Конкурс "Учитель года 2017"

Дементьева Наталья Владимировна

Эссе   " Я - учитель"

Пояснительная записка     "Формирование и развитие навыка чтения в начальных классах средствами развивающих упражнений"

 Презентация   "Формирование  и развитие навыка чтения в начальных классах средствами развивающих упражнений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я - учитель

Н.В.Дементьева, учитель начальных классов МАОУ «Новозаимская СОШ»

 Восточная мудрость гласит: «Учитель должен обладать всем тем, в чем нуждается ученик».   Если совершить путешествие в свои школьные годы, то у каждого в памяти всплывают друзья, одноклассники и прежде всего учителя. Однако, не все, а только те, которые оставили неизгладимый след в душе человека. Только интересный и неординарный учитель способен заинтересовать учеников, только за таким учителем они захотят следовать. Только с таким учителем учебный процесс будет увлекательным и незабываемым.

Вспоминаю свой первый урок…  Как давно это было…За  окном нудный осенний дождь моросит. Вот и август. Сколько прошло лет и   каждый год особенный, неповторимый. Первое сентября. Мои выпускники вступают на новую ступень взросления, а я буду встречать малышей-несмышлёнышей. С большим волнением жду первой встречи, первого урока в  новом классе. Всматриваюсь в лица первоклассников. Двадцать с лишним пар глаз, полные любопытства,  смотрят на меня. И не раз себя убеждаю, что учитель всегда должен входить в класс с ясной душой, какие бы ни были неприятности, какие бы ни встретились трудности в жизни. В момент, когда учитель  с детьми, он обязан забыть обо всех неприятностях.

Моя задача -  не только  преподавать   предметы начальной школы, но и развивать интеллект своих учеников, формировать их отношение к жизни и к другим людям. Чтобы добиться этого до сих пор сама воспитываю в себе  эти  качества. Знаю, какой буду я, такими и будут мои ученики.    Любой урок - самый главный;   быть первым учителям – очень ответственно, ведь я во многом моделирую судьбу ребёнка. Педагог, так же как и врач,  не имеет права ошибиться. Невозможно выбрать воспитательные и обучающиеся методы и средства, если заранее хорошо не изучить ребёнка. Давно великий К.Д.Ушинский определил педагогическую аксиому: «Если мы хотим, воспитать ребёнка всесторонне, так же  всесторонне нужно его изучать». Верна она и до сих пор.

Главный человек для меня - мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Именно сейчас, в начальной школе,  я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель,  видеть смысл в любом деле. Считаю, что для учителя должны быть интересны дети. Он должен не только учить их, воспитывать, но быть способным учиться у них. Согласна с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками. Потому что дети совершенно по-другому воспринимают мир, по-другому мыслят. Такое понимание моей профессии помогло мне глубже осознать, как необходимо владеть педагогическим мастерством. Я обязана  изучить ребёнка всесторонне, то есть изучить не только его индивидуальную психологию и характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс.

Я обязана  научить детей верить в себя. А для того, чтобы ребенок поверил в свои силы, я сама должна верить в него, отдавая ему свою любовь, тепло своего сердца, свет своей души. Принимать детей такими, какие они есть и, конечно, быть требовательной к самой себе. Помогая ученику быть успешным, сам учитель не может быть при этом неуспешным. А победа приходит к тому, кто не поленился за ней сходить. Мое педагогическое кредо: «Желание – тысяча путей, нежелание – тысяча преград». Главное, чтобы Учитель не отступил от своего Дела, не сошёл с Дороги, по которой ему идти вместе с Учениками. Настоящий учитель должен уметь удивляться звёздному небу, интересной мысли, талантливой работе своего ученика, всему, что входит в понятие "прекрасное". У такого педагога и воспитанники вырастут увлекающимися, интересными людьми, которым можно будет доверить будущее страны. Всё чаще убеждаюсь, что учитель  это тот, кто несёт в себе особый свет, дар сердца. Это осознание огромной ответственности, прежде всего, перед ребёнком, который приходит ко мне на урок.

Есть уроки математики, русского языка…, но нет уроков великодушия, благородства, честности, внимания и уважения к людям. Такие уроки действительно не включены в школьное расписание. И всё, таки я  назвала те  аксиомы, которым я должна научить детей.

К сожалению,  в настоящее  время  всё чаще приходиться соприкасаться с озлобленной детской душой. Как много недополучил ребёнок  от своих близких, если волчонком смотрит на окружающий мир. Сколько добра, тепла и любви, предназначенных ему, потерялись где – то, обошли стороной.

И каждый раз убеждаюсь, как много значат доброе слово, внимание, поддержка! На мой взгляд, доброжелательная атмосфера, в классе, искренность в отношениях, спокойствие в поведении, уравновешенность в требованиях ребёнку помогут понять, что в жизни есть любовь и добро. Ребёнку ведь так немного нужно: чувствовать себя умным, успешным, сообразительным.

Искренней любовью к ребёнку стараюсь завоёвать его доверие, а значит, право и возможность учить его, воспитывать личность. Главное -  не подорвать этого доверия ни словом, ни поступком.

Заинтересовать своего ученика, научив его мыслить, необходимо помочь ему максимально раскрыть свой творческий потенциал, и несмотря на все трудности сегодняшнего дня, помочь ученику вырасти высоконравственной развитой личностью.

Чтобы урок получился, стараюсь сделать его интересным для ребят: найти технологии, формы и методы,  с помощью которых  можно объяснить  просто и доступно  сложный материал. В каждом уроке  должна быть своя изюминка,  не бывает неинтересных тем, бывает недостаточно подготовлен урок.

 И ещё, важно создать психологический комфорт для учащихся, чтобы и они и я от урока получили удовольствие. Для  этого нужно создать атмосферу сотрудничества, найти правила игры, основанные на взаимном понимании, уметь поддерживать хорошую дисциплину, основанную на уважении учителя к учащимся и учащихся к учителю.

Я люблю свою работу своих учеников. Я учу их для того,  чтобы потом они смогли самостоятельно ориентироваться в большом и огромном мире, добывать нужную информацию. Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей. Труд учителя сродни труду хлебороба и строителя - из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни, свой гражданский долг.  

 Быть учителем очень интересно. В этой профессии можно развить и творческие способности и интеллектуальные. Сущность деятельности учителя – подарить тепло и любовь детям.   Я   счастлива, потому что я нахожусь в коллективе необыкновенных и очень разных учителей, у которых  есть чему поучиться.  Когда сам педагог горит, только тогда он может зажечь своих учеников. Одних абсолютных знаний для этого мало. Нужно именно гореть! Ведь педагогика это тоже искусство. А искусство, если оно настоящее, всегда покоряет людей. Сущность деятельности учителя – искусство дарить тепло и любовь детям, оно бесспорно меняет наш мир к лучшему!

 Сегодняшнее полное  понимание моей профессии помогло мне глубже осознать, как необходимо владеть педагогическим мастерством, а также  понимать ту огромную   ответственность,  которая возникает перед ребёнком,   который приходит ко мне на урок.

 В древности люди верили, что Земля стоит на трёх китах. Я верю, что профессия учителя содержит три непременных составляющих: любовь к детям, знание своего предмета, увлечённость им и профессиональное мастерство.  И только их гармоничное сочетание – залог успешной работы. Невозможно, на мой взгляд, учить детей не любя их, таких разных, со всеми достоинствами и недостатками, дисциплинированных и озорных, успевающих и тех, кому ещё трудно. 

 Я всегда стараюсь поставить себя на место ребёнка, когда возникает какая-то сложная, спорная ситуация. Стараюсь строить отношения с моими учениками по принципу «человек   человеку – друг и товарищ », а не «я учитель,  и я здесь главный».   Только в содружестве с учеником рождается желаемый положительный результат в обучении и воспитании. А сотрудничество строится на взаимопонимании и взаимоуважении, в основе которых –  великая вещь,  именуемая любовью. 

 



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Формирование и развитие навыка чтения в начальных классах  средствами развивающих упражнений

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий образования.  

Слайд 2

в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения, современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге. В настоящее время очень острый вопрос для всей общественности это детское чтение. Он приравнивается к национальному бедствию и перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус и сформировать стойкий интерес у школьников к этому виду деятельности.

Как пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу, обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи? Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема  - формирование навыков чтения без насилия над ребёнком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребёнка к чтению – является актуальной.

Слайд 3

Поэтому, я думаю, что так важно именно в период начального обучения научить ребёнка бегло читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно – познавательным и  художественным текстом. Чтобы помочь ребёнку,  прежде всего, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив  можно определить, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные.

Существуют причины, тормозящие скорость чтения:

  1. Природный темп деятельности.
  2. Артикуляция  и  неправильное дыхание.

       3.Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию)

      4.  Регрессия – возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый.

        5. Антиципация – смысловая  догадка.

       6. Отсутствие внимания.

Слайд 4

                                         Природный темп деятельности

Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение, скорость чтения. Но, хотя темп деятельности и является врождённым устойчивым свойством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно изменяться.

Это значит, что, используя определенные упражнения, можно увеличивать темп чтения.

Я использую такие задания (и ещё рекомендую родителям)

1. Многократное прочтение текста

Я  читаю  текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удаётся прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение 4-5раз (или до того момента, когда количество слов перестанет увеличиваться).

2. Молния

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе.

Даю ребятам  задание читать текст, затем, хлопая в ладоши  говорю кодовое слово «молния» и дети переходят на чтение в ускоренном режиме (0,5 мин) Хлопаю ещё раз – закончили.

Слайд 5 - 7

Артикуляция

Для группы учащихся причиной, тормозящей скорость чтения, проявилась  недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Я сделала вывод, что  это влечёт к снижение скорости чтения: артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.

Для процесса чтения чрезвычайно важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое произнесение звуков. Для устранения данной причины я использовала  методику, разработанную Р.Н. Ситдиковой, адаптировав для своего класса.

  1. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных. Эти упражнениянаправлены на чёткое произношение звуков.

Упражнение «Почисти зубки» (кончиком языка при закрытом рте чистим зубы).

а) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у- у- у(дети произносят,тянут)

У машины спускает колесо: ш - ш- ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

б) у ребят вызывает интерес чтение чистоговорок шепотом и медленно (записываю либо на доске, либо вывожу на экран)

ра- ра- ра – начинается игра

ры-ры –ры-   у нас в руках шары

в) даю задание прочитать сочетание звуков тихо и умерено:

арка   арта   арла   арса

арца   арда  арча   аржа

 г) чтение громко и быстро: (в данных заданиях идёт развитие произношения определённых звуков)

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

д)Работа с отдельными звуками

Записываю звуки на доске (экране),даю задание прочитать с ударением на первый звук, на  третий звук, т.о. формирую  артикуляцию.  

а и о е у ы

е)  На экран вывожу схему. Дети читают, начиная с О, а затем с И. При чтении желательно менять громкость звучания и темп чтения.

http://festival.1september.ru/articles/534566/img2.gif

ж) Работа с согласными звуками.

Дети должны четко произносить каждый звук, а затем произносить их как можно быстрее

З с ш ж с ш ж с ш з;    р м л м н р л и м р л л р м и

з) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных

одного ряда:

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

Чтение согласной, с какой  либо  гласной, используя эту же таблицу.

Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд –с гласным [у].

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, главное следить за чёткостью произношения.

Слайд 8

Большую помощь в развитии навыка чтения, я считаю, даёт -

2. Чтение скороговорок, пословиц, поговорок

В скороговорках необходимо выяснить ее смысл, затем преодолеть все трудности звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам в медленном темпе.  Проговаривать каждую скороговорку нужно сначала беззвучно, артикулируя, затем переходить на шепот, и лишь потом - вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о четкости произношения. Работая со скороговоркой, я отрабатываю чистоту звука и интонацию.(использую набор скороговорок  подобранных И.Т.Федоренко)

1. Говори, говори, да не заговаривайся.

2. Каково волокно, таково и полотно

3. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

4. Корабли лавировали-лавировали, да не вылавировали.

Слайд 9

Используя, методику А.Н.Корнева отрабатываю автоматизм восприятия оперативных единиц чтения.

3. Для развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения я использую  работу со структурными слоговыми таблицами. 

а)  прочитай слоги

р   ро    рос   рост  

р   ри   рис   риск

т   то   тол   толк

к  кА   кар  карп

 б) игра  «Беги по дорожке»  - прочитай слоги как можно быстрее по строке и обратно.

на   но  ну    ны   ни   не   ню   ня

ка   ко  ку    кы    ки   ке   кю   кя

ра  ро  ру   ры     ри    ре  рю   ря

ва  во   ву   вы    ви    ве   вю   вя

Слайд  10

                                                              Неправильное дыхание

Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать своё дыхание. Для исправления этого недостатка я использую  дыхательную гимнастику.

Для формирования навыка владения дыханием и голосом предлагаю следующие упражнения

      Разминка

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

Задание «Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

 «В цветочном магазине»

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

Слайд  11- 12

                                                                Малое поле зрения

Поле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации.

Малое поле зрения – большой недостаток у многих читателей. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

Я использую упражнения, помогающие расширить поле зрения.

1.«Пирамида»

 Посмотри внимательно в центр первой строки. Не отводя взгляда от центра, назови, какие буквы ты видишь слева направо.

l25

2.  Глядя в центр на точку, и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать слово по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно.

l21

3."Путешествие в слово".

 На доске черчу ломаную, записывая буквы. Последняя буква одного слова является началом следующего.

http://festival.1september.ru/articles/534566/img6.gif

5. «Словесная пирамида»

 В этом задании я варьирую:  на некоторых уроках читаем пирамиду просто из слов, но иногда использую пирамиду из  слов произведения, которое  читаем.

Читаем слова в разном темпе:

Рот   торт   корт

Крик  крики  крикнул

Кол  укол  уколол  уколоть  укололся

Ма  мал  мама  марка  маркиз

                                                 Слайд 13

                                                            Регрессия

Регрессия - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как лёгкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.

Причины регрессий

1. Сила привычки.

Это самая распространенная причина. Ее корни кроются в том, как обучали ребенка чтению. Очень часто мы, сами того не замечая, формируем у ребенка эту привычку. На первых этапах, когда ребенок еще только осваивает послоговой способ чтения и ему еще трудно с первого прочтения уловить смысл прочитанного слова, мы просим его прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет понятным. Однако некоторые дети не прочитывают слово вновь, а лишь проговаривают прочитанное, привыкая к такому способу осмысления.

2. Кажущиеся трудности текста. 

Если причина регрессий в том, что текст труден для понимания ребенка, то в этом случае предложите ему прочитать текст без регрессий (повторов), даже если отдельные места текста непонятны. Часто дальнейшее чтение снимает возможные вопросы и делает возвраты ненужными.

3. Отсутствие внимания.

Если причина регрессий в слабой концентрации внимания, то необходимо прервать чтение. Возможно, ребенок устал (спросите его об этом) или его что-то беспокоит, и это мешает ему сконцентрироваться. Дайте ребенку время на отдых. Кроме того, вы можете использовать некоторые упражнения для концентрации внимания.

Итак, как добиться устранения регрессии?

Слайд 14

Устранение регрессии

Последние две причины - явления временные и достаточно легко снимаются. Их влияние на скорость чтения не особенно значительно. В то время как первая причина - сила привычки (как и все привычки человека) - явление достаточно устойчивое, и для ее преодоления будут необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения.

Упражнение «Чтение с окошечком». 

Для избавления регрессий  я использую  такой вид работы, как чтение с карточкой (2*5 см). Ребёнок, придерживая   карточку левой рукой, закрывает ею уже прочитанные слова. Таким образом, он не даёт себе возможности вернуться к уже прочитанному. Карточка должна двигаться в одном заданном темпе, что стимулирует достаточно быстрый темп чтения.  

l1

Чтение по указке:

Я веду указкой  - следя за указкой, ребёнок читает текст.

Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.

Пу –те -шест–во–вать      путешествовать

Слайд 15- 17

                                                                       Антиципация

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, или предвосхищением, по-другому - смысловой догадкой.

Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей, со стажем использует этот прием.

В тоже время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

На уроках и на внеклассных занятиях я использую упражнения, направленные на развитие навыка антиципации

  1. Чтение с пропущенными окончаниями.

Для этого задания выбираются тексты из известногодетям произведения «Репка»По… де… ре… . Вы… ре… бо…-пре…. Ста … де… ре… тя…. Тя… - потя…, вы… не мо….  

Или незнакомый текст, но пропущены слоги в некоторых словах.

Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа.

2. Доскажи строчку.

Ло – ло – ло – как на улице … (светло)

Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)

3. Занимательные модели.

- е-   (мел, сел, лес);     е - - -   (енот, езда, ерши);  -е - -    (леса, село, пела)

 4. «Чтение текста через слово».

Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют.

5. Чтение с помощью «Решетки».

Тренировка чтения текстов начинается с решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста.

Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.

l2

Слайд  18 -21

Уровень организации внимания

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все,

что только входит в душу человека из внешнего мира».

К. Д. Ушинский

 Следовательно, обучение быстрому чтению должно включать  в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение.

  1. Для расширения объёма и распределения внимания использую корректурные пробы.

а ) Подчеркнуть в ряду буквы:

М – а/ м с а ы у м а м а у ы с у о н о с а м и у о

У –ы / м с а у с ы п а м л е ы  и у ы а о д т ж и р  

б ) Найди одинаковый рисунок  (букву, слог)

l15

  1. Для развития избирательного внимания использую методику Мюнстерберга.

Найди среди буквенного текста слова, подчеркни их.

Найди словечко. ЕмоербедатСЕРЕБР  Оасолнцетиоьстолбпои

Некоторые задания усложняю, прошу   назвать одним словом.

прщукатькарасьтпсомтдн- это кто?

Васлонтплевнромакистигроо – какое лишнее слово?

  1. Найди ошибки в тексте.

Я вчера буду купаться.                                Мы завтра были на даче.

4)Найди в квадрате следующие слова. (составь слова)l6

Концентрация внимания

  1. Соотнеси цифру и букву.

l13

Задания на развитие мышления, внимания.

1.Поставь слоги на место.

РА     КО     БЛИК ;  РЕ         МО;            РО   МАТ     СЫ

2.Найди слова, в которых спрятался слог РА; за:

Ира   Рома мера нора  мир Юра рама  Нюра

Замок   гроза  разный роза глаза мороз заря заноза

3.Расшифруй слова. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения  напечатаны разным шрифтом:

поСКАкаЛиБРЫЗгаЛИПРОкриЧАли 

МАшиКАн    ткВыА       огЕЦуР     роДога       ЧОКсунДУ      ЗИНАкор

4. Прочитай слова с права налево. Из какой сказки данные персонажи? Кого здесь не хватает?

ьдевдемцяазкловасилкомерет

Слайд 22

Для закрепления знаний алфавита дети работали над проектом «Моя азбука» Совместно с родителями выполняли тематические азбуки (лохматая азбука, азбука профессий, что нас окружает). Изготовили буквы своего имени. Плашинова Евгения представляла проект, заняла призовое место. Библиотека играет большую роль в формировании и развитии навыка чтения.

Слайд 23

Использовав, данные упражнения в своей работе повысилась результативность чтения. Это можно проследить по таблице замеров. (представлен график)

Слайд 24

                                                             Вывод

Предложенные упражнения  позволяют работать над развитием навыков быстрого чтения на любом уроке и во внеурочной деятельности. Эти упражнения не занимают много времени, дидактический и раздаточный материал, подготовленный для формирования навыков чтения, можно использовать для решения других учебных задач.  При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс формирования оптимальной техники чтения идет легче и быстрее. При ежедневном использовании фонетических упражнений формируется культура звуковой речи, вырабатывается  умение читать без напряжения. В результате работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения. Представленные упражнения помогают устранить причины трудностей и совершенствовать техническую составляющую процесса чтения, а следовательно,  помогают ребёнку-школьнику в обучении в целом.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование и развитие навыка чтения в начальных классах средствами развивающих упражнений Наталья Владимировна Дементьева, учитель начальных классов МАОУ « Новозаимская СОШ»

Слайд 2

Актуальность проблемы Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать. Как пробудить интерес к чтению? Как преодолеть трудности при чтении? Как сохранить интерес к чтению? Как сформировать навыки чтения?

Слайд 3

Причины , тормозящие скорость чтения * Природный темп деятельности. * Артикуляция и неправильное дыхание. * Малое поле зрения - участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию. * Регрессия – возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. * Антиципация – смысловая догадка. * Отсутствие внимания.

Слайд 4

Природный темп деятельности Многократное прочтение Молния Хоровое чтение

Слайд 5

Артикуляция Упражнение с отдельными звукам а) упражнение для развития чёткости произношения : машины едут- ж –ж -ж ползёт змея – ш – ш - ш б) чтение чистоговорок шёпотом и медленно : Ра- ра - ра – начинается игра Ры - ры - ры –у нас в руках шары в) чтение тихо и умеренно : Арка, арта , арла , арса . Арца , арда , арча, аржа .

Слайд 6

г) чтение громко и быстро : гарь парь жарь дверь зверь червь д) работа с отдельными звуками : УЕАЫОИ Прочитай с ударением на 1,3,..последний звук. е) прочитай схему: ра лит ло Жа бо ба

Слайд 7

ж ) Работа с согласными звуками. - Четко произноси каждый звук, а затем произноси их как можно быстрее Зсш жсш жсшз ; рмл мнрл имрл лрми з ) чтение согласных Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда: ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

Слайд 8

Чтение скороговорок, пословиц, поговорок Говори, говори, да не заговаривайся. Каково волокно, таково и полотно Полили ли лилию, видели ли Лидию? Корабли лавировали-лавировали, да не вылавировали.

Слайд 9

структурные слоговые таблицы

Слайд 10

Неправильное дыхание Разминка вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям. Задание « Задуйте свечу » Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Задание « В цветочном магазине » Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

Слайд 11

Малое поле зрения Пирамиды Посмотри внимательно в центр первой строки. Не отводя взгляда от центра, назови, какие буквы ты видишь слева направо.

Слайд 12

« Словесная пирамида » Читаем слова в разном темпе: Рот торт корт Ма мал мама марка маркиз «Путешествие в слово» Последняя буква одного слова является продолжением следующего

Слайд 13

Регрессия Причины регрессий 1. Сила привычки. 2. Кажущиеся трудности текста. 3. Отсутствие внимания

Слайд 14

Устранение регрессии Упражнение «Чтение с окошечком». Листок накладывается на строку и передвигается при чтении вдоль строки, повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой: козы – косы ветер – вечер Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста . Пу –те - шест–во– вать путешествовать

Слайд 15

Антиципация Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации Чтение с пропущенными окончаниями. Для этого задания выбираются тексты из известного детям произведения… «Репка» По… де… ре… . Вы… ре… бо …-пре…. Ста … де… ре… тя …. Тя … - потя …, вы… не мо….

Слайд 16

2. Доскажи строчку. Ло – ло – ло – как на улице … (светло) Ул – ул - ул – у меня сломался … (стул) 3. Занимательные модели. - е- (мел, сел, лес); е - - - (енот, езда, ерши); -е - - (леса, село, пела) 4. «Чтение текста через слово». Читать нужно перескакивая через слово.

Слайд 17

Чтение с помощью « Решетки » Решетка накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста. Дети должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.

Слайд 18

Уровень организации внимания Корректурные пробы а ) Подчеркнуть в ряду буквы: М – а/ м с а ы у м а м а у ы с у о н о с а м и у о У – ы / м с а у с ы п а м л е ы и у ы а о д т ж и б) Найди одинаковый рисунок (букву)

Слайд 19

2. Найди среди буквенного текста слова, подчеркни их. « Найди словечко » Оа солнце тиоь столб пои Е моя р беда т СЕ РЕБРО 3. Найди ошибки в тексте. Я вчера буду купаться. Мы завтра были на даче 4 . Прочитай слова

Слайд 20

Концентрация внимания Соотнеси цифру и букву

Слайд 21

Задания на развитие мышления, внимания. 1.Поставь слоги на место . РА КО БЛИК ; РЕ МО; РО МАТ СЫ 2.Найди слова, в которых спрятался слог за: Замок гроза разный роза глаза мороз 3.Расшифруй слова . Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разным шрифтом: МАшиКАн ткВыа огЕЦуР роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор

Слайд 22

Наша азбука

Слайд 23

Использовав, данные упражнения в своей работе повысилась результативность чтения. Это можно проследить по таблице замеров

Слайд 24

Вывод упражнения развивают навык быстрого чтения на любом уроке и во внеурочной деятельности В результате работы с упражнениями снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения.

Слайд 25

Спасибо за внимание!