Мое самообразование

Нотфуллина Раушания Хабибрахмановна

Тема самообразования - "Экологическое воспитание дошкольников". Считаю экологическое воспитание важным направлением в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Через эстетическое восприятие, любовь, заботу, опытно- эксперементальную деятельность в природе родного края зарождается любовь к родному краю, к нашей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samobrazovanie.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 87комбинированного вида»

Индивидуальный план по самообразованию

Ф.И.О. Нотфуллина Раушания Хабибрахмановна

Образование: Высшее. Педагогическое среднее специальное

Какое учебное заведение окончено и когда:

 «Нижнекамское педагогическое училище» по специальности дошкольное образование. С 01.09. 1992 по 24.06. 1994 гг.

Индивидуальная тема самообразования

Экологическое воспитание.

Когда начата работа над темой     07.09.2015г.

Когда предлагается закончить      25.05.2017г.

Цель: Формирование экологических знаний у детей в совместной деятельности, в образовательных областях.

Задачи:

1. Расширять представления о растительном и животном мире;

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять       характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;

3. Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя на природе.

  1. План работы над темой:

«Экологическое воспитание дошкольников».

Этапы

Содержание работы

Сроки

1.Организационно-ознакомительный (диагностический)

- постановка проблемы

- подбор и изучение литературы по проблеме.

- определение целей и задач работы над темой

- планирование работы по самообразованию

Сентябрь 2015 г. – октябрь 2015 г.

2.Основной (практический)

- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования,

Декабрь 2015 г.

-март 2017 г.

3.Заключительный (обобщающий)

-подведение итогов

- оформление результатов работы по теме самообразования

- представление материалов.

- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

-распространение

Апрель 2015 г.-май 2015 г., апрель2016г. –май 2016г., апрель2017г. –май 2017г.

Литература по теме самообразования:

Время работы с материалами

Название, автор

Источник (сайт, издательство, год издания)

Результат

В течение года

Т.М.Бондаренко

Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – М.: Просвещение, 2012.

Изучила

В течение года

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

Конспекты занятий в старшей группе Д/с. - М: Просвещение, 2012.

Изучила

В течение года

Воронкевич О. А.

Добро пожаловать в экологию. – СПб.: Детство–Пресс, 2004.                                                                                        

Освоила

В течение года

Николаева С.Н.

Методика экологического воспитания в д/с. –М.: Просвещение, 2013.

Освоила

В течение года

Николаева С.Н.

Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте. - СПб.: Наука, 2013.

Исследовала

В течение года

Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru

Просматривается ежедневно

В течение года

Журнал «Дошкольное воспитание»

2014-2015 гг.

Просматривается ежемесячно

В течение года

Зубкова Н.М

Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. .– М., 2010.

Усваивается

В течение года

Журавлева Л.С.

Солнечная тропинка – М, 2011.

Исследуется

В течение года

Николаева С.Н., Комарова И.А.

Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2011.

Используется регулярно в педагогиче6ской практике

В течение года

Николаева С.Н.

Эколог в детском саду – М., 2012.

Усваивается

В течение года

Шпотова Т.В., Старых Л.П.

Цвет природы: экологическая прогулка. – Обнинск, Центр экологического образования, 2000.

Исследуется

Творческое сотрудничество: 2015-2017 гг.

Презентация: Мировой океан

Проект: Экологическая тропа (см. Приложение 1)

Практический выход: компьютерная презентация

Изучение передового опыта, где и когда выступал со своим опытом:  

Выводы по окончанию работы:

II. Поэтапно – творческий перспективный план по теме самообразования

«Экологическое воспитание»

на 2015-2016 учебный год.

Месяц

Педагоги

Дети

Родители

Оборудование

1

2

3

4

5

Сентябрь

Консультация «Птицы уголка природы»

НОД «Значение растений в жизни человека».

Предложить родителям сбор листьев для гербария, а также сбор различных природных материалов.

Листочки из картона, аудио, -видео материалы, картины художников,

Октябрь

 Провести беседу относительно методов изготовления гербариев. Мастер класс.

Изготовление гербариев

Предложить просмотреть выставку гербариев «Лиственная фантазия»

картины художников, наборы элементов для создания гербариев.

Ноябрь

Составление книги-брошюры по перелетным птицам

Беседа о перелетных птицах.

Принести информацию о перелетных птицах

Рассказы о птицах (Бианки, Паустовский), картины птиц, аудио прослушивание, элементы для проведения дидактических игр.

Декабрь

Представить фотоотчет конкурса  

 

Экскурсия-прогулка на территории детского сада «Наблюдение за птицами».

Рассмотреть с детьми следы птиц на снегу.

Конкурс на изготовление кормушек: «Покормите птиц зимой»

Картины, отрывки из Красной книги,

Природные материалы, картинки различных птиц, кормушки

Январь

 Презентация снежных фигур с детьми на участке

ОД

Свойство воды с просмотром презентации «Водные ресурсы»

 Предложить родителям изготовить снежные фигуры

Рассказы о воде и ее свойствах, лопаты, вёдра, вода, краска.

Февраль

Организовать просмотр подделок детей

Изготовление подделок из природного материала к празднику 23 февраля

Попросить родителей принести природный материал, собранный летом.

Природный материал (листья, камни, шишки, ветки, песок, орехи и т.п.).

Март

 Предоставить информацию о предостережении детей в период таяния снега.

Мероприятие с чтением стихов детей.

Беседа с детьми об изменениях в природе. Рисунки на тему «Пришла весна и тает снег»

Беседа с родителями о поведении детей на улице во время таяния снега.

Мероприятия с чтением стихов.

Приготовить стихотворение, заучить,

Альбом, краски, карандаши, картины цветов открытки.

Апрель

Просмотр фотоколлажа (процесс посадки)

Эксперимент для подготовки семян овощей (огурцы, помидоры). Пересадка комнатных растений

Предложить родителям принести семена растений и овощей.

Семена, горшки, земля, лопатки, грабли, лейка.

Май

Мастер класс пальчиковых игр, подвижных игр.

Изготовление с детьми экологической тропы

Предложить родителям принести материал для изготовления экологической тропы

Лопатки, грабли, материал, принесённый родителями.

План отчета педагога по теме самообразования:

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Моя тема самообразования «Экологическое воспитание». Первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.

Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

Развивающая предметно – пространственная среда. Она должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной.

Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, составлен каталог дидактических игр.

Для обогащения развивающей среды был разработан и реализован проект «Экологическая тропа ДОУ» с описанием природных объектов.

Я планирую разработать проект экологической зоны «Полянка насекомых».

Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая её, мы старались использовать как можно больше интересных объектов. У нас есть пенек – лесовичок, встречающий детей, рядом с которым дети в летнее время наблюдают за муравьиными дорожками и за скоплениями жуков, а также кормушки для птиц, сделанные совместно с родителями при проведении акции «Накорми птиц зимой».

При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы: экспериментирование, исследование благодаря которым раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям.

Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т.д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Для повышения качества своей работы включаю здоровье сберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

  1. Технологии проектной деятельности

Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

  1. Информационно-коммуникационные технологии

Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.

  1. Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека.

В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы.

Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, экскурсиям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

Как итогом моей работы по экологическому воспитанию явилась реализация проекта «Водные ресурсы» по теме «Круговорот воды в природе».

Это познавательно-исследовательский, долгосрочный проект.

Участниками этой проектной деятельности были воспитанники подготовительной к школе группы МБДОУ – воспитатели - родители.

Цель - систематизировать знания детей о воде, ее назначении и использовании.

Задачи: Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах. Познакомить детей со свойствами воды на практике – через проведение опытов.

Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод: расширились знания детей о воде и её свойствах, о птицах, природных материалах, растений дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности.

У детей возник устойчивый интерес к творческой, сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.

В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.

 

Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом:

Развивайте, играйте, творите!

Пусть для нас будет правилом:

«Сегодня не получилось

- обязательно получится завтра,

Надо только захотеть!»

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Приложение 1.

Проект «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы дошкольного учреждения по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей.

Предлагаемый материал поможет педагогам ДОУ организовать экологическую деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.

Цель создания тропы заключается в обучении и воспитании дошкольников, расширении сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы.

Задача побудить дошкольников видеть, замечать различные проявления антропогенного факта, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

Организация тропы силами дошкольников дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.

Участники проекта. Реализация проекта проводится с детьми подготовительной группы, родителями, педагогами.

Цель проекта. Создание условий для экологического воспитания детей.

Задачи проекта.

  1. Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
  2. Показать детям многообразие растительного мира окружающей среды
  3. Воспитывать детей в духе бережного отношения к природе.
  4. Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка

Ожидаемые результаты.  

Дети:

  1. Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
  2. Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
  3. Содействовать развитию представлений о растительном мире.

Родители.

  1. Активное включение в совместные с детьми мероприятия трудового и экскурсионного характера.

Педагоги:

  1. Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
  2. Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.