ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА 2021

Ермошина Галина Николаевна

эссе «Я - педагог!»

Ссылка на видео методического семинара «Речевое развитие дошкольников с ОНР средствами наглядного моделирования»  https://disk.yandex.ru/i/cDsCA9SVvLDaRw

Методический семинар  (презентация +пояснительная записка).

Скачать:


Предварительный просмотр:

            КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

«Я – педагог!»

Ермошина Галина Николаевна

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Как я пришла в профессию…

Я так скажу: о профессии учителя-логопеда я никогда не думала и не мечтала. У меня много племянников и племянниц. И, так я старшая среди них, меня часто оставляли присматривать за ними,  играть и гулять с ними.  Когда мы выходили на улицу, то возле меня собиралась целая толпа малышей.  Я играла с ними в разные игры: в прятки,  в догонялки, читала и рассказывала им сказки. Родные удивлялись, что я могла собрать возле себя «детский садик» и управлять их деятельностью. Они в один голос пророчили мне судьбу педагога. Тогда я смеялась и отшучивалась, мечтая совсем о другом…

Закончив школу, волей судьбы, я стала студенткой педагогического института факультета коррекционной педагогики. И вот уже на протяжении почти четырех лет я работаю учителем-логопедом в дошкольном учреждении. Я счастлива и благодарна судьбе за этот, пусть и непростой,  для меня путь. Мне нравится моя работа. Я считаю, что именно она, мое  предназначение, дарованное свыше. Я уверена, что логопед не просто расширяет словарный запас, учит строить предложения, формирует правильную речь, главное, он дает ребенку уверенность в себе, возможность проявить себя в творческих работах, учит развиваться, помогает стать и чувствовать себя полноценной, значимой личностью.

Из своего, пусть и небольшого опыта, я знаю, что если ребенок плохо говорит, не может выразить свои мысли, участвовать в коллективных беседах, инсценировках, стесняется ошибиться, сказать неправильно, то это крайне негативно сказывается на самочувствии ребенка, его настроении, желании проявлять себя в образовательной деятельности. Ребенок начинает «затухать», отстранятся от других детей, замыкается в себе. А я стараюсь «вернуть» его к активной полноценной жизни. Так получается, что учитель-логопед не просто учитель, а еще и воспитатель, психолог, врач. И, конечно, в первую оче6редь, верный и надежный друг в каждом начинании малыша.

О моих малышах всерьез!...

Мне часто приходится слышать от детей: «Я не умею. У меня не получится…» Я без сомнений вселяю в них свою уверенность, которая потом перерастает в их собственную: «Ты все можешь! Еще немного, и ты это увидишь сам!» И терпеливо, шаг за шагом, мы приближаемся к поставленной цели. Этот путь долог и труден, но обязательно завершается успехом – полученным результатом.  Для меня, как педагога, нет ничего лучше, чем счастливые и удивленные глаза ребенка, который только что преодолел себя, научился чему-то новому. Нет ничего радостнее ощущения, что именно ты помог ему в этом.

Уча других, учусь сама…

Не секрет, что работа любого педагога, и учителя-логопеда в том числе, требует постоянного самообразования, повышения квалификации, изучения и применения в работе инноваций, новых методов и приемов работы, обмена опытом, регулярного выполнения «домашнего задания», что занимает немало личного времени. Но я об этом не жалею, ведь развиваясь, я узнаю что-то новое, а это значит, я больше могу дать детям. Это - главный смысл моей работы, да и всей жизни. Быть нужной... Быть нужной детям!

Воспитание – дело общее!

В своей педагогической практике я тесно сотрудничаю с семьями воспитанников. Считаю, что поддержка семьи в методических и коррекционных вопросах очень важны. Без участия родителей процесс закрепления материала, приобретения новых умений протекает очень медленно. Я чувствую огромную радость, когда родители понимают, что ребёнку можно помочь, только работая вместе.

В детском саду меня окружают  умные, творческие, интересные люди.  Это воспитатели, специалисты, помощники воспитателей. И это замечательно! Общаясь с ними, я получаю новый бесценный опыт, который потом применяю в своей практике.

Эпилог.

Мне нравится каждый день приходить на работу в детский сад. Нравится работать в окружении детей, которые своей непосредственностью, открытостью, позитивным зарядом и неиссякаемой энергией подталкивают меня к новым свершениям, творческим открытиям и профессиональным идеям. Работа в детском саду - это вечная молодость, постоянное движение вперёд. Это радость достижения результата, это постоянное развитие – кто остановился, тот отстал, это масса вариантов для творчества, это место, где неизбежно постоянное радостное общение, где никогда не остаешься один и, уж точно, не соскучишься.

Все  это подводит меня к выводу: выбор профессии сделан правильно!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к конкурсному заданию «Методический семинар » муниципального этапа конкурса «Воспитатель года - 2021» по теме: «Речевое развитие дошкольников с ОНР средствами наглядного моделирования» Ермошина Галина Николаевна учитель-логопед МБДОУ « Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Слайд 2

Извлечение из ФГОС ДО Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 3

Бедный словарный запас Нарушения связной речи Нарушения коммуникативных способностей Нарушения логической последовательности высказывания Быстрая утомляемость детей Нарушения грамматического строя речи Актуальность Проблемы и трудности детей

Слайд 4

Click to add Title Л.Н.Ефименкова А.М. Леушина Ветлугина Н.А. В.К. Воробьева НАУЧНОСТЬ Л.А . Венгер В.П. Глухов Д.Б. Эльконин педагоги и исследователи проблемы

Слайд 5

Инновационная направленность Облегчает и направляет процесс развития у ребёнка речевых способностей 1 Помогает детям видеть главное, систематизировать полученные знания. 2 Облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоение материала, формирует приёмы работы с памятью 3 Вызывает интерес к образовательной деятельности, предупреждает утомляемость 4

Слайд 6

Задачи: формирование связной речи с использованием приемов моделирования : заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки, загадки, сюжета рассказа формирование лексико-грамматических категорий при использовании схем, моделей, заместителей формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы ( звук – слово – предложение – текст) коррекция звукопроизношения и развитие фонематического восприятия средствами наглядного моделирования активное использование наглядного моделирования для речевого развития детей с ОНР Цель и задачи Цель:

Слайд 7

научность содержания и методов образовательного процесса Наглядность доступность рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы . сознательность, творческая активность и самостоятельность систематичность и последовательность развивающий и воспитывающий характер образования Принципы

Слайд 8

Виды моделей и их условные заместители Предметное моделирование (детские рисунки предметов для игры; плоскостные театры; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений) Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур) Графическое моделирование ( схемы описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана) Виды моделей условные заместители предметные картинки силуэтные изображения геометрические фигуры планы и условные обозначения

Слайд 9

Формы организации деятельности занятия упражнения лексико-грамматические, эмпатические наблюдения беседы аудиозаписи текстов дидактические игры и игры-драматизации театрализованные игры кроссворды

Слайд 10

И спользование символов и условных обозначений звуки слоги слова предложение

Слайд 11

Использование образных названий (символов) артикуляционных упражнений

Слайд 12

Использование наглядного моделирования (стрелок, схем, мнемодорожек , таблиц ) при составлении предложений

Слайд 13

Использование схематических картинок ( опорных сигнальных карточек) при работе над всеми видами связной речи

Слайд 14

Т ри основных вида моделей: цепная связь; параллельная связь; лучевая связь

Слайд 15

Использование мнемотехники при разучивании стихотворений, чистоговорок , пословиц

Слайд 16

Критерии диагностики высокий средний низкий навыки звукового анализа и синтеза 68 30 2 навыками составления простых предложений по вопросам 75 25 0 звукопроизношение и развитие фонематического восприятия 65 30 5 навыками составления рассказов 68 30 2 желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории 65 35 0 интерес к заучиванию стихов 75 25 0 преодоление робости, застенчивости, умение свободно держаться перед аудиторией 70 25 5 РЕЗУЛЬТАТ

Слайд 17

Практическая значимость созданы игры разработаны разнообразные упражнения составлены конспекты собрана картотека использования моделей, схем, мнемодорожек сотрудничество с родительским и педагогическим сообществом Разработаны ребусы Материал опыта может быть использован воспитателями и родителями непосредственно в практической работе с детьми по речевому развитию и развитию мышления, памяти, коммуникативных навыков дошкольников.

Слайд 18

Вывод наглядное моделирование речевые процессы неречевые процессы внимание, память, мышление навыки звукового анализа и синтеза навыками составления простых предложений по вопросам звукопроизношение и развитие фонематического восприятия навыками составления рассказов желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории интерес к заучиванию стихов преодоление робости, застенчивости, умение свободно держаться перед аудиторией

Слайд 19

«Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету ». Ушинский К.Д.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к презентации

«Речевое развитие дошкольников с ОНР средствами

наглядного моделирования»

Составитель: учитель-логопед МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ермошина Галина Николаевна

2 слайд.

Речь - величайшее богатство, данное человеку. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности и  успешности. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область, показателем которой считается богатство речи, развитие речевых способностей дошкольников

Однако, ни для кого не секрет, что в последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов.  

3слайд

 Актуальность Я работаю с детьми с тяжелыми нарушениями речи, которые без особой  радости включаются в коммуникативную деятельность. Я вижу, какие трудности испытывают они в овладении словарным запасом и грамматическим строем родного языка, а это тормозит процесс развития связной речи,  сказывается на их общем развитии, не позволяет им полноценно общаться с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.

Таким образом, вопрос речевого развития детей является актуальной и имеет большую социальную значимость. Именно поэтому я стала искать  такие технологии, которые с одной стороны обеспечили бы повышение эффективности логопедической работы и позволили к концу учебного года добиться хороших результатов, а с другой стороны вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию речи, не переутомляя детей и сохраняя их здоровье.

4 слайд 

Научность

Познакомившись с трудами таких педагогов и исследователей, как Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, Н. А. Ветлугина,  я пришла к выводу, что использование технологии наглядного моделирования как нельзя лучше подходит для работы с детьми с ОНР. Она позволяет усвоить предлагаемый материал более эффективно, повышает познавательный интерес детей, создает благоприятный эмоциональный фон, активизирует речь, память, воображение, логическое мышление, творческое начало.

    На обоснованность метода наглядности указывали педагоги А.М. Леушина, Л.Н. Ефименкова. О значимости моделирования высказывались  неоднократно В.К. Воробьева и  В.П.  Глухов.

5 слайд 

Инновационность опыта

Познакомившись с трудами вышеуказанных педагогов и исследователей, я пришла к выводу,  что использование приемов наглядного моделирования помогает нам задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную), делает высказывания детей более логичными и последовательными, помогает поддерживать интерес детей к активной речевой деятельности.

Именно с  помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные речевые затруднения, а положительные эмоции:  удивление и радость успеха - придают им уверенность в своих силах.

6 слайд Цель и задачи

Поэтому моей  целью стало: активное использование наглядного моделирования для речевого развития детей с ОНР.

Для реализации поставленной цели мной определены задачи:

(их вы видите на экране)

  • коррекция  звукопроизношения и развитие фонематического восприятия средствами наглядного моделирования;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы;
  • формирование лексико-грамматических категорий при  использовании схем, моделей, заместителей;
  • формирование связной речи с использованием приемов моделирования:  заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки, загадки, сюжета рассказа;
  • профилактика дисграфии и дислексии на основе построения наглядной модели.

7 слайд  Принципы

При использовании наглядного моделирования придерживаюсь  соблюдения таких  принципов как:

развивающий и воспитывающий характер образования;

научность содержания образовательного процесса;

систематичность и последовательность;

сознательность, творческая активность и самостоятельность;

наглядность и доступность;

рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.

8 слайд         Виды моделирования

В системе коррекционной работы я использую разные виды наглядного моделирования:

1. Предметное моделирование  для работы над артикуляционной моторикой и  коррекцией звукопроизношения (например, это плоскостные театры; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений).

2. Предметно – схематическое моделирование для составления предложений и рассказов (например, структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец)

3. Графическое моделирование, облегчающее развитие общения и речи (это схемы описательного рассказа об игрушках, транспорте и т.д.; схемы к рассказам, стихотворениям).

В качестве условных заместителей применяю разнообразныео символы:

- предметные картинки;                

- силуэтные изображения;

- геометрические фигуры;

- планы и условные обозначения.

9 слайд     Формы организации работы с моделью

С детьми  организую разные  формы  деятельности с использованием моделирования:

  • занятия;
  • беседы;
  • наблюдения;
  • упражнения лексико-грамматические, эмпатические;
  • аудиозаписи текстов, музыкальных фрагментов для развития темы произведения;
  • дидактические игры и игры-драматизации, театрализованные игры;
  • кроссворды и др.

10слайд 

Первые модели, с которыми я знакомлю детей в процессе формирования и коррекции произносительной стороны речи, это модели таких понятий, как звук, слог, слово, предложение. Для их обозначения я использую символы и условные обозначения, геометрические фигуры. С их помощью дети легко различают твердые/мягкие звуки; овладевают навыками анализа и синтеза слов и предложений, подбирают слова к заданной звуковой модели, упражняются в  графическом изображении предложений по схеме.

11слайд

Логопедическая работа имеет свою специфику индивидуальной работы с детьми. Так я на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения использую образное название артикуляционных упражнений и соотнесение их с картинками – символами. Это позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению задания.

12слайд

В результате своей практики я заметила, что дети с ОНР затрудняются в  составлении предложений. Однако, опыт показывает, систематическое использование наглядного моделирования  (стрелок, схем, мнемодорожек, таблиц) в образовательном коррекционном процессе способствует тому, что дошкольники быстрее и успешнее овладевают этим навыком.  

  13слайд

Моделирование может быть использовано в работе над всеми

видами связного высказывания: при пересказе составлении рассказов по картине и серии картин, в описательном и творческом рассказе;

Для пересказа я использую схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий.

14 слайд

В процессе формирования навыка составления рассказа-описания и рассказа по определённой сюжетной линии использую модели, включающие опорные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Применяю три основных вида моделей рассказа, отражающие различные способы связи фраз:

- цепная связь (это когда предложения «сцепляются» между собой, т.е. одно вытекает из другого);

- параллельная связь (когда предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу);

- лучевая связь (дается объект,  и каждое предложение раскрывает один из его признаков).

Для дошкольников предпочтительна цепная и лучевая структура.

15слайд 

Память – сложная психическая функция, которая у детей с ОНР  чаще всего снижена. Поэтому, работая с текстами, при заучивании стихотворений и чистоговорок, при пересказе, применяю такой прием моделирования как мнемотехника.  

Начинаю работу с мнемотаблицей с момента, когда дети уже овладели навыками декодирования  мнемодорожек, которые являются частью мнемотаблицы и состоят из 3-4 изображений.  

В мнемотаблице графически изображается информация о персонажах, предметах окружающего мира, явлениях природы, событиях. При этом использую условные значки в виде схемы содержания текста, чтобы в дальнейшем ребёнок мог с опорой на наглядную модель, вспомнить и воспроизвести сказку, рассказ или стихотворение.

16слайд Результат.

Мой опыт работы по использованию наглядного моделирования в системе коррекционной работы дал положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей. (Их вы видите на экране)

  1. у детей сформировались навыки звукового анализа и синтеза слов, они уверенно стали определять  структурные единицы языковой системы (звук – слово – предложение – текст);
  2. дети овладели  навыками составления простых предложений по вопросам, рассказов;
  3. у детей появилась положительная динамика в звукопроизношении и развитии фонематического восприятия;
  4. дети овладели навыками составления простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов;
  5. у детей появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  6. у детей появился интерес к заучиванию стихов;
  7. у детей явно улучшилась память, внимание стало более устойчивым;
  8.  у детей появилась положительная динамика в преодолении робости, застенчивости, в умении свободно держаться перед аудиторией.

17слайд Мониторинг

18слайд  Практическая значимость.

Практическая значимость использования наглядного моделирования в работе с детьми по речевому развитию заключается  в том, что в ходе реализации инновационного опыта мной разработаны разнообразные упражнения, созданы игры, ребусы, составлены конспекты, собрана большая картотека для использования моделей, схем, мнемодорожек в практической деятельности, проведена работа по сотрудничеству с родительским и педагогическим сообществом.  

Материал опыта может быть использован воспитателями и родителями  непосредственно в практической работе с детьми по речевому развитию и развитию мышления, памяти, коммуникативных навыков дошкольников.

19слайд                            

Таким образом, вы видите, что использование наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Из чего следует, что технологию наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе коррекционной работы  по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР.

20слайд

Закончить свое выступление хочу словами К. Д. Ушинского, которые, безусловно, подтверждают все вышесказанное.

 «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему  пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,  и он усвоит их на лету».

Литература

1.  Давьешова Т. Г., Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 № 1

 2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985

3.  Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. Логопед в детском саду 2007 № 4

4.   Малетина Н. С., Пономарева Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№ 6.

5.  Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2007

6. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. Логопед 2002 № 2 с.50–53

7.  Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. Логопед 2005 № 1 с. 7–12

8. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб., 1997 9.  Сапогова Е. Е., «Операция моделирования как условия развития воображения у дошкольников».

10.  Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.