Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников на тему "Путешествие по сказкам"
Хочу предоставить вам очень интересное и увлекательное путешествие по сказкам. Закреплять детьми знание сказок и их названия. Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается. Развивать связную речь, память, логическое мышление творческое воображение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по развитию речи на тему: «Путешествие по сказкам»
Подготовила и провела
воспитатель Казеннова Л.И.
Цель:
- Закрепить знание детьми сказок и их названий.
- Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные.
- Закреплять умение составлять цепочку-рассказ.
- Придумывать слова-рифмы.
- Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели, сочинять сказку методом «каталога», в которой присутствует два героя положительный и отрицательный, имеющие свои цели.
- Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
- Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
Материалы и оборудование: Голубые ленты, макеты деревьев, палочка, ложка, сундучок с шариком и предметными картинками (роза, велосипед, мороженое), игрушка-лягушка, магнитная доска, модель для составления загадки, цветок, аудиозапись, макет сказочной поляны.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, сказок К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Придумай рифму, «Сочини сказку»
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.
Дети: Здравствуйте.
- Добрый день!- тебе сказали
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Воспитатель: А, сейчас я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка?
Дети: Сказка - это волшебный мир.
Сказка – это чудо
Сказка – это занимательный рассказ, приключения
Воспитатель: Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения.
Недоступное, становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети и взрослые, у каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом. А вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель:
В сказке может всё случиться
Наша сказка впереди
Сказке в дверь мы постучимся
Сказка в гости ты нас жди.
Воспитатель. Ребята, у меня есть волшебные голубые ленты, которые превратятся в облака и перенесут нас в сказочную страну, но прежде, чем мы отправимся в путешествие, назовите мне сказки, в названии которых есть число.
Дети:
- Три медведя
- Три толстяка
- Волк и семеро козлят
- Белоснежка и семь гномов
- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- Три поросёнка
- Два жадных медвежонка
- Двенадцать месяцев
(звучит песня «Облака белогривые лошадки» делаю облака из лент, держу ленты в середине, дети берутся за края лент «карусель», идут по кругу.)
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вот и в сказки мы опять!
Воспитатель. Ребята лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит.
В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Воспитатель: В каких сказках живет баба яга:
- Гуси – лебеди
- Иван Царевич и серый Волк
- Василиса Прекрасная
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Воспитатель: А как вы думаете в волшебном лесу, какие звери живут?
Ответы детей: медведь, заяц, лиса, волк.
Воспитатель. Загадаю вам загадку
На овчарку он похож, что не зуб - то острый нож,
Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)
- Какой в сказках бывает волк?
Ответы детей: злой, зубастый
- Назовите сказки, в которых волк является главным героем?
- Лисичка - сестричка и серый волк
- Иван царевич и серый волк
- Волк и семеро козлят
- Колобок
- Теремок
- Рукавичка
- Красная шапочка
Воспитатель. Мы с вами знаем, что сказочные герои, в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в ИГРУ, которая называется наоборот. Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек, и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.
Добрый – злой
Трудолюбивый – ленивый
Вежливый – грубый
Грустный – весёлый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Щедрый – скупой
Воспитатель: Молодцы ребята, много слов разных знаете. Посмотрите, на полянку мы попали.
Воспитатель: Что это за дерево перед нами? Из какой оно сказки?
Ответы детей: Гуси – лебеди
Пальчиковая гимнастика:
Яблонька
У дороги яблонька стоит,
(руки сплести над головой, пальцы разжаты)
На ветке яблочко висит.
(сложить запястья вместе)
Сильно ветку я потряс,
(руки над головой, движения вперед-назад)
Вот и яблочко у нас.
(ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко)
В сладко яблочко вопьюсь,
(соединить запястья, ладони развести)
Ах, какой приятный вкус.
Около яблоньки ложка лежит. Давайте подумаем и составим цепочку - рассказ, про яблоньку и ложку. Я начну, а вы мне помогайте.
- В саду стояла яблонька, на которой
Дети: Висели вкусные и спелые яблочки
- яблочки были спелые и поэтому сами
Дети: Сами падали на землю
- так, как яблочки падали, бабушка
Дети: Бабушка их собирала
- собрав яблоки, чтобы они не испортились бабушка
Дети: Варила вкусное варенье
- варенье было вкусное, поэтому
Дети: Внуки ели его прямо ложками
Воспитатель. Молодцы ребята хороший рассказ составили.
А, что там ещё под яблонькой стоит?
Под яблонькой чудесный сундучок
Всем ребятам он дружок
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там?
(сундучок открывается из него вылетает шарик с комариками)
В. Из какой сказки этот шарик?
Ответы детей: сказка «Тараканище»
Воспитатель. А кто написал эту сказку?
Ответы детей: Корней Иванович Чуковский
Воспитатель. Что-то ещё лежит в нашем сундучке. А тут предметные картинки. Давайте рассмотрим их. (роза, велосипед, мороженое )
Воспитатель: В какой сказке встречается роза?
Ответы детей: «ТРИ РОЗЫ
Воспитатель. В какой сказке встречается велосипед?
Ответы детей: «ТАРАКАНИЩЕ»
Воспитатель.. В какой сказке встречается мороженое?
Ответы детей: “ПРАЗДНИК НЕПОСЛУШАНИЯ»
Воспитатель. Я вам предлагаю игру, которая называется «Хорошо-Плохо»
В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.
(в розе хорошо то, что она красивая, а плохо то, что у неё шипы и можно уколоть руку)
(Морожено вкусное, а плохо то, что можно заболеть)
(в велосипеде хорошо то, что на нём можно кататься, плохо то, что можно упасть) Воспитатель. Подождите, не спешите, наклонитесь, что – то там, в траве блестит. Кто это ребята?
Ответы детей: царевна-лягушка
Физкультминутка «Лягушка»
Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны.)
Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево.)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку.)
Прыгать с пятки на носок.
Воспитатель.. Почему-то лягушка загрустила? Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка и развеселим её
Ответы детей: лягушка-хлопушка, лягушка-подушка, лягушка-хохотушка, лягушка-попрыгушка, лягушка-толстушка и т.д
Воспитатель. Молодцы ребята. Наша царевна-лягушка всё равно грустная. Давайте составим загадку про царевну-лягушку с помощью модели.
Кто или что делает так же? | |
Прыгает | Мяч |
Ныряет | Утка |
Плавает | Лодочка |
Что прыгает так же, как лягушка — мяч.
Кто ныряет так же, как лягушка — утка.
Что плавает так же, как лягушка - лодочка.
Загадка: прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка?
Воспитатель. Молодцы ребята, хорошую загадку составили. Но, царевна-лягушка всё равно грустная. Чтобы развеселить её, давайте сочиним сказку на новый лад
Воспитатель. Молодцы ребята хорошую сказку составили. Посмотрите, лягушка улыбнулась, значит, ей понравилась наша сказка. Но у лягушки еще одна проблема, она хотела на память о вашей встрече подарить вам рисунки, но у нее они не получились, а вышли только кляксы. Ребята, давайте поможем ей, превратим кляксы в рисунки.
Дети дорисовывают кляксы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие хорошие получились у вас рисунки, лягушке они очень понравились, она оставляет нам на память эти рисунки о нашей встрече.
Наше путешествие подошло к концу. Что вам особенно запомнилось? Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
«Сказка, двери закрывай!
В детский сад нас отпускай!»