Заботливым родителям
Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В.А. Сухомлинский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как приобщить ребенка к чтению?
(советы педагогам и родителям)
Что же такое надо совершить педагогам и родителям, чтобы на всю жизнь закрепить у ребёнка потребность в чтении?
За этими вопросами стоит замечательное желание ответственного педагога и заботливого родителя сформировать духовный мир личности ребенка. Но одного этого желания мало.
Ведь у современного молодого педагога и родителя может быть обоснованная оговорка: зачем надо читать? Можно ли обойтись без книги, когда наш технически развитый век предлагает столько альтернатив ей? Кино, телевидению, визуальному компьютерному ряду вполне по силам выполнить такое важное дело, какое выполняет книга, а именно духовное и интеллектуальное развитие и обогащение человека.
Ведь путь этот легок и прост, а решить задачу приобщения ребёнка к чтению может лишь каждодневный труд педагога и родителя, который шаг за шагом будет раскрывать перед ребенком красоту и глубину печатного слова. Мне хочется поробовать решить эту задачу в условиях ДОУ и донести всем взрослым окружающим ребёнка, как важно, начиная с первых шагов, которые делает малыш в книжном мире, пробудить и закрепить в его душе потребность в чтении, чего он никогда не приобретет, если не будет читать и что нужно сделать, чтобы он полюбил книги. Первое - с чего же надо начать приобщение ребёнка к чтению? Ответ очевиден – ему надо читать вслух. Педагоги и родители дошколят должны любить книгу, показать ребёнку эту любовь так, чтобы она обязательно перешла к ребёнку. Как только ре начнёт осознавать предметы окружающего мира, первые книжки-картинки помогут ему постигать речь, расширять границы от знакомого к неизвестному. А дальше придут первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», в которых существует явная доминанта картинки над текстом. Потом придут другие сказки, где картинок меньше, а текста больше, например «Теремок», «Машенька и медведь» и др. В этот период возникает очень ответственный момент – ребенок начинает включать собственную фантазию, рисовать образы произведения в своём воображении. Именно чтение делает человека творцом этих образов, режиссером собственного кино по мотивам читаемых книг. Это очень важно понять.
В чём заключается неповторимая миссия книги?
В современном мире духовным и интеллектуальным развитием человека, кроме книги занимается и кино, и телевидение, и компьютерные технологии. Конкурируя с чтением за ежедневный культурный досуг человека, они, конечно, имеют свои положительные стороны, но готовая картинка, готовый образ, которые они нам предлагают, не развивает фантазии. Книга развивает фантазию ребёнка, книга делает читателей творцами. Значит без книги, без чтения одухотворённую личность, способную заниматься творчеством, да и просто интересную личность вырастить невозможно. А что есть фантазия, как не важнейшее свойство человеческого разума, изобретательная сила ума.
В смысле интеллектуального развития человека, книга, как источник знаний, занимает ведущее место. Без неё невозможно не образование, не самообразование. Книга – это самый терпимый учитель в нашей жизни, который может бесконечное количество раз объяснять материал даже самым непонятливым своим ученикам. Перефразируя применительно к детям знаменитую фразу Д. Дидро: «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать», можно сказать, ребёнок начинает мыслить, когда начинает читать. Не приобщая детей к чтению, мы рискуем оставить их за бортом не только интересных профессий, но и интересной духовной жизни.
Чтение, в этом смысле, приобщает ребёнка к труду, являясь, по сути, первым большим делом в жизни, которое ему надо освоить. Ведь, приучаем же мы ребёнка каждодневно чистить зубы, убирать свою постель, свою комнату, помогать по дому родителям. Чтение тоже должно занять в этом ряду своё место. А труд на то и труд, что трудно. Здесь нельзя перегибать палку своим нажимом. В труде очень важен личный пример, поэтому помогите, не оставляйте ребёнка, продолжайте читать ему вслух, как прежде. Просто процесс этот перейдёт на следующий этап: Вы читаете не одни, ребёнок читает параллельно с вами. Разговаривайте с ним, убеждайте его в том, что постепенно он освоит технику чтения и ему будет так же легко, как легко слушать ваше чтение вслух. Пусть ребёнок каждый день видит к чему надо стремиться, пусть ощущает Ваше огромное желание помочь ему. Ваш труд, умноженный на его труд, обязательно даст результат и наступит тот момент, когда он, не дожидаясь Вас, будет читать продолжение начатой Вами книги.
Это большая победа, правда, называть её окончательной ещё рано. Замечательно, если этот процесс будет длиться, как можно дольше и перерастёт в традицию семейного чтения, к сожалению, утерянную в наш технически развитый, стремительный век. А традиция эта замечательна ещё и потому, что книга является великолепным посредником в диалоге между людьми. А что, как не общие интересы объединяют педагога с воспитанниками,родителей с детьми?
Я хочу привести замечательные слова поэта Калила Джибрана: «Ваши дети – это не ваши дети. Они сыновья и дочери самой жизни… Вы можете дать им свою любовь, но не свои мысли, потому что у них есть собственные мысли,… Вы можете дать кров их телам, но не их душам, потому что их души живут в завтрашнем дне, который Вы не можете посетить даже в Ваших мечтах».
Не следует забывать о том, что каждое поколение имеет свою эпоху, свои приоритеты, свои ориентиры, что на смену «Василисе и Марьющке» пришли Феи Винкс, а трём поросятам «Свинка Пеппи». «А как же классика?» – спросите Вы. Нет, она никуда не уйдет, просто она сложнее. И вот здесь Ваша помощь неоценима – читайте классические произведения Вашему ребёнку вслух. Без классической детской литературы воспитание культурной личности невозможно, но восприятие этой литературы требует труда, душевных усилий.
Педагогам и родителям важно понять, что не всегда чтение праздник – это, в первую очередь труд, те усилия, которые предпринимает человек, для того, чтобы найти своего автора, свою книгу, созвучные именно его душе. И усилия эти, в конце концов, вознаграждаются, когда такое произведение будет найдено. Именно ради этих минут стоит читать.
Здесь важно не торопиться, не ждать быстрых результатов. Надо понять, что путь обретения книги у каждого человека свой, он очень индивидуален, на него влияют не только родители, педагоги, окружение ребёнка, но и его психические особенности, его здоровье, его гены и даже его дальнейшая взрослая жизнь.
Старания педагогов и родителей к воспитанию у ребёнка потребности к чтению не пропадут, если они с пониманием и любовью открывали ребёнку дорогу в богатый и прекрасный книжный мир.
Ведь тот духовный багаж, который они заложили в его детстве в дальнейшей его жизни, обязательно будет им востребован.