В помощь педагогам ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_detey_na_uchastke_detskogo_sada.doc | 305 КБ |
letnie_igry_konsultatsiya_leto_2012.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 158 «Рябинушка»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей»
города Чебоксары
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Зорина Лариса Яковлевна
МБДОУ «Детский сад №158
«Рябинушка»
В режиме дня детского сада предусматриваются две прогулки: в первой половине дня и во второй. Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:
Оздоровление детей.
Физическое развитие.
Развитие самостоятельности.
Расширение кругозора.
Ознакомление с окружающим миром.
Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.
Педагог способствует развитию у детей элементарных естественно - научных представлений о физических свойствах окружающего мира, формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями) и экологической культуры, эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.
В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента.
При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: погодные условия, возраст и контингент детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе и многое другое.
Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:
наблюдение, рассматривание;
трудовая деятельность детей;
подвижные игры;
индивидуальная работа детьми;
самостоятельная деятельность детей;
индивидуальные беседы с детьми;
организация свободной деятельности детей;
индивидуальная работа с детьми (развитие речи, познавательное развитие);
работа по звукопроизношению, разучивание стихотворений.
Разновидности прогулок
Типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
Комбинирование: целевая прогулка и свободная деятельность.
Прогулка – экскурсия - поход.
Спортивные эстафеты.
Наблюдения
Наблюдения — это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.
Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов. На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагоги периодически обращают внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.
Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.
Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.
Трудовая деятельность
Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветы с клумбы в горшки для уголка природы, поддержанию порядок на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.
Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.
Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.
Подвижные игры
Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя. Обязательно две подвижных игры.
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Самостоятельная деятельность
Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 158 «Рябинушка»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей»
города Чебоксары
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Зорина Лариса Яковлевна
МБДОУ «Детский сад №158
«Рябинушка»
Спортивные игры и упражнения играют важную роль в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В любое время года они проводятся преимущественно на открытом воздухе, что, несомненно, имеет большое значение для закаливания и укрепления здоровья дошкольников. С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки, приобретают нравственные, волевые качества: решительность, самостоятельность, смелость, выносливость. Игры, игровые упражнения и двигательные задания планируются в течении года в зависимости от сезона и погодных условий.
В теплое время года вниманию уделяется обучению дошкольников играм с элементами разных видов спорта, таких как волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис, городки. Коллективные игры с мячом создают благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Усвоив отдельные элементы, дошкольники разучивают игры с мячом.
Например, игра “Чья команда больше” проводится на меткость и четкость бросание мяча в корзину. Дети делятся на команды и становятся на расстоянии двух метров от баскетбольной стойки. Первые участники в каждой команде держат мячи. По сигналу воспитателя они бросают мяч, стараясь попасть в корзину, затем ловят его, передают следующему и встают в конце колоны. Выигрывает команда, которая в установленное время забросит в корзину больше мячей.
Физическое воспитание – необходимое условие правильного развития ребенка. Приобщать к спорту ребенка необходимо с раннего детства. Спорт воспитывает ловкость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы.
Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные игры. В летнее время особенно актуальны игры с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, рассчитать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, а так как у малышей еще слабо развита способность к точным движениям, то любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.
Упражнения и игры с мячом оказывают положительное влияние на физическое развитие ребенка – упражнения с мячами разного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что очень важно для шестилетнего малыша, который собирается идти в школу. При ловле и броске мяча ребенок действует обеими руками, что способствует органичному развитию нервной системы ребенка. При обучении игре в баскетбол, разнообразные движения с мячом, что обеспечивает необходимую нагрузку на все группы мышц, особенно для ребенка важны мышцы, удерживающие позвоночник в правильном положении при формировании осанки.
Игры с мячом коллективного характера создают благоприятные условия для формирования нравственно-волевых качеств характера ребенка. Подвижная игра с мячом требует определенного напряжения мыслительной активности ребенка – анализа ситуации, принятия решения, предвидения возможных действий противника.
Спортивные игры для старших дошкольников.
Игра в баскетбол – командная, совместные действия в ней обусловлены единой целью, эти умения пригодятся детям во взрослой жизни в их профессиональной деятельности. Что такое «баскетбол»? – «баскет» в переводе с английского языка — корзина, а «бол» — мяч. Играют в баскетбол уже более 100 лет.
В России первый матч прошел в Петербурге в 1928 г. С тех пор баскетбол по своей популярности в нашей стране занимает одно из ведущих мест. В него играют и дети, и взрослые. А сборная команда нашей страны участвует в больших соревнованиях — чемпионатах мира и Олимпийских играх. В нашем городе также есть и талантливые тренеры, и хорошие игроки.
Команда баскетболистов состоит из равного количества игроков в каждой команде (3-5 человек). Игра начинается в центральном круге. Здесь производится розыгрыш начального броска. Два самых высоких, ловких игрока обеих команд становятся друг против друга в круге у средней линии, остальные располагаются по кругу. Судья подбрасывает мяч вверх. Два игрока, которые стоят в центре круга, подпрыгивают как можно выше, пытаясь перебросить мяч своим товарищам по команде. Нападающие, должны попытаться забросить мяч в корзину противника. Защитники, бегают вместе с одним из игроков команды противника и, не нарушая правил, мешают ему завладеть мячом.
В волейбол играют две команды (в каждой по 6 человек) располагаются на площадке размером 18х9 м, разделённой сеткой, которая натянута на высоте 2,5 м. Игроки располагаются в две линии на своих сторонах площадки.
Цель игры — одной или двумя руками перебить мяч на сторону противника так, чтобы он опустился в пределах площадки. Игроки одной команды могут ударять по мячу не более 3-х раз подряд, при этом один и тот же игрок не должен касаться мяча подряд 2 раза.
Игроки команды, выигравшей подачу, делают переход, они перемещаются на своей стороне площадки на одно место по часовой стрелке. Так в команде меняется подающий игрок.
Играют до тех пор, пока одна из команд не наберет 15 очков (если в командах по 2 человека, то играют до 12 очков). Если мяч заденет за сетку при выполнении подачи — это потеря подачи. В остальных случаях мяч, задевший за сетку, не приводит к остановке игры.
Детский волейбол (Пионербол)
В эту игру играют на волейбольной площадке, командами. Каждая команда состоит из 7-9 человек, которые располагаются на своих сторонах площадки в три ряда. У тех игроков, которые стоят во втором ряду, — по мячу.
Правила игры Игра начинается по свистку судьи, и играющие перебрасывают мячи через сетку на площадку противника. Мячи, которые перелетели через сетку, ловят или поднимают, и стараются побыстрее перебросить на противоположную сторону.
В случае, когда мяч заденет сетку или играющий при подаче попадает в нее, подачу повторяют, но очков никто не получает.
Когда команда выигрывает очко, игроки меняются местами на своей половине площадки: первый ряд становится третьим, второй — первым, третий — вторым.
Футбол
Футбол. От англ. «фут» и «бол» - ступня и мяч. Из названия понятно, в этой игре по мячу бьют ногой. Играют в футбол на специальном поле, имеющем границы, поделенном на два сектора, с двумя воротами с двух сторон. Игроки перемещаются по полю шагом, медленным бегом, приставным, скрестным шагом, прыжками и т.д. Ударами мяч забивается в ворота соперника.
Спортивный бадминтон
Играют в бадминтон ракеткой и воланом.
Правила игры в бадминтон. Сетка или просто шнур натягивается на высоте 1,55 м. Каждую половину площадки делят на три сектора: первый — в 1,98 м от сетки — отделяется параллельной сетке чертой; остальная часть площадки делится продольной линией на две равные части. Игра, как и в волейболе, состоит из трех партий. Очки, так же как в волейболе, начисляются только подающей стороне. Если подающий допустил ошибку, то он теряет право на подачу. Подача, как уже говорилось, выполняется только ударом снизу, остальные удары — из любых положений, любой частью ракетки. Если при подаче волан не попадает в нужный сектор, то подача переходит к сопернику.
Для победы в партии необходимо набрать не менее 15 (11) очков, при условии, что разница в счете с соперником составляет не менее 2 очков. Спортивные игры для младших дошкольников.
Для младших дошкольников любые физические упражнения должны в первую очередь быть игрой и уже потом физкультурой. Спортивные игры хорошо проводить тогда, когда желающих имеется достаточное количество или хотя бы сами родители должны составить своему маленькому спортсмену компанию. Если ребёнку около 3 лет спортивные игры должны быть с максимально лёгким сюжетом. Например, несколько детей изображают маленьких птичек, а взрослый большого кота, который хочет их поймать. Дети сначала играют вместе, а потом, услышав, как голодный кот громко мяукает, разбегаются кто куда. Такой сюжет можно придумать с разными персонажами. Дети двигаются и заодно закрепляют какие-то образы. Для детей такого возраста лучше всего, когда игра имеет один какой-то эпизод. Также, например можно подвигаться вместе с группой детей, обязательно переведя всё в игру. Предложите детям поиграть в зайчиков, встаньте перед ними и попросите повторять те прыжки, которые делаете Вы. Обязательно дожидайтесь, когда каждый ребёнок по возможности справится с необходимым движением.
Дети 4 -5 лет уже легче осваивают новые движения и усложнённые правила игры. Например, к традиционным простым играм можно добавить какие-то «запрещающие» элементы: бегать только до черты, нельзя забегать в определённое место и т. п.
Дети в возрасте около 6 лет очень любят, когда в спортивной игре присутствуют любимые персонажи сказок и мультфильмов. В этом возрасте детям можно предложить уже многие игры, например на меткость (бросить мяч в корзину) или на равновесие и фантазию (сделать интересную фигуру) и др. Нужно помнить, что коллективные игры со сложными правилами хуже даются детям дошкольного возраста. Лучше всего подобрать игру, когда участвует много детей, но при этом каждый ребёнок в игре отвечает только сам за себя, а не за команду.
Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника. Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку, оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это требует от играющих развития определенных умений и навыков. Игры с элементами спорта отличаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что также является важнейшим фактором совершенствования организации движений. По сравнению с подвижными играми, игры с элементами спорта более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм занимающихся шире и глубже.