Школьный лагерь "Олимпиец"
4 года я являюсь начальником школьного лагеря "Олимпиец". Здесь собраны программы и награды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya2014.doc | 1.66 МБ |
proekt_kino_idyot.docx | 112.13 КБ |
progamma_lagerya_2017.docx | 120.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Лысковского района
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Летневская средняя школа
Лысковского района Нижегородской области
Педагогический проект
«Кино идёт…»
смены детского оздоровительного лагеря
«Олимпиец»
Автор:
Нагорнова Наталья Викторовна
2016 г.
Содержание.
Стр.
- Паспорт проекта…………………………………………………...3-5
- Информационная карта проекта……………………………….....5-6
- Пояснительная записка……………………………………………6-11
- Цель и задачи проекта…………………………………………….11-12
- Условия реализации проекта……………………………………..12-17
- Основное содержание и механизм реализации проекта……….18-22
- Система личностного роста……………………………………….22
- Организационное строение………………………………………..22-24
- План реализации проекта………………………………………….25-27
- Ожидаемый результат……………………………………….28-29
- Оценка результативности проекта………………………….29
- Список литературы…………………………………………..29-30
- Приложение…………………………………………………..30-31
- Паспорт проекта.
№ | Раздел | Содержание |
1 | Наименование проекта
| «Педагогический проект «Кино идёт…» смены детского оздоровительного лагеря «Олимпиец» |
2 | Нормативно-правовое обеспечение
|
|
3 | Основная идея проекта самореализации | Проектирование новой модели организации летнего отдыха ребёнка, испытывающего потребность отдыхать с пользой для себя и социума. |
4 | Основные разработчики и руководители проекта | Разработчик - начальник лагеря: Нагорнова Н.В., учитель начальных классов, I квалификационная категория. Руководитель проекта – зам. директора по ВР: Егорова Г.А., высшая квалификационная категория |
5 | Цель
| Создание условий реализации разнообразных форм активного отдыха, занятости и оздоровления обучающихся в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания. |
6 | Задачи
| Задачи воспитательного цикла: - Создать условия для восхождения детей к духовно-нравственным ценностям: «Человек», «Семья», «Родина», «Природа», «Жизнь», «Труд», «Земля», «Добро», «Красота», «Творчество». - Формирование культуры межличностного общения; -Профилактика асоциального поведения; -Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала Задачи развивающего цикла: - Создать оптимальные психолого-педагогические и организационные условия для творческого и духовно-нравственного воспитания, патриотического и физического развития участников проекта через формирование моделей игровой деятельности; - Обретение ребёнком коллективной работы и уникального своего «Я», почувствовать себя частью команды; · Сформировать ценности в процессе приобретения знаний, умений и навыков по проекту. Задачи оздоровительного цикла: - Привить вкус к здоровому образу жизни, заботу о своём здоровье – важным показателям культуры личности; - Укрепить здоровье и развить физические качества |
7 | Условия достижения целей и задач | 3 кабинета, актовый зал, спортивная площадка, спортивный зал, столовая. |
8 | Основные направления деятельности
| Основное направление - гражданско-патриотическое, оно реализуется наряду со следующими сопутствующими направлениями:
|
9 | Сроки реализации проекта | С 01.06.16-24.06.16 г. |
10
| Исполнители основных мероприятий | Педагогический коллектив |
11 | Механизм реализации
| 1. Подготовительный период (подготовка и разработка проекта, инвентаря, разработка маршрутов экскурсий и т.д.) 2. Основной период (включает организационный, основной, заключительный (рефлексия) этапы работы лагеря). |
12 | Ожидаемые результаты | Для детей: 1. Физическое и психологическое оздоровление детей. 2. Мотивация творчески мыслить 3. Самореализация в творческой и познавательной деятельности. 4. Развитие патриотической и гражданской активности. 5. Развитие важнейших духовно - нравственных качеств. 6. Развитие лидерских качеств и умений. 7. Создание мотивации на познавательную деятельность. 8. Расширение представлений детей об истории российского кинематографа. 9. Приобретение детьми опыта общения со сверстниками. Для педагогов: 1. Умение ставить себя рядом с ребенком в деятельности, а не против него. 2. Приобретение опыта помощи ребёнку, понимания себя, верить в свои силы, создавать ситуацию успеха. Реализация проекта позволит: Повысить патриотизм как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность в воспитании человека. Получить адекватное отношение к семейным ценностям, к людям старшего поколения. Приобщить к историческому прошлому. Повысить уровень эффективной социализации детей и подростков группы «особого внимания». Получить новую методическую систему обработки, хранения и воспроизводства лучшего опыта работы. Повысить методический уровень вожатой и педагогического коллектива. |
- Информационная карта проекта.
№ | Раздел | Содержание |
1 | Авторы проекта | Нагорнова Наталья Викторовна, учитель начальных классов, I квалификационная категория.
|
2 | Руководитель проекта | Егорова Галина Александровна, зам. директора по ВР, высшая квалификационная категория |
3 | Территория представившая проект | Д. Летнево, Лысковского района, Нижегородской области |
4 | Название проводящей организации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Летневская средняя школа |
5 | Адрес и телефон организации | Нижегородская обл. Лысковский р. д. Летнево ул. Новая д.35 Телефон 43-1-16 |
6 | ФИО руководителя учреждения | Директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Летневская средняя школа Егоров Евгений Александрович |
7 | Форма проведения | Лагерь с дневным пребыванием детей |
8 | Сроки проведения | С 01.06.16-24.06.16 г. |
9 | Место проведения | Нижегородская обл. Лысковский р. д. Летнево |
10 | Общее количество детей | 30 человек |
11 | Возраст детей | 7 - 12 лет |
12 | Официальный язык проекта | Русский |
13 | Участие в проекте | Добровольное |
14 | Условия размещения участников | 3 кабинета, актовый зал, спортивная площадка, спортивный зал, столовая |
- Пояснительная записка.
В Российской Федерации 2016 год объявлен Годом отечественного кинематографа. Как сказано в самом указе президента России Путина Владимира Владимировича, решение было вызвано необходимостью привлечь внимание общественности к российскому кино. На данный момент оно тесно связан с кинопедагогикой и образованием в целом. В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных преобразований, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе и в кинематографе и это стоило бы использовать, в том числе, в летних оздоровительных лагерях. Кино, действительно, тот вид искусства, который компактно собрал в себе все предыдущие, и который так или иначе дает творчески проявить себя ребенку в полной мере. Кроме того, летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, то самое время, когда можно не только отдыхать, но и творить вместе с друзьями. К сожалению, не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
И тут лагерь дневного пребывания позволяет ребенку, не покидая родных школьных стен, снять психологическую и эмоциональную напряженность, накопившуюся за учебный год, восстановить израсходованные силы, здоровье, научится созидать что-то новое и развить свой творческий потенциал. Здесь главным помощником родителей и ребенка становится летний лагерь с дневным пребыванием детей, который и выполняет все вышеперечисленные функции. В настоящее время как и в последующие среди наиболее значимых проблем, стоящих перед российским образованием, выступает проблема эмоционально развитой творческой личности. Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности — «Человека творческого». И кто как не кинематография позволяет нам воспитать творческую, эмоционально развитую, полную гражданских чувств личность. Данный лагерь дневного пребывания позволит детям накопить социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоить принятые в обществе нормы поведения, развить интерес к ее истории, культуре, сформировать позитивное отношение к прошлому и настоящему России.
Педагогическая проблема заключается в поиске новых способов организации отдыха ребёнка, испытывающего потребность отдыхать с пользой для себя и социума, в поиске механизмов, позволяющих реализовать данную потребность. Основанием для постановки проблемы является сложившаяся ситуация в основной школьной педагогической деятельности, которая не позволяет ребёнку проявить свои индивидуальные особенности в полном объёме.
Уже за пять месяцев до старта работы лагеря с дневным пребыванием проводится большая подготовительная работа.
Разработка данного проекта организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач проекта.
Данный проект по своей направленности является комплексным, т. к. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря дневного пребывания.
По своей продолжительности проект является краткосрочным, т. е. реализуется в течение I лагерной смены. В лагере отдыхают 30 обучающихся.
Основной состав лагеря – это обучающиеся образовательного учреждения в возрасте от 7 –12 лет.
Данный проект воспитывает настоящего гражданина, духовно – нравственную, творческую личность, свободной, богатой, сильной духом страны.
Исходя из опыта работы школы по организации летнего отдыха и занятости детей в 2014-2015 учебном году, можно выделить следующие итоги деятельности оздоровительного лагеря.
В период летних каникул в 2015 г. на базе оздоровительного лагеря в течение смены отдохнуло 30 детей, что составляет 42 % обучающихся школы. Программа реализовывала 9 направлений деятельности:
1.Спортивное
2.Трудовое
3. Туристическое
4. Игровое
5. Досуговое
6. Волонтерское
7. Патриотическое
8. Лидерское
9.Творческое.
В течение смены и после её окончания были обобщены результаты мониторинга уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством организации летнего отдыха на базе оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
Уровень удовлетворённости | обучающиеся | родители |
высокий уровень удовлетворенности жизнью детей в лагере | 80% | 90% |
средний уровень удовлетворенности жизнью детей в лагере | 18% | 8% |
низкий уровень удовлетворенности жизнью детей в лагере | 2% | 2% |
По результатам анкетирования, учащимся больше всего в лагере понравились:
- Спортивные мероприятия – 40%.
- Культурная программа – 35%.
- Общение с вожатыми и воспитателями – 35%.
- Мероприятия на базе лагеря – 25%.
- Экскурсии – 45%.
Родители выделили следующие положительные стороны работы лагеря:
- Обеспечение безопасности детей – 49%.
- Разнообразная культурная программа – 38%.
- Укрепление здоровья детей – 40%.
- Разнообразное и здоровее питание -58%.
Создание системы летнего отдыха и оздоровления детей осложнено процессами, идущими в обществе. Исходя из результатов исследований, социологических опросов и анкетирования родителей и детей, можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на досуг и занятость детей в каникулярное время:
1. социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
2. медико-санитарные факторы (с каждым годом в связи с прогрессирующим ухудшением окружающей среды уменьшается количество здоровых детей. Вызывает тревогу ежегодный прирост процента детей с хронической патологией. После напряженного учебного года все дети нуждаются в оздоровлении в летнее время, а дети «группы риска» и имеющие хроническую патологию – в дополнительном специализированном оздоровлении.)
3. социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
4. социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
5. фактор ослабления творческой и интеллектуальной активности детей. Среди обучающихся было проведено анкетирование на тему «Ваш летний отдых», где была выявлена востребованность данного направления организации летней занятости.
Таким образом, следует выделить следующие проблемы в организации летнего труда, отдыха и оздоровления детей – обучающихся Летневской средней школы:
- недостаточная занятость детей различными видами деятельности в летний период времени за пределами школы;
- проблемы профилактики детских правонарушений в летний период;
-недостаточный уровень творческой и интеллектуальной активности;
- ухудшение показателей здоровья обучающихся.
Исходя из важности вышеперечисленных проблем, возникла необходимость создания проекта «Кино идёт» оздоровительного лагеря «Олимпиец».
Среди родителей обучающихся был проведен социологический опрос о планах по организации летнего отдыха в 2016 году. 50 % родителей начального и среднего звена выразили желание определить своих детей в школьный лагерь на период июнь 2016 года.
Проект оздоровительного лагеря в 2016 году носит комплексный характер. Основным направлением проекта является гражданско-патриотическое.
Гражданско-патриотическая тематика реализуется наряду со следующими сопутствующими направлениями:
- спортивно - оздоровительное;
- историческое и литературное краеведение;
- краеведческо – экологическое;
- художественно – эстетическое.
Выбор направления данных направлений обусловлен следующими факторами:
1. Патриотическое направление является одним из приоритетных направлений работы школы.
2. Реализация программы приурочена к Году кино
3. Наличие в школе материально – технической базы для реализации данных направлений.
4. Уровень готовности педагогического коллектива решать поставленные перед ним в ходе летней оздоровительной кампании задачи
- Цель и задачи проекта.
Цель: Создание условий реализации разнообразных форм активного отдыха, занятости и оздоровления обучающихся в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания.
Задачи воспитательного цикла:
- Создать условия для восхождения детей к духовно-нравственным ценностям: «Человек», «Семья», «Родина», «Природа», «Жизнь», «Труд», «Земля», «Добро», «Красота», «Творчество».
- Формирование культуры межличностного общения;
-Профилактика асоциального поведения;
-Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала
Задачи развивающего цикла:
- Создать оптимальные психолого-педагогические и организационные условия для творческого и духовно-нравственного воспитания, патриотического и физического развития участников программы через формирование моделей игровой деятельности;
- Обретение ребёнком коллективной работы и уникального своего «Я», почувствовать себя частью команды;
- Сформировать ценности в процессе приобретения знаний, умений и навыков по программе.
Задачи оздоровительного цикла:
- Привить вкус к здоровому образу жизни, заботу о своём здоровье – важным показателям культуры личности;
- Укрепить здоровье и развить физические качества
- Условия реализации проекта.
1. Кадровые условия обеспечения проекта
уровни | состав | функционал | уровень подготовленности |
управленческий уровень | 1.заместитель директора по ВР |
| высокий |
2.начальник лагеря |
| высокий | |
организацион-ный уровень | 1.учителя, временно выполняющие обязанности воспитателя |
| высокий |
2.вожатый |
| высокий | |
методический уровень | заместитель директора по ВР |
| высокий |
Укомплектованность педагогическими кадрами, помощниками организаторов:
- Начальник лагеря – 1 человек.
- Учителя, временно выполняющие обязанности воспитателя – 2 человека.
- Вожатая - 1 человек.
- Работники пищеблока – 2 человека.
- Медицинский работник Летневского ФАП
- Уборщица – 1 человек
Организует деятельность детей коллектив учителей начальных классов и среднего звена, который определяет приоритеты воспитания и развития детей.
В лагере будут работать 3 учителя, из них:
а) с высшим образованием 3 человека;
б) имеют I квалификационную категорию 3 человек;
в) стаж работы:
- 10- 15 лет - 2 человека
- менее 5 лет – 1 человек
Начальник лагеря –Нагорнова Наталья Викторовна.
Воспитатели – Андронов Валерий Иванович, Назарова Мария Васильевна
Вожатая - Турутина Ирина Сергеевна
Педагогический коллектив возглавляет начальник лагеря, который руководит персоналом, подписывает финансовые документы, отвечает за соблюдением правил технической безопасности, обладает правом удаления со смены нерадивых работников, детей, обладает правом накладывать запрет на проведение того или иного мероприятия.
Воспитатель отвечает за выполнение проекта, жизнь детей, их безопасность в играх, за физическое и моральное состояние вверенных ему детей, чётко знает игру, может заменить одну игру другой, увлекает детей игрой, контролирует их, помогает детям адаптироваться во временном коллективе. Высшим органом управления лагерем является педагогический совет. Во время работы лагеря педагогический совет собирается трижды, ежедневно собираются планёрки.
Вожатая создаёт в лагере благоприятные условия, позволяющие воспитанникам проявлять, реализовывать свои интересы и потребности. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ей воспитанников. Планирует свою работу. Участвует в работе педагогического совета лагеря. Несёт дисциплинарную ответственность за жизнь детей.
2. Методические условия
Созданная в лагере система повышения профессионального мастерства педагогов позволяет целенаправленно подходить к вопросам воспитания, развития и оздоровления личности ребенка. Учет возрастных особенностей, знания об индивидуальном уровне физического и психического развития, анализ интересов и потребностей детей разных категорий позволяет целесообразно использовать в практической деятельности педагогические технологии, способствующие самопознанию и самоопределению детей и подростков:
- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю отдыхающих (беседа, диспут, убеждение и т.п.);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, поручение, создание воспитывающей ситуации, общественное мнение);
- методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка);
- методы формирования сознания личности (идеалы, убеждения, моральные принципы и ценности).
В методическом кабинете имеются энциклопедии, методическая литература, разработки для проведения общелагерных мероприятий и отрядной работы, есть возможность получать информацию в библиотеке школы, через Интернет.
Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:
Инструктажи:
- Вводный инструктаж. (Начальник лагеря)
- Инструктаж по правилам дорожного движения (Вожатая)
- Инструктаж по ТБ во время спортивных мероприятий. (Физрук)
- Инструктаж по ТБ при организации игр на территории (Вожатая).
3. Материальное обеспечение проекта
Материально – техническая база | Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные |
Кабинет | игровая комната | Материальная база школы. | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, проведение спортивных секций, линейки ( в случае плохой погоды) | Материальная база школы | Уч. физкультуры |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база школы | Уч. физкультуры |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Актовый зал | Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Школьная столовая | Завтрак, обед, полдник | Материальная база школы | Заведующая пищеблоком |
Методический кабинет | Творческая мастерская воспитателей, руководителей | Материальная база школы | Начальник лагеря |
Компьютерный класс | Проведение кружков в школьном лагере | Материальная база школы | Администрация школы |
Библиотечный фонд | Проведение библиотечных уроков | Материальная база школы | Администрация школы |
Техническое оснащение | Аппаратура для организации досуга | Материальная база школы | Администрация школы |
Система организации контроля над исполнением проекта
Контроль над исполнением проекта осуществляется начальником лагеря, назначенным приказом по школе и заместителем директора по ВР. По итогам контроля заместитель директора по ВР пишет аналитическую справку, которая зачитывается на совещании при директоре
- Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Олимпиец» с социумом
6. Основное содержание и механизм реализации проекта.
Создание всех условий для развития и реализации творческой личности, сохранения и укрепления здоровья школьников, а также работа по формированию духовно-нравственных качеств, по патриотическому и гражданскому воспитанию является одним из основных направлений деятельности лагеря. Педагогический коллектив совместно с вожатыми организуют следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, флешмобы, спортивные соревнования и мероприятия, посещение культурно-развлекательных учреждений, ролевые и творческие игры, акции, мониторинговую деятельность.
Реализация проекта проходит на основе организации коммуникативных, творческих развивающих и подвижных игр, организации коллективных творческих дел, выполнения заданий по рефлексии лагерных дел.
Образовательная деятельность в рамках проекта «Кино идёт…» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей российского кинематографа, изучением духовно-нравственных, гражданско-патриотических и культурно-исторических лент отечественного кинематографа.
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира и мира кинематографа.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, присутствие учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство со спортсменами родного края и спортсменами из мира кино, которые стали настоящими патриотами своей малой земли и России в целом, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков на тему просмотренных фильмов и мультфильмов, стихов; изготовление плакатов в виде кино-афиш; театрализация просмотренных понравившихся лент кино, игровые программы и т. д.), а также посещение музеев и библиотек.
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Патриотическое воспитание включает в себя проведение в течение лагерной смены акции «Обелиск», просмотра таких гражданско-патриотических фильмов как «Адмирал Нахимов», «В бой идут одни старики», «Баллада о солдате» и др., участие в празднике «День России», в митинге на родине героя В.С. Головина в «День Памяти» и другие мероприятия патриотической направленности.
Трудовая деятельность подразумевает благоустройство территории школы и села, работу на пришкольном участке, акция «Чистый родник» поскольку фильмы учат еще и уважению к труду.
Принципы, подходы и виды деятельности по реализации
проекта «Кино идёт…»
1.Опора на интересы детей в кино и их желание действовать позволяет сделать деятельность значимой для ребят, для их личностного развития, в полной мере превратить ее в фактор саморазвития.
2.Самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоанализ,
которые способствуют развитию отдельных аспектов личности ребенка.
Самоанализ деятельности своей и своих друзей; качеств, проявившихся в этой
деятельности; изменений, произошедших в себе и окружающих; изменений
своего места в коллективе развивает самосознание и расширяет горизонты
самопознания школьников. Целенаправленное сознательное самовоспитание
приводит к самосовершенствованию личности, а совершенствование навыков
самоорганизации, проявление самостоятельности способствуют самореализации.
3.Принцип «Каждое дело — творчески, а иначе — зачем?» Реализация этого принципа способствует проявлению и развитию творческого потенциала каждого из участвующих в подготовке и проведении дела. В процессе «обучения лучшей жизни путем включения в лучшие отношения» приобретается опыт гуманного отношения к окружающим, развиваются личностные качества, способствующие прогрессивному развитию коммуникативного потенциала личности школьника.
4.Отношения с взрослыми на основе сотрудничества.
Отношения с взрослыми, выстроенные по такому принципу, помогают ребенку наиболее безболезненно и верно найти свое место во взрослом мире, максимально сочетая свои интересы и интересы окружающих, общества. Объединение взрослых и подростков в социальной деятельности дает возможность первым организовать со своими воспитанниками эффективное сотрудничество, являющееся непременным условием воздействия на самоопределение воспитанников, а вторым — самоутвердиться в деятельности наравне с взрослыми, получать образцы деятельности по достижению поставленных целей.
5.Личностный подход, предусматривающий поиск и открытие школьником своего мира ценностей, знаний, умений, стимулирующих развитие, становление познающей личности.
6.Коллективно-творческая деятельность, которая предоставляет наиболее благоприятные возможности для социального творчества, самопознания, самостроительства, самореализации личности, для осуществления самостоятельного нравственного выбора. Кроме того, она является средством: осознания подростками своего «Я»;
• осознания своего «Я» как отличного от других «Я»;
• осознания того, как их «Я» воспринимается другими;
• осознания себя в коллективной деятельности (деле);
•приобретения навыков высказывать свое мнение, понимать и принимать чужую точку зрения и отстаивать свою.
7. Метод педагогического взаимодействия путем создания особой среды, в которой дети чувствуют себя благополучно, комфортно. Это достигается тем, что воспитатели используют методы положительного стимулирования (одобрение, похвалу, благодарность и т. д.), верят в возможность личностного роста каждого ребенка. В такой среде исчезает дистанция возраста и должности, остается человеческое общение, понимание, которое создает особый образ жизни: мир гуманности, взаимного уважения и доверия.
Механизм реализации проекта:
Смена: «Кино идёт…» (1.06.2016-24.06.2016)
(посвященная Году российского кинематографа)
Проходит под девизом: «Синема-Синема-Синема-от тебя мы без ума»
Этапы реализации проекта
Данный проект реализуется поэтапно.
Подготовительный этап (январь - май):
На данном этапе происходят подготовительные мероприятия, связанные с организацией будущей деятельности:
- Подготовка материально-технической базы лагеря для реализации проекта;
- Проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
- Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- Разработка проекта пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
- Подготовка методического материала для педагогических работников лагеря;
- Отбор и подготовка кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков;
- Обучение и аттестация помощников воспитателей (вожатых);
- Составление необходимой документации для деятельности лагеря;
- Подготовка помещений и территории лагеря.
Организационный этап.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 1-2 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
- Встреча детей, формирование детских коллективов, знакомство ребят друг с другом, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- Запуск проекта «Кино идёт…»;
- Формирование органов самоуправления;
- Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап:
- Реализация основной идеи смены.
- Вовлечение детей и подростков в различные виды КТД.
Данный этап предполагает работу педагогического коллектива по следующим направлениям:
1. Культурно-историческое
2. Гражданско-патриотическое
3. Духовно-нравственное
4. Спортивно-оздоровительное
5. Творческое
6. Игровое
Заключительный этап:
Основной идеей этого этапа является:
- - подведение итогов работы лагеря;
- - анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Каждый из этапов включает в себя деятельность, направленную на достижение цели и решение задач программы.
7. Система личностного роста
Все дети лагеря становятся «киношниками». Для них разработана система индивидуального роста.
В лагере работает Синема-клуб, он выпускает «Карты успеха», в которых каждый день отмечаются участие детей в мероприятиях с помощью разноцветных печатей.
Красный штамп - получают дети, принимавшие активное участие в мероприятиях.
Зелёный штамп – менее активные участники.
Синий штамп – не участвовавшие в мероприятии.
Личностный рост участника смены фиксируется на «Карте успеха» каждого ребёнка. В конце смены подводится итог, выявляется самый активный, творческий, спортивный, любознательный участник смены.
По итогам смены «киношникам», заработавшим наибольшее количество печатей вручаются дипломы.
Награждается и команда - победительница. Так как оценивается и командная игра, существует своеобразная «Аллея славы».
Красную звезду получает – победитель, а жёлтую – проигравший.
Команда, набравшая наибольшее число красных звёзд, получает специальный приз.
8.Организационное строение.
Смена проходит в рамках игрового проекта - путешествия «Кино идёт…». На 18 дней все отряды становятся режиссёрскими группами со своими названиями, девизами, символикой и атрибутикой, которая обсуждается, выбирается и изготавливается детьми.
Каждая режиссёрская группа путешествует на синемамобиле, который позволяет побывать в самых отдаленных уголках лета.
Синемамобиль каждой группы имеет свои знаки отличия (форма, цвет и др.).
В начале смены все дети в лагере знакомятся с легендой для точного прохождения маршрута.
Легенда смены: Участники смены получают историческое послание из будущего, в котором сказано, что все мероприятия в России проходят не просто так: в будущем Мир охватит волна новых гаджетов и программ, которая сделает его иллюзорным, не настоящим. По-видимому, такое же послание отдали нашему президенту Владимиру Владимировичу «добрые люди», посчитав это знаком. Ему срочно нужна помощь! Первый этап защиты страны от исчезновения литературы и книг мы успешно прошли. Наступил второй этап и нужно помочь спасти родной кинематограф, а для этого нужно погрузиться в мир киноиндустрии, попробовать себя в роли актера, режиссёра и сценариста и оставить свой след в отечественном кино.
Девиз лагеря «Синема - синема от тебя мы без ума»
Проект «Кино идёт…» проходит по маршруту:
1 пункт назначения – Познавательная вершина.
2 пункт назначения – Перевал интеллекта.
3 пункт назначения – Гора Памяти и Долга.
4 пункт назначения – Станция Россия.
5 пункт назначения – Море экспериментов.
6 пункт назначения – Фестивальное ущелье.
В ходе игры – путешествия проводятся сборы режиссёрских групп, заседания большого совета режиссёров, на которых подводятся промежуточные итоги прохождения пунктов назначений (станций).
На финише игры проходит итоговое заседание большого совета режиссёров, который является высшим органом лагеря и созываемый не реже одного раза в неделю. В состав большого совета режиссёров входят все члены Малого совета режиссёров: вдохновитель (воспитатель), начальник съёмочной площадки (воспитатель), сценарист (вожатая), дежурный врач (фельдшер), ООН-отряд особого назначения (учитель физкультуры), актёры - обучающиеся и главные режиссёры (капитаны).
Орган лагерного самоуправления (Синемаком) является добровольным, самоуправляемым. Он создан для реализации проекта «Кино идёт…» и реализует личный опыт детей и подростков, развивает их творческие и физические способности. Он руководствуется основными принципами: добровольности, равноправия, самоуправления, гуманизации, творческого подхода, открытости, следит за соблюдением законов лагеря:
Закон правды и чести. Запомни! Правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
Закон добра и уважения. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе!
Закон заботы и милосердия. Прежде, чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям!
Закон памяти. Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории!
Закон времени: «0 – 0». Точность, организованность.
Закон реки: Река бывает и доброй и злой, не выходи с ней один на один.
Закон здорового образа жизни: Помни о своем здоровье, укрепляй его.
Закон охраны окружающей среды: Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, то на планете мы останемся одни.
Закон старости. Помни, старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон территории. Этот закон для всех един «Не выходи за территорию один»
Закон чистоты. Чистота – вот наш закон, пусть о себе напомнит он.
Закон правой руки. Этот закон един, все молчат, говорит один.
Права членов Синемакома:
• избирать и быть избранным на руководящую должность;
• контролировать деятельность режиссёрских групп;
• отражать и отстаивать свои интересы в выборных органах;
• получать полную информацию о деятельности Синемакома;
• заявлять о своем участии в проекте лагеря.
Обязанности членов Синемакома:
• соблюдать и выполнять решения Синемакома;
• проявлять инициативу, активно участвовать в проведении мероприятий
в лагере
• заботиться об авторитете Синемакома, поддерживать и пропагандировать его деятельность;
• соблюдать этические нормы и правила общественного поведения.
9 . План реализации проекта.
№ | дата | Наименование мероприятия | ответственный |
1 | 1 июня |
| Уч.физкультуры Воспитатели вожатая воспитатели Работники МБУК «ЛРДК» Работники ДЮСШ с/библиотекарь фельдшер |
2 | 2 июня |
| Воспитатели Уч. физкультуры |
3 | 3 июня |
| Воспитатели Вожатая Уч. физкультуры |
4 | 6 июня |
| Воспитатели Работники МБУК «ЛРДК» Вожатая Воспитатели |
5 | 7 июня |
| Воспитатели Работники МБУК «ЛРДК» Уч. физкультуры Воспитатели |
6 | 8 июня |
| Воспитатели Вожатая с/библиотекарь |
7 | 9 июня |
| Воспитатели, с/библиотекарь воспитатели Уч. физкультуры |
8 | 10 июня |
| Воспитатели Вожатая |
9 | 14 июня |
| Воспитатели Работники СДК Уч. физкультуры Воспитатели |
10 | 15 июня | 1.Зарядка «Бодрое утро» 2.«Весёлое сладкоборье» - игровая программа для детей
| Воспитатели Работники МБУК «ЛРДК» Воспитатели Работники музея Воспитатели |
11 | 16 июня | 1.Зарядка «Бодрое утро» 2. «Фестиваль мороженого» - игровая программа для школьных лагерей 3.Проведение малых олимпийских игр. 4.Минутка здоровья «Солнце, Воздух и Вода – наши лучшие друзья». | Уч. физкультуры Работники МБУК «ЛРДК» Уч. физкультуры Воспитатели |
12 | 17 июня |
| Воспитатели с/библиотекарь воспитатели |
13 | 18 июня |
| Воспитатели Вожатая воспитатели Уч.физкультуры |
14 | 20 июня | 1. Зарядка «Бодрое утро» 2. Закрытие Малых олимпийских игр. 3. Конкурс кино-афиш «Кино идёт». 4. Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье» | Воспитатели Уч. физкультуры воспитатели |
15 | 21 июня |
| Воспитатели Вожатая с/библиотекарь воспитатели |
16 | 22 июня |
| Уч. физкультуры Воспитатели Вожатая |
17 | 23 июня |
| Воспитатели Фельдшер Воспитатели Уч. физкультуры |
18 | 24 июня |
| Уч. физкультуры Воспитатели вожатая |
10. Ожидаемый результат.
Для детей:
1. Физическое и психологическое оздоровление детей.
2. Мотивация творчески мыслить
3. Самореализация в творческой и познавательной деятельности.
4. Развитие патриотической и гражданской активности.
5. Развитие важнейших духовно - нравственных качеств.
6. Развитие лидерских качеств и умений.
7. Создание мотивации на познавательную деятельность.
8. Расширение представлений детей об истории российского кинематографа.
9. Приобретение детьми опыта общения со сверстниками.
Для педагогов:
1. Умение ставить себя рядом с ребенком в деятельности, а не против него.
2. Приобретение опыта помощи ребёнку, понимания себя, верить в свои силы, создавать ситуацию успеха.
Реализация программы позволит:
∙ Поднять патриотизм как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность в воспитании человека.
∙ Получить адекватное отношение к семейным ценностям, к людям старшего поколения.
∙ Приобщить к историческому прошлому.
∙ Повысить уровень эффективной социализации детей и подростков группы «особого внимания».
∙ Получить новую методическую систему обработки, хранения и воспроизводства лучшего опыта работы.
∙ Повысить методический уровень вожатых и педагогического коллектива.
Критерии эффективности:
∙ Ценностно-целевой критерий - фиксация процента участия детей в программах, сравнение динамики присутствия и активного участия в досуговых мероприятиях смены. Через наблюдения вожатых, статистические данные участия отрядов в делах.
∙ Когнитивный критерий - путем анкетирования и устных опросов определить расширение познавательных потребностей. Проведение сравнительного анализа расширения тематики проводимых мероприятий.
∙ Эмоционально-мотивационный критерий - сравнение уровня сплоченности коллектива, отряда, инициативности детских групп по контрольным командным мероприятиям в начале и конце смен.
∙ Деятельностный критерий - определение процентного участия детей в основной смыслообразующей деятельности.
Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность и материалы по рефлексии мероприятий, отзывы детей и родителей.
Методы диагностики:
1. Анкета на «входе» (стартовая)(Приложение 1)
2. Анкета на «выходе» (Приложение 2)
3. Антропометрические исследования детей
4. Анкетирование родителей (Приложение 3)
11. Оценка результативности проекта.
С первого дня каждый ребёнок вводится в игру и становится её участником. Всем ребятам присваивается статус « киношники».
В начале смены проводится кастинг, в ходе которого все ребята представляют свои "визитные карточки". Затем происходит формирование "съёмочных групп". Каждая группа пишет свой сценарий, в котором "киношники" составляют список "съёмочной группы", записывают интересы и фиксируют умения каждого актёра, план на день, пожелания для начальника "Съёмочной площадки" (воспитателя), отмечается рефлексия.
В своих пожеланиях для воспитателей ребята пишут о том, что они бы хотели провести сами и в каких делах, мероприятиях хотели бы поучаствовать.
В рефлексии дети ежедневно выбирают жанр кино, который соответствует их настроению, и составляют свою личную телепрограмму. Это невербальное выражение эмоционального самочувствия ребенка — материал к размышлению, осмыслению деятельности воспитателей:
Комедия - всё отлично;
детектив - хорошо, нормально;
ужас – «тоска зелёная», плохо.
12.Список литературы.
- С.П. Афанасьев «Что делать с детьми в загородном лагере», Москва 2002 г.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Л.Г. Нещерет «Детский праздник в школе, лагере, дома», Нижний Новгород 1998 г.
- Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
- Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
- М.Е.Вайндорф-Сысоева «Основы вожатского мастерства», Москва 2005 г.
- С.П. Афанасьев «300 творческих конкурсов», Москва 1997 г.
- Т.В.Елисина «Игры в летнем лагере», Чебоксары, 1997 г.
- С.А. Шин «Сценарии школьных праздников», Ростов-на-Дону 2002 г.
- М.А. Бесова «Шутки, игры, песни соберут нас вместе», Ярославль 2002 г.
- Летний отдых: идея – проект – воплощение: из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. – Н.Новгород : Педагогические технологии, 2002.
13.Приложение
Приложение 1.
АНКЕТА (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
- Твои первые впечатления от лагеря?
- Что ты ждешь от лагеря?
- Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
- В каких делах ты хочешь участвовать?
- Что тебе нравиться делать?
- Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
- Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..
Я боюсь, что…………………………………………………………………………….
Пожалуйста, напиши также:
Имя…………………….. Фамилия………………………………
Приложение 2.
АНКЕТА(на выходе)
- Что ты ожидал (а) от лагеря?
- Что тебе понравилось в лагере?
- Что тебе не понравилось?
- С кем из ребят ты подружился?
- Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
- Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
- Было ли скучно в лагере?
- Было ли тебе страшно?
- Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
- Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
- Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
- Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
- Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
- Самое важное событие в лагере? Было или оно?
- Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………..
Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________
Приложение 3.
Анкета для родителей
- Удовлетворены ли Вы отдыхом Вашего ребенка в лагере:
а) да
б) нет
в) частично
2. Если вы выбрали ответы б) или в), укажите основные проблемы:
а) режим дня, питание, соблюдение санитарных норм;
б) занятость детей, организация мероприятий;
в) взаимоотношения, климат в коллективе;
г) другое
3. Что вы считаете положительным в работе лагеря:______________
4. Какие предложения по организации работы лагеря Вы можете внести
______________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Содержание.
Стр.
- Информационная карта программы………………………………3-4
- Пояснительная записка………………………………………….....4-7
- Организационные мероприятия ……………………………………7
- Цель и задачи программы………………………………………….8-9
- Структура лагеря и работа органов самоуправления……………9-11
- Направления и виды деятельности……………………………….11-14
- Структура программы……………………………………………..14-17
- Принципы организации педагогического процесса……………….17
- Принципы управления деятельностью воспитанников……………17
- Условия реализации программы……………………………18-19
- Ожидаемые результаты, диагностика………………………19-28
- Режим дня…………………………………………………….28-29
- Содержание программы …………………………………….29-32
- План-сетка основных мероприятий………………………...32-33
- Схема сотрудничества взаимодействия ЛОЛ с социумом…33-34
- Список используемой литературы…………………………..34
- Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Олимпиец» на базе Летневской средней школы «Путешествие по экологической тропе» |
2 | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. |
3 | Направление деятельности |
|
4 | Содержание программы | Мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации. |
5 | Автор программы | Нагорнова Н.В., учитель начальных классов |
6 | Муниципальное образовательное учреждение | Летневская средняя школа |
7 | Адрес, телефон | Д.Летнево ул. Новая д. 35,43-1-16 |
8 | Место реализации | Пришкольный летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при Летневской средней школе Лысковского района Нижегородской области |
9 | Количество детей в группе, возраст учащихся | 25 с 7 до 12 лет |
10 | Сроки реализации программы | Июнь |
2. Пояснительная записка
Каникулы для детей – это всегда зарядка новой энергией, приобретение новых знаний, продолжение освоения мира, время открытий и побед. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. При правильной организации летней занятости детей и подростков можно говорить о социальном оздоровлении, гражданском взрослении и духовно-нравственном росте каждого отдельного ребенка. Известно, что далеко не все родители находят экономические и социальные возможности для предоставления своему ребёнку полноценного, правильно организованного отдыха. Поэтому открытие на базе школы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребываем, является лучшим решением для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эмоционального оздоровления детей и подростков в благоприятных созданных оздоровительно-образовательных условиях. Посещение лагеря способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма, приобщение к активному отдыху на природе.
В течение смены и после её окончания были обобщены результаты мониторинга уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством организации летнего отдыха на базе оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
Уровень удовлетворённости | обучающиеся | родители |
высокий уровень удовлетворенности жизнью детей в лагере | 82% | 90% |
средний уровень удовлетворенности жизнью детей в лагере | 18% | 8% |
низкий уровень удовлетворенности жизнью детей в лагере | 0% | 2% |
По результатам анкетирования, учащимся больше всего в лагере понравились:
- Спортивные мероприятия – 35%.
- Культурная программа – 35%.
- Общение с вожатыми и воспитателями – 35%.
- Мероприятия на базе лагеря – 35%.
- Экскурсии – 45%.
Родители выделили следующие положительные стороны работы лагеря:
- Обеспечение безопасности детей – 49%.
- Разнообразная культурная программа – 38%.
- Укрепление здоровья детей – 40%.
- Разнообразное и здоровее питание -58%.
Формируя воспитательное пространство лагеря, все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами, принципами организации педагогического процесса в рамках реализации программы лагеря, а это:
- принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
- принцип коллективной деятельности;
- принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
- принцип самостоятельности.
Краеведческая работа, воспитание экологической культуры параллельно с оздоровление детей являются основополагающими в составлении программы нашего лагеря. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках деятельности лагеря, позволяет детям уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Лето – очень плодотворное время для организации краеведческой научно-исследовательской и экспедиционной работы школьников.
Во-первых, летнее время позволяет организовать изучение школьниками истории и природы своего родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, результаты которого имеют не только познавательную, но и научную значимость.
Во-вторых, пребывание в лагере позволяет сочетать активный отдых с выполнением краеведческой работы.
В-третьих, летом в проектно-исследовательской деятельности удается, как правило, наладить конструктивный диалог между учителем-воспитателем и каждым учеником.
В-четвертых, происходит самоутверждение личности школьников, так как итоги их работы оформляются и демонстрируются на творческих выставках, а лучшие исследования участвуют в различных конкурсах и конференциях.
В-пятых, в летних программах образовательный компонент органично связан с формированием чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию России. Такая форма работы с учащимися способствует формированию и развитию многих компетенций.
В-шестых, деятельность лагеря поможет неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Ведь мы живём в тех красивейших местах нашей матушки-природы, и этим грех не воспользоваться.
В этом и заключается актуальность программы деятельности лагеря, многообразие мероприятий краеведческой направленности, природоохранной деятельности и оздоровительных мероприятий.
3. Организационные мероприятия
Директор школы издает приказ об открытии лагеря, о назначении должностей и их обязанностях лагеря. На основе этого формируется педагогический коллектив.
Общее руководство и ответственность за правильное выполнение поставленных задач по оздоровлению и воспитанию, обеспечение материальных условий для занятий возлагается на начальника лагеря.
Перед открытием смены проводится собрание сотрудников, где начальник лагеря знакомит с обязанностями и инструктирует их.
До открытия лагеря и после смены все воспитатели должны пройти медосмотр.
Непременным условием результативности работы лагеря является правильное использование его материальной базы. В распоряжение лагеря на весь период работы спортзал школы, столовая, кабинет для занятий, библиотека, пришкольный участок, школьный музей.
4. Цели и задачи программы
Цель - создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного воспитания, формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, краеведческих - при изучении родного края; совершенствование умений проведения исследовательской деятельности, поисковой работы; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей детей.
Задачи:
- Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
- Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной деятельностью.
- Формирование у учащихся теоретических знаний в области краеведения, изучение истории родного края, привитие чувства любви к «своей малой Родине», расширение их кругозора.
- Развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской работы, создание возможностей для реализации творческого потенциала, творческого мышления.
- Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
- Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности.
- Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
- Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
- Укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности.
- Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
- Создать целостный подход к воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности.
- Сбор материала для истории школы, с последующим оформлением и представлением на различных конференциях.
- Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности.
- Формировать у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
- Организация полноценного досуга детей.
5. Структура лагеря и работа органов самоуправления.
Продолжительность смены 14 дней. Программа рассчитана на учащихся 1-6 классов в количестве 25 человек. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за программное и методическое обеспечение отвечают воспитатели. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью интеллектуального развития школьников, их познавательных интересов, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей.
Высшим органом самоуправления является общий сбор участников смены. Обязательно он соберется 2 раза, перед началом лагеря, чтобы утвердить предложенный советом план намеченных мероприятий и в конце смены для подведения итогов. Проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня. Действует орган самоуправления: совет командиров, который собирается ежедневно. Совет разрабатывает и утверждает основные дела. Именно совет в конце каждой недели подсчитывает и подводит итоги соревнований между командами. В совет входят: педагоги-воспитатели, командиры отрядов.
Дети, посещающие лагерь, имеют право выбора командира команды. Традиционно в лагере две команды. Тесное сотрудничество и взаимопомощь во время каждодневной командной игры должны сплотить детей разных возрастов. Старшие, например, будут заботиться о младших.
По итогам прошедшего дня ежедневно подводится коллективный рост каждой команды. У каждой команды своё «дерево», в результате участия в разных конкурсах на дереве появляются листочки (зелёный – экология, красный – творчество, синий - спорт
Ежедневно на совете командиров участникам команд, которые как-то отличились в течение, дня присваиваются «лепестки», так как у каждого есть своя именная «ромашка», размещённая на стенде.
Также итогом коллективного роста команды станет оформление Экорепортажа на стенде.
В конце смены посчитается общее количество набранных лепестков у каждого участника команды, по результатам будут вручены награды самым активным участникам:
Как будут выглядеть награды, решит совет.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
Безопасность всех проводимых мероприятий;
учет особенностей каждой личности;
- возможность проявления способностей во всех областях творческой деятельности и досуга всеми участниками лагеря;
- достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;
- распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
- четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
- моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
- ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
6. Направления и виды деятельности:
- Физкультурно-оздоровительная деятельность;
- Образовательно-содержательное направление (профильное направление «Краеведение-Экология»);
- Художественно-творческая деятельность.
6. 1. Физкультурно-оздоровительная работа
Задачи:
- Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- Выработка и укрепление гигиенических навыков;
- Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика (зарядка);
- Спортивные игры на спортивной площадке;
- Подвижные игры на свежем воздухе;
- Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;
- Ежедневный спортивный час;
- Осмотр медицинского работника из ФАПа
Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
6. 2. Образовательно-содержательное направление
(профильное направление «Краеведение-Экология»)
Лагерь работает на базе нашего школьного музея, и поэтому работа в школьном музее и сбор нового материала обязательно включается в план работы. Встречи с местными краеведами, работником библиотеки, изучение новинок краеведческой литературы. Обязательной формой краеведческой работы в лагере является проведение экскурсий. Экскурсия предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам. Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.
После проведения экскурсии проводится устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений. Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов. Экскурсии могут быть пешеходные, велосипедные, автобусные (в зависимости от расстояния до объекта изучения.)
Прежде чем совершать куда-либо экскурсию, группой ребят изучается соответствующий материал по данному объекту. Они выступают перед другими ребятами с сообщениями заранее или непосредственно на месте проведения экскурсии.
Параллельно с краеведческой работой проходят мероприятия экологического характера. А это различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, защита рефератов, конкурсы рисунков, стихотворений о природе родного края.
Большое место в работе лагеря занимает патриотическое воспитание учащихся. Мы встречаемся с замечательными людьми нашего села – тружениками тыла, детьми ВОВ, вдовами ветеранов войны и труда, записываем их воспоминания.
6. 3. Художественно – творческая деятельность:
Мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации:
- Изобразительная деятельность;
- Конкурсные программы;
- Творческие конкурсы;
- Концерты, праздники;
- Творческие игры;
- Выставки (рисунков, поделок)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
7. Структура программы.
Организационный
Цель: помощь каждому ребёнку адаптироваться в новых условиях. Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине.
Виды работ:
- Планирование.
- Оформление уголка.
- Определение обязанностей.
- Организация питания в лагере.
Оздоровительный
Цели и задачи: научить ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде; научить правилам личной гигиены; дать правильное представление о нравственных и психологических отношениях между людьми; умению владеть собой; приемам самозащиты в экстремальных ситуациях.
Виды работ:
- Утренняя гимнастика.
- Рациональное сбалансированное питание.
- Режим дня.
- Закаливание, солнечно-воздушные ванны.
- Спортивные мероприятия (эстафеты, весёлые старты, спортивные часы, игры).
1. Медицинский контроль сотрудниками ФАПа, наблюдения за здоровьем детей и оперативный контроль со стороны педагогов-воспитателей, профилактические мероприятия.
2. Обеспечение активного двигательного режима отдыхающих - спортивно-массовая работа: обеспечение активного движения для нормального развития детей и профилактики умственного утомления: проведение утренней зарядки на свежем воздухе; проведение спортивных, культурно-массовых мероприятий на свежем воздухе; обязательное проветривание; проведение дыхательных упражнений.
3. Профилактика стрессов и неврозов предусматривает: индивидуализацию оздоровительной программы в соответствии с уровнем здоровья, способностей и интересов каждого ребенка; организацию режима дня ребенка, его питания, досуга; организацию закаливания ребенка; обеспечение психологического комфорта ребенка: при взаимодействии с воспитателем, с друзьями; при участии в мероприятиях; пропаганду здорового образа жизни.
Краеведческо-экологический
Цели:
- Изучение особенностей нашего края.
- Воспитание бережного отношение к природе, лесу, воде нашего края.
- Организация работы «Зелёный патруль».
- Экологические игры на местности.
Виды работ:
- Экскурсия.
- Акция
Патриотический
Уважение к российской символике - гимну, флагу, культуре и традициям своей страны. Уважение к вдовам ВОВ, детям ВОВ и труда. Сохранение памяти о подвиге русского солдата. Проведение мероприятий посвящённых Дню памяти и скорби.
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
- Викторины о Великой Отечественной войне. Просмотр видеофильма о войне.
- Дни, посвящённые жизни замечательных людей. - А. Пушкину и др.
- День России.
4. Митинг – реквием
Творческий
- Коллективно-творческая деятельность.
- Участие в мероприятиях.
- Работа творческих мастерских.
- Экскурсии с библиотеку, СДК.
- Конкурсы, викторины.
8. Принципы организации педагогического процесса:
- Гуманистической направленности.
- Связи с жизнью и практикой.
- Организационный принцип: последовательности и систематичности.
- Научности.
- Наглядности.
9. Принципы управления деятельностью воспитанников:
- Активности детей.
- Доступности и посильности.
- Учета возрастных и индивидуальных особенностей.
- Прочности и действенности результатов.
10. Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение:
- Создание оптимальных условий для проведения разнообразных мероприятий.
- Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей.
- Видеотехника и аудиоматериалы.
- Призы и награды для стимулирования.
Нормативно-правовые условия:
- Закон «Об образовании РФ»;
- Конвенция о правах ребенка, ООН;
- Устав Летневской средней школы;
- Положение о лагере дневного пребывания;
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
- Инструкции по организации и проведению экскурсий;
- Приказы УО;
- Должностные инструкции работников;
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
- Заявления от родителей;
- Правила регистрации детей при поступлении;
- Акт приемки лагеря.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
1. Учителя школы – воспитатели:
2. Учитель физической культуры.
3. Библиотекарь сельской библиотеки.
4. Медицинский работник ФАПа.
Педагогические условия:
1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2. Организация различных видов деятельности.
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4. Создание ситуации успеха.
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6. Организация различных видов стимулирования.
Критерии эффективности программы:
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
- Постановка реальных целей и планирование результатов программы.
- Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.
- Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы.
- Творческое сотрудничество взрослых и детей.
11. Ожидаемые результаты, диагностика
- Общее оздоровление воспитанников и полноценный отдых;
- Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
- Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
- Расширение кругозора детей.
- Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
- Личностный рост участников смены.
- Организационно - пропагандистские умения:
- Применение знаний законодательства об охране природы;
- Планирование практических дел по охране природы;
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Поведенческие умения:
- Формирование умений правильного поведения в природе;
- Опознавательные умения:
- Распознавание объектов природы;
- Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.
- Тиражирование опыта
- Проведение школьных конференций по итогам работы;
- Публикация заметок и статей в местной печати.
Диагностика
Анализ дела и деятельности важнейший этап в организации любого дела. Он позволяет соотнести задачи, определяемые в процессе целеполагания, с результатом дела, наметить перспективы на будущее. Включение детей и в специально организованный анализ дел, деятельности, формирование у них навыков рефлексии – одно из важнейших условий развития личности в целом, а также лидерских качеств и ценностных ориентаций.
1. Оцениваться будут все стороны участия детей в жизни лагеря: быт, порядок, дисциплина, участие в соревнования и общелагерных делах, количество и качество проведённых дел (организация соревнования между командами).
2. Анализ дня педагогами.
3. Анализ итогов работы советом ежедневно, еженедельно и подведение итогов в конце лагеря.
4. Дерево настроения.
На стенде лагеря располагается Дерево настроения. Каждый ребёнок ежедневно приклеивает к нему знак (листочек дерева определенного цвета) своего настроения, на листочке записывается дата:
- - зелёный – отличное настроение;
- - желтый – хорошее настроение;
- - серый – нейтральное настроение;
- - синий – плохое настроение.
Каждый день в лагере, на этапе «Рефлексия» используются видимые результаты каждого участника коллективной игры по «Экрану настроения».
6. Подведение итогов работы лагеря на заседании педсовета.
На личностном уровне (система личностного роста):
- дерево настроения;
- анкеты, опросы, интервью;
- лепестки ромашки (вручаются ежедневно) ;
- индивидуальные награды лагеря (их разрабатывает совет).
На коллективном уровне (система коллективного роста):
- ежедневный сбор совета отряда по анализу прожитого дня, распределение знаков отличия между членами отряда ежедневно;
- выпуск статей для пресс-центра.
На самоуправленческом уровне (ежедневный сбор совета):
- анализ итогов дня и подведение итогов соревнования между отрядами;
- деятельность пресс-центра.
На уровне педагогического коллектива:
- ежедневные планёрки;
Кроме того, в рамках лагеря возможно проведение некоторых форм диагностики. Запланировано несколько видов диагностики, но в ходе работы возможно корректировка. Анализ диагностических данных поможет лучше понять детей и скорректировать процесс воздействия на ребят, исходя из полученных данных. Ниже предложены методики, которые будут в этом году использованы в лагере.
Диагностика определения межличностных отношений в малой группе.
1. Методика «Социометрия»
Реан А.А. «Психология подростка»
Цель: определить межличностные отношения в коллективе и социометрический статус школьника.
Детям задают вопросы:
1) Кого бы ты взял в команду по спортивным соревнованиям (или по любым другим)?
2) Кого бы ты пригласил на день рождение?
Дети должны выбрать на каждый вопрос трех человек из своего отряда. В соответствие с ответами строятся 2 матрицы и выявляются микрогруппы.
2. Опросник межличностных отношений
Макеева Т.Г. «Тестируем детей»
Цель: Оценить типичные способы отношения человека к окружающим его людям.
Инструкция: «Перед вами ряд утверждений. Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки. Пожалуйста, будьте как можно более внимательны»
(1) Обычно
(2) Часто
(3) Иногда
(4) Случайно
(5) Редко
(6) Никогда
Опросный лист ОМО
Ф.И.О._______________________________Пол______________________________
Возраст____________________ Дата обследования___________________________
Дополнительные сведения________________________________________________
Анкета «Удовлетворенность от лагеря»
1. С утра при звуке будильника твои первые мысли:
a. Быстрее чистить зубы, чтобы не опоздать в лагерь
b. Как не хочется вставать, но впереди еще 1 день лагеря. 33 ура!
c. Опять этот лагерь, ну зачем только я согласился туда ходить
d. Фу, лагерь, зачем меня только родители туда записали
2. Завтрак. Твои мысли при входе в столовую:
a. О, завтрак. Нужно подкрепиться, а то впереди много игр и развлечений
b. О, завтрак, пожалуй, съем что-нибудь
c. Завтрак. Я дома и то лучше питаюсь
d. Опять этот завтрак, они готовить, что ли не умеют. Лучше я поголодаю.
3. Кружок танцев (музыки, спортивный и т.д.)
a. О, что нам там интересного придумали
b. Время не пройдет даром.
c. Опять тащиться не пойми куда и заниматься не пойми чем
d. Господи, когда они уже отстанут от меня. Я хочу просто погулять.
4. Лагерное мероприятие.
a. Так, я участвую, а значит, мы победим.
b. Так, я участвую, главное никого не подвести.
c. Опять я не участвую, можно посчитать ворон
d. Как мне это все надоело. В команде ни одного стоящего человека, да еще меня не взяли. Хотя почему не взяли, я сам не пошел.
5. Первый день после лагеря.
a. Жаль нет 2 смены, но с следующем году я обязательно пойду еще раз.
b. На следующий год надо будет опять записаться
c. Наконец-то можно отдохнуть
d. На следующий год ни за что не приду. Достали
3. Диагностический тест «Я в круге» на выявление уровня
психологической комфортности пребывания ребенка в команде
(проводится два раза за смену)
10 – высокий уровень, максимум комфортности
7 – легкий дискомфорт
5 – 50/50
3 – весьма ощутимый дискомфорт
0 – низкий уровень, максимум дискомфорта
4. Анкетирование детей
1.Нравятся ли тебе воспитатели?
|
2.Какие отношения между ребятами в вашей команде?
|
3.Какую экскурсию ты хотел бы посетить? Какой спектакль или фильм посмотреть? |
4.Хочешь ли ты участвовать в делах команды?
|
5. Анкета «Как мы жили»
(проводится в итоге смены)
Дорогой друг! Подошла к концу лагерная смена. Чем она запомнилась тебе, как ты чувствовал себя в нашем лагере, в коллективе ребят и подростков, что волновало тебя? Это те вопросы, ответив на которые, ты сможешь сделать так, чтобы в следующий раз (когда ты снова будешь отдыхать с нами) ты смог чувствовать себя более комфортно. |
Фамилия, имя |
Возраст (сколько тебе лет) |
Команда |
Понравилось ли тебе отдыхать в нашем лагере? |
Кем ты чаще всего был в течение смены (выбери один вариант ответа)?
|
В чем из предложенного в смене ты смог себя проявить (выбери варианты ответов)?
|
Какие командные, общие лагерные дела и мероприятия тебе запомнились (понравились) больше всего. Перечисли их |
Самым трудным для меня в лагере было |
За время, проведенное в лагере, я стал (научился, изменился) |
Представь себе, круг – это твоя команда, поставь крестик в том месте, где ты ощущал себя в команде |
Больше всего за смену мне понравилось (запомнилось) |
Уходя из лагеря, я хотел бы сказать |
12. Режим дня
8.00 встреча детей «Мы вам рады»;
8.30 утренняя зарядка
«Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!»;
9.0 0 завтрак «Нас столовая зовет, полезная каша и вкусный компот!»;
9.30 инструктаж по ТБ
9.40 спортивно-оздоровительный час;
занятия в командах по направлению лагеря;
12.00 обед «Время обеда настало, и вот - Нас столовая зовет,
Суп отличный и компот».
12.30 художественно-творческая деятельность (конкурсы, творческие мероприятия):
«Вместе с друзьями сил не жалей,
Пой, танцуй, рисуй и клей!»
13.45 линейка, рефлексия
14.00 отправка детей по домам «До свидания! До новых встреч!»
13. Содержание программы.
№ | Дата | Мероприятие |
1. | 5 июня |
|
2. | 6 июня |
|
3. | 7 июня |
|
4. | 8 июня |
|
5. | 9 июня |
|
6. | 13 июня |
|
7. | 14 июня |
|
8. | 15 июня |
|
9. | 16 июня |
|
10. | 19 июня |
|
11. | 20 июня |
|
12. | 21 июня |
|
13. | 22 июня |
|
14. | 23 июня |
|
14. План-сетка
основных мероприятий
5 июня День приветствий Экскурсионное районное мероприятие «Вертушка» | 6 июня День А.С. Пушкина «По страницам сказок А. С. Пушкина» | 7 июня День Открытия лагеря «Путешествие по экологической тропе» |
8 июня День воды Экологическая игра на местности «Кодекс жителей Земли» | 9 июня День России Праздничное мероприятие «Русь, Родина моя» | 13 июня День Земли Мобильный планетарий |
14 июня День спорта Спортивный праздник «Русские богатыри» | 15 июня День дружбы Весёлые 3-D старты | 16 июня День солнца Мероприятие для детского сада |
19 июня День ПДД Велопоход «По экологической тропе» | 20 июня День краеведения Историко-краеведческая экскурсия в Макарьевский Монастырь | 21 июня День экологии Акция «Чистый родник» |
22 июня День Памяти и Скорби Митинг в д. Ермолино | 23 июня День расставания Праздничное закрытие лагеря |
16. Схема сотрудничества взаимодействия ЛОЛ с социумом
17. Список используемой литературы:
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007;
- Титов С.В. Лето, здравствуй! Методические рекомендации по организации работы в лагере. – Волгоград: Учитель, 2001.
- «Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2005;
- А.Н. Никульников. «Школьная площадка», Новосибирск, 2006;
- Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
- Журналы «1 сентября», электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».