Методическая деятельность

Минц Валентина Михайловна

Методическая деятельность

Участие в работе районного МО:

  • Обобщение передового педагогического опыта учителя технологии Минц В.М. 20.11.2017 г. (доклад прилагается)
  • Выступление по теме" Использование технологии проектного обучения как фактор развития творческих способностей учащихся" 2017

Наставничество

  • Практическое обучение ведения уроков технологии Куличенко Анастасии Викторовны студентки 4 курса очной формы обучения ФГБОУ "Сах ГУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад по самообразованию26.58 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 1) Данная работа по самообразованию раскрывает тему развития творческих способностей учащихся через метод проектов.

 (Слайд 2) Работа актуальна, так как обучение учащихся методом проектов обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся, помогает создать положительную мотивацию для самообразования. Проектный метод обучения – это интегрированный вид деятельности по созданию изделий, имеющих личную и общественную значимость. При выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку.

 Значение темы в том, что применение метода проектов формирует у учащихся коммуникабельность, целеустремленность, способность планировать этапы своей деятельности, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и доводить начатое дело до конца, добиваться результата.

(Слайд 3) Цель данной работы: раскрыть влияние метода проектирования на творческое развитие учащихся.

Задачи исследования:

  1. Изучить опыт российских и зарубежных педагогов по применению метода проектирования в школе;
  2. Изучить и применять в работе методическую литературу, учебники, учебные пособия для учителя по теме проектная деятельность;
  3. Определить уровень развития учащихся самооценки и готовность к саморазвитию, уровень мотивации учебной деятельности.

Объектом исследования является комплекс обучающих методов и средств. (проблемное, развивающее обучение, это активно-деятельностный способ обучения, метод анкет, метод проектов, мозговой штурм, исключи лишнее, кластер, синквейн)

(Слайд 4) Предметом исследования являются учащиеся, общеобразовательной школы. Которые должны научиться самостоятельно, устанавливать критерии соответствия для производимого продукта вырабатывать идеи, выбирать из них наиболее удачные, планировать изготовление продукта, создавать его, давать продукту экономическую и экологическую оценку и оценку проекта в целом.

Гипотеза исследования заключается в том, что обучение учащихся методом проектов стимулирует развитие познавательной активности, является средством ее развития и средой, оптимизирующей развитие такой активности.

(Слайд 5) Теоретический метод исследования раскрывает метод проектов как один из деятельностных подходов в обучении, знакомит с историей метода проектирования, показывает значение влияния проектов на развитие личности ученика, дает понятие, что метод проектов это: проблемное, развивающее обучение. Здесь же раскрывается дидактическая функция метода проектов, которая помогает реализовать развивающую, воспитывающую и образовательную составляющую учебного процесса.

(Слайд 6) Используя теоретический метод исследования, была изучена деятельность МБОУ «СОШ с. Горнозаводска» по обучению учащихся методом проектирования на примере 1-4 классов, обучающихся по программе стандартов второго поколения (Слайд 7)

 Они знакомятся с разными видами проектов:

(Слайд 8) исследовательский; ролево - игровой; информационный; творческий; практико-ориентированный; монопредметный; межпредметный; надпредметный. Даны рекомендации для дальнейшего повышения эффективности и качества работы образовательного учреждения в обучении учащихся методом проектирования, представлены типичные ошибки.

  1. проектанты при подготовке презентации по теме проекта, забывают о решении проблемы;
  2. самостоятельная работа проектанта сводится к минимуму;
  3. вместо проекта представляют на конкурс доклады, скачанные из интернета;
  4. проектант не участвует в составлении мини-сообщения;
  5. во время сообщения не четко произносятся слова, «глотаются» окончания;
  6. односложные ответы проектанта на вопросы из зала;
  7. во время выступления забывают про наглядный  материал;
  8. шаблонность проектной работы;
  9. проектант не может объяснить, с какой целью создавался проект, какие решались задачи, какая гипотеза выдвигалась;
  10. проектант не самостоятельно выполнил продукт проекта.

Изучая проблему обучения учащихся методом проектов, были выявлены основные тенденции, они были представлены классификацией проектов по разным видам: по типологическим признакам, по предметно-содержательной области, по характеру координации проекта, по характеру контактов, по количеству участников проекта, по продолжительности, по организации (внутри школьный, внешкольный, и т.д.). Дана характеристика типов проектов.

Эмпирический метод основан на реальных опытных данных работы над проектами и представляет собой аналитическую часть работы. Метод проектов, укладывается в структуру - «мотив – проблема – цель – задачи – методы и способы – план – действия – результат – рефлексия». Это метод ориентирован на актуализацию субъективной позиции учащегося в педагогическом процессе. Формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности через метод проектов; использование дидактических подходов - обучение в деле, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение.

Метод проектов на уроках технологии начали применять с 1999 года. Сначала работа проводилась только с 10-ми и 11-ми классами. Основываясь на том, что у учащихся старших классов было достаточно знаний по предмету «Технология» и они умели работать со справочной литературой, проще было им объяснять цели, задачи. Кроме того, в 10–м классе учащиеся изучали блок «Основы предпринимательства», а в 11–м блок «Планирование карьеры и жизни». Это помогало им активизировать свою творческую деятельность, раскрыть свои возможности: самоутвердиться и реализовать себя, а ведь возможность самореализации - самая дорогая для человеческой личности возможность. Через некоторое время, когда было накоплено достаточно опыта работы методом проектов, я стала вводить этот метод и в среднем звене 5-8-е классы. В этих классах проекты были проще, нацелены на интересы самих участников проекта.

. (Слайд 9) Продукт заранее определен и мог быть использован в жизни класса, семьи, школы; второй вариант – это информационный проект, где вся работа направлена на сбор информации о каком – то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения представления для широкой аудитории. Но объектом исследования все же стали 10-11 классы. Учащиеся этих классов принимали участие, не только в школьных олимпиадах, но и в олимпиадах районного и областного уровня. Сдавали экзамены после 11 класса, поэтому процесс наблюдения за старшеклассниками был более интересен. Изучались  индивидуальные, психологические и учебные возможности учащихся. Основным методом изучения является метод анкет, которые представлены в приложении.

(Слайд 9) тест «Уровень самооценки» дается в Приложении, анализ теста представлен в таблице 1 

(Слайд 10) На основе таблицы построен график уровня самооценки.

(Слайд 12) Тест мотива учебной деятельности показал готовность учащихся к саморазвитию. Анализ теста представлен в графике уровня готовности к саморазвитию.

(Слайд 13) Анализировался процесс, создающий условия для саморазвития личности, разрабатывались условия рабочей среды работы над проектом; правила презентации проекта использовались опорные сигналы и таблицы. В процессе работы были созданы условия для комфортного и результативного учения, выстраивание системы постоянного анализа результатов обучения, оценки и таксономии (практика классификации и систематизации) мыслительных умений – ученика.

(Слайд 13) В практической части данной работы приведен пример выполнения мини – проекта на уроке технология в 8-м классе, при изучении блока «Домашняя экономика», данный урок завершает блок «Домашняя экономика» это урок – зачет, тема урока вытекает из тем предыдущих уроков: «Бюджет семьи», «Накопления, сбережения», «Маркетинг в домашней экономике», «Трудовые отношения в семье» и другие, проанализированы все этапы урока.

(Слайд14) Проведен анализ этапов работы на примере работы над проектом «Театральная декорация для школьного театра – Зимняя сказка», обстоятельства, которые необходимо учитывать, организуя проектную деятельность учащихся. Первым этапом работы над проектом является проблематизация – это оценка имеющих обстоятельств и формулировка проблемы, т.е. первичный мотив к деятельности. Второй этап проектирования это исследование проблемы проектируемого объекта, поиск путей ее разрешения, сбор информации и анализ информации. Следующий этап работы – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

(Слайд15) Реализация имеющегося плана – следующий этап проектного цикла. Этот этап предполагает выполнение задач.

(Слайд16) Завершился проект презентацией способа решения исходной проблемы, созданного проектного продукта, в данном случае это театральная ширма.

(Слайд17) При защите учащиеся демонстрировали и комментировали глубину разработки поставленной проблемы, ее актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности.

(Слайд 18) В 2014-2015 учебном году ученицы 8-го класса: Суворова Ольга, Шильдт Алена и Морозова Татьяна стали призерами в конкурсе проектов и участвовали в научно-практической конференции «Старт в будущее» 30 апреля 2015 года организованной  ГБОУ ДПО ИРОСО

(Слайд 19) Эти же учащиеся участвовали в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся - «Портфолио ученика» в рамках объединения издательский дом «Первое сентября» и стали победителями.

(Слайд 20) Уровень знаний рос по мере освоения метода проектов. Результаты роста уровня знаний представлены в виде графиков.

(Слайд 21) Выводы: Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа. Работа над творческими проектами дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме, а учащимся позволяет активно приобретать и применять знания и умения, переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и вне учебной работы.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, а также прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи. Учащиеся увидят перед собой конечный результат – вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

Предложения: Особой трудностью при внедрении проектов в школе является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Значительно облегчить проектную деятельность в школе можно, введя разработанную в соответствии с алгоритмом рабочую тетрадь по проектированию. Каждый этап работы в тетради должен иметь необходимые таблицы, схемы, пояснения для выполнения заданий, что облегчит учебную деятельность для учителя и ученика. В конце тетради должен быть зачетный лист, куда будут выставляться оценки за каждый этап работы. В итоге проектная деятельность с помощью рабочей тетради даст возможность систематически и объективно оценить творческую деятельность учащегося и зафиксировать весь текущий процесс работы над проектом, что облегчит грамотное и последовательное оформление проектной документации. Кроме того, будет способствовать формированию у школьников представления о логической ступенчатости проектной деятельности.