ПЕДАГОГ - НАСТАВНИК
Интегрированный видеоурок литературного чтения и музыки учителей Шеповой Е.В.и Лопаткиной Е.Э.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утверждено приказом
МОБУ «СОШ «ЦО «Кудрово»
№ 289 от 26.08.2021 г
«Программа методического сопровождения молодого педагога»
МОБУ «СОШ «ЦО «Кудрово»
Автор / Разработчик
учитель Шепова Е.В.
2021-2022 учебный год
г. Кудрово Ленинградской обл.
1. Пояснительная записка
Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях внедрения новых образовательных стандартов эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают. А в МОБУ «СОШ «ЦО «Кудрово» эти требования еще более высокие, так как школа является технопарком, оснащена современными видами техники (компьютерами, электронными досками, копировальными машинами, аудиотехникой, имеет 7 лабораторий, комплекты музыкальных инструментов Карла Орфа для игры в оркестре и др.), в приоритете направления проектной и профориентационной деятельности.
Попадая в школу с такими большими возможностями неопытному педагогу становится очень трудно в реализации задач образовательной организации, поэтому на помощь приходит педагог – наставник, который поможет создать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности в условиях школы - технопарка.
«Программа методического сопровождения молодого педагога» является составной частью системы повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих учителей высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.
Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим основными формами обучения молодых учителей становятся интерактивные формы: интерактивные лекции, мастер-классы, ролевые игры, психологические тренинги, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческие отчеты, открытые уроки, защита методических разработок, написание статей, работа над проектами.
Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, приносит максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы ее связаны с проблемами начинающих учителей. Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка, осуществляемая с помощью специальных методик, обязательны на каждом этапе методической поддержки молодых специалистов. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.
2. Основные положения
Цель программы – организация наставничества с целью оказания помощи молодому учителю в профессиональном становлении.
Задачи программы:
- Обеспечить быструю и эффективную адаптацию молодого учителя, привить интерес к педагогической деятельности.
- Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу с молодым учителем на основе выявленных потенциальных его возможностей.
- Повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений.
- Развивать творческий потенциал начинающего педагога, мотивировать на участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности педагога.
- Повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-- воспитательного процесса в МОБУ «СОШ «ЦО «Кудрово»
- Создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию педагога.
Планируемые результаты Программы:
- успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;
- активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
- обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
- совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
- использование в работе начинающих педагогов инновационных педагогических технологий.
Формы работы:
- педагогический подход «Lesson study (исследование урока)»
- индивидуальные консультации;
- посещение уроков;
- мастер-классы, семинары;
- теоретические выступления;
- анкетирование, микроисследования;
- совместное проведение уроков;
- видеосъемка урока с последующим анализом, разбором ситуаций и коррекционной работой;
- оказание методической помощи при подготовке к профессиональным конкурсам;
- консультирование педагога при написании статей;
- оказание методической помощи при работе над проектами.
3. Организация работы по программе:
Работа с молодым специалистом ведется по плану, составленному к началу учебного года.
Основные направления работы по реализации Программы
1. Составление плана работы с молодым специалистом.
План работы включает:
* создание оптимальных условий для успешной работы;
* проведение индивидуальных бесед и консультаций с молодым специалистом;
* оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;
* проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодого специалиста, систематическое изучение его методических и педагогических проблем.
2. Проведение анкетирования и составление информационной карточки молодого учителя.
С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагога в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта молодого специалиста.
3. Организация наставничества.
Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подбору методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдению научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.
Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.
Наставник учит самостоятельно искать находить информацию, помогает идти по этапам проекта.
4. Составление плана работы молодого специалиста.
План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой учитель.
5. Работа по «Программе методического сопровождения молодого педагога» – составная часть методической работы школы над проектом «Школа молодого педагога».
В работе с молодыми специалистами с первых дней их работы задействованы все компоненты методической службы. Руководители предметных методических объединений и методического объединения классных руководителей участвуют в вовлечении молодых специалистов в систему работы школы.
Так, например, проводятся методические педагогические семинары-практикумы, тематические методические дни, мастер – классы и круглые столы.
При проведении методических педагогических семинаров
· организуется обзор новинок методической литературы,
· проходит ознакомление с системой деятельности педагогов-новаторов, педагогов, воплощающих в своей деятельности идеи гуманизации образования,
· проводится систематизация опыта педагогов школы,
· уточняются требования новых нормативных документов.
Молодому специалисту предлагаются различного рода разработки и памятки, тесты и анкеты для родителей и учащихся.
Молодой специалист вовлекается также в организацию и проведение предметных недель, внеклассную работу, организацию и проведение олимпиад, различных тематических конкурсов.
Сроки реализации программы: 2021–2022 учебный год.
4. Содержание программы
Взаимодействие наставника и наставляемого может проходить по следующим этапам:
Этап знакомства.
Обсуждение цели и плана совместной работы, анкетирование наставляемого с целью определения знаний о педагогических технологиях; рассмотрение приоритетных направлений совместной профессиональной деятельности, обмен личными интересами в рамках профессиональной деятельности, знакомство с методической литературой, оказание помощи в выборе темы по самообразованию; прогнозирование результативности от совместной деятельности как наставника, так и наставляемого.
Этап обучения.
В процессе наставничества можно использовать следующие формы сотрудничества:
- Информирование. Определение уровня знаний сотрудника и его понимание отдельного рабочего процесса, прогнозируя возможные трудности.
- Демонстрационный пример. Осуществление практической демонстрации необходимого исполнения рабочего процесса, а также доведение до сведения сотрудника полного необходимого алгоритма действий для выполнения требуемой профессиональной деятельности. Знакомство с современными педагогическими технологиями в рамках урока наставника.
- Совместная деятельность. Освоение теоретического блока цифровой трансформации образовательного процесса МОБУ «СОШ «ЦО «Кудрово». Проведение мастер – классов, направленных на изучение современных педагогических технологий и приемов ( «Применение технологии проектного обучения на уроках музыки», «Технология дифференцированного обучения, как средство коррекции затруднений у обучающихся», «Технология смешанного обучения: трудности внедрения», «Возможности применения технологии критического мышления на уроках музыки» «О проектировании образовательного пространства для освоения методики смешанного обучения», лекториев, бесед, осуществление самоанализа урока как наставляемым, так и наставником. Проведение совместных интегрированных уроков. Обеспечение контроля действий сотрудника, корректировку, рассмотрение возможных ошибок и оценка результатов. Осуществление проектной деятельности, написание статей в соавторстве. Совместное участие в конкурсах. Совместный анализ образовательных сайтов наставника и наставляемого.
- Самостоятельное выполнение профессиональной задачи наставляемым.
Изучение современных педагогических технологий и приемов, внедрение их в образовательный процесс, содействие участию в конкурсах обучающихся, самостоятельное участие в профессиональных конкурсах, написание статей.
- Рефлексия по решению профессиональной задачи.
Анализ результатов, коррекция затруднений, определение, что получилось, что необходимо исправить, улучшить в своих действиях.
Этап оценки и сопровождения.
Анализ работы наставника и наставляемого с целью определения эффективности внедрения мероприятий программы.
Оценка эффективности наставничества
Критерии – это показатели качества и результативности исследуемого явления. В данном случае – показатели эффективности проделанной работы. Эффективность наставничества заключается в том, насколько быстро и продуктивно удалось осуществить обучение новых сотрудников, включить этих сотрудников в деятельность организации и какую выгоду получила от этого сама организация.
Критерии эффективности системы наставничества должны соответствовать следующим условиям:
1. Достижение целей организации. Это значит, что при развитии организации и освоении ею новых направлений деятельности необходимо в относительно короткие сроки обучить необходимым навыкам новых сотрудников (или уже имеющихся сотрудников, если им предстоит осваивать новую для себя область деятельности). В сравнительно короткие сроки сотрудники должны научиться применять новые технологии, действия и операции, чтобы достичь требуемых результатов. Достижение целей организации предполагает соотнесение и сравнение стратегических целей организации с целями внедрения системы наставничества и полученными результатами.
2. Соответствие профилю должности – сотрудник должен соответствовать занимаемой должности и успешно выполнять свои функциональные обязанности. Наставничество необходимо, чтобы ускорить и оптимизировать этот процесс, наглядно показывая и объясняя, как именно выполнять требуемые действия и операции.
3. Поведенческие изменения – речь идет прежде всего об организационном поведении людей. Сюда можно отнести такие показатели, как:
- Мотивация для достижения запланированных результатов. Овладевая новыми знаниями, умениями и навыками, люди становятся более уверенными, компетентными и отсюда – более мотивированными на достижение новых результатов. Это могут быть как экстринсивные мотивы – то есть выступающие как «внешние» цели (стремление к более высоким заработкам, повышению карьерного статуса, расширению личностного влияния в своем рабочем пространстве и т.п.), так и внутренние, интринсивные, или процессуально-содержательные мотивы (удовольствие от самой деятельности, открытие новых граней как самой деятельности, так и своих собственных возможностей, развитие своих способностей, благодаря которым можно осваивать новые области, осуществляя то, что в гуманистической психологии называется самореализацией – творческое преобразование окружающего мира и самого себя).
- Профессиональный и личностный рост. Личностный рост – это качественный показатель, он не оценивается в системе критериев экономической эффективности; личностный рост – это изменения в представлениях человека о своих возможностях и способностях, приложение этих возможностей и способностей к различным аспектам своей жизнедеятельности. Как правило, личностный рост напрямую связан с актуализацией своего творческого потенциала, с самореализацией как в профессиональной, так и в других областях человеческой жизни в целом.
- Профессиональный рост – это не только соответствие функциональным требованиям, но и «перерастание» этих требований, когда благодаря полученным знаниям, умениям и навыкам (или же профессиональным компетенциям) – работник претендует на более высокий профессиональный статус в своей организации. Профессиональный рост можно измерить в количественных показателях. Это – KPI (Key Performance Indicator) – показатель достижения успеха в определенной деятельности или в достижении определенных целей. KPI – это количественно измеримый индикатор фактически достигнутых результатов.
Риски наставничества:
- формальное сотрудничество из-за достаточно большой нагрузки у обеих педагогов;
- неготовность педагога принимать помощь наставника;
- нежелание наставляемого обучаться самостоятельно;
- навязывание наставляемому методов и форм взаимодействия.
«Планирование методического сопровождения молодого педагога»
в направлениях работы ЦО «Кудрово»
№ | Какая реализуется задача (цель) | Мероприятие | Время (дата) проведения | Планируемые результаты |
1 | Определить уровень знаний педагога о педагогических технологиях, какие формы взаимодействия и их частота будут комфортны для наставляемого. Определить, какие формы взаимодействия будут наиболее эффективны для совместной деятельности наставника и наставляемого, их частота. | Анкетирование наставляемого Составление плана работы наставника с наставляемым на основе изучения анкеты молодого педагога. | Сентябрь 2021 г. | Психолого-социальная адаптация учителя в новом коллективе, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с обучающимися и их родителями. |
2 | Осуществление коррекционной работы наставляемого. | Практическое занятие: Планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, знакомство с методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование) Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию. Практикум: "Разработка поурочных планов" | Август - сентябрь 2021 г. | Активное включение вовлечение в экспериментальную работу школы, совместную разработку программ, грамотное применение государственных программ. |
3 | Помощь наставляемому в подготовке обучающихся для участия в концерте, посвященному Дню учителя | Наблюдение за репетициями с обучающимися, советы при создании постановки. | Сентябрь – октябрь 2021 г | Создание музыкального номера для школьного концерта |
4 | Наблюдение за реализацией системно- деятельностного подхода на уроках наставника. | Посещение молодым специалистом уроков учителя - наставника. Самоанализ урока наставником. | Сентябрь 2021 г– май 2022 г (1 раз в месяц) | Формирование опыта создания собственных методических разработок. |
5 | Знакомство с работой наставляемого, выявление затруднений, оказание методической помощи. | Посещение наставником уроков молодого учителя. Самоанализ урока молодым педагогом. | Октябрь 2021 г – май 2022 г (1 раз в месяц) | Помощь при обнаружении затруднений, поощрение успехов |
6 | Планирование совместных мероприятий, направленных на внедрение цифровых образовательных ресурсов, доступных МОБУ «СОШ «ЦО «Кудрово» | Цифровая трансформация образовательного процесса ОУ. Беседа по итогам освоения теоретического блока цифровой трансформации образовательного процесса ОУ. | Октябрь 2021 г | Использование в своей деятельности цифровые образовательные ресурсы, прохождение курсов повышения квалификации. |
6 | Знакомство с технологией проектного обучения | Посещение молодым специалистом урока наставника, осуществляющего применение технологии проектного обучения. Помощь в осуществлении проектной деятельности молодого специалиста (написание проекта с обучающимся, участие в конкурсе) | Октябрь 2021 г | Написание проектной работы с обучающимся, участие в конкурсе |
7 | Подготовка к конкурсу «Педагогический дуэт» | Практическое занятие: «Составление плана мероприятий для подготовки к конкурсу» | октябрь | Приобретение опыта участия в конкурсах, результативность участия |
8 | Знакомство с технологией дифференцированного обучения | Мастер -класс наставника. Помощь в написании и публикации статьи в педагогическом журнале. | Ноябрь 2021 г | Публикация статьи во всероссийском педагогическом журнале «Альманах педагога» |
9 | Осуществление мероприятий, направленных на раннюю профилизацию младших школьников | Составление плана мероприятий для младших школьников. Написание статьи наставником в соавторстве с наставляемым «Билет в будущее: система профориентационной работы в начальных классах» | Ноябрь 2021 г | Публикация статьи во всероссийском педагогическом журнале «Альманах педагога» |
10 | Знакомство с технологией смешанного обучения | Составление плана урока. Проведение интегрированного урока наставника с наставляемым. Самоанализ урока. Выявление трудностей, плюсов и минусов урока. | Ноябрь 2021 г | Освоение данной технологии, практическое применение при проведении уроков. |
11 | Повышение уровня педагогического мастерства | Участие в инклюзивном творческом фестивале - конкурсе "Территория добра" | Ноябрь 2021 г | Показ высоких результатов в инклюзивном творческом фестивале - конкурсе "Территория добра" |
12 | Знакомство с технологией критического мышления | Практическое занятие: «Возможности применения технологии критического мышления на уроках музыки». | Декабрь 2021 г. | Освоение данной технологии. |
13 | Анализ приемов и средств, направленных на формирование функциональной грамотности, используемых учителями школы при проведении открытых уроков. Планирование уроков музыки, направленных на формирование функциональной грамотности | Посещение открытых уроков учителей МОБУ «СОШ «ЦО «Кудрово» | Декабрь 2021 г | Освоение новых приемов и форм взаимодействия с обучающимися |
14 | Изучение материалов личных педагогических сайтов наставника и наставляемого, обсуждение, как эффективно осуществлять работу сайта с привлечением родителей и обучающихся. | Совместный анализ сайтов наставника и наставляемого | Январь 2022 г | Совершенствование работы сайтов. |
15 | Разработка внеклассного мероприятия по типу смешанного обучения с использованием инфозон МОБУ «СОШ «ЦО «Кудрово»; Проведение совместного внеклассного мероприятия с использованием смешанного обучения. | Мастер - класс: «О проектировании образовательного пространства для освоения методики смешанного обучения. Открытое мероприятие для обучающихся 2.8 класса. | Февраль 2022 г | Возможность использования инфозон школы |
16 | Мониторинг конкурсов | Участие в конкурсах наставляемого и его обучающихся | В течение года | Рефлексия деятельности, анализ результативности |
17 | Повышение компетентности в преподавании уроков музыки | Прохождение курсов повышения квалификации | апрель | Получение знаний о современных педагогических технологиях в методике преподавании музыки, получение свидетельства о прохождении курсов |
18 | Подведение итогов реализации программы. | Оформление портфолио молодым специалистом. | Май-июнь 2022 г. | Подготовка материалов для использования при аттестации |
Предварительные результаты программы
Личные результаты Лопаткиной Е.Э.:
- Статья «Практическая работа по развитию певческого голоса учащихся младшего школьного возраста с помощью вокальных упражнений» в соавторстве с наставником – 2021 г всероссийский педагогический журнал «Альманах педагога»
- Статья «Текстурные особенности певческих голосов»
Результаты обучающихся Лопаткиной Е.Э.
1. Стерлигов Вячеслав -победитель международного конкурса детских исследовательских работ и проектов 20211 г, с проектом: «Почему люди поют песни»
2. Праздник "День счастья" ГБОУ школа № 627 Невского района Санкт-Петербурга
(2021 г.) – участие
- Городской танцевальный конкурс "В ритме танца" (Академия театра и кино "Путь первых", 2021 г. ) 1 место, 2 место
- Праздник "День счастья" ГБОУ школа № 627 Невского района Санкт-Петербурга (2021 г.) – участники
- Вокальный конкурс "И песня тоже воевала..." - ДК "Янино" 2021 г - диплом участника (Вокальная студия "OK Kids" ), Подрядчикова Диана (номинация Эстрадный вокал соло) - лауреат 2 степени
- Вокальный конкурс "Голоса Софии" 2021 г (г. Пушкин) – участники
- Инклюзивный творческий фестиваль - конкурс "Территория добра" – 2021 г (результаты не подведены)
Личные результаты Шеповой Е.В.:
- Статья «Билет в будущее: система профориентационной работы в начальных классах» - 2021 г всероссийский педагогический журнал «Альманах педагога» в соавторстве в наставляемым.
- Статья «Педагогические возможности проектной деятельности младших школьников в формировании исследовательских умений» - 2021 г всероссийская конференция педагогов «Педжурнал»
- Статья «Организация проектно- исследовательской деятельности в начальных классах как условие развития творческой самостоятельности». – 2021 г Педпроект.РФ
- Конференция «ИРО Краснодарского края» - выступление по теме: «Эффективные формы ранней профилизации в совместной деятельности педагогов начального общего и дополнительного образования»
- 1 Всероссийский форум классных руководителей 2021 г – участие
- Всероссийский конкурс «Растим гражданина» 2021 г – участие.
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий через организацию проектно-исследовательской деятельности
«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь.»
(Китайская мудрость)
Эти слова я взяла эпиграфом неслучайно. Сегодня нужны люди, способные принимать нестандартные решения, творчески мыслить и работать.
Стандарты нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования как научить учиться.
В преподавании существуют следующие проблемы:
-пассивная позиция ученика в процессе обучения;
- низкая мотивация;
- проблема выбора необходимого метода перед учителем в условиях классно - урочной системы.
В связи с этим я определила задачи:
Формирование у школьников умений эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности – семья, досуг, отношения с товарищами.
Формирование способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи
Формирование у школьников умений добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач
В своей работе я использую различные методы:
Деятельностные
Исследовательские
Групповые
Проблемные
Практико-ориентированные
Ассоциативные
Рефлексивные
Но считаю, что формирование УУД наиболее эффективно будет происходить через организацию проектно-исследовательской деятельности.
Одной из проблем, остро волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Для того, чтобы мотивировать учащихся, я применяю различные задания:
- эвристического характера (задания с иллюстративным материалом: плакатами, таблицами);
- дискуссии с аргументацией свое точки зрения;
- разнообразные формы уроков: урок – практикум, урок – семинар, урок - путешествие, интегрированные уроки.
- я учитываю индивидуальные особенности ученика, его жизненный опыт;
- включаю учеников в проектную и исследовательскую деятельность.
Ведь ребенку должна нравиться его деятельность, она должна быть ему доступна.
Чтобы обучающиеся имели потребность в знаниях, которые имеют реальную ценность, я определила для себя следующую задачу: Разработать и предложить те условия, при реализации которых рассматриваемые потребности могут быть удовлетворены.
Стандарты определили, какими качествами должен обладать выпускник начальной школы. Одним из важных качеств является умение самостоятельно учиться. А в этом наиболее эффективным условием является включение в исследовательскую деятельность.
При обучении на своих уроках я использую метод проектов.
Коллективные проекты подталкивают учащихся к составлению планов – проектов, что помогает им отвечать на проблемные вопросы, осмыслить учебную тему и задачи, стоящие перед ними.
научиться защищать свои проекты, используя разнообразные средства: таблицы, схемы, кластеры.
Работа в данном направлении формирует интерес учащихся к изучаемым предметам, учит использовать справочную литературу, мультимедийные энциклопедии, Интернет.
Применяемые формы работы на уроке дают возможность развития таких блоков УУД, как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД.
А, принимая во внимание, что в результате проведенных исследований ребенок получает не только новое знание, но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.
Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, я стараюсь формировать все группы универсальных учебных действий.
Особое значение в обучении отводится проектам метапредметной направленности. Так мои ученики самостоятельно изготовили кормушки для птиц, а потом проводили наблюдение, какие кормушки подходят для птиц, а какие нет.
На уроках технологии обучающиеся изучали орнамент в вышивке, создавали свои работы на основе полученных знаний.
На уроках литературного чтения и русского языка я использую задания исследовательского характера, что дает возможность на уроках литературного чтения изучать произведения более глубоко, а на уроках русского языка самим выводить правила, создавать задания для класса.
На внеурочном занятии «Я – исследователь» я стала применять прием «Определи, как получили», где ученики, рассматривая полученный продукт, должны были определить свои способы его получения. Так рождались различные варианты.
С обучающимися я веду «Дневники юного исследователя», в которых они заполняют анкету, выявляющую их интересы, определяют тему исследовательской работы, ставят гипотезу, определяют этапы работы, работают с информацией, оформляют работу и делают вывод.
Несомненно, практические занятия способствую поддержанию интереса к исследовательской деятельности. На основе полученных знаний они создают свои проекты и проводят защиту и рекламу своего продукта.
А кроме того дети, осознавая, что их работы еще и достаточно ценятся материально, и в последствии их можно будет продавать на ярмарках, понимают, что, обучаясь технологии, можно будет и зарабатывать. А я в данном случае выполняю одну из фундаментальных целей образования: учу работать и зарабатывать.
Со своими проектами учащиеся выступают на различных конкурсах.
Проектная деятельность имеет и воспитательную направленность: так обучающиеся моего класса сами создают сценарии для различных классных мероприятий.
Результатом данной работы является формирование регулятивных УУД: (каждый ученик выполнит и представит проект)
Коммуникативных УУД (ребята выполняют коллективные проекты, где учатся взаимодействовать)
Личностные УУД (опыт публичного выступления)
Познавательных УУД (определение цели, получение информации, развитие логических универсальных действий)
Эффективность системы работы показывает школьная научно-практическая конференция, которая проводится ежегодно в нашей школе, где мои ученики защищают свои проекты.
Хороших результатов в формировании УУД можно добиться, если
Обеспечивается демократический стиль общения учителя с ребенком,
Учитываются индивидуальные особенности ребенка,
Организуются площадки демонстрации проекта,
Уделяется внимание самостоятельности ребенка.
В заключении хочу сказать: Исследовательская деятельность обучающихся – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группах, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер и имеет важное значение, а также формирует все виды универсальных учебных действий.
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – учитель!»
Думаю, выбор моей профессии был предопределён сразу после моего рождения. Все тонкости педагогического мастерства и трудности этой профессии я узнавала от мамы по её рассказам и наблюдениям за её работой с детьми начальной школы. С самого раннего детства я помогала делать наглядности к её урокам, именно на мне она апробировала все тесты, конкурсные задания и сразу редактировала их, если понимала, что они не идеальны. Еще маленькой девочкой я любила проводить уроки для своих кукол, вела их дневники и даже проводила беседы с их родителями. Потом я своё начальное педагогическое мастерство стала оттачивать на уроках, преподаваемых для моей младшей сестренки. Так постепенно мои игры перешли во взрослую жизнь. Передо мной никогда не стоял вопрос: кем я хочу стать!
Еще во время учёбы в нашей школе каждый год проводился «День самоуправления», когда возможность проводить уроки предоставлялась ученикам. Когда я училась в 9 классе, мне посчастливилось провести все уроки для учащихся 2 класса. Именно тогда я поняла, что эта профессия – моя. Никогда не забуду взгляды детей, которые с жадностью ловили каждое мое слово, в чьих глазах было полное доверие. Разве могла я выбрать что- либо другое? Поэтому и вопрос о направлении в профессии – начальные классы – тоже был определен. Ведь что может сравниться с детской непосредственностью, открытостью, душевной чистотой, которой дети отвечают учителю на его заботу, доброту и знания.
Окончив педагогический колледж, я с головой погрузилась в работу. Мне столько всего хотелось дать детям. Я была просто переполнена воодушевлением: различные мероприятия проводила каждую неделю, все выходные готовилась к урокам, писала конспекты. Помню: тогда я подумала, что это даже хорошо, что у меня пока нет семьи, потому что на нее у меня бы совсем не оставалось времени.
Но с появлением семьи я стала принадлежать школе ничуть не меньше. Поначалу я даже завидовала друзьям, которые отработали и вечером отдыхают, ведь работа учителя не прекращается ни на минуту: подготовка к завтрашнему учебному дню, проверка тетрадей, чтение статей по самообразованию и, конечно же, воспитание своих двух сыновей.
Очень важно, что моя семья с пониманием относится к моему жизненному выбору, что дети без ревности относятся к моей любви к ученикам, а муж даже старается оказывать мне посильную помощь. Только учитель на вопрос «Как поживают твои дети?» спросит «Какие дети? Мои или ученики?» Да, мои ученики занимают большое место в моем сердце.
Конечно, не все так радужно было в моей профессии: был период, когда о том, кем я работаю, хотелось утаить перед моими новыми знакомыми, так как низкая зарплата и рейтинг этой профессии вызывали у них чувство жалости ко мне. Хорошо, что со временем ситуация изменилась. Теперь я с гордостью могу сказать: « Я – учитель!»
На первом школьном собрании я спросила родителей своих учеников, каким они хотят видеть учителя своего ребенка. Их ответы дали понять, что для них самым важным являются душевные качества педагога: доброта, умение понять ребенка, найти подход к каждому ученику, чтобы каждый ребёнок с радостью ожидал следующий учебный день. Из профессиональных качеств родители считают, что образованность, умение организовать учебный процесс идут уже на втором плане. Это не значит, что учитель не должен знать свой предмет, какой же он тогда учитель? Но считаю, что он должен любить и уважать детей, находить в каждом самое хорошее зёрнышко, которым можно гордиться, за что можно похвалить ребенка. Я рада, что все мои ученики такие разные, неповторимые, со своими индивидуальными особенностями.
В моей жизни самое важное – это любовь. Если ты счастлив в своей семье, если ты с удовольствием и хорошим настроением идёшь на работу, то у тебя получится всё, что ты задумал. Так это происходит и у детей.
Я просто в восторге от того, что еще на улице дети выкрикивают мое имя и бегут мне навстречу наперегонки, чтобы обнять.
Очень важно, чтобы учитель хорошо чувствовал детей, помнил о своих детских переживаниях, поступках и мог подсказать детям, как сделать более правильный выбор в той или иной ситуации. Для детей очень важно, чтобы их могли понять, пожалеть, если нужно – защитить.
А как слово учителя может повлиять на всю жизнь человека! Так, в 9 классе я сама сшила юбку на уроке труда. Эта юбка мне казалась самой лучшей, самой красивой – ведь это была моя первая, своими руками созданная вещь, которую я делала с большим желанием и хотела носить. Но учительница сказала, что юбка ужасна, а у меня нет никаких способностей к шитью. Я очень расстроилась, переживала и с тех пор ни разу не занималась шитьем, хотя очень люблю рукодельничать: вышиваю, делаю цветы из лент, фоамирана, владею различными техниками. А моя мама до сих пор не может понять, почему с такими умениями я не шью. А я просто не могу снова вернуться к этому делу, в моей голове мысль, что у меня ничего не получится.
Я не хочу осуждать моего учителя. Этот случай я, наоборот, воспринимаю как дар для меня, моей профессии. Ведь теперь я на своем примере понимаю, как своим словом можно убить желание, а может, и повлиять на жизнь человека. Поэтому прежде чем сделать какое-либо замечание ребенку, я пытаюсь представить, что он почувствует, как отреагирует. Этому же учу и их родителей, обыгрывая с ними различные жизненные ситуации на родительских собраниях, после которых ко мне подбегают дети и рассказывают, что родители вечером провели с ними время, поговорили, посидели в обнимку. Я очень радуюсь тому, что счастливы мои ученики, что мы с родителями находимся «на одной волне».
Не подумайте, я не считаю себя идеальным учителем. Идеальных людей вообще не бывает, есть только те, которые перестают замечать свои ошибки. Я помню обо всех своих ошибках, за которые мне бывало стыдно, но стараюсь быть хорошим и искренним человеком всегда: и дома, и на работе. Я верю, что мои ученики ценят мою доброту и бескорыстное к ним отношение.
Моя мама, проработавшая в школе более сорока лет, всегда рада меня видеть у себя дома, так как каждая наша встреча превращается в мини-педсовет, потому что для нас школа – это наша жизнь! Я очень благодарна своей маме, которая разглядела во мне задатки учителя, подсказала, какую профессию выбрать. И сегодня я гордо всем говорю: «Я – учитель! Я – самый счастливый человек!»
Предварительный просмотр:
Организация деятельности классного руководителя по развитию интеллектуального и творческого потенциала одаренных и способных детей.
В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский
Современное общество отличает повышенное внимание к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Поэтому выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе.
Цель организации работы с одаренными детьми:
Создание благоприятных условий для развития одаренных детей.
Задачи организации работы с одаренными детьми:
- Обеспечить возможность творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
- Организация участия в школьных, муниципальных, всероссийских олимпиадах, интеллектуальных играх, дистанционных проектах.
- Организация развития творческих способностей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.
Особенности одарённых детей:
- высокий интеллект,
- высокая чувствительность,
- познавательная активность,
- целеустремленность и настойчивость,
- повышенная концентрация внимания,
- отличная память.
Многие учителя убеждены, что учить одарённых детей – одно сплошное удовольствие, и общаться с ними очень легко и приятно. Работать с такими детьми действительно интереснее, но… Ошибка думать, что одарённые дети
те, кому учёба дается легко. Увидеть одарённого ребёнка не так просто. Для этого нужна педагогическая интуиция.
Виды одаренности
Существуют различные виды одаренности:
Формы работы с одарёнными детьми
Формы работы с одаренными детьми, прежде всего, должны сочетаться и с формами работы со всеми обучающимися и в то же время отличаться определенным своеобразием: «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
групповые формы работы,
творческие задания,
вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
дискуссии,
- диалоги.
Формы внеурочной деятельности:
кружки, секции,
конкурсы,
интеллектуальный марафон,
участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы
система внеурочной исследовательской и проектной работы обучающихся.
Этапы организации работы с одаренными детьми:
Условия, способствующие оптимальному развитию одаренности
Свою работу я начала с планирования. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и
наметить задачи и формы работы с одаренными обучающимися.
Ожидаемые результаты
- Повышение интеллектуального уровня обучающихся.
- Увеличение числа своевременно выявленных одарённых детей
- Творческая самореализация выпускника начальной школы.
- Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
- Формирование системы работы с одаренными обучающимися.
- Полный охват одаренных школьников участием в разнообразных видах и формах деятельности состязательного и творческого характера, организуемых на различных уровнях;
- Положительная динамика количества победителей всероссийского и международных этапов олимпиад, конкурсов, соревнований, игр.
- Повышение заинтересованности и ответственности родителей одаренных детей, вовлечение их в активную совместную деятельность.
Все это способствует поддержке и развитию способных и талантливых детей, формирует навыки поисковой и познавательной деятельности всех субъектов учебного и внеучебного процесса.
Система работы с одаренными детьми в начальной школе
Работа с одаренными детьми каждый учебный год строится по-разному в зависимости от развития психических процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания), осознания личного отношения к миру и возрастных особенностей детей.
Я наметила следующие этапы организации развития одаренности
Подготовительный этап (1класс)
Формирование навыков эффективной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных обучающихся.
Обучение первичным навыкам работы с информационными источниками и компьютерным технологиям.
Виды деятельности:
При осуществлении диагностики я использовала карту интересов для младших школьников (А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета).
В результате диагностики выяснила, что в моем классе существует следующая картина интересов школьников.
Я увидела, что круг интересов у детей моего класса очень разнообразен. В то же время теперь я понимала, каким образом могу вовлечь в деятельность на уроке и внеурочной деятельности, опираясь на интересы ребенка, кому какие задания необходимо подбирать, на какие команды разделить обучающихся при групповых формах работы.
Следующим этапом является
Творческий этап (2-й класс). Он включает:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование познавательного интереса.
Творческое развитие обучающихся.
Осуществление проектной деятельности под руководством учителя.
Индивидуальная работа со способными школьниками.
Развивающий этап (3 – 4-й класс)
Совершенствование навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.
Формирование исследовательских навыков и навыков проектной деятельности.
Развитие информационной культуры обучающихся.
Обучающиеся моего класса
- Участвуют в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
- Посещают театральные спектакли.
- Экскурсии
- Кружки дополнительного образования.
Дети пробуют свои силы в конкурсах проектов. Такие проекты рождаются при осуществлении совместной деятельности с родителями моих школьников, моя задача направлять родителей, подсказывать им пути осуществления проектно – исследовательской деятельности.
Посещение кукольного театра привело к созданию собственной театральной постановки.
Мои школьники посещают кружки легоконструирования, и здесь уже при моем участии, детей, у которых проявились особые способности в этом направлении, я определила в кружок робототехники.
Участие в школьном конкурсе проектов «Мусор в дело пустим смело» привело к созданию таких творческих работ.
Результатами моей работы стали дипломы и грамоты обучающихся в различных конкурсах, и предметных олимпиадах.
Считаю данное направление в своей работе эффективным и планирую дальнейшее ее продолжения.
Предварительный просмотр:
Билет в будущее: система профориентационной работы в начальных классах
Перед каждым обучающимся после получения аттестата за 9 или 11 класс встает вопрос о выборе профессии. И далеко не каждый выпускник понимает, чем в жизни он хочет заниматься.
Когда же необходимо выбирать себе профессию?
Проведя анкетирование в 4 классе, я поняла, что дети могут перечислить достаточно большое количество профессий, но сказать, чем именно занимаются люди данных профессий, могут лишь о тех, с которыми сталкиваются в своей жизни. Детям хорошо известны профессии воспитателя, учителя, продавца, полицейского, пожарного, парикмахера. Но выбрать себе такую профессию готовы лишь 1-2 человека из класса.
Когда же следует начинать знакомить детей с профессиями? Я считаю, как можно раньше.
У учителя начальных классов есть для этого большие возможности, ведь он проводит столько различных уроков, связанных с разными профессиями, достаточно лишь обратить на это внимание детей и построить свои занятия определенным образом.
Цель профориентации в начальной школе:
- расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности;
- расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и представление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации;
- развитие мотивации к учёбе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
- Выявление общих тенденций в развитии способностей ребёнка в совместной деятельности с родителями и педагогами;
- Развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. Проводимая в начальной школе профориентационная работа является основой, на которой, возможно, будет строиться вся последующая работа по профессиональному определению в средней школе.
Профессиональная ориентация в школе – это система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеурочной работе для подготовки их к сознательному выбору профессии с учётом личных и общественных интересов. Решить эту задачу – помочь младшим школьникам правильно определить своё место в жизни.
Формы профориентационной работы в начальной школе:
1. Организация профориентационной работы на уроках.
2. Организация внеурочной работы:
• беседы с детьми
• тематические классные часы
• конкурсы, проекты
• игры
• внеклассные занятия с учащимися
• экскурсии
• кружковая работа
• знакомство с профессиями родителей
Тематика классных часов может быть следующая:
- «Как появилась одежда»
- «Я выбираю профессию»
- «Кто помогает нам отдыхать»
- «Все профессии нужны, все профессии важны»
- «Профессии моих родителей»
- «Самая лучшая в мире профессия»
- «Уважение к людям труда»
- «Кто нас обслуживает?»
- «Дорога хлеба»
- «Путешествие в страну игрушек»
- «Истинное сокровище для людей – умение трудиться»,
а может быть связана с каким – либо праздником, где необходимо дать сведения о профессии, например, о профессии космонавта.
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.
Например, на уроках литературного чтения обучающиеся могут попробовать себя в роли актеров. А так же могут примерить на себя роли писателей, редакторов, оформителей, художников.
Уроки технологии вносят большой вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации.
Уроки окружающего мира знакомят с профессиями сельского хозяйства
или с профессией астронома.
Уроки музыки знакомят с такими профессиями как певец, музыкант.
Участие обучающихся в научно – исследовательской деятельности помогает изучить такие профессии, как, например, зоолог или пчеловод.
Созданию следующего проекта помог случай – девочка нашла в парке маленького раненого бельчонка, который, вероятно, упал. Так девочке пришлось изучить некоторые сведения о профессии ветеринара и ухаживать за питомцем.
Интересным получился проект, связанный с профессией диетолога.
А, изучив профессию парфюмера, наша ученица получила собственные духи.
Следующей формой профориентации являются экскурсии. Они дают не только представление о разных профессиях, но и помогают воспитывать уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда. Нашим обучающимся очень понравилась экскурсия в музей хлеба. Музей этнографии познакомил с профессией этнографа. На фабрике мороженого дети познакомились с профессией технолога, увидели все этапы создания лакомства. А экскурсия на РЖД позволила узнать о профессиях машиниста, осмотрщика вагонов, электромеханика, дежурного стрелочного поста и других. Экскурсия в пожарную часть помогла узнать о профессиях работников МЧС.
Посещение кукольного театра вдохновило детей попробовать свои силы в профессии актера кукольного театра.
Первые профессии, о которых узнаёт ребёнок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни. Поэтому сведения о профессиях родителей дети могут подготовить в виде небольших проектов с фотографиями. А некоторые из них могут примерить на себя, помогая своим родным.
Занятия легоконструированием помогает дать сведения о большом количестве профессий, таких как архитектор, строитель, инженер, программист и другие. Кроме того, наши обучающиеся предлагают собственные дизайн –проекты по созданию школы будущего или детской квест – комнаты.
На внеурочных мероприятиях учащиеся узнают о разных профессиях, пробуют себя в роли представителей различных специальностей, разыгрывая ролевые сценки.
В нашей школе активно работает театральная студия «Кудроль», где обучающиеся играют различных персонажей и сказочных героев.
Работа по профориентации в начальной школе является пропедевтической, однако, данная система работы позволяет решать ключевую задачу – формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути во взрослой жизни.
Чем с большим количеством профессий будет знаком ребёнок, чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального выбора. Ведь как сказал К.Д. Ушинский «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
ИЗУЧЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ.
№ п/п | Педагогические умения | Варианты ответов |
1 | Планирование педагогической деятельности. - постановка целей, задач урока, - выбор форм и методов обучения, соответствие цели и содержания. | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
2 | Составление конспекта урока | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
3 | Знание содержания программы и учебников | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
4 | Использование разнообразных форм: -фронтальных, -групповых, -индивидуальных | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
5 | Использование методов развивающего обучения -проблемное обучение, -исследовательский метод, -частично – поисковый метод | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
6 | Развитие мотивации к обучению: -активные формы обучения, -игровые, соревновательные, самостоятельные формы работы. | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
7 | Выявление типичных ошибок и затруднений школьников и коррекция своей деятельности | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
8 | Использование межпредметных связей | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
9 | Формы и методы воспитательной работы на уроках | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
10 | Работа по теме самообразования. | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
11 | Организация дисциплины на уроке. | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
12 | Самоанализ урока | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
13 | Дифференциация обучения | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
14 | Индивидуальные формы работы с обучающимися | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
15 | Личностно – ориентированное построение урока | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
16 | Здоровьесбережение обучающихся | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
17 | Использование современных технологий обучения | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
18 | Формы домашней работы: - дифференцированные, - творческие. | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
19 | Оценивание учебной деятельности обучающихся. | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |
20 | Использование тестирования как формы контроля знаний и определения пробелов в знаниях обучающихся. | А) Не получается, требуется помощь Б) Получается, но нужно убедиться в правильности В) Умею использовать |