2. 1. Продуктивность социально-педагогической деятельности педагогического работника
«Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».
Марк Тулий Цицерон
Принципы социальной защиты детства:
-охрана права каждого ребенка на социальную защиту;
-многообразие форм и видов социальной защиты;
-всеобщность и доступность основных форм социальной защиты.
1. Проведение комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся/воспитанников.
Комплекс мер по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в МБОУ СОШ № 2 имени Т.Б. Куулар пгт Каа-Хем руководителем социальной службы Монгуш Ч.Ш. ведется системно.
В МБОУ СОШ № 2 имени Т.Б. Куулар пгт Каа-Хем, согласно образовательному, воспитательному плану во исполнение Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, и т.д. администрацией, учебно-воспитательным блоком, социальной службой, классными руководителями проводятся по плану: профилактические лекции, беседы, тренинги, классные часы, внеклассные мероприятия, родительские собрания, инструктажи по ТБ, различные мероприятия по профилактике правонарушений, ДНД, рейды, патронажи на дому, духовно-нравственные, культурно-оздоровительные, спортивные, индивидуальные, массовые, коллективные, плановые, внеплановые, сверхурочные мероприятия, организована работа по взаимодействию с субъектами профилактики, согласно ФЗ -120, и НПА Мин.обр. и своевременно отражаются и отправляются в УО Кызылского кожууна, в Министерство образования республики Тыва, в РЦДОТ, а также в социальную сеть в приложении ВК на странице МБОУ СОШ 2 имени Т.Б. Куулар пгт Каа-Хем, и на официальной странице школы в интернете.
Социально-педагогическая работа в МБОУ СОШ № 2 имени Т.Б. Куулар пгт Каа-Хем осуществляется в соответствии с годовым воспитательным планом школы. Цель социально-педагогической работы является - создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.
Работа социально-педагогической службы нашей школы осуществляется согласно ФЗ-120, совместно с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Администрация Кызылского кожууна, КДН и ЗП Кызылского кожууна, ОУУП ПДН МО МВД «Кызылский», Управление образования Кызылского кожууна, Центральной больницей Кызылского кожууна, органами управления социальной защитой населения, Министерство образования РТ.
Реализация работы социальной службы предполагает сплочение усилий и взаимодействие с субъектами профилактики по созданию действенного плана мероприятий, которые способствуют профилактике асоциального поведения обучающихся. Для повышения эффективности в достижении поставленных целей изучается и обобщается опыт в области методологии, эффективных технологий, используемых в профилактической работе, создаются условия развития и реабилитации обучающихся.
Как социальный педагог и руководитель социальной службы я осуществляю комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в нашей школе систематично. Изучаю особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни. Выявляю интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказываю им социальную помощь и поддержку. Выступаю посредником между обучающимися и участниками школы, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяю задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Принимаю меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся и их родителей. Организую различные виды социально значимой деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвую в их разработке и утверждении. Способствую установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействую созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся. Организую разнообразные виды деятельности обучающихся,ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвую в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской. Обсуждаю с обучающимися актуальные события современности. Участвую в осуществлении работы по трудоустройству выпускников 9-ых классов. Провожу патронажи на дому, совместно со специалистами субъектов профилактики нашего кожууна, которые обеспечивают жильем детей сирот, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействую с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в трудные жизненные ситуации. Участвую в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных планом школы и провожу методические и консультативные советы и помощь родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся.
Моя работа, работа социального педагога ведется согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации; законам и иным нормативным правовым актам, регламентирующим образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.д.
Для успешной реализации поставленных целей и задач, социально-педагогическая работа по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности обучающихся и по профилактике правонарушений проводятся по нескольким направлениям:
1. Социально - педагогическое исследование (составление паспорта школы и классов; изучение семей; социально - педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семей).
2. Социально - педагогическая защита прав ребёнка (выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите; индивидуальная работа).
3. Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности (проведение классных часов, профилактических бесед, лекций, родительских собраний, школьных мероприятий).
4. Социально - педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация (контроль посещаемости уроков, проведение индивидуальных бесед, организация работы с учащимися "группы риска", с учащимися состоящими на учетах ВШК, ОПДН, КДНиЗП, сотрудничество с инспекторами и комиссией по делам несовершеннолетних).
5. Обеспечение социально - педагогической поддержки семьям (создание банка данных, раннее выявление неблагополучных семей, психолого - педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье).
6. Организационно - методическая деятельность (анализ работы, участие в семинарах, конференциях, изучение правовых актов, документов, приказов, оказание и проведение лекций, семинаров по повышению педагогической грамотности коллектива, классных руководителей, молодых специалистов).
Работа социальных педагогов и педагогов-психологов в нашей школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, классных руководителей, учащихся и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках нашей службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводятся психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
За 2023-2024 учебный год в социальной службе отработали всего 6 педагогов:
№ | ФИО педагогов | Дата рождения | Должность | Стаж работы, пед. категория | Курируемые классы |
1 | Монгуш Чинчи Шолбанвна | 12.04.1086 | Социальный педагог | 15 лет, первая категория | Старшие классы 9,10,11 + профилактика правонарушений |
2 | Ондар Леонора Сереповна | 07.09.1973 | Социальный педагог | 29 лет, высшая категория | 1-4 классы, начальная школа |
3 | Салчак Шончалай Дапытовна | 15.03.1969 | Социальный педагог | Подполковник в отставке 30 лет работы стажа в правоохранительных органах СЗД
| 5-6 классы |
4 | Салчак Орлана Мажыевна | 29.05.1964 | Социальный педагог | 35 лет, высшая категория | 7-8 классы |
5 | Салчак Алдынмаа Нурсатовна | 15.03.1979 | Педагог - психолог | 19 лет, 1 категория | 7,8,9,10,11 классы. |
6 | Ондар Чодураа Орлановна | 31.01.1988 | Педагог - психолог | 8 лет, первая категория | Начальная школа, 5-6 классы. |
Начало учебного года каждый год всегда начинается с Республиканской акции всеобуча: "Помоги собраться в школу". Наша школа каждый год принимает активное участие в благотворительной акции нашей республики с 20 августа по 30 сентября каждого года. Участники акции - это наши родители, педагогический коллектив, индивидуальные предприниматели, жители поселка, а также субъекты профилактики пгт. Каа-Хем. Помогаем семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации в подготовке детей к новому учебному году. Сбор школьных принадлежностей проводится на базе нашей школы в кабинете социальных педагогов. Каждый год в основном оказывается помощь от 30 до 67 семьям. (Примерная рыночная стоимость собранных вещей, канцелярский принадлежностей, если рассмотреть в денежном эквиваленте выходит примерно 80, 90 т.рублей). Семьи получают в помощь Канцелярские, письменные принадлежности, школьные тетради, принадлежности для рисования, наборы для детского творчества. (каждый набор со стоимостью примерно в рыночной цене 600 рублей), а также семьи получают помощь в виде школьной формы, спортивной одежды, обуви, ранцев (каждому ребенку со стоимостью примерно по рыночной цене 2000 рублей). Для оказания социально-педагогической помощи обучающимся нашей школы изучается школьный социум, собираются и проанализируются социальные паспорта классов и семей для выявления разных категорий детей. Определяются приоритетные направления работы с детьми «группы риска», опекаемыми, инвалидами, детьми, находящимися в социально - опасном положении. - изучаются социальные проблемы учащихся, также ведется учёт и профилактика с детьми, состоящими на учётах ВШК, ОПДН, КДНиЗП, и семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется социальная защита детей из семей группы риска: многодетных, опекаемых; малоимущих.
В 2023-2024 учебном году количество классов с 1го по 11-й составило всего 66.
Из них в начальной школе всего 25 классов, средние классы - 30, старшие классы - 11.
№ | Классы | Ответственный классный руководитель |
1а | Идам Долаана Борисовна | |
1б | Куулар Шолбана Васильевна | |
1в | Санарова Любовь Игнатьевна | |
1г | Куулар Аида Алдын-ооловна | |
1д | Донгак Элина Эдуардовна | |
1е | Монгуш Жанна Соскур-ооловна | |
2а | Доспан Валентина Мандал-ооловна | |
2б | Иргит Чечек Хавузаевна | |
2в | Кара-Монгуш Маргарита Владимировна | |
2г | Сат База-Кыс Анай-ооловна | |
2д | Монгуш Сайсу Анатольевна | |
2е | Хертек Алина Монгун-ооловна | |
3а | Шагдыр-оол Нисса Самиловна | |
3б | Ховалыг Чойган Калый-ооловна | |
3в | Монгуш Олча Шаравииевна | |
3г | Доржу-оол Жанна Валерьевна | |
3д | Прибытко Алла Владимировна | |
3е | Прибытко Алла Владимировна | |
3ж | Монгуш Наталья Кан-ооловна | |
4а | Ховалыг Чойган Калый-ооловна | |
4б | Ооржак Шончалай Геннадьевна | |
4в | Монгуш Маргарита Май-ооловна | |
4г | Хертек Ольга Кара-ооловна | |
4д | Ондар Чечек Борисовна | |
4е | Сат База-Кыс Анай-ооловна | |
5а | Сарыглар Шенне Андреевна | |
5б | Кужугет Инга Ивановна | |
5в | Минчир-оол Чайынды Владимировна | |
5г | Салчак Чодураа Сергеевна | |
5д | Сат Аэлита Олеговна | |
5е | Тончай-оол Айдыс Андреевич | |
5ж | Монгуш Саяна Болат-ооловна | |
6а | Иргит Анай-Хаак Арачыевна | |
6б | Монгуш Айлана Борбак-ооловна | |
6в | Кужугет Ольга Викторовна | |
6г | Куулар Аржана Константиновна | |
6д | Куулар Сайзана Белековна | |
6е | Монгуш Анай-Хаак Викторовна | |
6ж | Салчак Алена Петровна | |
6з | Байлак Солангы Монгушовна | |
7а | Монгуш Чинчи Шолбановна | |
7б | Монгуш Светлана Май-ооловна | |
7в | Салчак Шончалай Дапытовна | |
7г | Леканцева Наталья Владимировна | |
7е | Карашпай Марина Донгаковна | |
7з | Кюжюгет Алдынай Борисовна | |
7ж | Монгуш Аяна Адар-ооловна | |
8а | Хертек Айдаш Александрович | |
8б | Кенден Айлана Дарыжыковна | |
8в | Кара-Монгуш Лилия Геннадьевна | |
8г | Попов Андрей Анатольевич | |
8д | Монгуш Рада Владимировна | |
8е | Монгуш Аясмаа Чаш-ооловна | |
8ж | Монгуш Аржана Александровна | |
8з | Куулар Айзана Константиновна | |
9а | Монгуш Алдынай Нурсатовна | |
9б | Монгуш Шолбанмаа Экер-ооловна | |
9в | Гойчук Валентина Михайловна | |
9г | Дакпай-оол Ариадна Аркадьевна | |
9д | Монгуш Айсу Аран-ооловна | |
9е | Монгуш Алдынай Нурсатовна | |
9ж | Ондар Кара-кат Кошкар-ооловна | |
10а | Ендан Раиса Монгушевна | |
10б | Куштуг-оол Ренал Олегович | |
11а | Кужугет Жанна Октябрьевна | |
11б | Монгуш Алдынмаа Александровна |
Социальный паспорт школы - это документ который содержит информацию, дающую основания для анализа и оценки социальной ситуации в школе. Основные сведения предоставляются классными руководителями на основе социальных паспортов классов. Категории, которые выделяются в социальном паспорте, определяет УО Кызылского кожууна. Оформление социального паспорта школы осуществляется в начале учебного года. Поселок Каа-Хем - крупный поселок городского типа в Республике Тыва, расположенный на левом берегу одноименной реки, в 9 километрах к востоку от Кызыла. На 1 августа 2023 по оценке Федеральной службы государственной статистики численность населения (постоянных жителей) поселка городского типа Каа-Хем Республики Тыва составляет 18 762 человека. В настоящее время по рождаемости республика Тыва находится на одном из первых мест в России. Численность населения республики ежегодно увеличивается, в том числе п.г.т. Каа – Хем Кызылского кожууна. Такая демографическая ситуация ведет к социальным проблемам: увеличение количества безработных, малообеспеченных семей, социальных сирот и т.д. Численность населения зависит не только от естественного прироста, а также от миграции населения. Миграционный приток населения нашего поселка связан с неравномерностью развития экономики в различных частях республики. Стремление людей переселиться в городские поселения объясняется тем, что здесь наиболее развитая инфраструктура, наличие большинства учреждений и организаций, дает надежду гражданам трудоустроится, получить качественное образование, люди, особенно молодые, стремятся жить и работать ближе к цивилизованному ритму жизни, т.к. поселок находится недалеко от города Кызыла. Увеличивающиеся размеры естественного прироста и миграции благоприятны для демографической ситуации в поселке Каа-Хем, нежели в соседних селах.
Но в такой, казалось бы, благоприятной обстановке есть «подводные камни» в работе социальной службы школы:
- увеличение количества малообеспеченных семей, семей СОП, семей оказавшихся в ТЖС, в связи с переездом, безработицей и проблемой обустройства семей без собственного или иного жилья в поселке.
- увеличение количества несовершеннолетних, которые дают отрицательную динамику по росту правонарушений среди несовершеннолетних школы, и т.д.
Общие сведения социального паспорта МБОУ СОШ № 2 имени Т.Б.Куулар пгт Каа-Хем за 3 года, 2022-2023, 2023-2024, 2024-2025 у.г.
Классы | кол-во детей | Кол-во уч-ся | Воспитываются | Состав семьи | |||||||||||||
мальчиков | девочек | в полной семье | в неполной семье | С одинокой матерью | Матерью, нах-ся в разводе | Матерью-вдовой | Отцом-вдовцом | Отцом, нах-ся в разводе | Опекуном | Родственниками | С одним ребенком | С двумя детьми | С тремя детьми | Более трех детей | |||
2022-2023 | 1662 | 827 | 835 | 1514 | 148 | 68 | 59 | 47 | 4 | 2 | 58 | 2 | 93 | 615 | 687 | 267 | |
2023-2024 | 1711 | 881 | 830 | 1380 | 174 | 79 | 60 | 35 | 2 | 0 | 56 | 12 | 88 | 560 | 706 | 302 | |
2024-2025 | 1770 | 892 | 879 | 1573 | 197 | 96 | 54 | 37 | 6 | 4 | 49 | - | 88 | 560 | 706 | 302 |
Социальный паспорт школы показывает в основном средние данные, что семей преобладают полные семьи - 90%; средний уровень образования родителей - 20 %; средне-специальный уровень – 34%; только 20% с высшим образованием; в области занятости родителей преобладает рабочий класс – 48%; из данных по условиям жилищных условий видно, что у 40 % семей имеют свое собственное жилье.
Социально - педагогическая защита прав ребёнка (выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите; индивидуальная работа).
В начале 2023-2024 учебного года при наличии документов, подтверждающих льготный социальный статус семьи, учащихся из семей льготной категории предоставляется социальная помощь по следующим акциям: Акция по всеобучу «Помоги собраться в школу»; «Теплые вещи»; «Варежки»; «Подари книгу».
Оказанная социальная помощь
Многодетная семья – М/д, Малообеспеченная семья - М/я, Опекаемые семьи– Оп/я.
№ | Категория семьи | Класс | Количество учащихся и семей, получивших помощь за год |
| М/д, М/я | 3а | 3 – (канц.прин), 2 (шк.автоб), 2 (одежда) |
| М/д, М/я | 3б | 2 (теплые куртки) |
| М/д, М/я | 3в | 4 - (канц.прин), 1 – (одежда) |
| М/д, М/я | 3г | 5 – (канц.прин) |
| М/д, М/я | 3д | 4 – (канц.прин) |
| М/д, М/я | 3е | 2 – (канц.прин), 2 (учебники) |
| М/д, М/я | 3ж | 1 - (канц.прин), 2 (шк.автоб) |
| М/д, М/я | 3з | 1 – (канц.прин), (ср.лич.гиг), (теплые вещи), (носки, варежки) |
| М/д, М/я | 3и | 2 – (канц.прин) |
| М/д, М/я | 3к | 13 – (канц.прин), (теплые вещи), (носки, варежки), (шк.форма), 7 (шк.автоб), 13 (учебники) |
| М/д, М/я | 5а | 1 – (канц.прин) |
| М/д, М/я | 5б | 1 – (канц.прин) |
| М/д, М/я | 5в | 2 – (канц.прин) |
| М/д, М/я | 5г | 2 – (канц.прин), (носки, варежки) |
| М/д, М/я | 5д | 5 – (канц.прин), 2- (теплые вещи), 3 – (носки, варежки) |
| М/д, М/я | 5е | 4 – (канц.прин) |
| М/д, М/я | 10а |
|
| М/д, М/я | 10б | 1 – (канц.прин) |
Анализ проведенных мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности и профилактике правонарушений в сравнении с прошлым учебным годом.
Мероприятия | 2022-2023 учебный год
| 2023-2024 учебный год |
Проведенные мероприятия (встречи, конкурсы, фестивали и т.д.) | 547 | 598 |
Количество проведенных родительских собраний по профилактике правонарушений/ охват | 256/4850 | 277/5775 |
Количество проведенных рейдовых мероприятий | 350 | 540 |
Анализ (описание) таблицы
Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности обучающихся, родителей (проведение классных часов, родительских собраний, школьных мероприятий) по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности и профилактике правонарушений за 2023-2024 учебный год.
№ | Мероприятия | Сроки | Контингент | Ответственные исполнители |
Запланирована и подготовлена организация деятельности социальной на 2023-2024 учебный год Согласована и утверждена работа Совета профилактики на 2023-2024 учебный год | 28.29.08.2023г | Соц. служба | Руководитель соц.службы Монгуш Ч.Ш. | |
Созданы и редактированы программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | Согласовано и утверждено 07.11.2023г | Соц. служба | Руководитель соц.службы Монгуш Ч.Ш. | |
В начале года организована работа клуба «Юные помощники педагога-психолога» и проводился в течение учебного года | в течение года | активисты 1-11 классов, в том числе дети участников СВО на Украине и обучающиеся, состоящие в разных профилактических учетах | педагоги-психологи Салчак А.Н. Ондар Ч.О. | |
За 2023-2024 учебный год проводились психолого-педагогическое сопровождение детей из семей участников СВО, выпускников 9,11 классов, а также первоклассников | в течение года | 1-11 классы | педагоги-психологи Салчак А.Н. Ондар Ч.О. совместно с классными руководителями | |
Проведены семинары для классных руководителей для повышения профессионального мастерства и профилактики эмоционального выгорания | 21.12.2023г 21.03.2024г | Классные руководители 1-11 классов | Соц.служба совместно с зам.дир по ВР Кужугет О.В. | |
Проведены мероприятия по профилактике профессионального выгорания педагогов «Сохрани себя». Личностный рост педагогов и механизмы от профессионального выгорания «Ресурсы и отдых в жизни педагога». День психологической разгрузки. | 26.10.2023г 13.01.2024г
| Педагоги, классные руководители | Соц.служба совместно с зам.дир по ВР Кужугет О.В. и администрацией школы
| |
Проведены общешкольные родительские собрания, отдельные мастер-классы, беседы, тренинги, индивидуальные консультации, лекции для родителей, чьи классные руководители пригласили педагогов социальной службы на родительские собрания своего класса, а также онлайн беседы, родительские собрания по вопросам воспитания, обучения и развития детей и подростков на темы: "Права и обязанности несовершеннолетних детей"; "Ответственность родителей за своих несовершеннолетних детей по законам РФ"; "Современные требования к родителям и педагогам по вопросам воспитания согласно ФГОС"; "Помощь в воспитании семьям с детьми школьного возраста"; "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних". В работе дополнительно использовались методические рекомендации «Навигатор профилактики» (комплект памяток по профилактике девиантного поведения обучающихся, разработанный ФГБОУ ВО МГППУ). | Всего классов с 1-го по 11 классы - 66, Педагогами социальной службы проведены профилактические работы в течение учебного года по заявкам классных руководителей | всего мероприятий проведено 264 раза с общим охватом родителей 3960 | Соц.служба совместно с зам.дир по ВР Кужугет О.В. | |
Педагоги социальной службы принимают участие по работе психолого-педагогического консилиума школы | По четвергам за 2023-2024 учебный год | члены ПМПК | Ондар Л.С. Салчак А.Н. | |
Проводились мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, профилактика негативных, пагубных привычек педагогами социальной службы в течение учебного года. Классные руководители приглашают педагогов социальной службы и заявляют тему для проведения мероприятия для их классов. Мероприятия проводились в форма бесед, классных часов, лекций, родительских собраний. Темы работ: "Правила личной гигиены. Понятие об общественной гигиене", "Принципы и нормы здорового образа жизни", "Профилактика употребления насвая и токсических веществ", "Психическое здоровье. Толерантность", "Безопасное использование гаджетов", "Репродуктивное здоровье мальчиков", "Репродуктивное здоровье девочек", "Правильное питание и физическая активность", "Психическое здоровье: анорексия, булимия", "Психическое здоровье: Стресс и депрессия", "Половое созревание мальчиков", "Половое созревание девочек", "Профилактика табакокурения", "Семейные ценности и взаимоотношение полов", "Насилие: буллинг и рэкет в школе", "Профилактика употребления алкоголя", "Профилактика употребления наркотиков, ПАВ", "Профилактика ИППП, вирусных гепатитов и ВИЧ", "Личная гигиена. Вредные привычки", "Профилактика неинфекционных заболеваний".
| За 2023-2024 учебный год всего мероприятий по профилактике ПАВ, ЗОЖ проведено для учащихся с 1го по 11-ые классы а также для родителей: 76 по заявкам классных руководителей. Всего проведено: 132 мероприятия. | Учащиеся 1-11 классов, родители | Соц.служба совместно с зам.дир по ВР Кужугет О.В. | |
Проведена неделя правовых знаний совместно с субъектами профилактики согласно исполнению п.14.Плана основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на 2024 год, утвержденного постановлением координационного совещания по обеспечению правопорядка и профилактики правонарушений в Республике Тыва от 26.12.2023г № 7-КС, управление по обеспечению деятельности Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав при Правительстве Республики Тыва направил распоряжение от 16.02.2024г " 2-мкдн "о проведении в образовательных организациях Республики Тыва Недели правовых знаний с 26-го февраля по 020ое марта 2024г. | С 26го февраля 2024 года по 02 марта 2024 год. | Учащиеся 1-11 классов | Руководитель соц.службы Монгуш Ч.Ш. зам.дир по ВР Кужугет О.В. | |
Социальными педагогами согласно программе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Мы вместе» за 2023-2024 учебный год проведены беседы, классные часы, лекции, игровые тренинги, дискуссии с учащимися с 1го- по 11 классы а также с их родителями. Классные руководители приглашают педагогов социальной службы и заявляют тему для проведения мероприятия для их классов. Мероприятия проводились в форма бесед, классных часов, лекций, родительских собраний. Темы работ:
| За 2023-2024 учебный год всего мероприятий по профилактике правонарушений проведено для учащихся с 1го по 11-ые классы а также для родителей: 198 по заявкам классных руководителей.
| Учащиеся 1-11 классов, родители | Соц.служба совместно с зам.дир по ВР Кужугет О.В. | |
Проводились мероприятия по профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ) среди несовершеннолетних социальной службой проведены медицинские осмотры учащихся "группы риска" совместно с ГБУЗ ЦКБ Кызылского кожууна, работа проводилась в двух этапах: раннее выявление незаконного потребления наркотических средств психотропных веществ среди учащихся, 1 этап – социально-психологическое тестирование для выявления факторов риска потребления наркотиков, 2 этап – профилактические медицинские осмотры учащихся по результатам СПТ | Диагностика во время месячника психологического здоровья учащихся осень 2023г
Мед.осм. 12.04.2024г | 1-11 классы | педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители | |
Проведены родительские всеобучи: "Ответственное родительство", по предупреждению возможного неблагополучия в поведении у детей и подростков «Заботливый родитель», «Азбука счастливой семьи», а также по учебно-воспитательным направлениям: "Чего ждать выпускникам 2024", "ОГЭ и ЕГЭ 2024". |
22.12.2024г 06.03.2024г 23.04.2024г | Родители охват 132 145 128 | Соц.служба совместно с зам.дир по ВР Кужугет О.В. и администрацией школы
| |
Проведение индивидуальных бесед с элементами дискуссии, консультирование учащихся, попавших в ТЖС. | в течение года | 1-11 классы | Соц.служба | |
Акция «Минута Телефона доверия», «Тропа доверия», «Компас доверия» | С 1-го по 10ое сентября 2023 г., с 8-го по 20-ое января 2024 г., 17.05.2024г
| 1-11 классы | Соц.служба | |
Разработана и реализовывается индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска", учащихся состоящих на учетах ВШУ, ПДН, КДНиЗП по программе «ДОВЕРИЕ». | постоянно | дети"группы риска", учащиеся, состоящие на учетах ВШУ, ОПДН, КДНиЗП | педагоги-психологи классные руководители социальные педагоги | |
Проведен месячник психологической безопасности (МПБ), проведены мероприятия для учащихся и родителей, а также для классных руководителей и педагогов, направленных на формирование у детей позитивного мышления, рисков и угроз современной интернет среды несовершеннолетних, жестокого обращения, преступлений против половой неприкосновенности и других форм деструктивного поведения, употребления психоактивных веществ и принципов здорового образа жизни. | октябрь 2023 г.;
март 2024 г. | 1-11 классы, родители, педагоги | Соц.служба совместно с зам.дир по ВР Кужугет О.В. и администрацией школы
| |
Организована и действует по плану на 2023-2024 учебный год работа ШСП. Деятельность школьной службы примирения направлена на разрешение конфликтов, улучшение межличностных отношений среди учащихся, родителей и педагогического коллектива. | в течение года | 1-11 классы | Соц.служба | |
Проведена профилактическая акция ко Дню трезвости. Социальные педагоги выезжали на рейды к семьям, состоящим на учетах СОП, ТЖС провели профилактические беседы, раздавали информационные буклеты ЗОЖ. | 11.09.2023г | Семьи СОП, ТЖС неблагополучные | Социальные педагоги | |
Проведено мероприятие профилактического характера в виде коллективно-творческого дела, приуроченного ко Дню толерантности. Социальные педагоги вместе с 7а,7в, 7ж классами помогали ветеранам школы в их хозяйстве.
| 16.11.2023г | 7а,7в,7жкклассы | социальные педагоги
| |
Проведена встреча с врачом частной клиники "Одучу" Монгуш Алена Коош-ооловной с учащимися старших классов ко дню акции Всемирного дня борьбы со СПИДом.
| 1 декабря 2023 г. | 9,10,11 классы | социальные педагоги
| |
Проведены рейдовые мероприятия ко дню детей-инвалидов, педагоги социальной службы поздравили учащихся школы, которые учатся на дому, детей инвалидов и детей с ОВЗ. | 6,7 декабря 2023 г. | 1-11 классы | социальные педагоги | |
Социальная служба обучались на семинаре "Профилактика суицидального риска среди обучающихся: ранее выявление, механизм взаимодействия педагогов по профилактике суицидального поведения". | 31.01 2024 г. | Соц. служба | Соц.служба совместно с зам.дир по ВР Кужугет О.В. | |
Республиканский конкурс среди образовательных организаций Республики Тыва: "Лучшая программа индивидуального сопровождения - 2023г". | февраль 2024 г. | Конкурс для ОО Республики Тыва | Руководитель соц.службы Монгуш Ч.Ш. | |
Проведено мероприятие согласно Республиканской межведомственной акции «Телефон доверия: помощь всегда рядом»
| 18.04. 2024 г. | 1-11 классы | Соц.служба | |
Проведены патронажи на дому, с целью обследования жилищно-бытовых условий семьи и содержания несовершеннолетних детей по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. | в течение года Всего проведено патронажей на дому: 540 | ДНД по пгт Каа-Хем | Социальные педагоги | |
Совместно с субъектами профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних социальными педагогами каждый месяц проводятся ДНД 16 числа. | Каждое 16 число месяца. |
| Социальные педагоги | |
Педагоги социальной службы входят в состав комиссии Совета профилактики на 2023-2024 учебный год, принимали активное участие, выполняли свои должностные обязанности. | Каждый четверг. | По заявкам, жалобам классных руководителей, субъектов профилактики, а также по плановые а 2023-2024 учебный год | Руководитель соц.службы Монгуш Ч.Ш. Социальные педагоги | |
Проводились планерки методического объединения "Социальной службы". | Каждый понедельник. |
| Руководитель соц.службы Монгуш Ч.Ш. Социальные педагоги | |
Проведено итоговое собрание социальной службы. | 31.05.2024г. |
| Руководитель соц.службы Монгуш Ч.Ш. Социальные педагоги |
Запланированные мероприятия на 2023-2024 учебный год социальной службой выполнены. Учащиеся, состоящие на ВШУ, ОПДН, КДН ЗП, «Группы риска», дети из неблагополучных семей требуют повышенного внимания в работе социально –психологической службы. Не меняется число неблагополучных семей, имеющих проблемы с воспитанием и обучением ребёнка, несмотря на то, что постоянно ведется профилактическая, коррекционная, просветительская работа с детьми и родителями.
Задачи на следующий 2024-2025 учебный год.
| Задача | Цель | Ожидаемый результат |
1. | Выявление интересов и потребностей обучающихся, трудностей и проблем отклонений в поведении и своевременное принятие мер по социальной защите, помощи и поддержки обучающихся. | Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты. Социально – бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, находящихся в социально-опасном положении. Социально – психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, микросоциуме. | Личностное и интеллектуальное развития обучающихся, решение личных проблем обучающихся, и их семей; |
3. | Проведение среди обучающихся профилактической работы по искоренению вредных привычек и ведению ЗОЖ и вовлечение в досуговую деятельность. | Формирование у учащихся положительного представления о здоровом образе жизни, пропаганда занятий спортом как альтернативы пагубным привычкам | Сформированность у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни. |
4. | Координация взаимодействия педагогов, классных руководителей, родителей, специалистов социальных служб, общественных организаций. | Посредничество между личностью учащегося и школой, семьей, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав) | Координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов социальной защиты для оказания помощи учащимся. |
2. Профилактика Девиантного поведения.
Работа по профилактике девиантного поведения обучающихся в нашей школе проводятся системно, как руководитель социальной службы особое внимание уделяю работе с детьми, девиантного поведения. Вопросы профилактики девиантных проявлений обучающихся являются ключевой задачей образовательных организаций в части обеспечения их психолого-педагогического сопровождения.
Профилактика девиантного поведения обучающихся в нашей школе: психолого-педагогический скрининг и формирование благоприятного социально-психологического климата, направленна на организацию своевременного выявления обучающихся, поведение которых может свидетельствовать о рисках формирования девиантного (общественно опасного) поведения.
В работе по профилактике девиантного поведения детей всегда придерживаемя НПА, в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»., на основании реализации прав обучающихся в предоставление им условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (пункт 2 части 1 статьи 34), и организации деятельности, направленной на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (часть 1 статьи 42).
В целях выявления обучающихся, поведение которых свидетельствует о рисках формирования девиантного (общественно опасного) поведения, социальной службой, т.е. социальными педагогами, педагогами психологами нашей школы проводятся индивидуальные скрининги изменений в поведении обучающихся и организуются индивидуальные профилактические работы и психолого-педагогические сопровождения.
период | содержание деятельности | Включенность педагогического коллектива (по компетенции) |
сентябрь | Организация информационно-мотивационной кампании СПТ | Педагог-психолог Классные руководители Социальный педагог |
октябрь | проведение СПТ Проведение социометрического исследования и анализ его результатов, выявление групп риска | Педагог-психолог Классные руководители |
ноябрь | Анализ результатов СПТ: выявление групп риска. Составление планов ИППС по результатам СПТ, социометрического исследования, с учетом результатов психолого-педагогического наблюдения. Разработка рекомендаций педагогам, классным руководителям по проведению групповой работы в классе (по компетенции) | Педагог-психолог Социальный педагог ППк |
декабрь | Корректировка планов ИППС | Педагог-психолог Социальный педагог ППк |
январь-март | Реализация планов ИППС, реализация развивающих и иных программ в рамках групповой работы | Классные руководители Педагог-психолог Социальный педагог |
апрель | Проведение социометрического исследования и анализ его результатов, выявление динамики изменений социально-психологического климата класса | Педагог-психолог Классные руководители |
май-июнь | Анализ результатов деятельности | педагог-психолог |
Работа с родителями обучающихся нашей школы ведется системно, и своевременно отражаются и отправляются в УО Кызылского кожууна, в Министерство образования республики Тыва, в РЦДОТ, а также в социальную сеть в приложении ВК на странице МБОУ СОШ 2 имени Т.Б. Куулар пгт Каа-Хем, и на официальной странице школы в интернете.
Целью работы с родителями является - формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям
Основные задачи:
Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы на основе нормативных документов.
Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.
Формирование здорового образа жизни в семьях.
Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.
Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);
Актуальность психолого-педагогической работы с родителями
Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.
Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:
1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).
2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).
3) Формирование эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод: Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Работу с родителями разделяють на две части:
со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных, в первую очередь, с конструктивным взаимодействием в системе «родитель-ребёнок».
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Традиционные | Нетрадиционные |
● Родительские собрания ● Общеклассные и общешкольные конференции ● Индивидуальные консультации педагога ● Посещения на дому | ● Родительские тренинги ● Дискуссии ● Психологические разминки ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги |
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Формы психолого-педагогического просвещения
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Примерная тематика консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
7. Грубость и непонимание в семье.
8. Талантливый ребенок в семье.
9. Друзья детей – друзья или враги?
10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерные темы родительских вечеров:
1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
2. Первые книжки ребенка.
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
4. Друзья моего ребенка.
5. Праздники нашей семьи.
6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
8. Песни, которые пели и поют наши дети.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Педагогам и родителям на заметку
Если:
– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
– ребенка хвалят, он учится быть благородным;
– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
4.Система работы по профилактике правонарушений
Работа по профилактике правонарушений нашей школы ведется системно, и своевременно отражаются и отправляются в УО Кызылского кожууна, в Министерство образования республики Тыва, в РЦДОТ, а также в социальную сеть в приложении ВК на странице МБОУ СОШ 2 имени Т.Б. Куулар пгт Каа-Хем, и на официальной странице школы в интернете.
Правовая пропаганда. По данной направленности в школе работают по программе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Мы вместе», программа рассчитана на 5 лет, с 2023 по 2028 учебные годы.
Главной целью программы является - создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.
Задачи программы:
1. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
2. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
Приоритетное направление программы: Профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе и повторной.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
- Создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
- Стабилизация числа беспризорных детей подростков;
- Преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних;
-Расширение правовых знаний, повышение гражданской ответственности, активной жизненной позиции несовершеннолетних и их родителей;
- Сокращение повторных правонарушений участниками целевой группы.
В МБОУ СОШ № 2 имени Т.Б. Куулар пгт Каа-Хем, согласно образовательному, воспитательному плану во исполнение Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, и т.д. администрацией, учебно-воспитательным блоком, социальной службой, классными руководителями проводятся по плану: профилактические лекции, беседы, тренинги, классные часы, внеклассные мероприятия, родительские собрания, инструктажи по ТБ, различные мероприятия по профилактике правонарушений, ДНД, рейды, патронажи на дому, духовно-нравственные, культурно-оздоровительные, спортивные, индивидуальные, массовые, коллективные, плановые, внеплановые, сверхурочные мероприятия, организована работа по взаимодействию с субъектами профилактики, согласно ФЗ -120, и НПА Мин.обр. и своевременно отражаются и отправляются в УО, Мин.обр.РЦДОТ, а также в социальную сеть в приложении ВК на странице МБОУ СОШ 2 имени Т.Б. Куулар, и на официальной странице школы в интернете.
Перспективный план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на 2023-2028 учебные годы
№ | Содержание работы | Классы | Сроки проведения | Ответственные |
Изучение социальной структуры семей учащихся школы, составление социальных карт классов, социального паспорта школы. | 1-11
| До 15 сентября
| Социальные педагоги, классные руководители
| |
Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей | 1-11 | До 25 сентября
(в течение года) | Социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог | |
Анализ состояния преступности и безнадзорности уч-ся школы за 9 мес. (по информации ОПДН). | 1-11 | До 15 сентября | Социальные педагоги | |
Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений учащихся школы совместно с КДН и ЗП и ОПДН. | 1-11 | Сентябрь-октябрь | Социальные педагоги | |
Организация работы Совета профилактики школы | 1-11 | 1-2 раза в месяц | Члены совета профилактики | |
Участие в городских, республиканских акциях, профилактических мероприятиях по линии Министерства образования, Департамента образования, КДН и ЗП, и ОПДН. | 1-11
| В течение года | Социальные педагоги, педагог-психолог
| |
Анкетирование учащихся с целью выявления склонности к правонарушениям и бродяжничеству | 1-11 | До конца первой четверти | Социальные педагоги, классный руководитель | |
Вовлечение "трудных" учащихся в работу кружков и секций. | 1-11 | Сентябрь октябрь | Социальные педагоги, классный руководитель Педагоги дополнительного образования | |
Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся: а) индивидуальные беседы; б) посещение семьи; в) приглашение на Совет профилактики школы
| 1-11 | 1-2 раза в месяц по необходимости | Социальные педагоги, педагог-психолог, классные руководители. | |
Организация и проведение контрольных рейдов на квартиры учащихся "группы риска", в неблагополучные семьи. | 1-11 | 1 раз в четверть (также в внеплановых ситуациях) | Социальные педагоги Классные руководители | |
Участие в городских рейдах на дома учащихся, состоящих на учете в ОПДН, школы. | 1-11 | По совместному плану с ОПДН, Департамента Обр-я, КДН. | Социальные педагоги | |
Сверка списков учащихся состоящих на учетах. | 1-11 | 1 раз в месяц | Социальные педагоги | |
Сверка списков доставленных учащихся в ОПДН | 1-11 | 2 раза в месяц | Социальные педагоги |
Работа с учащимися
№ | Содержание работы | Классы | Сроки проведения | Ответственные |
Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов а) работа лектория правовых знаний
| 1-11 | 2 раза в месяц (по плану подпрограммы «Закон обо мне. Мне о законе») | Социальные педагоги | |
Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе | 1-11 | Сентябрь – октябрь По мере необходимости | Социальные педагоги, педагог-психолог, Классный руководитель | |
Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода
| 1-ые, 5-ые, 10-ые | Сентябрь | Социальные педагоги, педагог-психолог, Классный руководитель | |
Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование
| 1-11 | Постоянно | Социальные педагоги, педагог-психолог | |
Организация досуга учащихся (по плану воспитательной работы школы) | 1-11 | Постоянно | Социальные педагоги классные руководители | |
Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних. | 1-11
| В течение года | Социальные педагоги | |
Обучение учащихся способам разрешения конфликтов: а) через социальную службу б) тренинговые занятия; в) педконсилиумы; г) "круглые столы" | 1-11 | 1 раз в четверть | Социальный педагог, Педагог-психолог,
| |
Охват организованным отдыхом и трудом учащихся " группы риска" в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года. | 1-11 | В течение года | Классные руководители, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования | |
Контроль за посещаемостью уроков, и поведением детей "группы риска", детей, состоящих на учетах | 1-11 | Ежедневно | Классные руководители, социальные педагоги |
Работа с семьей
№ | Содержание работы | Классы | Сроки проведения | Ответственные |
Изучение социальной структуры семей учащихся школы, определение их социальных категорий. | 1-11 | Сентябрь | Классные руководители, социальные педагоги | |
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.
| 1-11 | В течение года | Классные руководители, Социальные педагоги, Педагог-психолог | |
Работа педагогического лектория для родителей
| 1-11 | 1-2 раза в четверть | Социальные педагоги, Педагог - психолог | |
Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися. | 1-11 | Постоянно | Классные руководители, Социальные педагоги | |
Консультирование родителей
| 1-11 | По необходимости | Социальные педагоги, Педагог-психолог | |
Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.
| 5-11 | До 25 декабря | Социальные педагоги с привлечением специалистов. | |
Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми "группы риска".: а) на "круглых столах"; б) на малых педсоветах. | 1-11 | 1 раз в четверть | Члены Совета профилактики |
Правовой всеобуч учащихся
№ | Содержание работы | Классы | Сроки проведения | Ответственные |
Проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся. | 1-11 | По приглашению классных руководителей | Социальный педагог | |
Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву
| 1-11
| 2 раза в месяц | Социальные педагоги с привлечением специалистов, инспекторов ПДН, КДН и ЗП | |
Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка. | 1-11 | Постоянно | Социальные педагоги | |
Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся, « об ответственности за совершение правонарушений» (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие). | 1-11 | По приглашению на классные часы | Социальные педагоги |
Профилактика алкоголизма и наркомании
№ | Содержание работы | Классы | Сроки проведения | Ответственные |
Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам. | 1-11 | До конца I четверти | Социальные педагоги Педагог-психолог | |
Привлечение узких специалистов в школу для профилактики вредных привычек. | 1-11 | 1 раз в четверть | Социальные педагоги с привлечением специалистов | |
Проведение акции "За здоровый образ жизни" ( по отдельному плану) | 1-11 | 1 раз в месяц | Социальные педагоги Воспитательный блок | |
Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях Лектория правовых знаний для учащихся. | 1-11 | 1 раз в месяц | Социальные педагоги
|
Критерии отслеживания эффективности программы:
Отслеживание эффективности всей программы | - появление у подростков устойчивых интересов; - положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД; -уменьшение количества детей «группы риска» - уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска». |
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы | -проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия. |
Конечный результат реализации программы
| Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков. |
*Анализ (описание) таблицы
За аналогичный период в отчетной таблице видно , что число учащихся состоящих на учете ПДН, ВШУ уменьшилось, отчет показывает состояние по концу учебных годов.
По состоянию на май месяц 2023-2024 учебный год учащихся, состоящих на учете ПДН: 5, за 2022-2023 учебный год было: 8.
| 2022-2023 учебный год
| 2023-2024 учебный год |
Количество учетников ВШУ | 10 | 4 |
Количество учетников ПДН | 8 | 5 |
Количество поданных представлений в КДН | 5 | 4 |
Количество проведенных заседаний Совета профилактики | 17 | 26 |