конкурс учителей русского языка и литературы
Предварительный просмотр:
Автор: Бадан-оол Чойгана Сергеевна
Республика Тыва, Улуг-Хемский кожуун, г. Шагонар, МБОУ Гимназия, учитель русского языка и литературы
Мои педагогические находки.
Для меня учитель – очень важный человек в обществе, потому что профессиям обучают именно они, готовят будущих врачей, инженеров, электриков, даже парикмахеров. А в школе учитель – это и воспитатель, и психолог, и друг, и наставник. Это человек с большой буквы.
После окончания университета я устроилась на работу в свою родную школу. Меня приняли учителем русского языка и литературы в Ресурсный Центр при МБОУ СОШ №1, где обучались дети-инвалиды. В первое время мне было очень тяжело, поскольку дети с ограниченными возможностями здоровья очень чувствительны, и к ним требуется особенный подход. Дети были из самых разных районов нашей республики: Улуг-Хемского, Чеди-Хольского, Чаа-Хольского, Дзун-Хемчикского, Сут-Хольского. Они обучались на дому дистанционно, через компьютер. Перед началом учебного года мы ездили по этим районам, чтобы проверить оборудование учеников. А уроки проходил таким образом: учитель и ученик созванивались через Skype, потом каждый из них открывал образовательный портал i-class, находил нужный предмет и урок. В данном образовательном портале имелись готовые разработки уроков, сначала идет теория, потом – материалы на закрепление: тесты, задания на соответствия, задания с развернутым ответом. Я звонила ученику первой и всегда спрашивала, какое у него настроение, самочувствие, а потом уже предлагала провести урок. Именно предлагала, а не настаивала. Потому что эти дети по-другому воспринимают мир, и им очень рано приходится постигать трудности жизни.И такой настрой приводил к хорошим результатам. Помимо учебной деятельности, мои дети участвовали в ежегодном республиканском конкурсе «Проектная деятельность» ,занимали призовые места. Также участвовали в всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества. Одна моя ученица занималась войлоковалянием, делала прекрасные картины из войлока. За пять лет работы в ресурсном центре я научилась быть и педагогом, и психологом, и другом таких «особенных» детей. На данный момент я работаю с нормальными ребятишками. Но, признаюсь, расставаться с прежними учениками было очень тяжело.
Я часто вспоминаю своего классного руководителя. Вначале она была для меня самой обычной учительницей. Но после одного случая мое отношение к ней и к остальным учителям изменилось. Обычный день в школе, идет перемена. Я шла в столовую, а в коридоре стояла наша учительница и разговаривала с коллегой. На полу валялись какие-то бумажки, видимо, это были салфетки. Наша учительница, продолжая разговаривать с собеседницей, подобрала этот мусор. Мне в тот момент стало стыдно. Стыдно за всех нас, учеников. И я осознала, что учитель несет ответственность за учеников.
Став преподавателем в обычной школе, своих учеников я учу уважать чужой труд. Воспитание – неотъемлемая часть обучения. Интересно, в Японии в начальных классах не обучают наукам, а обучают дисциплине. И это, считаю, правильно. Ведь главная задача учителя – воспитать настоящего человека.
Я стараюсь к каждому ученику найти индивидуальный подход, раскрыть его талант и вызвать желание самосовершенствоваться. Урок проходит качественно только тогда, когда учитель и ученики взаимодействуют, доверяют друг другу. Представьте себя сидящими у костра. Если не подбрасывать в огонь дрова, то пламя в скором времени угаснет. То же самое и с учениками, они взаимодействуют с преподавателем только тогда, когда они заинтересованы. И если не поддерживать этот интерес, то он скоро угаснет. Я свои уроки стараюсь проводить так, чтобы ученикам не было скучно. В средних классах использую игровой метод. Например, по теме «Обобщающие слова при однородных членах» предлагаю детям игру «Назови одним словом»: перечисляю предметы (стол, стул, кровать, шкаф, комод и т.д.), а учащиеся называют одним словом (мебель). В старших классах использую исследовательский метод: учащиеся конспектируют, пишут рецензии, сочинения, доклады.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель», – писал Лев Николаевич Толстой. Я бы хотела стать совершенным учителем, а для этого требуются многие годы кропотливой работы над собой. Именно над собой, потому что учитель должен быть примером для подражания.