы повышения квалификации.
Форма отчёта по самообразованию: выступление на заседаниях ШМО, РМО и педсоветах, семинарах, участие в конкурсах.