Материалы к аттестации

Буянкина Мария Николаевна

Портфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Портфолио853.54 КБ
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx174.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования РМ ПОРТФОЛИО Буянкиной Марии Николаевны , учителя русского языка и литературы, обособленного структурного подразделения « Судосевское » МБОУ « Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Большеберезниковского муниципального района

Слайд 2

Дата рождения : 12.09.1970г. Профессиональное образование : филолог, преподаватель русского языка и литературы, мордовских языков и литературы , МГУ им. Н.П.Огарёва, диплом ЦВ №339051 выдан 26.06.1992 года Стаж педагогической работы (по специальности ): 14 лет Общий трудовой стаж : 29 лет Наличие квалификационной категории : первая Дата последней аттестации : 23.12.2016г.

Слайд 3

1.Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией

Слайд 4

2.Положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам внешнего мониторинга системы образования

Слайд 5

5.Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде школьников

Слайд 6

5.Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде школьников

Слайд 7

6.Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам

Слайд 8

6.Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам

Слайд 9

7.Наличие публикаций

Слайд 10

9.Выступления на заседаниях методических советов, научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях .

Слайд 11

10.Проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий

Слайд 12

13.Общественно-педагогическая активность педагога: участие в работе педагогических сообществ, комиссий, жюри конкурсов.

Слайд 13

14.Участие педагога в профессиональных конкурсах

Слайд 14

15.Награды и поощрения

Слайд 15

15.Награды и поощрения

Слайд 16

15.Награды и поощрения



Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

учителя русского языка и литературы

ОСП «Судосевское» МБОУ «Большеберезниковская  СОШ»  

Буянкиной Марии Николаевны

Организация продуктивной деятельности учащихся  на уроках русского языка и литературы

Введение.

«Читал, но ничего не понял!» -как часто мы слышим эту фразу от наших учеников.  Что это?  Отговорка?  Оправдание невыученного урока? Или же реальная проблема, связанная  с неумением работать с текстовой информацией?   Возможно, последнее.    Всё чаще встречаются случаи, когда дети действительно не понимают то, о чём читают.  Может быть , именно из-за этого   снижается интерес  к чтению.  Это в свою очередь     порождает другую проблему-  недостаток навыков правильной устной речи у школьников, бедность словарного запаса.

 Особенность русского языка как учебного предмета заключается в том, что,  являясь предметом обучения, он  в то же время служит  средством изучения всех остальных школьных предметов.    Поэтому задача педагога словесника- совершенствовать все виды речевой деятельности, способствовать развитию лингвистического мышления школьников, тем самым способствуя развитию интеллектуальных способностей детей, всестороннему развитию личности. Иными словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить,   воспринимать текстовую информацию на слух, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи. Как же этого добиться?

Одной из основных целей современной образовательной концепции является развитие личности, способной к самообразованию. А так как урок остается одной из основных форм организации учебно-воспитательного процесса,  данная цель характерна и для урока.  Изучая различные методики проведения уроков, а также требования к современному уроку, я пришла к выводу, что   важно  включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения     знаниями. Иными словами учитель должен организовать продуктивную деятельность учащихся на уроке.  

 Продуктивная деятельность. Сущность понятия.                                                                                 В словаре С.М.Вишнякова «Профессиональное образование» даётся такое определение термина продуктивная деятельность                                                                                    ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                                                                                                      деятельность, в процессе которой учащийся интегрирует новую информацию, по сравнению с содержащейся в учебном пособии. В продуктивной деятельности различают два уровня: эвристический (поисковый) и творческий. На эвристическом уровне учащийся добывает субъективно новую информацию (только для себя новую); на творческом уровне добывается объективно новая информация. Человек действует «без правил», но в известной ему области, создавая новые правила, занимается творческой (исследовательской) деятельностью. (Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.)

Продуктивная и репродуктивная  деятельность.

Продуктивная деятельность существенно отличается от традиционной репродуктивной деятельности.

При репродуктивной деятельности возможно формирование конкретной, замкнутой цепочки целей, последовательно проходя по которой человек двигается по кругу.   Репродуктивная деятельность предполагает повторение ранее уже отработанного метода достижения заранее известного результата.   Характерным признаком репродуктивной деятельности является реализация типовых, стандартных, проверенных, неоднократно повторенных в прошлом действий.

 Продуктивная деятельность предполагает   преобразование информации с целью получения ответа на проблемный вопрос или ситуацию. Выполняя продуктивные задания, ученик учится решать возникающие перед ним задачи и проблемы.

Если сравнить продуктивные и репродуктивные задания, то можно выделить ряд существенных отличий. Ответ в учебнике на репродуктивное задание находится в готовом, легко воспроизводимом виде. Это прямые вопросы, на которые всегда можно найти ответ в учебнике, заучить, а затем воспроизвести в нужный момент. Ответа на продуктивное задание в готовом виде в учебнике нет, информацию необходимо искать не только в тексте, но и вне его: в таблицах, схемах, рисунках, графическом выделении, а также в других источниках. Эти задания сложнее, но интерес учеников к ним больше. Они позволяют развивать универсальные учебные действия, применять свои знания на практике. Способ открытия знаний переносится с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другое. Это позволяет достигать метапредметных результатов. 

Группы продуктивных заданий.

    Продуктивные задания можно разделить на группы:

1. Выделение главного в мини-тексте по заданному основанию важности и формулирование суждения.

2. Поиск и отбор информации в полноценном тексте и любом источнике информации по заданному основанию.

3. Построение умозаключений – обобщений-выводов.

4. Доказательство, в т.ч. подведение под понятие.

5. Определение причин и следствий.

6. Группировка по заданному основанию.

7. Сравнение по указанным критериям.

8. Формулирование определения понятия по тексту.

9. Классификация (группировка с иерархией).

10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода.

11. Определение своей аргументированной оценки, отношения .

12. Определение личных качеств, черт характера человека поего поступкам. 

 Алгоритм работы над продуктивным заданием

1.Осмысли цель задания. (Что надо сделать?)

2.Найди нужную информацию (текст, рисунок, схему…).

3.Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…).

4.Запиши, если необходимо, свое решение ( в виде таблицы, списка, текста) или мысленно составь ответ, например, используя слова: « я считаю, что…», «потому что…», « во-первых,…», 2во-вторых,…» и т.д.

5.Дай полный ответ (если необходимо), не ожидая наводящих вопросов.

         Методы продуктивной деятельности

 Для   организации продуктивной деятельности  в обучении русскому языку и литературе  можно применять  применяются следующие методы:

- ассоциативный ряд;

 -опорный конспект;

-мозговая атака;

- групповая дискуссия;

- кластеры;

- синквейн;

-ключевые термины;

- перепутанные логические цепочки;

- проектная деятельность ;

- дидактическая игра;

- лингвистические карты;

 -исследование текста и т.д.

  У каждого учителя огромный накопительный материал, своего рода банк заданий по определённым темам как по языку, так и по литературе. Как это можно использовать на современном уроке?  Можно попробовать преобразовать традиционные репродуктивные задания в продуктивные. В качестве дополнительного материала  довольно часто я использую краеведческий материал.

Рассмотрим это на конкретном примере. 5 класс. Тема: Алфавит.                           Задание:  Прочитайте слова.  Что это такое?  Запишите данные слова в алфавитном порядке.

Кочкурово,  Рузаевка, Старое Шайгово, Саранск,  Большие Березники, Зубова Поляна, Ковылкино,  Краснослободск,  Атюрьево,  Кемля, Большое Игнатово, Ардатов, Темников, Атяшево, Торбеево, Дубёнки, Чамзинка, Ромоданово, Кадошкино, Теньгушево, Инсар, Ельники, Лямбирь.

Это задание можно преподнести в дугом виде: Рассмотрите карту, запишите названия населённых пунктов в алфавитном порядке. Несомненно, второе задание интереснее, дети получают дополнительные знания относительно местоположения населённых пунктов Мордовии.Но результат, который получат дети будет один и тот же: алфавитный список.

 

 Добавив табличную информацию о телефонных кодах городов Мордовии, это же задание можно предложить в другой редакции:

   Рассмотрите карту. Какую иформацию она содержит? Как мы можем использовать данную информацию? В результате мы получаем  телефонный справочник внутриобластных кодов  Республики Мордовия. Это уже продукт  деятельности. Данное задание уже направлено на достижение и личностных(    активное присвоение нового социального опыта , самообразование ), и метапредметных(формирование умения обучающихся работать с информацией: извлекать её, анализировать, воспринимать ) , и предметных (умение располагать слова в алфавитном порядке) результатов. Ребёнок понимает, что выполнение данного задания ему пригодится в жизни.

А при изучении темы «Имя числительное» в 6 классе   карту Мордовии дополняю иной информацией:

Используя следующие данные, дети составляют предложения (рассказ об одном из городов Мордовии), употребляя имена числительные в нужном падеже.  

Я работаю в сельской малокомплектной школе. Казалось бы, обучать на уроке 4-5 человек легче, чем 25 учащихся, поэтому и результаты обучения должны быть выше. Однако на практике так бывает далеко не всегда. Работая с  малым количеством учеников, учителю  приходится неоднократно спрашивать каждого из них.   Это обычно приводит к перегрузке учащихся,  у многих  развивается тревожность, накапливается усталость. Поэтому важно  использовать на уроке разные   виды учебной деятельности, включать в урок элементы занимательности.  Но вместе с тем малая наполняемость класса обладает и рядом преимуществ, которые  я стараюсь рационально использовать в повседневной практической деятельности.     Овладение речью  не представляется возможным без понимания законов, по которым создается текст. Это значит, что особое внимание в процессе обучения родному языку должно уделяться именно работе с текстом.  

 Групповая работа с текстом   Тема: Основные признаки текста. 6 класс (Фрагмент урока)  

Берётся текст(он должен быть незнакомым), делится на смысловые части. Каждый участник группы получает свой фрагмент, читает его несколько раз, затем пересказывает остальным. При обсуждении выясняется, что все фрагменты-части одного и того же текста. Затем выстраивается последовательность фрагментов (чтобы это сделать дети задают друг друг вопросы, выясняют детали-ведь каждый читал только свой  кусочек). Затем читаем весь текст, анализируем неточности и несовпадения.  Подводя итоги, я задаю вопросы:

По каким признаком вы определили, что у вас только отдельный фрагмент?

Как вы догадались, что это части одного текста?(подвожу к понятиям «ключевые слова», «тема текста», «основная мысль»)

Как вы определили начало и концовку?( понятия «начальные и конечные предложения текста», «абзац»)

Как можно озаглавить данный  текст?(«заголовок»)

Таким образом мы называем основные признаки текста, оформляем в виде схемы (кластера) .

https://cf3.ppt-online.org/files3/slide/l/LCGByPv60IHV8sqtJ4QlbW31F7jpoYSmzUiwDk/slide-1.jpg

  С более подготовленным классом можно усложнить задание: один фрагмент текста оставить на столе, чтобы потом решить, куда его можно вставить.  

 По этому же тексту  на следующем уроке можно  написать подготовленный диктант или сжатое изложение.

         На уроках литературы  стараюсь больше внимания уделять  такому виду продуктивной деятельности как   проект.  Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Я считаю, что если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать,   сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то   в силу более высокого образовательного уровня легче ему будет адаптироваться в дальнейшей жизни. Этот метод очень востребован педагогами-предметниками, поэтому  я стараюсь не перегружать детей громоздкими  проектами .    Ценность представляет  не столько сам проект (продукт деятельности), сколько процесс подготовки к нему: на этом этапе дети учатся ставить конкретные цели и задачи,  планировать свою деятельность,  распределять обязанности, рассчитывать возможности .   Тематика  групповых проектов по литературе: «Добро и зло в сказках Пушкина»(5 класс); «Режим дня лицеистов» (6 класс);  «Лицейские друзья А.С.Пушкина»(7 класс); «Историческая тема в баснях И.А.Крылова» (8 класс);  «Лермонтов и Кавказ»(9класс) и другие. Кроме того дети охотно берутся за индивидуальные мини-проекты: «Волшебные предметы в сказках Пушкина», « Театральная афиша»,  «Реклама книги» и т.д.  Учитель  в данном случае выступает в качестве руководителя проекта, направляет, помогает разрабатывать этапы проекта.  

Результативность

 Большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Всё это вызывает негативное отношение у ребёнка к процессу обучения.   Я считаю, что    продуктивная деятельность на уроке   – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике. 
    Конечно,   использование данного опыта  требует  более  тщательной подготовки к урокам. Много времени уходит на  подбор нужных текстов, приготовление раздаточного материала,  создание презентаций для большей наглядности и т.д.   На мой взгляд,  
главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.  Результатами работы в этой области являются отсутствие боязни у детей  при устном ответе у доски,   интерес к творческим занятиям, способность работать самостоятельно . Дети стали активнее принимать участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе в сети интернет. Есть и призовые места: победитель и призёр муниципального этапа межрегиональной олимпиады по эрзянскому языку -Комиссарова Дарья (2017г) и Ситкин Матвей(2020г). Комиссаров Данила-призёр  муниципального этапа республиканского конкурса «Искусство слова»(2017г). 

Таким образом,  продуктивная  деятельность,  как творческое воспроизведение знаний, способствует повышению интереса к изучаемому предмету.

  Список литературы.

           1.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития.- Казань, 1998.

2.Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001 г.

3.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991 г.

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.