4 класс "Основы православной культуры"(рабочая программа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №15»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании ШМО Заместитель директора по УР Директор МБОУ«ООШ № 15»
протокол №____ _____________ Т.А.Гилева __________ Л.П. Афанасенко
от «____»________2020 г. «____»________2020 г. Приказ от «____»_____2020 г.
Руководитель ШМО №_____
__________М.Н.Травникова
Рабочая программа курса
«ОРКСЭ»
4 класс
Составитель:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Хорева А.В.
Срок реализации программы: 2020/2021 учебный год
Рубцовск
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 классов составлена с учетом:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации 06.10.2009;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций», М. «Просвещение», 2014 г.;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ № 15»;
- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «ООШ № 15»;
- учебного плана МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» на 2020/2021 учебный год;
- календарного учебного графика на 2020/2021 учебный год.
Цели и задачи
В результате изучения одного из учебных модулей обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально- ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышлений над морально – этическими нормами различных религий и будет способствовать:
-их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;
- осознание ими ценности человеческой жизни;
-развитию их коммуникативных качеств.
В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет формироваться потребность в систематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать притчи как произведения морально-этического содержания, эмоционально отзываться на прочитанное высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства.
Содержание тем курса
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классе, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
- формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях;
- развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромисы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств ее достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умения договаривать о распределении ролей в совместной деятельности; умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, и современности России;
- формирование умения устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
- знакомство с описанием содержания духовных книг; с историей, описанием и архитектурно-художественными с особенностями священных сооружений; с историей и традициями основных религиозных праздников;
- сознание места и роли православной культуры в истории России;
-формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
-развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции
-формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведение людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
Календарно-тематическое планирование по курсу ОРКСЭ
Модуль «Основы православной культуры»
№ п/п | Дата | Тема урока, название раздела, количество часов | |
план | факт | ||
Россия – наша Родина | |||
Культура и религия | |||
Человек и Бог в православии | |||
Православная молитва | |||
Библия и Евангелие | |||
Проповедь Христа | |||
Христос и его крест. | |||
Пасха. | |||
Православное учение о человеке | |||
Совесть и раскаяние. | |||
Заповеди. | |||
Милосердие и сострадание. | |||
Золотое правило этики. | |||
Храм. | |||
Икона. | |||
Творческие работы учащихся. | |||
Подведение итогов | |||
Как христианство пришло на Русь. | |||
Подвиг. | |||
Заповеди блаженств. | |||
Зачем творить добро? | |||
Чудо в жизни христианина. | |||
Православие о Божием суде. | |||
Таинство Причастия. | |||
Монастырь. | |||
Отношение христианина к природе. | |||
Христианская семья. | |||
Защита Отечества. | |||
Христианин в труде. | |||
Любовь и уважение к Отечеству. | |||
Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | |||
Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | |||
Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | |||
Итоговая презентация творческих проектов учащихся. |
Перечень учебно- методического обеспечения
1. Авторская программа общеобразовательных учреждений А.Я Данилюк 4-5 классы «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». М., «Просвещение»,2014 г.
2. Г.А.Обернихина. Основы православной культуры. Методическое пособие.4 класс, М., Просвещение, 2012 г.
3. Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры» 4-5, М., «Просвещение», 2012 г.,
4. Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева Основы православной культуры.4-5 класс.
Лист корректировки рабочей программы
№ п\п | № урока /тема согласно рабочей учебной программе | Тема с учетом корректировки | Сроки корректировки | Примечание |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. |
8