2. 1. Продуктивность социально-педагогической деятельности педагогического работника

Монгуш Чинчи Шолбановна

«Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».

Марк Тулий Цицерон

 

Принципы социальной защиты детства: 

-охрана права каждого ребенка на социальную защиту; 

-многообразие форм и видов социальной защиты;

-всеобщность и доступность основных форм социальной защиты.

 

 

1. Проведение комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся/воспитанников.

     Комплекс мер по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в МБОУ СОШ № 2 имени Т.Б. Куулар пгт Каа-Хем руководителем социальной службы Монгуш Ч.Ш. ведется системно. 

         В МБОУ СОШ № 2 имени Т.Б. Куулар пгт Каа-Хем, согласно образовательному, воспитательному  плану во исполнение Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, и т.д. администрацией, учебно-воспитательным блоком, социальной службой, классными руководителями проводятся по плану: профилактические лекции, беседы, тренинги, классные часы, внеклассные мероприятия, родительские собрания, инструктажи по ТБ, различные мероприятия по профилактике правонарушений, ДНД, рейды, патронажи на дому, духовно-нравственные, культурно-оздоровительные, спортивные, индивидуальные, массовые, коллективные, плановые, внеплановые, сверхурочные мероприятия, организована работа по взаимодействию с субъектами профилактики, согласно ФЗ -120, и НПА Мин.обр. и своевременно отражаются и отправляются в УО Кызылского кожууна, в  Министерство образования республики Тыва, в РЦДОТ, а также в социальную сеть в приложении ВК на странице МБОУ СОШ 2 имени Т.Б. Куулар пгт Каа-Хем, и на официальной странице школы в интернете.

   Социально-педагогическая работа в МБОУ СОШ № 2 имени Т.Б. Куулар пгт Каа-Хем осуществляется в соответствии с годовым воспитательным планом школы. Цель социально-педагогической работы является - создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.

   Работа социально-педагогической  службы нашей школы осуществляется согласно ФЗ-120, совместно с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Администрация Кызылского кожууна, КДН и ЗП Кызылского кожууна, ОУУП ПДН МО МВД «Кызылский», Управление образования Кызылского кожууна, Центральной больницей Кызылского кожууна,  органами управления социальной защитой населения, Министерство образования РТ.

  Реализация работы социальной службы предполагает сплочение усилий и взаимодействие с субъектами профилактики по созданию действенного плана мероприятий, которые способствуют профилактике асоциального поведения обучающихся. Для повышения эффективности в достижении поставленных целей изучается и обобщается опыт в области методологии, эффективных технологий, используемых в профилактической работе, создаются условия развития и реабилитации обучающихся.

   Как социальный педагог и руководитель социальной службы я осуществляю комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в нашей школе систематично. Изучаю особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни. Выявляю интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказываю им социальную помощь и поддержку. Выступаю посредником между обучающимися и участниками школы, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяю задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Принимаю меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся и их родителей. Организую различные виды социально значимой деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвую в их разработке и утверждении. Способствую установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействую созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся. Организую разнообразные виды деятельности обучающихся,ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвую в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской. Обсуждаю с обучающимися актуальные события современности. Участвую в осуществлении работы по трудоустройству выпускников 9-ых классов. Провожу патронажи на дому, совместно со специалистами субъектов профилактики нашего кожууна, которые обеспечивают жильем детей сирот, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействую с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в трудные жизненные ситуации. Участвую в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных планом школы и провожу методические и консультативные советы и помощь родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся.

   Моя работа, работа социального педагога ведется согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации; законам и иным нормативным правовым актам, регламентирующим образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.д.

Для    успешной реализации поставленных целей и задач, социально-педагогическая работа по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности обучающихся и по профилактике правонарушений проводятся по нескольким направлениям:

1. Социально - педагогическое исследование (составление паспорта школы и классов; изучение семей; социально - педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семей).

2. Социально - педагогическая защита прав ребёнка (выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите; индивидуальная работа).

3. Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности (проведение классных часов, профилактических бесед, лекций, родительских собраний, школьных мероприятий).

4. Социально - педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация (контроль посещаемости уроков, проведение индивидуальных бесед, организация работы с учащимися "группы риска",  с учащимися состоящими на учетах ВШК, ОПДН, КДНиЗП, сотрудничество с инспекторами и комиссией по делам несовершеннолетних).

5. Обеспечение социально - педагогической поддержки семьям (создание банка данных, раннее выявление неблагополучных семей, психолого - педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье).

 6. Организационно - методическая деятельность (анализ работы, участие в семинарах, конференциях, изучение правовых актов, документов, приказов, оказание и проведение лекций, семинаров по повышению педагогической грамотности коллектива, классных руководителей, молодых специалистов).

         Работа социальных педагогов и педагогов-психологов в нашей школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, классных руководителей, учащихся и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках нашей службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводятся психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации. 

За 2023-2024 учебный год в социальной службе отработали всего 6 педагогов:

ФИО педагогов

Дата рождения

Должность

Стаж работы, пед. категория

Курируемые классы

1

Монгуш Чинчи Шолбанвна

12.04.1086

Социальный педагог

15 лет, первая категория

Старшие классы 9,10,11 + профилактика правонарушений

2

Ондар Леонора Сереповна

07.09.1973

Социальный педагог

29 лет, высшая категория

1-4 классы, начальная школа

3

Салчак Шончалай Дапытовна

15.03.1969

Социальный педагог

Подполковник в отставке 30 лет работы стажа в правоохранительных органах

СЗД

 

5-6 классы

4

Салчак Орлана Мажыевна

29.05.1964

Социальный педагог

35 лет, высшая категория

7-8 классы

5

Салчак Алдынмаа Нурсатовна

15.03.1979

Педагог - психолог

19 лет, 1 категория

7,8,9,10,11 классы.

6

Ондар Чодураа Орлановна

31.01.1988

Педагог - психолог

8 лет, первая категория

Начальная школа, 5-6 классы.

      Начало учебного года каждый год всегда начинается с Республиканской акции всеобуча: "Помоги собраться в школу". Наша школа каждый год  принимает активное участие в благотворительной акции нашей республики с 20 августа по 30 сентября каждого года. Участники акции - это наши родители, педагогический коллектив, индивидуальные предприниматели, жители поселка, а также субъекты профилактики пгт. Каа-Хем. Помогаем семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации в подготовке детей к новому учебному году. Сбор школьных принадлежностей проводится на базе нашей школы в кабинете социальных педагогов. Каждый год в основном оказывается помощь от 30 до  67 семьям. (Примерная рыночная стоимость собранных вещей, канцелярский принадлежностей, если рассмотреть в денежном эквиваленте выходит примерно 80, 90 т.рублей). Семьи получают в помощь  Канцелярские, письменные принадлежности, школьные тетради, принадлежности для рисования, наборы для детского творчества. (каждый набор со стоимостью примерно в рыночной цене 600 рублей), а также  семьи получают помощь в виде школьной формы, спортивной одежды, обуви, ранцев (каждому ребенку со стоимостью примерно по рыночной цене 2000 рублей).  Для оказания социально-педагогической помощи обучающимся нашей школы изучается школьный социум, собираются и проанализируются социальные паспорта классов и семей для выявления разных категорий детей. Определяются приоритетные направления работы с детьми «группы риска», опекаемыми, инвалидами, детьми, находящимися в социально - опасном положении. - изучаются социальные проблемы учащихся, также ведется учёт и профилактика с детьми, состоящими на учётах  ВШК, ОПДН, КДНиЗП, и семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется социальная защита детей из семей группы риска: многодетных, опекаемых; малоимущих.

         В 2023-2024 учебном году количество классов с 1го по 11-й составило всего 66.

Из них в начальной школе всего 25 классов, средние классы - 30, старшие классы - 11.

Классы

Ответственный классный руководитель

  1.  

Идам Долаана Борисовна

  1.  

Куулар Шолбана Васильевна

  1.  

Санарова Любовь Игнатьевна

  1.  

Куулар Аида Алдын-ооловна

  1.  

Донгак Элина Эдуардовна

  1.  

Монгуш Жанна Соскур-ооловна

  1.  

Доспан Валентина Мандал-ооловна

  1.  

Иргит Чечек Хавузаевна

  1.  

Кара-Монгуш Маргарита Владимировна

  1.  

Сат База-Кыс Анай-ооловна

  1.  

Монгуш Сайсу Анатольевна

  1.  

Хертек Алина Монгун-ооловна

  1.  

Шагдыр-оол Нисса Самиловна

  1.  

Ховалыг Чойган Калый-ооловна

  1.  

Монгуш Олча Шаравииевна

  1.  

Доржу-оол Жанна Валерьевна

  1.  

Прибытко Алла Владимировна

  1.  

Прибытко Алла Владимировна

  1.  

Монгуш Наталья Кан-ооловна

  1.  

Ховалыг Чойган Калый-ооловна

  1.  

Ооржак Шончалай Геннадьевна

  1.  

Монгуш Маргарита Май-ооловна

  1.  

Хертек Ольга Кара-ооловна

  1.  

Ондар Чечек Борисовна

  1.  

Сат База-Кыс Анай-ооловна

  1.  

Сарыглар Шенне Андреевна

  1.  

Кужугет Инга Ивановна

  1.  

Минчир-оол Чайынды Владимировна

  1.  

Салчак Чодураа Сергеевна

  1.  

Сат Аэлита Олеговна

  1.  

Тончай-оол Айдыс Андреевич

  1.  

Монгуш Саяна Болат-ооловна

  1.  

Иргит Анай-Хаак Арачыевна

  1.  

Монгуш Айлана Борбак-ооловна

  1.  

Кужугет Ольга Викторовна

  1.  

Куулар Аржана Константиновна

  1.  

 Куулар Сайзана Белековна

  1.  

Монгуш Анай-Хаак Викторовна

  1.  

Салчак Алена Петровна

  1.  

Байлак Солангы Монгушовна

  1.  

Монгуш Чинчи Шолбановна

  1.  

Монгуш Светлана Май-ооловна

  1.  

Салчак Шончалай Дапытовна

  1.  

Леканцева Наталья Владимировна

  1.  

Карашпай Марина Донгаковна

  1.  

Кюжюгет Алдынай Борисовна

  1.  

Монгуш Аяна Адар-ооловна

  1.  

Хертек Айдаш Александрович

  1.  

Кенден Айлана Дарыжыковна

  1.  

Кара-Монгуш Лилия Геннадьевна

  1.  

Попов Андрей Анатольевич

  1.  

Монгуш Рада Владимировна

  1.  

Монгуш Аясмаа Чаш-ооловна

  1.  

Монгуш Аржана Александровна

  1.  

Куулар Айзана Константиновна

  1.  

Монгуш Алдынай Нурсатовна

  1.  

Монгуш Шолбанмаа Экер-ооловна

  1.  

Гойчук Валентина Михайловна

  1.  

Дакпай-оол Ариадна Аркадьевна

  1.  

Монгуш Айсу Аран-ооловна

  1.  

Монгуш Алдынай Нурсатовна

  1.  

Ондар Кара-кат Кошкар-ооловна

  1.  

10а

Ендан Раиса Монгушевна

  1.  

10б

Куштуг-оол Ренал Олегович

  1.  

11а

Кужугет Жанна Октябрьевна

  1.  

11б

Монгуш Алдынмаа Александровна

         Социальный паспорт школы - это документ который содержит информацию, дающую основания для анализа и оценки социальной ситуации в школе. Основные сведения предоставляются классными руководителями на основе социальных паспортов классов. Категории, которые выделяются в социальном паспорте, определяет УО Кызылского кожууна. Оформление социального паспорта школы осуществляется в начале учебного года. Поселок Каа-Хем - крупный поселок городского типа в Республике Тыва, расположенный на левом берегу одноименной реки, в 9 километрах к востоку от Кызыла. На 1 августа 2023 по оценке Федеральной службы государственной статистики численность населения (постоянных жителей) поселка городского типа Каа-Хем Республики Тыва составляет 18 762 человека. В настоящее время по рождаемости республика Тыва находится на одном из первых мест в России. Численность населения республики ежегодно увеличивается, в том числе п.г.т. Каа – Хем Кызылского кожууна. Такая демографическая ситуация ведет к социальным проблемам:  увеличение количества безработных, малообеспеченных семей, социальных сирот и т.д. Численность населения зависит не только от естественного прироста, а также от миграции населения.  Миграционный приток населения нашего поселка связан с неравномерностью развития экономики в различных частях республики. Стремление людей переселиться в городские поселения объясняется  тем, что здесь наиболее развитая инфраструктура, наличие большинства учреждений и организаций, дает надежду гражданам трудоустроится, получить качественное образование, люди, особенно молодые, стремятся жить и работать ближе к цивилизованному ритму жизни, т.к. поселок находится недалеко от города Кызыла. Увеличивающиеся размеры естественного прироста и миграции благоприятны для демографической ситуации в поселке Каа-Хем, нежели в соседних селах.

Но в такой, казалось бы, благоприятной обстановке есть «подводные камни» в работе социальной службы школы:

- увеличение количества малообеспеченных семей, семей  СОП, семей оказавшихся в ТЖС, в связи с переездом, безработицей и проблемой обустройства семей без собственного или иного жилья  в поселке.

- увеличение количества несовершеннолетних, которые дают отрицательную динамику по росту правонарушений среди несовершеннолетних школы, и т.д.

 

Общие сведения социального паспорта МБОУ СОШ № 2 имени Т.Б.Куулар пгт Каа-Хем за 3 года,  2022-2023, 2023-2024,  2024-2025 у.г.

 

Классы

кол-во детей

Кол-во уч-ся

Воспитываются

Состав семьи

мальчиков

девочек

в полной семье

в неполной семье

С одинокой матерью

Матерью, нах-ся в разводе

Матерью-вдовой

Отцом-вдовцом

Отцом, нах-ся в разводе

Опекуном

Родственниками

С одним ребенком

С двумя детьми

С тремя детьми

Более трех детей

2022-2023

1662

827

835

1514

148

68

59

47

4

2

58

2

93

615

687

267

2023-2024

1711

881

830

1380

174

79

60

35

2

0

56

12

88

560

706

302

2024-2025

1770

892

879

1573

197

96

54

37

6

4

49

-

88

560

706

302

 Социальный паспорт школы показывает в основном средние данные, что семей преобладают полные семьи - 90%; средний уровень образования родителей - 20 %; средне-специальный уровень – 34%; только 20% с высшим образованием; в области занятости родителей преобладает рабочий класс – 48%; из данных по условиям жилищных условий видно, что у 40 % семей имеют свое собственное жилье.

Социально - педагогическая защита прав ребёнка (выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите; индивидуальная работа).

В начале 2023-2024 учебного года при наличии документов, подтверждающих льготный социальный статус семьи, учащихся из семей льготной категории предоставляется социальная помощь по следующим акциям: Акция по всеобучу «Помоги собраться в школу»; «Теплые вещи»; «Варежки»; «Подари книгу».

Оказанная социальная помощь

Многодетная семья – М/д, Малообеспеченная семья - М/я, Опекаемые семьи– Оп/я.

 

Категория семьи

Класс

Количество учащихся и семей, получивших помощь за год

 

М/д, М/я

3 – (канц.прин), 2 (шк.автоб), 2 (одежда)

 

М/д, М/я

2 (теплые куртки)

 

М/д, М/я

4 - (канц.прин), 1 – (одежда)

 

М/д, М/я

5 – (канц.прин)

 

М/д, М/я

4 – (канц.прин)

 

М/д, М/я

2 – (канц.прин), 2 (учебники)

 

М/д, М/я

1 - (канц.прин), 2 (шк.автоб)

 

М/д, М/я

1 – (канц.прин), (ср.лич.гиг), (теплые вещи), (носки, варежки)

 

М/д, М/я

2 – (канц.прин)

 

М/д, М/я

13 – (канц.прин), (теплые вещи), (носки, варежки), (шк.форма), 7 (шк.автоб), 13 (учебники)

 

М/д, М/я

1 – (канц.прин)

 

М/д, М/я

1 – (канц.прин)

 

М/д, М/я

2 – (канц.прин)

 

М/д, М/я

2 – (канц.прин), (носки, варежки)

 

М/д, М/я

5 – (канц.прин), 2- (теплые вещи), 3 – (носки, варежки)

 

М/д, М/я

4 – (канц.прин)

 

М/д, М/я

10а

  1. -(кан.прин)

 

М/д, М/я

10б

1 – (канц.прин)

 

 

Анализ проведенных мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности и  профилактике правонарушений в сравнении с прошлым учебным годом.

Мероприятия

2022-2023 учебный год

 

2023-2024 учебный год

Проведенные мероприятия (встречи, конкурсы, фестивали и т.д.)

547

598

Количество проведенных родительских собраний по профилактике правонарушений/ охват

256/4850

277/5775

Количество проведенных рейдовых мероприятий

350

540

Анализ (описание) таблицы

Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности обучающихся, родителей (проведение классных часов, родительских собраний, школьных мероприятий) по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности и  профилактике правонарушений за 2023-2024 учебный год.

Мероприятия

Сроки

Контингент

Ответственные исполнители

  1.  

Запланирована и подготовлена организация деятельности социальной на 2023-2024 учебный год

Согласована и утверждена работа Совета профилактики на 2023-2024 учебный год

28.29.08.2023г

Соц.

служба

Руководитель соц.службы Монгуш Ч.Ш.

  1.  

Созданы и редактированы программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Согласовано и утверждено 07.11.2023г

Соц.

служба

Руководитель соц.службы Монгуш Ч.Ш.

  1.  

В начале года организована работа клуба «Юные помощники педагога-психолога» и проводился в течение учебного года

в

течение года

активисты 1-11 классов, в том числе дети участников СВО на Украине

и

обучающиеся, состоящие в разных профилактических учетах

педагоги-психологи

Салчак А.Н.

Ондар Ч.О.

  1.  

За 2023-2024 учебный год проводились психолого-педагогическое сопровождение детей из семей участников СВО, выпускников 9,11 классов, а также первоклассников

в

течение года

1-11 классы

педагоги-психологи Салчак А.Н.

Ондар Ч.О.

совместно с классными руководителями

  1.  

Проведены семинары для классных руководителей для повышения профессионального мастерства и профилактики эмоционального выгорания

21.12.2023г

21.03.2024г

Классные руководители 1-11 классов

Соц.служба совместно с зам.дир по ВР Кужугет О.В.

  1.  

Проведены мероприятия по профилактике профессионального выгорания педагогов «Сохрани себя».

Личностный рост педагогов и механизмы от профессионального выгорания «Ресурсы и отдых в жизни педагога».

День психологической разгрузки.

26.10.2023г

13.01.2024г

 

Педагоги, классные руководители

Соц.служба совместно с зам.дир по ВР Кужугет О.В. и администрацией школы

 

 

  1.  

Проведены общешкольные родительские собрания, отдельные мастер-классы, беседы, тренинги, индивидуальные консультации, лекции для родителей, чьи классные руководители пригласили педагогов социальной службы на родительские собрания своего класса,  а также онлайн беседы, родительские собрания по вопросам воспитания, обучения и развития детей и подростков на темы:

"Права и обязанности несовершеннолетних детей"; "Ответственность родителей за своих несовершеннолетних детей по законам РФ";

"Современные требования к родителям и педагогам по вопросам воспитания согласно ФГОС"; "Помощь в воспитании семьям с детьми школьного возраста"; "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних".

В работе дополнительно использовались

методические рекомендации «Навигатор профилактики» (комплект памяток по профилактике девиантного поведения обучающихся, разработанный ФГБОУ ВО  МГППУ).

Всего классов с 1-го по 11 классы - 66,

Педагогами социальной службы проведены профилактические работы в течение учебного года по заявкам классных руководителей

всего мероприятий проведено 264 раза с общим охватом родителей 3960

Соц.служба совместно с зам.дир по ВР Кужугет О.В.

  1.  

Педагоги социальной службы принимают участие  по работе психолого-педагогического консилиума школы

По четвергам за 2023-2024 учебный год

члены ПМПК

Ондар Л.С.

Салчак А.Н.

  1.  

Проводились мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, профилактика негативных, пагубных привычек педагогами социальной службы в течение учебного года. Классные руководители приглашают педагогов социальной службы и заявляют тему для проведения мероприятия для их классов. Мероприятия проводились в форма бесед, классных часов, лекций, родительских собраний. Темы работ:

"Правила личной гигиены. Понятие об общественной гигиене", "Принципы и нормы здорового образа жизни", "Профилактика употребления насвая и токсических веществ", "Психическое здоровье. Толерантность", "Безопасное использование гаджетов", "Репродуктивное здоровье мальчиков",  "Репродуктивное здоровье девочек", "Правильное питание и физическая активность",  "Психическое здоровье: анорексия, булимия", "Психическое здоровье: Стресс и депрессия", "Половое созревание мальчиков", "Половое созревание девочек", "Профилактика табакокурения", "Семейные ценности и взаимоотношение полов", "Насилие: буллинг и рэкет в школе", "Профилактика употребления алкоголя",

"Профилактика употребления наркотиков, ПАВ", "Профилактика ИППП, вирусных гепатитов и ВИЧ", "Личная гигиена. Вредные привычки", "Профилактика неинфекционных заболеваний".

 

За 2023-2024 учебный год всего мероприятий по профилактике ПАВ, ЗОЖ проведено для учащихся с 1го по 11-ые классы а также для родителей: 76 по заявкам классных руководителей.

Всего проведено: 132 мероприятия.

Учащиеся 1-11 классов, родители

Соц.служба совместно с зам.дир по ВР Кужугет О.В.

  1.  

Проведена неделя правовых знаний совместно с субъектами профилактики согласно исполнению п.14.Плана основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на 2024 год, утвержденного постановлением координационного совещания по обеспечению правопорядка и профилактики правонарушений в Республике Тыва от 26.12.2023г № 7-КС, управление по обеспечению деятельности Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав при Правительстве Республики Тыва направил распоряжение от 16.02.2024г " 2-мкдн "о проведении в образовательных организациях Республики Тыва Недели правовых знаний  с 26-го февраля по 020ое марта 2024г. 

С 26го февраля 2024 года по 02 марта 2024 год.

Учащиеся 1-11 классов

Руководитель соц.службы Монгуш Ч.Ш.

зам.дир по ВР Кужугет О.В.

  1.  

Социальными педагогами согласно программе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Мы вместе» за 2023-2024 учебный год проведены беседы, классные часы, лекции, игровые тренинги, дискуссии с учащимися с 1го- по 11 классы а также с их родителями. Классные руководители приглашают педагогов социальной службы и заявляют тему для проведения мероприятия для их классов. Мероприятия проводились в форма бесед, классных часов, лекций, родительских собраний. Темы работ:

  •  
  • "Конституция Российской Федерации";
  • "Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)"; 
  • "Декларация прав ребенка"; 
  • "Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”"; 
  • "Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
  • "Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 02.07.2013) “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;
  • "Административная ответственность несовершеннолетних",
  • "Уголовная ответственность несовершеннолетних", "Права и обязанности несовершеннолетних", "Права и обязанности родителей за их несовершеннолетних детей по законам РФ". 

За 2023-2024 учебный год всего мероприятий по профилактике правонарушений проведено для учащихся с 1го по 11-ые классы а также для родителей:

198 по заявкам классных руководителей.

 

Учащиеся 1-11 классов, родители

Соц.служба совместно с зам.дир по ВР Кужугет О.В.

  1.  

Проводились мероприятия по профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ) среди несовершеннолетних социальной службой проведены медицинские осмотры учащихся "группы риска" совместно с ГБУЗ ЦКБ Кызылского кожууна,

работа проводилась в двух этапах:

раннее выявление незаконного потребления наркотических средств психотропных веществ среди учащихся, 1 этап – социально-психологическое тестирование для выявления факторов риска потребления наркотиков,

2 этап – профилактические медицинские осмотры учащихся по результатам СПТ

Диагностика во время месячника психологического здоровья учащихся осень 2023г

 

Мед.осм.

12.04.2024г

1-11 классы

педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители

  1.  

Проведены  родительские всеобучи:

"Ответственное родительство",

по предупреждению возможного неблагополучия в поведении у детей и подростков «Заботливый родитель», «Азбука счастливой семьи»,  а также по учебно-воспитательным направлениям:

 "Чего ждать выпускникам 2024", "ОГЭ и ЕГЭ 2024".

 

 

22.12.2024г

06.03.2024г

23.04.2024г

Родители

охват

132

145

128

Соц.служба совместно с зам.дир по ВР Кужугет О.В. и администрацией школы

 

  1.  

Проведение индивидуальных бесед с элементами дискуссии, консультирование учащихся, попавших в ТЖС.  

в

 течение года

1-11 классы

Соц.служба

  1.  

Акция «Минута Телефона доверия», «Тропа доверия», «Компас доверия»

С 1-го по 10ое сентября 2023 г.,

с 8-го по 20-ое января 2024 г.,

17.05.2024г

 

1-11 классы

Соц.служба

  1.  

Разработана и реализовывается индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска", учащихся состоящих на учетах ВШУ, ПДН, КДНиЗП по программе «ДОВЕРИЕ».

постоянно

дети"группы риска", учащиеся, состоящие на учетах ВШУ, ОПДН, КДНиЗП

педагоги-психологи

классные руководители

социальные педагоги

  1.  

Проведен месячник психологической безопасности (МПБ), проведены мероприятия для учащихся и родителей, а также для классных руководителей и педагогов, направленных на формирование у детей позитивного мышления, рисков и угроз современной интернет среды несовершеннолетних, жестокого обращения, преступлений против половой неприкосновенности и других форм деструктивного поведения, употребления психоактивных веществ и принципов здорового образа жизни.

октябрь

 2023 г.;

 

март

2024 г.

1-11 классы,

родители,

педагоги

Соц.служба совместно с зам.дир по ВР Кужугет О.В. и администрацией школы

 

  1.  

Организована и действует по плану на 2023-2024 учебный год работа ШСП.  Деятельность школьной службы примирения направлена на разрешение конфликтов, улучшение межличностных отношений среди учащихся, родителей и педагогического коллектива.

в

течение года

1-11 классы

Соц.служба

  1.  

Проведена профилактическая акция ко Дню трезвости. Социальные педагоги выезжали на рейды к семьям, состоящим на учетах СОП, ТЖС провели профилактические беседы, раздавали информационные буклеты ЗОЖ.

11.09.2023г

Семьи СОП,

ТЖС

неблагополучные

Социальные педагоги

  1.  

Проведено мероприятие профилактического характера в виде коллективно-творческого дела, приуроченного ко Дню толерантности. Социальные педагоги вместе с 7а,7в, 7ж классами помогали ветеранам школы в их хозяйстве.

 

16.11.2023г

7а,7в,7жкклассы

социальные педагоги

 

  1.  

Проведена встреча с врачом  частной клиники "Одучу" Монгуш Алена Коош-ооловной с учащимися старших классов ко дню  акции Всемирного дня борьбы со СПИДом.

 

1 декабря

2023 г.

9,10,11 классы

социальные педагоги

 

  1.  

Проведены рейдовые мероприятия ко дню детей-инвалидов, педагоги социальной службы поздравили учащихся школы, которые учатся на дому, детей инвалидов и детей с ОВЗ.

6,7 декабря 2023 г.

1-11 классы

социальные педагоги

  1.  

Социальная служба обучались на семинаре "Профилактика суицидального риска среди обучающихся: ранее выявление, механизм взаимодействия педагогов по профилактике суицидального поведения".

31.01

2024 г.

Соц.

служба

Соц.служба совместно с зам.дир по ВР Кужугет О.В.

  1.  

Республиканский конкурс среди образовательных организаций Республики Тыва: "Лучшая программа индивидуального  сопровождения - 2023г".

февраль

2024 г.

Конкурс для ОО Республики Тыва

Руководитель соц.службы Монгуш Ч.Ш.

  1.  

Проведено мероприятие согласно Республиканской межведомственной акции «Телефон доверия: помощь всегда рядом»

 

18.04.

2024 г.

1-11 классы

Соц.служба

  1.  

Проведены патронажи на дому, с целью обследования жилищно-бытовых условий семьи и содержания несовершеннолетних детей по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

в

течение года

Всего проведено патронажей на дому: 540

ДНД по пгт Каа-Хем

Социальные педагоги

  1.  

Совместно с субъектами профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних социальными педагогами каждый месяц проводятся ДНД 16 числа.

Каждое 16 число месяца.

 

Социальные педагоги

  1.  

Педагоги социальной службы входят в состав комиссии Совета профилактики на 2023-2024 учебный год, принимали активное участие, выполняли свои должностные обязанности.

Каждый четверг.

По заявкам, жалобам классных руководителей, субъектов профилактики, а также по плановые а 2023-2024 учебный год

Руководитель соц.службы Монгуш Ч.Ш.

Социальные педагоги

  1.  

Проводились планерки методического объединения "Социальной службы".

Каждый понедельник.

 

Руководитель соц.службы Монгуш Ч.Ш.

Социальные педагоги

  1.  

Проведено итоговое собрание социальной службы.

31.05.2024г.

 

Руководитель соц.службы Монгуш Ч.Ш.

Социальные педагоги

     Запланированные мероприятия на 2023-2024 учебный год социальной службой выполнены. Учащиеся, состоящие на ВШУ, ОПДН, КДН ЗП, «Группы риска», дети из неблагополучных семей требуют повышенного внимания в работе социально –психологической службы.  Не меняется число неблагополучных семей, имеющих проблемы с воспитанием и обучением ребёнка, несмотря на то, что постоянно ведется профилактическая, коррекционная, просветительская работа с детьми и родителями.

Задачи на следующий 2024-2025  учебный год.

 

Задача

Цель

Ожидаемый результат

1.

Выявление интересов и потребностей обучающихся, трудностей и проблем отклонений в поведении и своевременное принятие мер по социальной защите, помощи и поддержки обучающихся.

Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты. Социально – бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, находящихся в социально-опасном положении. Социально – психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, микросоциуме.

Личностное и интеллектуальное развития обучающихся, решение личных проблем обучающихся, и их семей;

3.

Проведение среди обучающихся профилактической работы по искоренению вредных привычек и ведению ЗОЖ и вовлечение в досуговую деятельность.

Формирование у учащихся положительного представления о здоровом образе жизни, пропаганда занятий спортом как альтернативы пагубным привычкам

Сформированность у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни.

4.

Координация взаимодействия педагогов, классных руководителей, родителей, специалистов социальных служб, общественных организаций.

Посредничество между личностью учащегося и школой, семьей, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав)

Координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов социальной защиты для оказания помощи учащимся.

2. Профилактика Девиантного поведения.

            Работа по профилактике девиантного поведения обучающихся в нашей школе проводятся системно, как руководитель социальной службы особое внимание уделяю работе с детьми,  девиантного поведения. Вопросы профилактики девиантных проявлений обучающихся являются ключевой задачей образовательных организаций в части обеспечения их психолого-педагогического сопровождения.

      Профилактика девиантного поведения обучающихся в нашей школе: психолого-педагогический скрининг и формирование благоприятного социально-психологического климата, направленна на организацию своевременного выявления обучающихся, поведение которых может свидетельствовать о рисках формирования девиантного (общественно опасного) поведения.

              В работе по профилактике девиантного поведения детей всегда придерживаемя НПА, в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»., на основании реализации прав обучающихся в предоставление им условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (пункт 2 части 1 статьи 34), и организации деятельности, направленной на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (часть 1 статьи 42).

              В целях выявления обучающихся, поведение которых свидетельствует о рисках формирования девиантного (общественно опасного) поведения, социальной службой, т.е. социальными педагогами, педагогами психологами нашей школы проводятся индивидуальные скрининги изменений в поведении обучающихся и организуются индивидуальные профилактические работы и психолого-педагогические сопровождения.

              Индивидуальный скрининг предполагает проведение психолого-педагогического наблюдения за поведением обучающихся в соответствии с положениями Навигатора со стороны классных руководителей, социальных педагогов,  педагогов-психологов нашей школы. Особое внимание  уделяется обучающимся из числа ранее выявленных групп риска. Навигатор содержит в себе обобщенные признаки различных видов девиантного поведения и общий алгоритм действий классного руководителя, социального педагога и педагога психолога. Общий алгоритм включает действия в рамках межведомственного взаимодействия специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Все виды отклоняющегося поведения дополнены формами проявления, а также указаны основные признаки девиантного поведения, которые включены в цветовую индикацию, выполняющего функцию своеобразного путеводителя по памяткам, включая признаки рискованного поведения онлайн, несуицидального самоповреждающего поведения, риска нападения обучающимся на образовательную организацию (признаки риска совершения особо опасного деяния и специальный алгоритм действий). Общий алгоритм действий, определенный в Навигаторе, может быть использован специалистами образовательной организации в процессе психолого-педагогической работы с детьми, подростками, во взаимодействии с их родителями (законными представителями) по вопросам воспитания и развития обучающихся. В Навигаторе подчеркивается особая роль родителей (законных представителей) в жизни ребенка, поэтому важно постоянно поддерживать с ними контакт, развивать отношения сотрудничества и в каждом конкретном случае вырабатывать способы решения трудных ситуаций с их участием с учетом действующего законодательства. Предложенные в памятках алгоритмы действий педагогов учитывают не только психологическую, психолого-педагогическую и социально-психологическую специфику поведенческих проблем, но также и правовой контекст в процессе реализации комплексной помощи детям и семьям.
                  Алгоритм  психолого-педагогического сопровождения обучающихся по результатам скрининговых исследований: Проведение скрининговых исследований, своей конечной целью ставит определение единого комплекса мероприятий среди обучающихся, реализуемых в соответствии с принципами, принятыми в психолого-педагогической практике, с учетом условий образовательной организации.Скрининговые исследования, как и последующее психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, оказываются на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями части 3 статьи 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Такое согласие оформляется на каждого обучающегося в рамках уже существующих процедур и дополнительного согласия на скрининговые мероприятия, указанные в настоящих Методических рекомендациях, не требуется. Работа с результатами тестирования также проводится на основании информированного согласия на участие в тестировании самого обучающегося или согласия его родителей (законных представителей) для обучающихся в возрасте до 15 лет. Анализ результатов тестирования и доступ к ним педагога-психолога школы  не противоречит принципу соблюдения конфиденциальности при проведении СПТ.
           Таким образом, моя деятельность, как руководителя социальной службы,  деятельность педагогов-психологов, педагогических работников, классных руководителей (по компетенции) по результатам предлагаемых скрининговых мероприятий осуществляется в виде следующих форм работы:
групповая работа: комплекс мероприятий превентивной направленности, связанных с воспитательной деятельностью среди обучающихся, психолого-педагогической работой в отдельном классе/группе, направленной на предупреждение рисков формирования девиантного поведения и нивелирование отдельных девиантных проявлений обучающихся; индивидуальная работа: комплекс мероприятий с обучающимися, изменения в поведении которых свидетельствуют, в том числе о рисках совершения общественно опасного деяния, и требующие неотложной психолого-педагогической помощи и коррекции.
 
      Профилактика девиантного поведения обучающихся включается в общую циклограмму деятельности педагогических работников школы,  реализация вектора индивидуального скрининга в рамках психолого-педагогического наблюдения реализуется на постоянной основе со стороны классных руководителей, социальных педагогов и педагогов-психологов нашей школы. Педагог-психолог  использует результаты психолого-педагогического наблюдения при составлении и корректировке планов ИППС с обучающимися выявленных групп риска.
 
                Циклограмма скрининговых мероприятий, включая деятельность по анализу результатов и реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
периодсодержание деятельности
Включенность педагогического коллектива
(по компетенции)
сентябрьОрганизация информационно-мотивационной кампании СПТ
Педагог-психолог
Классные руководители
Социальный педагог
октябрь

проведение СПТ

Проведение социометрического исследования и анализ его результатов, выявление групп риска

Педагог-психолог
Классные руководители
ноябрь
Анализ результатов СПТ: выявление групп риска.
Составление планов ИППС по результатам СПТ, социометрического исследования, с учетом результатов психолого-педагогического наблюдения.
Разработка рекомендаций педагогам, классным руководителям по проведению групповой работы в классе (по компетенции)
Педагог-психолог
Социальный педагог
ППк
декабрьКорректировка планов ИППС
Педагог-психолог
Социальный педагог
ППк
январь-мартРеализация планов ИППС, реализация развивающих и иных программ в рамках групповой работы
Классные руководители
Педагог-психолог
Социальный педагог
апрельПроведение социометрического исследования и анализ его результатов, выявление динамики изменений социально-психологического климата класса
Педагог-психолог
Классные руководители
май-июньАнализ результатов деятельностипедагог-психолог
        Циклограмма представляет собой запланированную работу педагогического коллектива школы. Однако в случае обнаружения явного риска совершения общественно опасного деяния реализуются меры экстренного реагирования и профилактической работы в соответствии с алгоритмом.
 
      Алгоритм действий классных руководителей и педагогических работников школы при обнаружении проявлений, которые могут свидетельствовать о риске совершения общественно опасного деяния.
            Если по результатам скрининга проявлений девиантного поведения обучающихся обнаруживается сочетание нескольких признаков (особенно специфических) и случай подразумевает хотя бы малейшую потенциальную угрозу для здоровья предполагает  незамедлительного взаимодействия педагогического коллектива по специальному алгоритму.
1. Меры экстренного реагирования при непосредственной опасности:
В случае непосредственной опасности для жизни и здоровья окружающих и самого обучающегося проверяется информация (если возможно) и немедленно извещается директор,заместитель директора по воспитательной работе, руководитель социальнорй службы, и далее по алгоритму действий согласно НПА Министерства образования Республики Тыва.
2. Меры профилактической работы при выявлении потенциально высокого риска проявления девиантного (общественно опасного) поведения:
1.  Углубленное психологическое и социально-педагогическое обследование обучающегося для последующего обсуждения ситуации на ППк.
Рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов:
1) Педагог-психолог проводит исследование, которое включает в себя оценку психологического состояния обучающегося с целью выявления агрессивных и аутоагрессивных тенденций, тревожных и депрессивных состояний учащегося.
Оценке подлежат его текущее состояние (стресс, ситуативная тревожность, фрустрация), личностные свойства (в первую очередь агрессивность и личностная тревожность) и отношения с окружающими (отношения с родителями, отношения с сверстниками).
2) Социальный педагог составляет подробную характеристику социальной ситуации обучающегося, выясняет характер взаимодействия и отношений обучающегося с одноклассниками (одногруппниками), его социально-психологический статус в классе/группе, семейную ситуацию.
При обнаружении потенциально высокого риска, ставит в известность директора школы и незамедлительно вынесят этот случай на ППконсилиум школы, далее принимается решение о дальнейших мерах психолого-педагогического и социально-педагогического характера, разрабатывается / скорректируется план ИППС и индивидуальной профилактической работы, и  родители принимают участие в обсуждении. 
        Педагогические работники школы  выступают в роли партнеров и наставников для обучающихся, общаются с ними с позиций уважения и принятия, и стремятся понять их мотивы и потребности. Одним из ключевых аспектов профилактики девиантного поведения является создание доверительных отношений между педагогами и учениками, которые позволяют выработать здоровые механизмы реагирования на различные жизненные ситуации и проблемы.
        Родители (законные представители) обучающегося играют ключевую роль в процессе реализации ИППС и профилактических программ. Критически важными являются настроенность родителей (законных представителей) на сотрудничество со школой и их участие в различных мероприятиях, которые будут способствовать социальной адаптации и развитию их детей. В индивидуальной работе со случаем формируем у родителей законных представителей) обучающегося готовность оказывать поддержку и помощь своему ребенку, а также готовность обращаться за помощью к специалистам, если это необходимо.
      Современные вызовы диктуют необходимость усиления работы специалистов, направленной на выявление обучающихся с девиантным (общественно опасным поведением) и организацию их сообразного психолого-педагогического сопровождения, а также организацию воспитательной и профилактической работы в целом.
         Ключевая роль в такой деятельности отводится специалистам, педагогическому коллективу школы, поскольку именно в сфере образования заключены максимальные ресурсы и возможности для взаимодействия с обучающимися.
        Следует понимать, что базисные условия, предотвращающие формирование или способствующие нивелированию девиантных проявлений обучающихся, заключаются в эффективности общей системы воспитания детей и подростков как в семье, так и в системе образования, формировании благоприятного социально-психологического климата образовательной организации.
         Образовательная среда может и должна способствовать удовлетворению всего комплекса социальных или личностных потребностей обучающихся: способствовать (формировать условия) их положительному социальному проявлению и самовыражению, обеспечивать удовлетворение потребности в общении и принадлежности группе, давать возможность быть принимаемым, уважаемым, признаваемым в среде сверстников и значимых взрослых, конечно же при активном участии, принятии и поддержке со стороны родителей.
               Именно реализация вышеуказанных условий позволит минимизировать влияние факторов риска развития девиантного поведения и позволит усилить факторы защиты как личностные, так и социальные, способствующие позитивной социализации и социальной адаптации обучающихся. Предлагаемые скрининговые мероприятия и последующие алгоритмы психолого-педагогического сопровождения обучающихся являются необходимым инструментарием повышения эффективности психолого-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения обучающихся.
 
 
3. Работа с родителями.

        Работа с родителями обучающихся нашей школы ведется системно, и своевременно отражаются и отправляются в УО Кызылского кожууна, в  Министерство образования республики Тыва, в РЦДОТ, а также в социальную сеть в приложении ВК на странице МБОУ СОШ 2 имени Т.Б. Куулар пгт Каа-Хем, и на официальной странице школы в интернете.

Целью  работы с родителями является -  формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям

Основные задачи:

Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы на основе нормативных документов.

Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.

Формирование здорового образа жизни в семьях.

Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.

Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.

Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);

Актуальность психолого-педагогической работы с родителями

Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.

Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).

2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).

3) Формирование эмоционально-волевой сферы.

    Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод: Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

 Работу с родителями  разделяють на две части:

со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;

с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных, в первую очередь, с конструктивным взаимодействием в системе «родитель-ребёнок».

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Традиционные

Нетрадиционные

● Родительские собрания

● Общеклассные и общешкольные конференции

● Индивидуальные консультации педагога

● Посещения на дому

● Родительские тренинги

● Дискуссии

● Психологические разминки

● Круглые столы

● Устные журналы

● Практикумы

● Родительские вечера

● Родительские чтения

● Родительские ринги

 

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Формы психолого-педагогического просвещения

Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции  является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Педагогам и родителям на заметку

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

 

4.Система работы по профилактике правонарушений

     Работа по профилактике правонарушений нашей школы ведется системно, и своевременно отражаются и отправляются в УО Кызылского кожууна, в  Министерство образования республики Тыва, в РЦДОТ, а также в социальную сеть в приложении ВК на странице МБОУ СОШ 2 имени Т.Б. Куулар пгт Каа-Хем, и на официальной странице школы в интернете.

Правовая пропаганда. По данной направленности в школе работают по программе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Мы вместе», программа рассчитана на 5 лет, с 2023 по 2028 учебные годы.

            Главной целью программы является - создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.

            Задачи программы:

1. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

2. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.

3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

            Приоритетное направление программы: Профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе и повторной.

            Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

- Создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;

- Стабилизация числа беспризорных детей  подростков;

- Преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних;

-Расширение правовых знаний, повышение гражданской ответственности, активной жизненной позиции несовершеннолетних и их родителей;

 

- Сокращение повторных правонарушений участниками целевой группы.

             В МБОУ СОШ № 2 имени Т.Б. Куулар пгт Каа-Хем, согласно образовательному, воспитательному  плану во исполнение Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, и т.д. администрацией, учебно-воспитательным блоком, социальной службой, классными руководителями проводятся по плану: профилактические лекции, беседы, тренинги, классные часы, внеклассные мероприятия, родительские собрания, инструктажи по ТБ, различные мероприятия по профилактике правонарушений, ДНД, рейды, патронажи на дому, духовно-нравственные, культурно-оздоровительные, спортивные, индивидуальные, массовые, коллективные, плановые, внеплановые, сверхурочные мероприятия, организована работа по взаимодействию с субъектами профилактики, согласно ФЗ -120, и НПА Мин.обр. и своевременно отражаются и отправляются в УО, Мин.обр.РЦДОТ, а также в социальную сеть в приложении ВК на странице МБОУ СОШ 2 имени Т.Б. Куулар, и на официальной странице школы в интернете.

Перспективный план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на 2023-2028 учебные годы

Содержание работы

Классы

Сроки проведения

Ответственные

  1.  

Изучение  социальной структуры семей учащихся школы, составление социальных карт классов,   социального  паспорта  школы.

1-11

 

До 15 сентября

 

 Социальные педагоги, классные руководители

 

  1.  

Выявление детей "группы риска",  детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей

1-11

До 25 сентября

 

(в течение года)

Социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог

  1.  

Анализ состояния преступности и безнадзорности уч-ся школы за 9 мес. (по информации ОПДН).

1-11

До 15 сентября

Социальные педагоги

  1.  

Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений учащихся школы совместно с КДН и ЗП и ОПДН.

1-11

Сентябрь-октябрь

Социальные педагоги

  1.  

Организация работы Совета профилактики школы

1-11

1-2 раза в месяц

Члены совета профилактики

  1.  

Участие в городских, республиканских акциях, профилактических мероприятиях по линии Министерства образования, Департамента образования, КДН и ЗП, и ОПДН.

1-11

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

Социальные педагоги,

педагог-психолог

 

  1.  

Анкетирование учащихся с целью выявления склонности к правонарушениям и бродяжничеству

1-11

До конца первой четверти

Социальные педагоги, классный руководитель

  1.  

Вовлечение "трудных" учащихся в работу кружков и секций.

1-11

Сентябрь октябрь

Социальные педагоги, классный руководитель

Педагоги дополнительного образования

  1.  

Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:

 а) индивидуальные беседы;

 б) посещение семьи;

 в) приглашение на Совет профилактики  школы

 

1-11

1-2 раза в месяц

по необходимости

Социальные педагоги, педагог-психолог, классные руководители.

  1.  

Организация и проведение контрольных  рейдов на квартиры учащихся "группы риска", в неблагополучные семьи.

1-11

1 раз в четверть

(также в внеплановых ситуациях)

Социальные педагоги

Классные руководители

  1.  

Участие в городских рейдах на дома  учащихся, состоящих на учете в ОПДН, школы.

1-11

По совместному плану  с ОПДН, Департамента Обр-я, КДН.

Социальные педагоги

  1.  

Сверка списков учащихся состоящих на учетах.

1-11

1 раз в месяц

Социальные педагоги

  1.  

Сверка списков доставленных учащихся в ОПДН

1-11

2 раза в месяц

Социальные педагоги

 

Работа с учащимися

 

Содержание работы

Классы

Сроки проведения

Ответственные

  1.  

Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов

а) работа лектория правовых знаний

 

 

1-11

2  раза в месяц

(по плану подпрограммы «Закон обо мне.  Мне о законе»)

Социальные педагоги

  1.  

Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе

1-11

Сентябрь – октябрь

 По мере необходимости

Социальные педагоги, педагог-психолог,

Классный руководитель

  1.  

Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода

 

1-ые, 5-ые, 10-ые

Сентябрь

Социальные педагоги, педагог-психолог,

Классный руководитель

  1.  

Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование

 

1-11

Постоянно

Социальные педагоги, педагог-психолог

  1.  

Организация досуга учащихся

(по плану воспитательной  работы школы)

1-11

Постоянно

Социальные педагоги классные руководители

  1.  

Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних.

1-11

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

Социальные педагоги

  1.  

Обучение учащихся способам разрешения конфликтов:

 а) через социальную службу

 б) тренинговые занятия; в) педконсилиумы;

 г) "круглые столы"

1-11

1 раз в четверть

Социальный педагог,

Педагог-психолог,

 

  1.  

Охват организованным отдыхом и трудом учащихся " группы риска" в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года.

1-11

В течение года

Классные руководители, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования

  1.  

Контроль за посещаемостью уроков, и поведением детей "группы риска", детей, состоящих на учетах

1-11

Ежедневно

Классные руководители, социальные педагоги

Работа с семьей

 

Содержание работы

Классы

Сроки проведения

Ответственные

  1.  

Изучение социальной структуры семей учащихся школы, определение их социальных категорий.

1-11

Сентябрь

Классные руководители, социальные педагоги

  1.  

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.

 

1-11

В течение года

Классные руководители, Социальные педагоги,

Педагог-психолог

  1.  

Работа педагогического лектория для родителей

 

1-11

1-2 раза в четверть

Социальные педагоги,

Педагог - психолог

  1.  

Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

1-11

Постоянно

Классные руководители, Социальные педагоги

  1.  

Консультирование родителей

 

1-11

По необходимости

Социальные педагоги,

Педагог-психолог

  1.  

Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.

 

5-11

До 25 декабря

Социальные педагоги с привлечением специалистов.

  1.  

Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми "группы риска".:

 а) на "круглых столах";

б) на малых педсоветах.

1-11

1 раз в четверть

Члены Совета

профилактики

Правовой всеобуч учащихся

 

Содержание работы

Классы

Сроки проведения

Ответственные

  1.  

Проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.

1-11

По приглашению классных руководителей

Социальный педагог

  1.  

Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву

 

 

1-11

 

2 раза в месяц

Социальные педагоги с привлечением специалистов, инспекторов ПДН, КДН и ЗП

  1.  

Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка.

1-11

Постоянно

Социальные педагоги

  1.  

Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся,   « об  ответственности за совершение правонарушений» (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие).

1-11

По приглашению на классные часы

Социальные педагоги

Профилактика алкоголизма и наркомании

 

Содержание работы

Классы

Сроки проведения

Ответственные

  1.  

Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.

1-11

До конца I четверти

Социальные педагоги

Педагог-психолог

  1.  

Привлечение узких специалистов  в школу для профилактики вредных привычек.

1-11

1 раз в четверть

Социальные педагоги с привлечением специалистов

  1.  

Проведение акции

 "За здоровый образ жизни"

 ( по отдельному плану)

1-11

1 раз в месяц

Социальные педагоги

Воспитательный блок

  1.  

Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях Лектория правовых знаний для учащихся.

1-11

1 раз в месяц

Социальные педагоги

 

Критерии отслеживания эффективности программы:

 

 

 

 

Отслеживание эффективности всей программы

- появление у подростков устойчивых интересов;

- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД;

-уменьшение количества детей «группы риска»

- уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска».

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

-проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.

Конечный результат реализации программы

 

Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.

*Анализ (описание) таблицы

За аналогичный период в отчетной таблице видно , что число учащихся состоящих на учете ПДН, ВШУ уменьшилось, отчет показывает состояние по концу учебных годов.

По состоянию на май месяц 2023-2024 учебный год учащихся, состоящих на учете ПДН: 5, за  2022-2023 учебный год было: 8.

 

2022-2023 учебный год

 

2023-2024 учебный год

Количество учетников ВШУ

10

4

Количество учетников ПДН

8

5

Количество поданных представлений в КДН

5

4

Количество проведенных заседаний Совета профилактики

17

26