1. Девиз урока - Чтобы перейти к теме урока, нам необходимо записать его девиз. «Не бей баклуши, работай в поте лица» - Какое значение имеет сочетание «бить баклуши», « работать в поте лица»?
2.Повторение по теме урока. Итак, вспомним: 1. Что такое фразеология? 2.Какие сочетания слов называются фразеологизмами? 3.Какие признаки имеют фразеологизмы?
3. Обобщение по теме урока. - 2017 год объявлен годом туризма. Поэтому я предлагаю вам экскурсию по городу Фразеология. Лингвистическая лаборатория - А сейчас я приглашаю вас в лингвистическую лабораторию. Мы разделимся на исследовательские группы, каждая из которых проведёт своё исследование и поделится с нами полученными результатами.
Группа 1. Задание: Определите, в каком столбике свободные словосочетания, а в каком фразеологизмы. Сравните их. Объясните значения фразеологизмов.
Повесить нос | Повесить сумку | Взять себя в руки | Взять котенка на руки | Сесть в калошу | Сесть на стул | Вешать лапшу на уши | Вешать пальто в шкаф |
Вывод: В первом столбике выражения имеют переносное значение - это фразеологизмы. Их можно заменить одним словом: огорчиться; успокоиться, опозориться, обманывать. Фразеологизмы употребляются в разговорной речи.
Группа 2 Задание: Составьте словосочетания с данными в скобках словами и выясните, есть ли среди них фразеологизмы, все ли словосочетания могут быть фразеологизмами. Объясните значения фразеологизмов. (Голуби, петухи, куры) не клюют. (Собака, кот, козел) наплакал. (Тертый, ржаной, черствый) калач. Вывод: Среди этих словосочетаний есть устойчивые (означают много, мало, опытный человек, которого трудно обмануть)- это фразеологизмы. Остальные в качестве фразеологизмов использовать нельзя. Фразеологизмы употребляются в речи в неизменном виде.
Группа 3 Задание: Подберите к предложенным фразеологизмам из слов для справок фразеологизмы с противоположным значением. Объясните их значение. Жить душа в душу - Чуть свет - … За тридевять земель - … Коломенская верста- … Слова для справок: на ночь глядя, рукой подать, как кошка с собакой, от горшка два вершка Вывод. Фразеологизмы имеют антонимы. - Проверим задания. - Молодцы, ребята, вы хорошо справились со своими заданиями. Возвращаемся на свои места. - А сейчас мы будем работать в тетрадях и у доски. Один ученик идет к доске. Кто желает? Задание: Записать предложение, разобрать по членам, найти фразеологизм, выяснить, каким членом предложения он является, объяснить его значение. - Коля сломя голову бежал по коридору. - Я подумал и взял себя в руки. Вывод. Фразеологизмы могут быть разными членами предложения, весь фразеологизм в целом является одним членом предложения.
Музей фразеологизмов - Ребята, откуда пришли фразеологизмы в нашу речь ? - Я приглашаю вас в музей фразеологизмов. Давайте познакомимся с историей возникновения некоторых фразеологизмов. А помогут нам в этом сотрудники музея. Послушаем их сообщения о происхождении фразеологизмов. - Спасибо, ребята. - Видите, какую интересную историю имеют фразеологизмы.
Кинотеатр. Сказка о фразеологизмах. - Ребята, поднимите руки, кто из вас любит смотреть сказки? - Я приглашаю вас в кинотеатр. Вместе мы посмотрим сказку о фразеологизмах. Задание: Постарайтесь запомнить, какие фразеологизмы встречаются в ней. - Какие фразеологизмы вы услышали в сказке? Объясним их значение. - Молодцы. Вы хорошие зрители.
Библиотека - Ребята, в нашем разговорном языке много фразеологизмов. Значение некоторых мы можем и не знать. - Что мы делаем в этом случае? (обращаемся к словарю) - В каких словарях мы можем узнать значение фразеологизмов? (фразеологических, толковых) - Как в толковых словарях обозначаются фразеологизмы? - Для того чтобы узнать значение фразеологизмов, мы заглянем в библиотеку и поработаем со словарями. Работать будем в парах. Задание: У вас на партах лежат словари, в них - конверты с листочками. На листочках написаны фразеологизмы, значение которых вы должны найти в словаре и записать в тетрадь. Предлагаются фразеологизмы: мухи не обидит; мастер на все руки; водой не разольешь; душа нараспашку; держать слово; светлая голова. - Проверим задание. - Что нам дает работа со словарями? Вывод: Развивает нашу речь
Динамическая пауза «Солнышко»
- Мы посетили много интересных мест, а теперь пора отдохнуть. Выполним физкультминутку для глаз. Смотрите на слайд, наблюдайте глазками за солнышком.
Творческая мастерская - А сейчас мы посетим творческую мастерскую. В ней вы будете писать мини-сочинение (5-7 предложений) на тему «Мой друг», «Моя подруга», используя фразеологизмы, о значении которых вы узнали в библиотеке. В своем сочинении вы должны рассказать о вашем друге (подруге) и о дружбе. - А теперь послушаем ваши сочинения. Поднимите руку, кто готов. (Заслушивание полученных текстов). - Кто хочет зачитать свое сочинение. - Молодцы, ребята. Вы умелые мастера. Из ваших сочинений я поняла, что у вас хорошие друзья. Вывод: Итак, очень часто для характеристики качеств человека мы используем фразеологизмы.
Тест - У каждого из вас на парте лежит тест. Подчеркните верный вариант ответа. О каком человеке так говорят: 1.Он выйдет сухим из воды: избежит наказания робкий 2.Он звёзд с неба не хватает: умный глупый 3.У него денег куры не клюют: богатый бедный 4.У него семь пятниц на неделе: надёжный часто меняет свои решения 5.У него зимой снега не выпросишь: щедрый жадный 6.У него душа нараспашку: откровенный скрытный 7.Он водит всех за нос: показывает людям дорогу обманывает людей - Поднимите руки, кто готов. А теперь посмотрите на экран и проверьте тест. - Поднимите руки те, у кого две ошибки, одна, нет ошибок. - Молодцы, ребята, все справились с заданием.
|