Мои отчеты
Аналитические отчеты:
- Аналитический отчет работы учителя-логопеда за 2013-2014 учебный год;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchyot_za_2013-2014_god.docx | 45.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчёт
учителя-логопеда ГБОУ ЦПМСС «Родник»
Батаговой Елены Ивановны за 2013 – 2014 учебный год
- В 2013-2014 учебном году моя нагрузка составила 20 часов, на индивидуальных логопедических занятиях занимались всего 32 ребёнка со следующими проблемами:
Фонетическое недоразвитие речи – 9 чел.(28,12%)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 6 чел.(18,75%)
Общее недоразвитие речи 1-3 уровня – 13 чел. (40,62%)
Нарушение письменной речи – 2 чел.(6,25%)
Системное недоразвитие речи – 2 чел. (6,25%)
Как видно из диаграммы, большинство детей имеет общее недоразвитие речи, затем идут фонетико-фонематические и фонетические нарушения речи и незначительная доля – нарушения письменной речи.
- Анализ
Следует отметить, что часть детей с ОНР имели психологические трудности: отсутствие мотивации к коррекции речи, психо-эмоциональную незрелость, расстройства аутистического спектра. На мой взгляд, данной категории детей необходимо при выборе коррекционного маршрута специалистами ППк, рекомендовать занятия с психологом и только после этого подключать логопедические занятия.
Индивидуальные занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, проводились по программе «Развитие связной речи у детей с ОНР».
Коррекционно-логопедическая работа предусматривала развитие и коррекцию всех компонентов речи детей:
- обогащение и развитие лексики;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- формирование правильного произношения;
- нормализация просодической стороны речи.
В результате проведённого курса занятий у 4 детей с ОНР усовершенствовались коммуникативные навыки, фразовая речь стала более структурированной, в результате усвоения продуктивных и непродуктивных моделей словообразования и словоизменения исчезли аграмматизмы, возросла мотивация к правильной и выразительной речи, скорригировались фонетические нарушения. Таким образом, занятия позволили дошкольникам приобрести навыки учебной деятельности, расширили кругозор, лексику и улучшили связную речь, сформированность фонетико-фонематических процессов вывели детей дошкольного возраста на более высокий и успешный уровень общения.
В отчетном учебном году со старшими дошкольниками на занятиях акцент делался на активном усвоении материала, в ходе анализа дети сами делали умозаключения и выводы, исследовали фонетические и фонематические процессы, большое внимание уделялось развитию долговременной памяти, развитию скорости трансформации слов, а также выбору оптимальных и продуктивных способов деятельности. На занятиях выполнялись упражнения на развитие тонкой моторики рук, графических навыков, формирование логичной связной речи. Это, безусловно, послужит базой для формирования универсальных учебных действий в школе.
Благодаря учету возрастных, личностных особенностей детей, а также работая комплексно, исходя из интересов ребёнка, отметила, что дети стали активные на занятии, ушла первоначальная скованность и зажатость.
Остановлюсь на анализе работы с детьми, имеющими системные нарушения речи (2 ребёнка).
Занятия проводились по программе «Формирование начального детского лексикона на логопедических занятиях с детьми 3-4 лет». Начали работу с фотографий родственников. От слов названий перешли к глагольной лексике и фразе. Анализируя коррекционную работу, хотелось бы подчеркнуть основную цель коррекции: создание пусковых механизмов, обеспечивающих формирование языковой компетенции. Была поставлена задача создания такой речевой базы, которая позволила бы речи ребёнка в дальнейшем развиваться спонтанно и сложиться в систему. Ориентировка шла на создание ключевых звеньев, которыми детерминируется развитие речевой системы в целом и которые самостоятельно у детей с таким нарушением не образуются. Это: развитие предикативной функции речи и овладение элементарными грамматическими моделями языка.
В работе с детьми использовались различные методики:
- Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. «Учимся говорить». 55 способов общения с неговорящим ребёнком.
- Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких.
- Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 2 – 4 лет.
- Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. С этой методикой я познакомилась на курсах повышения квалификации, где Тамара Никифоровна, заслуженный учитель, учитель-логопед высшей категории раскрыла секреты своего многолетнего опыта работы с безречевыми детьми.
За период коррекционных занятий, включавших работу над формированием языковых процессов, а также развитие высших психических функций произошли позитивные изменения в когнитивном, речевом и личностном развитии дошкольников.
Работа по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста проводилась поэтапно: от простого к сложному. Главную цель я видела в формировании у детей психических функций, ответственных за фонетико-фонематические процессы. Это: слуховое восприятие, зрительная память, познавательная активность, переключаемость, самоконтроль. Ребёнку среднего и старшего возраста речевой звук неинтересен, выход – звук должен стать образом. Работу с детьми по подготовке базы для фонематических процессов начинала с неречевых звуков, затем большое внимание уделяла гласным звукам, корригируя просодические элементы речи.
Задачи на этом этапе коррекции:
- приучить слышать заданный звук среди остальных;
- научить сравнивать звуки по артикуляции;
- научить владеть своим артикуляционным аппаратом на основе чётких кинестетических ощущений;
- научить слышать и выделять ударный звук (звук «командир») в слове;
- научить делить слова на слоги.
Таким образом, задача сформировать готовность к звуковому анализу у детей старшего и среднего возраста решена успешно. Большинство детей справились с овладением нарушенных звуков - 5 чел. С ФФН речи
3 чел с ФН речи. 7 чел. Имеют положительную динамику.
Хотелось бы перечислить некоторые методы, используемые в логопедической коррекции: опираясь на философский принцип единства и борьбы противоположностей, использовала метод контраста, сравнения, сопоставления, привлекая внимание ребёнка к глубинным процессам. Часто использовала в своей практике провокационный метод, стараясь уходить от готовой подачи материала, способствовать тому, чтобы дошкольник не глотал готовые сведения, а учился сам добывать их, исследуя языковые процессы под руководством учителя-логопеда. Это способствовало не только овладению новыми знаниями и понятиями, но и формированию жизненной компетенции.
На занятиях с детьми, имеющими речевые проблемы, часто опиралась на метод наглядного моделирования, разработала собственную технологию с использованием данного метода при дифференциации оппозиционных звуков и развитии слухового восприятия у дошкольников.
В работе с детьми, испытывающими трудности контакта и взаимодействия, я применяла метод эгоцентризма, где точкой отправления при любой деятельности являлось собственное «эго» ребёнка, его желание. Отталкиваясь от интересов дошкольника постепенно решала поставленные задачи.
С нарушениями письменной речи в этом учебном году было два обращения.
Проанализировав специфику ошибок, пришла к выводу, что, причиной затруднений на письме явилась несформированность навыка письма в начальной школе. Работа по таблицам методики Н.Г.Свободиной, М.Л.Лукашенко позволила синхронизировать проговаривание и написание, исчезли многочисленные пропуски букв на письме, улучшилась техника чтения. Работа по развитию навыков чтения проводилась по методике
Л.М. Козыревой « Читаем сами. Тренируем технику чтения».
Таким образом, проанализировав логопедическую работу с дошкольниками и школьниками, хотелось отметить, что нарушения у большинства детей имели сложную структуру, обусловленную органическими поражениями ц.н.с.
- Результаты коррекционно-развивающей работы:
13 чел. (40,6%) детей прошли программу полностью, речь скорригирована, требуется контроль со стороны родителей.
16 чел (50%) детей с положительной динамикой продолжат занятия по различным коррекционным программам.
3 чел. (9,4 %) детей прекратили занятия досрочно по причине болезни, поэтому имеют незначительную динамику.
- Для решения коррекционно - развивающих проблем работа велась по следующим программам:
- «Исправление нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
- «Развитие связной речи у детей с ОНР».
- «Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников».
- « Формирование начального детского лексикона на логопедических занятиях с детьми 3 – 4 лет».
- « Преодоление ФФН речи у детей дошкольного возраста».
- Курсы повышения квалификации в этом учебном году не планировала, т.к. в предыдущем году проходила аттестацию на высшую категорию. Учитывая недостаток знаний по составлению логопедических программ с учётом ФГОС 22.05.14. была участником деловой игры: « Рабочая программа специалиста как важное условие организации коррекционно-педагогической помощи детям», проходившей в ГБОУ детский сад компенсирующего вида №908. Участие в деловой игре помогло овладеть новыми подходами при составлении рабочих программ, в ходе обсуждения различных вариантов, с помощью методиста учились выбирать наиболее правильные. Проработав 8 обязательных структурных элементов рабочей программы, получила алгоритм составления программы с учетом ФГОС.
24.09.13 посетила первую педагогическую конференцию «Сетевое объединение – как инновационная форма межведомственного взаимодействия в образовательном пространстве СВОУО»
14.11.13. Была участником МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ – ЛОГОПЕДОВ СЕТЕВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «СОЮЗ».
Тема « Организация коррекционно – развивающей работы по преодолению нарушения речи у детей младшего школьного возраста».
Интересно было прослушать сообщения коллег об использовании аутокоррекции на занятиях учителя – логопеда, познакомиться с направлениями работы с заикающимися детьми по авторской методике
Л.З. Арутюнян.
Доклад научного сотрудника ФГНУ ИКП РАО Косиновой Елены Михайловны «Организация коррекционно – развивающей работы учителем – логопедом по преодолению трудностей формирования и нарушений письма на начальном этапе становления письменной речи» помог структурировать имеющиеся знания и подходы в этом вопросе.
4-6. 11 2013 посетила 1 международную научно-практическую конференцию « Детство – мир без границ. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях» На конференции выступила с презентацией « Использование метода наглядного моделирования при дифференциации звуков у дошкольников» .
- Работа по самообразованию созвучна теме презентации, разрабатывая собственную технологию, изучала методическую и научную литературу, опыт коллег по данному направлению работы. Коррекционная работа по дифференциации звуков с использованием наглядного моделирования у дошкольников успешно использовалась в работе.
26-28 марта участвовала в Международной научно-практической конференции « Развитие креативности в условиях адаптивной образовательной среды» при поддержке Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского РАО
- Работа по обогащению учебно-методического обеспечения. Работа в кабинете.
Разработано пособие по автоматизации звуков по мнемодорожкам. Систематизированы логические задания для дошкольников.
- На сайте ГБОУ ЦПМСС « Родник» опубликована статья « Из педагогической копилки учителя - логопеда»
- В рамках обмена опытом было проведено открытое занятие с дошкольником. Посетила урок русского языка учителя начальной школы №751 на тему «Разделительный твёрдый знак» и составила анализ урока по ФГОС.
Коррекционную работу в текущем году в целом, считаю успешной и продуктивной.