4 класс "Основы православной культуры"(рабочая программа)

Рабочая программа ОРКСЭ "ОПК"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа №15»

«Рассмотрено»                            «Согласовано»                                      «Утверждаю»                                                                на заседании ШМО                    Заместитель директора по УР             Директор МБОУ«ООШ № 15»                  

протокол №____                          _____________ Т.А.Гилева                  __________ Л.П. Афанасенко      

от  «____»________2020 г.          «____»________2020 г.                       Приказ от «____»_____2020 г.                            

Руководитель ШМО                                                                                 №_____                                            

 __________М.Н.Травникова    

Рабочая программа курса

«ОРКСЭ»

4 класс

Составитель:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Хорева А.В.

Срок реализации программы: 2020/2021 учебный год

Рубцовск

2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 классов составлена с учетом:

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации 06.10.2009;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций», М. «Просвещение», 2014 г.;

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ № 15»;

- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «ООШ № 15»;

- учебного плана МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» на 2020/2021 учебный год;

- календарного учебного графика на 2020/2021 учебный год.

Цели и задачи

В результате изучения одного из учебных модулей обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально- ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышлений над морально – этическими нормами различных религий и будет способствовать:

-их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;

- осознание ими ценности человеческой жизни;

-развитию  их коммуникативных качеств.

В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет формироваться потребность в систематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать притчи как произведения морально-этического содержания, эмоционально отзываться на прочитанное высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства.

Содержание тем курса

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4  классе, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
  • становление гуманистических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
  • формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях;
  • развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромисы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств ее достижения;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и  учёта характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
  • совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • совершенствование умений в области работы с информацией, осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умения договаривать о распределении ролей в совместной деятельности; умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре,  и современности России;
  • формирование умения устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
  • знакомство с описанием содержания духовных книг; с историей, описанием и архитектурно-художественными с особенностями священных сооружений; с историей и традициями основных религиозных праздников;
  •  сознание места и роли православной культуры в истории России;

-формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;

-развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции

-формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведение людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.

Календарно-тематическое планирование по курсу ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

п/п

Дата

Тема урока, название раздела,

количество часов

план

факт

 Россия – наша Родина

 Культура и религия

Человек и Бог  в православии

 Православная молитва

Библия и Евангелие

Проповедь Христа

Христос и его крест.

Пасха.

Православное учение о человеке

Совесть и раскаяние.

Заповеди.

Милосердие и сострадание.

Золотое правило этики.

Храм.

Икона.

Творческие работы учащихся.

Подведение итогов

Как христианство пришло на Русь.

Подвиг.

Заповеди блаженств.

Зачем творить добро?

Чудо в жизни христианина.

Православие о Божием суде.

Таинство Причастия.

Монастырь.

Отношение христианина к природе.

Христианская семья.

Защита Отечества.

Христианин в труде.

Любовь и уважение к Отечеству.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Перечень учебно- методического обеспечения

1. Авторская программа общеобразовательных учреждений А.Я Данилюк 4-5 классы «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». М., «Просвещение»,2014 г.

2. Г.А.Обернихина. Основы православной культуры. Методическое пособие.4 класс, М., Просвещение, 2012 г.

3. Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры» 4-5, М., «Просвещение», 2012 г.,

4. Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева Основы православной культуры.4-5 класс.

Лист корректировки рабочей программы

№ п\п

№ урока /тема   согласно рабочей учебной программе

Тема с учетом корректировки

Сроки корректировки

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.

 

8