Уроки русского языка

Представлены методические разработки уроков русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

 Русский язык

Класс

6

Тема урока

Фразеология (закрепление, обобщение изученного материала)

Тип урока

Урок-экскурсия

Цели урока

Личностные

Метапредметные

Предметные

воспитывать  любовь к Родине, родному языку, чувство товарищества, умение работать в коллективе

развить умение находить фразеологизмы, объяснять их лексическое значение и правильно      употреблять в речи; развивать умение пользоваться словарями; работать над развитием речи учащихся;  развивать их творческие способности;

закрепить и обобщить знания о значении, происхождении и употреблении фразеологизмов в речи, о синонимичных и противоположных по значению фразеологизмах, об их синтаксической роли в предложении;

Планируемые УУД

Личностные

- развитие  познавательных интересов, учебных мотивов;

- осознание лексического богатства русского языка, отражения во фразеологии  духовной культуры русского народа;

-формирование моральной самооценки;

- развитие доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к дружбе и сотрудничеству, оказанию помощи.

Познавательные

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-  строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- смысловое чтение;

- построение логической цепи рассуждения; доказательство, выводы.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- контроль, коррекция, оценка действий партнера

Регулятивные

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

- умение взаимодействовать с учителем  и  сверстниками в учебной деятельности:

- умение  проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

Методы  и технологии обучения

Технология проблемно-диалогического обучения, дифференцированного  обучения, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии, исследовательский метод обучения.

Формы работы

Работа в группах, парах, самостоятельная  работа, фронтальная работа

Ресурс

ПК, проектор, презентация к уроку,  раздаточный материал для работы в  группах( карточки, тесты), словари.

                

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

        Деятельность учащихся

1.Организационный момент (мотивация)

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас всех видеть. Улыбнемся друг другу и пожелаем успехов.

- Запишите в тетрадях дату, классная работа.

Оценивают свой настрой на работу.

Записывают в тетрадях число, классная работа

2.Самоопределение к деятельности  (постановка  темы, проблемы, цели урока)

Наш урок я бы хотела начать с небольшого шуточного стихотворения. Послушайте его внимательно.

Чтоб контрольной избежать,

Антон готов был убежать от школы верст за пятьдесят,

Уйти куда глаза глядят. 

-  Какое сочетание слов в этом стихотворении  употреблено в переносном значении? Назовите его.

- Как называются такие  сочетания слов?

- Предположите тему нашего урока…

- Верно. Фразеология.

- Запишите в ее тетрадь…

- Как вы понимаете значение фразеологизма «куда глаза глядят»?

- Кто сможет  привести примеры фразеологизмов?

        - Ребята,  какую роль играют фразеологизмы  в нашей речи?

- Мы порой  и не сообразим,

Отчего же мы так говорим.

Почему в ситуациях разных произносим нелепые фразы,

Но мы этим серьезно займемся

И, конечно, во всем разберемся

-  Да. Сегодня на уроке мы будем закреплять, обобщать знания  о фразеологизмах, их значении, происхождении и употреблении в речи.

Отвечают на вопросы учителя; выдвигают предложения по  теме урока и записывают ее в тетрадь; приводят примеры фразеологизмов, объясняют их значение.

Высказывают различные варианты данной проблемы;

Определяют цели урока

3. Работа по теме урока

1. Девиз урока

- Чтобы перейти к теме урока, нам необходимо записать его девиз. «Не бей баклуши, работай в поте лица»

 - Какое значение имеет сочетание «бить баклуши», « работать в поте лица»?

2.Повторение по теме урока.

  Итак, вспомним:

1. Что такое фразеология?

2.Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

3.Какие признаки имеют фразеологизмы?

3. Обобщение  по теме урока. 

- 2017 год объявлен годом туризма. Поэтому я предлагаю вам экскурсию по городу Фразеология.

Лингвистическая лаборатория

- А сейчас я приглашаю вас в лингвистическую лабораторию. Мы разделимся на исследовательские группы, каждая из которых проведёт своё исследование и поделится с нами полученными результатами.

Группа 1.

 Задание: Определите, в каком столбике свободные   словосочетания, а в каком фразеологизмы. Сравните их. Объясните значения фразеологизмов.

Повесить нос

Повесить сумку

Взять себя в руки

Взять котенка на руки

Сесть в калошу

Сесть на стул

Вешать лапшу на уши

Вешать пальто  в шкаф

Вывод: В первом столбике выражения имеют переносное значение - это фразеологизмы. Их можно заменить одним словом: огорчиться; успокоиться, опозориться, обманывать. Фразеологизмы употребляются в разговорной речи.

Группа 2

Задание: Составьте  словосочетания с данными в скобках словами и выясните, есть ли среди них фразеологизмы, все ли словосочетания могут быть фразеологизмами. Объясните значения фразеологизмов.

(Голуби, петухи, куры) не клюют.

(Собака, кот, козел) наплакал.

(Тертый, ржаной, черствый) калач.

Вывод: Среди этих словосочетаний есть устойчивые (означают много, мало, опытный человек, которого трудно обмануть)- это фразеологизмы. Остальные в качестве фразеологизмов использовать нельзя. Фразеологизмы употребляются  в речи в неизменном виде.

Группа 3

Задание: Подберите к предложенным фразеологизмам из слов для справок  фразеологизмы с противоположным значением. Объясните их значение.

Жить душа в душу -

Чуть свет - …

За тридевять земель - …

Коломенская верста- …

Слова для справок: на ночь глядя, рукой подать, как кошка с собакой, от горшка два вершка

Вывод. Фразеологизмы имеют  антонимы.

- Проверим задания.

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились со своими заданиями. Возвращаемся на свои места.

- А сейчас мы будем работать  в тетрадях и у доски. Один ученик идет к доске. Кто желает?

Задание: Записать предложение, разобрать по членам, найти фразеологизм, выяснить, каким членом предложения он является, объяснить его значение.

- Коля сломя голову бежал по коридору.

- Я подумал  и взял себя в руки.

 Вывод. Фразеологизмы могут быть разными членами предложения, весь фразеологизм в целом  является одним членом предложения.

Музей  фразеологизмов

- Ребята, откуда пришли фразеологизмы в нашу речь ?

- Я приглашаю вас в музей фразеологизмов.  Давайте познакомимся с историей возникновения некоторых фразеологизмов.  А помогут нам в этом сотрудники музея. Послушаем их сообщения о происхождении фразеологизмов.

-  Спасибо, ребята.

- Видите, какую интересную историю имеют фразеологизмы.

Кинотеатр. Сказка о фразеологизмах. 

- Ребята, поднимите руки, кто из вас любит смотреть сказки?

- Я приглашаю вас в кинотеатр. Вместе мы посмотрим сказку о фразеологизмах.

Задание:  Постарайтесь запомнить, какие фразеологизмы встречаются в ней.

- Какие фразеологизмы вы услышали в сказке? Объясним их значение.

- Молодцы. Вы хорошие зрители.

Библиотека

- Ребята, в нашем разговорном языке много фразеологизмов. Значение некоторых мы можем и  не знать.

- Что мы делаем в этом случае? (обращаемся к словарю)

- В каких словарях мы можем узнать значение фразеологизмов? (фразеологических, толковых)

- Как в толковых словарях обозначаются фразеологизмы?

- Для того чтобы узнать значение фразеологизмов, мы заглянем в библиотеку и поработаем со словарями. Работать будем в парах.

Задание: У вас на партах лежат словари, в них - конверты с листочками. На листочках написаны фразеологизмы, значение которых вы должны найти в словаре и записать в тетрадь.

Предлагаются фразеологизмы: мухи не обидит; мастер на все руки; водой не разольешь; душа нараспашку; держать слово; светлая голова.

- Проверим задание.

- Что нам дает работа со словарями?

Вывод: Развивает нашу речь

Динамическая пауза «Солнышко»

- Мы посетили много интересных мест, а теперь пора отдохнуть.  Выполним физкультминутку для глаз. Смотрите на слайд, наблюдайте глазками за солнышком.

Творческая мастерская

- А сейчас мы посетим творческую мастерскую. В ней вы будете писать мини-сочинение  (5-7 предложений) на тему «Мой друг», «Моя подруга», используя фразеологизмы, о значении которых вы узнали в библиотеке.  В своем сочинении  вы должны рассказать о вашем друге (подруге) и о дружбе.

 - А теперь послушаем ваши сочинения. Поднимите руку, кто готов. (Заслушивание полученных текстов).

- Кто хочет зачитать свое сочинение.

- Молодцы, ребята. Вы умелые мастера. Из ваших сочинений я поняла, что у вас хорошие друзья.

Вывод: Итак, очень часто для характеристики качеств человека мы используем фразеологизмы.

Тест

-  У каждого из вас на парте лежит тест. Подчеркните верный вариант ответа.

О каком человеке так говорят:

1.Он выйдет сухим из воды:

        избежит наказания

        робкий

2.Он звёзд с неба не хватает:

        умный

        глупый

3.У него денег куры не клюют:

        богатый

        бедный

4.У него семь пятниц на неделе:

        надёжный

        часто меняет свои решения

5.У него зимой снега не выпросишь:

        щедрый

            жадный

6.У него душа нараспашку:

        откровенный

        скрытный

7.Он водит всех за нос:

        показывает людям дорогу

        обманывает людей

- Поднимите руки, кто готов. А теперь посмотрите на экран и проверьте тест.

- Поднимите руки те, у кого две ошибки, одна, нет ошибок.

- Молодцы, ребята, все справились с заданием.

Отвечают на вопросы учителя

Работают в группах по карточкам;

Выполняют практические задания, проводят исследования, делают выводы, делятся полученными результатами с классом

Работают в тетрадях и у доски, выполняют задания, делают вывод

Отвечают на вопрос, делают сообщения, работают со слайдом презентации

Смотрят видеосказку, находят фразеологизмы, объясняют их значение

Отвечают на вопрос, работают в парах со словарями , находят значения указанных фразеологизмов, записывают их в тетрадь, проверяют задания

Выполняют физминутку для глаз

Пишут сочинения, читают их и слушают, делают вывод

Выполняют тест самостоятельно с самопроверкой

4.Рефлексия  

- Наш урок-экскурсия подходит к концу. Вы все мне сегодня  понравились. На уроке мы  работали в поте лица. Не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!

 - А как бы вы оценили свою работу? Оцените ее с помощью кружочков, которые лежат у вас на столе. Посмотрите их обозначение на экране.

Зеленый - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу.

Желтый -  Работаю хорошо, иногда  нуждаюсь в помощи.

Красный - Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.

Дают самоанализ, самооценку

своей работы

5. Подведение итогов урока

- Итак, подведем итог урока.

- Какую роль играют фразеологизмы  в нашей речи?

- Правильно ребята, русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь.

Отвечают на вопрос

6. Домашнее задание

Сочинить стихотворение, используя фразеологизм, подобрать к нему синонимы и антонимы

Конкретизируют учебный материал для домашней работы, записывают в дневники