Тема по самообразованию

Вождаева Татьяна  Владимировна

«Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ

логических блоков Дьенеша

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зелёный);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Они представляют собой дидактическое пособие, позволяющее решать следующие задачи.

  1. Развитие логического мышления. Развивать представление о множестве, операции над ними (сравнение, разбиение, классификация). Формировать представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.
  2. Развивать умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что параллельно решает задачи развития речи.
  3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Исходя из этого, мы имеем возможность использовать блоки в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное пособие в содержание образовательной деятельности (конструирование, развитие математических представлений) блоки обеспечивают наглядность, системность и доступность. А также блоки позволяют сделать игры детей разнообразней и интересней. Логические блоки можно использовать:

  • в подвижных играх как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов;
  • как настольно-печатные: изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Какой фигуры не хватает”, “Найди место фигуре”, “Головоломки”
  • в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. “Почта” – адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. “Поезд” – билеты, места.

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить возможность ребенку самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят. В ходе таких игр блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с детьми лучше пользоваться словом “фигура”, чем слово “блок”.

Так, попробуем обобщить всё выше сказанное. Какова же роль использования логических блоков Дьеныша в математическом развитии дошкольников? Мы пришли к выводу, что использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша однозначно оказывает положительное влияние на всестороннее развитие детей:

1.  Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2.  Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3.  Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4.  Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

5.  Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т.д.

6.  Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

7.  Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лукоморье» ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ «Блоки Дьенеша» Подготовила: Т.В.Вождаева, Воспитатель старшей группы д/с «Лукоморье» , 2016г.

Слайд 2

Цель использования блоков Дьенеша: развитие познавательных и логических способностей. Задачи: Формировать способность детей к анализу и синтезу. Развивать образное логическое мышление, произвольное внимание. Развивать у детей: речь(умение рассуждать, доказывать),познавательные интересы, творческое воображение. Воспитывать: коммуникативные навыки, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.

Слайд 4

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША Интегрированная непосредственно- образовательная деятельность, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смена деятельности. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов); б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”); в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места. Вне образовательной деятельности в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Слайд 5

Найди такие же фигуры, как эта по форме Найди такие же фигуры, как эта по размеру Найди такие же фигуры, как эта, но другова цвета Раскодируй информацию

Слайд 6

Ожидаемый результат при работе с блоками Дьенеша Дети: Овладеют приемами логического мышления. Приобщатся к выполнению игровых действий. Научатся классифицировать по свойствам предметы. Проявят интерес к новым дидактическим играм по развитию логического мышления. Научатся самостоятельно проявлять инициативу, настойчивость в достижении цели. Овладеют творческими способностями, разовьется фантазия, воображение, проявится способность к моделированию и конструированию.



Предварительный просмотр:

СЛАЙД-1.     Сегодня я познакомлю  Вас  с  игровой педагогической  технологией  интенсивного  развития  интеллектуальных  способностей детей в ДОУ,  Данную технологию я стала использовать с  февраля  2016  года.  Это  технология  развивающегося  обучения «Блоки  Дьенеша».

Почему  именно  эту  технологию  начала  использовать в  нашем  детском  саду?

  1. Введение  ФГОС ДО, который  предусматривает реализацию одного из важных принципов данного документа - принцип поддержки разнообразия детства, исключающий единообразие.
  2. Основной  вид  деятельности  дошкольников  -  это игра.  Именно  в  игре  можно  с  помощью  данной  технологий  развивать  у  дошкольников не  только  интеллектуальные  способности,  но  и  творческие,  коммуникативные  (умение  работать  в  паре,  подгруппой,  коллективно),  речевые  (дети проговаривают признаки, свойства предметов).

   

СЛАЙД-2. Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Вторая составляющая игры – карточки (5x5 см.), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

СЛАЙД-3.  Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий на физкультурных занятиях, на занятиях по математике, развитию речи, конструированию, изобразительной деятельности (аппликация), а также в сюжетно-ролевых играх. Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.  Для проведения некоторых игр и упражнений можно дополнительно использовать  вспомогательный материал - игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр. Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия  для  всех  возрастных  групп. Альбомов очень много на каждую возрастную группу, начиная от года и до 10лет.

СЛАЙД- 4. Как начать работать? Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложить перед ребенком набор и дать ему вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в руках.      В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Затем детям предлагаются самые простые игровые задания.

  1. Выделить все блоки по какому-то одному из признаков (цвету, форме, размеру).    Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету.
    Найдите такие же фигуры как эта  по  форме.                                                    

      Найдите не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, по размеру).

  1. Выделить блоки по двум признакам (цвету и форме,  форме и размеру).                  Найдите все такие фигуры, как эта по цвету и форме (форме и размеру, по цвету, форме и размеру).                                                                                            

Найдите такие фигуры, как эта по цвету, но другой формы (такие же по форме, но другого размера).                                                                                    

 Выделить все блоки одного цвета, но разной формы или одной формы, но разного размера, и.т.д.         Далее предлагаются более сложные варианты  игры.

СЛАЙД- 5.    Затем предлагаются игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены на карточках.  Тогда  ребенок, глядя на карточку, учится читать зашифрованный код.  Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называют имя каждого блока. В словаре детей появляются такие определения: “…это красная, большая, круглая, широкая фигура.  Я вам  предлагаю  посмотреть возможности  использования  блоков Дьенеша в  разных  видах  детской  деятельности. Их  можно  использовать   во  всех  возрастных  группах.  Возможности  их  применения  огромные,  но  я  нахожусь  пока  на  первом  этапе  внедрения  новой для меня технологии Блоков Дьенеша:  изучение,  подбор  игр  и упражнений  для  каждого  возрастного  периода.  

Что  у  деток уже  получилось:

  • Воспитанники от занятия к занятию стали более усидчивыми, более  самостоятельными при выполнении практических действий.
  • У многих детей, повысилась концентрация внимания
  • Есть дети, которые в проблемных ситуациях  научились анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение

Беседуя  с детьми и родителями  выявлено, что работа по развитию логического мышления с использованием занимательного развивающего материала стало вестись во многих семьях, что составило (40% от общего кол-ва детей).

СЛАЙД- 6.  Что ожидаю от применения новой  конкретно для  меня игровой технологии логические блоки Дьенеша, это - усвоение детьми приёмов анализа, синтеза, сравнения, классификации, умение устанавливать определённой последовательности некоторых событий. Выработка устойчивого интереса к развивающим играм. Повышение степени активности совместной деятельности. Высказывание суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но очень необходима. Обогащение предметно-пространственной среды в группе. Повышение педагогической культуры родителей.

Спасибо за внимание!