Работы моих учеников

Мочалова Надежда Петровна

В этой странице представлены работы моих учеников

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Министерство образования Республики Марий Эл

МОУ «Азановская средняя общеобразовательная школа»

Медведевского района  Республики Мари Эл

О чем рассказывают гербы?

 (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)

              Выполнили: ученицы 7 и 5 классов

                                                                        Таланцева Елена, Таланцева Мария

                                                                         Научный руководитель:

                                                                         учитель ИЗО и ХТ

                                                                         Мочалова Надежда Петровна

Азаново

2010

Содержание

Введение………………………………………………………….............. ...3

1.Искусство гербов…………………………………………………………5

1.1. Из истории  происхождения гербов ..…………….. …….…………..5

1.2. Символика герба ……………………………………………................9

1.3. Составные части герба……………………… ………………………12

      1.4. Гербы различных государств, городов ……………………………..13

      1.5.Гербы  семей знаменитых  людей…..………………………………..16

      1.6. Герб семьи Таланцевых………………………………………………17

      Заключение………………………………………………………………...19

Список  использованных источников…. .……………..............................21

Приложение....................................................................................................22

Введение

           Герб выполняет ту же функцию, что и название: определяет того, кому принадлежит. В основе своей герб и название есть одно и то же - только название определяет владельца речевыми средствами (то есть средствами, которые человек воспринимает с помощью слуха - звуками и составленными из них словами), а герб - средствами визуальными.

        Существование гербов (ровно как и других, сходными с гербами по выполняемым функциям опознавательных знаков: эмблем, клейм,  печатей и т.п.) вызвано тем, что человек с самого начала своего существования насущно нуждается в средстве, позволяющем отличать свое от чужого и своих от чужих. Названия здесь далеко не всегда могут прийти на помощь. Во-первых, названия одних и тех же объектов звучат по-разному в разных языках и далеко не каждый человек способен узнать название даже своего родного государства или города, произнесенное на иностранном языке. Во-вторых, названия передаются надписями в различных формах письменности, люди же редко владеют более чем одним-двумя языками кроме родного. Но даже в родном языке надпись не всегда может помочь.

         В отличие от языка звуков, букв и слов язык цветов и фигур является интернациональным. Это обуславливается свойством человеческой натуры: с помощью зрения мы воспринимаем от 80 до 90% информации, и лишь 10-20% сообщают нам другие средства восприятия (слух, вкус, обоняние, осязание).      С простейшим примером практического использования опознавательных знаков те из нас, кто посещает детские дошкольные заведения (детские сады, группы), сталкивается уже в первые годы жизни. Повсеместно в детских садах принята практика обозначать принадлежащие детям вещи (шкафчики для одежды, вешалки для полотенец, кровати, места за столом) условными изображениями (простейшими рисунками - например, овощей и фруктов, зверей, элементарных сооружений: вагончиков, машинок, домиков и т.д.). И ребенок, подчас совсем маленький (в возрасте от 2 лет), не владеющий чтением, письмом и счетом, часто даже не умеющий еще хорошо разговаривать, легко и эффективно начинает пользоваться геральдикой - с помощью опознавательных знаков узнавать принадлежащие ему вещи и объекты.

      Примеры эффективности визуальных знаков можно черпать не только из детства. Автомобиль сегодня стал повсеместно распространенным средством передвижения, а вождение автомобиля доступно все большему и большему количеству людей. Обучение вождению начинается… с изучения дорожных знаков. Системы дорожных знаков интернациональны и водитель, выучивший знаки, сможет уверенно ориентироваться на дорогах большинства стран мира (чего он не смог бы, если бы вместо знаков применялись надписи на неизвестном ему языке иной страны). На дорогах всего мира преимущественно используют не надписи, а знаки: изобразительную конструкцию, знак мы воспринимаем мгновенно. Это сохраняет нам те самые секунды и доли секунд, от которых зависят безопасность, а нередко и жизнь.

       Каждая человеческая культура, народ, страна, территория, племя, род создают собственные опознавательные знаки, существует огромное количество различных знаковых традиций и форм.  По мере развития общества, расширения границ взаимодействия людей, становления государств различные местные знаковые традиции сплетались, воздействовали друг на друга, оптимизировались и обобщались. В результате появлялись системы знаков различия в основе своей общие для крупных человеческих общностей - даже не государств, а шире: мировых культур. Развитие знаковой культуры в Европе привело к рождению геральдики: практики создания и использования гербов и иных, связанных с гербами, опознавательных знаков.

     После опроса, проведенного среди обучающихся МОУ «Азановская средняя общеобразовательная школа», было выявлено, что большая часть  школьников знает, что такое герб, но  история возникновения гербов большей части неизвестна. Отрадно, что большинство обучающихся знает, как выглядит герб Российской Федерации, герб Йошкар-Олы. Было для нас удивительным, что многие ученики не знают, как выглядит герб Республики Марий Эл. Возможно, ученики еще помнят  предпоследний герб республики и поэтому затрудняются вспомнить, как выглядит герб в настоящее время.   Семейный же герб почти не имеет ни одна семья из опрошенных нами учеников.  Поэтому актуальность работы заключается в том, чтобы привлечь внимание молодое поколение к истории происхождения  гербов, по-новому взглянуть на роль гербов в нашей жизни, обратить особое внимание на гербы нашей родины. Ведь герб был знаком чести рода.

        Цель данного исследования - изучение истории герба

       Задачи:

  1. Дать понятие о гербе и геральдике.
  2. Воспитывать  уважение к истории своей родины, традициям своей семьи.
  3. Расширить кругозор учащихся, познакомив их с законами геральдики.
  4. Повысить уровень творческой и познавательной деятельности учащихся.

        Методы 

       Знакомство с научными трудами по истории гербов, изучение Интернет-ресурсов, анкетирование.

       Практическая значимость заключается в том, что данное исследование можно использовать как дополнительный материал на уроках изобразительного искусства, литературы, ИиКН, классных часах.                           

База исследования.

Исследовательская работа проводилась на базе МОУ «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий

Искусство   гербов

                        1.1.Из истории происхождения гербов. Геральдика.

        Первые гербы появились примерно в Х веке. В эпоху средневековья первыми гербы  стали использовать  рыцари, чтобы  их различали на турнирах. На турнирах были люди, которые изучали и составляли герб – герольды. Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.

             Слово герб пришло в русский язык в XVI–XVII вв. В его основе лежит немецкое «erbe», что в переводе означает «наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность и постоянство в употреблении. Герб позволяет узнать своего владельца, а также судить о

его положении, характере, о данных ему привилегиях. Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны, родовой герб – о принадлежности его владельца к определенному сословию. Герб может указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить средством удостоверения своего владельца (к примеру, герб на печати). Поэтому герб, как правило, утверждается высшей властью. За долгий период своей истории наука о гербах – геральдика – выработала особые правила их составления и описания, своеобразный геральдический язык.

      Гербы — это настоящие произведения искусства. Изображения гербов помещались на оружии, доспехах, каретах, надгробиях и архитектурных сооружениях. Можно сказать, что в Средние века европейцев повсюду окружались гербы.

     Геральдика - это наука, занимающаяся составлением и изучением гербов. Возникшая ещё в эпоху крестовых походов, она непрерывно развивается и вызывает постоянный интерес практически всех слоёв населения, особенно в России и государствах СНГ, где геральдика долгое время была фактически под запретом. Можно без преувеличения сказать, что Россия и страны Содружества переживают период настоящего геральдического бума. Фамильный герб сегодня являются символом семьи с культурным прошлым, настоящим или будущим.

    В первом значении «геральдика» - это отдел исторической науки (специальная историческая дисциплина), занимающийся изучением гербов (в этом значении геральдика также называется «гербоведением»).

    Во втором значении «геральдика» - это практика создания и использования знаков различия: гербов, эмблем, флагов, знамен, форменного костюма и других.

      В третьем значении «геральдика» - это совокупность всех знаков различия, употребляемых одним владельцем (в этом значении можно сказать, например, «геральдика России», разумея под этим все богатство геральдических знаков, использовавшихся и используемых в нашей стране; или «геральдика школы № 1», понимая под этим все знаки, существующие и применяющиеся в упомянутой школе).

      Все три значения слова «геральдика» тесно связаны между собой. Невозможно создавать гербы и иные знаки, не опираясь на исторический опыт и анализ всей совокупности ныне существующих различительных средств. Невозможно изучать историю гербов, не обращая внимания на принципы их сегодняшнего существования. Нельзя постигнуть геральдику-совокупность знаков без исторических экскурсов и понимания основ практики создания и использования знаков сегодня.

       В своей глубинной, фундаментальной основе геральдика - это язык. Язык гербов и других знаков: язык, сообщающий человеку информацию посредством визуальных (то есть воспринимаемых зрительно) средств. Геральдика существует по тем же принципам, по которым существуют и речевые языки. В основе геральдики лежат самопроизвольно выработавшиеся в ходе многовекового практического пользования знаками базовые правила. На основе этих правил развились различные местные и частные геральдические традиции и особенности (подобно как в языках существуют диалекты и наречия).                                Наконец, геральдика является живым организмом и (подобно всем языкам) оставаясь неизменной в своей фундаментальной основе, чутко и гибко реагирует на течение времени, новые явления человеческой и общественной жизни.

                                          

                                           

1.2. Символика герба.

     Герб - символ, значение которого определяется историческими реалиями. Ведет свое происхождение от архаических тотемных изображений, приобретших символический характер в древних культурах. Гербам предшествовали родовые и семейные знаки собственности (знамена, метки у славян, тамга у тюркских народов). Эмблемы, изображенные на монетах и печатях древнего мира, в какой-то степени могут быть названы прагербами. В Шумере такой эмблемой являлся орел с львиной головой (грифон), в Египте- священная змея -Урей. Вслед за государствами отдельными гербами и собственными эмблемами обзавелись дворяне (и монархи), а затем буржуа.

     Гербы, в том числе и государственные, не имеют изобразительных эталонов. Герб не является графически неизменным. Герб - не товарный знак, не логотип, он имеет более высокий статус и существует по иным правилам. Допускается перерисовка герба в разных стилях, разных художественных и дизайнерских интерпретациях. Варианты одного и того же герба в разных стилизациях могут параллельно находиться в официальном употреблении. Это обуславливается как исторической традицией, так и утилитарной практикой использования герба: герб может потребоваться изготовить в крайне малом, или напротив - в чрезвычайно большом размере, в виде рисунка, печати, гравюры, офорта, рельефа, мозаичного панно, кованной или литой металлической конструкции и т.д. и т.п. Соблюсти соответствие всех изображений некому графическому эталону невозможно, в связи с чем изобразительные эталоны гербов не устанавливаются и рисунки, сопровождающие акты об учреждении гербов, являются всего лишь пояснительным материалом, а отнюдь не образцом, которому необходимо следовать во всех ситуациях. Определяет герб его геральдический состав: набор геральдических фигур определенных цветов в определенном сочетании. Любое изображение, точно воспроизводящее фигуры герба в их установленных цветах и сочетаниях, является правильным и полноценным изображением данного герба. Геральдический состав герба фиксируется геральдическим описанием. Именно геральдическое описание и играет роль эталона герба. Геральдическое описание герба (называемое также «блазон») - это составленное по традиционным правилам с применением специальной терминологии описание герба, фиксирующее его геральдический состав: используемые в гербе фигуры, их цвета и сочетание. Геральдическое описание играет роль эталона герба: любое изображение, соответствующее геральдическому описанию, является правильным и полноценным изображением соответствующего герба. Геральдический состав герба - это набор фигур, цветов и их сочетания, составляющие герб. Геральдический состав герба фиксируется геральдическим описанием герба.

       Все в композиции герба имело важное  значение и несло информацию о владельце.

      Цвет в гербе имеет символическое значение. Красный цвет означает храбрость, мужество, золотой-богатство, силу, верность, постоянство, серебряный- невинность, чистоту,  голубой - величие, красоту, ясность, зеленый – надежду, изобилие, свободу, черный – скромность, ученость, печаль. Бывали случаи, когда герб невозможно было изобразить красками. Тогда использовали условную штриховку. Так, для обозначения красного цвета использовали вертикальные линии,  голубого - горизонтальные, пурпурного – диагональные линии слева, зеленого – диагональные линии справа, черного – горизонтальные и вертикальные линии крест-накрест.

     Наряду с геральдическими в украшении гербов использовались негеральдические фигуры – изображения животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружие, а также фантастических  животных (дракон, единорог, гриф и др.). Каждое условное изображение имело свое значение: дуб, медведь означали силу, власть; факел – раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло, смуту; дракон – могущество; рука – храбрость и др.

       Помимо цвета в гербах существует еще мех. Он бывает горностаевый или беличий.

     Относительно сочетаемости цветов и металлов существует основное правило, что цвет не может быть положен на цвет или металл на металл. Так, если лев красного цвета, то щит, на котором он помещен должен быть золотым или серебряным. А если сам лев золотой, то щит может быть красным или синим.

   

     

                                                 

1.3. Составные части герба.

     Составление герба – это целая наука. Основой всякого герба считается щит – как поле для изображения эмблемы. Известно несколько форм щитов: итальянский, французский, немецкий, английский, испанский и др. Самую важную часть герба (щит) по сторонам обычно поддерживают фигуры –щитодержатели - люди, птицы, звери. Герб украшает лента с девизом. Венчает герб корона.

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\Форма щитов.gifC:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\Форма щитов.gif 

                                                            корона

Щитодержатели                                                          

Щитлента с девизом

1.4.Гербы различных государств, городов

      Герб Российской Федерации  

      Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым орлом, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Принят  25.12.2000 г

      Герб Республики Марий Эл.

      Государственный герб Республики Марий Эл представлял собой и изображение на геральдическом элемента марийского национального орнамента – древнего символа плодородия в обрамление колосьев, дубовых и хвойных веток, олицетворяющих традиционную приверженность населения республики к сельскохозяйственному труду и лесное богатство края. Венки перевиты трехцветной (из полос Государственного флага Республики Марий Эл: лазоревого, белого, алого цветов) лентой. В нижней части геральдического щита под рисунком орнамента надпись «Марий Эл». Геральдический щит, окрашен в светло – охристый цвет. Был утвержден в январе 1993 г. Автор- марийский художник Исмаил Ефимов.

      В настоящее время Государственный герб Республики Марий Эл представляет собой щит, в золотом поле которого изображен червленый (красный) скошенный марийский крест, образованный двумя парами сдвоенных, отвлеченный узких перевязей накрест, на концах дважды гуммировано – загнутых внутрь каждой пары, с ромбом посередине. Щит обрамлен лентой в цветах Государственного флага Республики Марий Эл.

Утвержден 30.11.2006 г. Автор - марийский художник Исмаил Ефимов.

           Герб города Йошкар-Олы

           Щит - свидетельство боевых страниц в летописи Красного города.

          На верхней половине щита по центру изображен силуэт снежинки, в ее центре - шестеренка. В нижней части половины щита изображен лось. Левая половина щита имеет голубю окраску, а правая - красную. Надпись "Йошкар-Ола" произведена золотом по белому фону. Силуэты снежинки и шестеренки, а также изображение лося - белые, окаймленные золотом.

          Снежинка - символ Марийского завода торгового машиностроения.

          Одновременно снежинка символизировала географическое положение города, который находится в краю, где бывают суровые зимы. Шестерня в центре снежинки является общепринятым символом металлообрабатывающей промышленности.          Старый герб утвержден 19.08.1986г. Автор – Николай  Васильевич Иванов.

          Современный герб Йошкар-Олы был принят и внесён в Государственный геральдический реестр 28 октября 2005 года. В лазоревом поле серебряная лосиха, щит увенчан золотой башенной короной с пятью зубцами и с национальным марийским орнаментом в обруче. Авторами реконструкции исторического герба являются заслуженный художник Республики Марий Эл И. В. Ефимов и аспирант института истории Академии наук Республики Татарстан П. И. Ефимов. Силуэт лося в новой эмблеме Йошкар-Олы означает историческую преемственность со старым гербом.

Герб МО «Медведевский муниципальный район»

Герб МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл

 является основным символом суверенитета и достоинства  муниципального образования, представительного статуса, единства его      территории и прав, исторического значения.  

      Символическое значение основных геральдических цветов в гербе: синее (лазоревое) поле щита с серебряным (белым) геральдическим поясом указывает на преемственность цветной основы исторического Царевококшайского уездного герба(современная территория Медведевского муниципального района входила в состав Царевококшайского уезда).

 Геральдический пояс обозначает пригородный статус муниципального района, территориально опоясывающий столицу Республики Марий Эл г. Йошкар-Олу.    

  Распространенный в русских и марийских вышивках орнаментальный знак символизирует единство единых культурных устремлений и уважительное отношения населения района к своей истории.  

1.5.Гербы семей известных людей

       Зачем же нужен личный герб? В первую очередь герб - это зримое свидетельство неординарности человека, незаурядности его личности. Он придает всему стилю жизни гербовладельца (армигера) чувство достоинства и  ответственности перед собой и другими.

        В личном гербе, как правило, отражаются заслуги гербовладельца и его рода перед отечеством, связь с предками, интересы, стремления, профессиональные особенности.
       Семейный герб Пушкина А.С.

        Щит разделен горизонталью на две части, из коих в верхней в горностаевом поле      на Пурпурной подушке с золочеными кистями положена Княжеская Шапка. В нижней части в правом голубом  поле изображена в серебряных латах правая Рука с мечем, вверх подъятым; в левом золотом поле голубой Орел с распростертыми Крыльями, имеющий в когтях Меч и Державу голубого же цвета. Щит увенчан обыкновенным Дворянским Шлемом с дворянской на нем Короною и тремя Страусовыми перьями.

       Семейный герб Глинки М.И.

      На средине щита имеющего голубое поле; изображена обращенная рогами вверх золотая луна, пронзенная двумя шпагами, которая остроконечьем соединены вместе. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскую на нем короную и с павлиниными хвостами.

     Семейный герб Чайковского П.И.

     В красном поле серебряный крест, под левым концом которого серебряный же знак  W, как в гербе Габданк. В навершье шлема золотой лучезарный крест, между двух буйволных рогов.

1.6. Герб семьи Таланцевых

       Для всех членов нашей семьи дом – это символ единства, достатка, места, где хранится самое дорогое, где живет память. А деревянный дом символ того, что все родом из деревни. Дубовая ветвь в орнаменте – символ прочности, бессмертия, продолжения нашего рода. Пчела – трудолюбие. Ведь в нашей семье нет ленивых людей, мы всегда в работе. Лавровые листья – сила. Все мы живем дружно и благодаря этому мы сильны. Лилия означает, что наша семья процветает, а раскрытая книга символизирует, что все члены нашей семьи всегда стремятся к знаниям. Все объединено в круг, который объединяет всех представителей большой семьи – символ бесконечности, единства. Символичны и цвета нашей эмблемы: желтый (золотой) – цвет процветания, радости. Синий – цвет духовности. Зеленый – цвет жизни, продолжения рода. Красный – цвет любви. Мы добавили в наш герб изображение пятиконечной звезды. А лентой с девизом послужила Георгиевская лента. Эти  символы мы использовали неслучайно. Ведь  в нашем роду были участники Великой Отечественной войны. И один из них- наш прадедушка Таланцев Степан Федорович.

    Он родился  в 1913  году в деревне Кораксола Медведевского района. Мать- Рыбакова Анна,  сестра- Мария. Семья была очень бедной и родители его отправляли по близлежащим деревням попрошайничать. Когда он ходил по деревне Нердашево, его приняла бездетная Фёкла Сергеева. Оба ее  мужа погибли на гражданской войне. Детство его было очень трудное. С малых лет ходил на лесоповал. В школе проучился только два класса. Потом работал плотником в колхозе. В армии служил  в Мурманске. Дважды был женат.  Детей  от первого брака не было. В 18 лет  женился на  Елизавете из деревни Сретенка Советского района. Они  вырастили пятерых  детей:  Федора, Анатолия, Аркадия, Валентину, Нину

       На войну прадедушка был призван  в 1941 году. А в 1943 году пришел с войны после ранения в голову.   Когда его очень сильно ранили в голову, с поля боя его вывозили  санитарные собаки.  Потом как зажила его рана, вернулся защищать родину и служил до конца войны.  

     После войны работал плотником. Он был замечательным плотником. Его приглашали строить дома со всего Азанова и близлежащих деревень.  В деревне  прадедушку очень уважали. Умер прадед в 1976 году.

    Мы очень гордимся прадедушкой. За его храбрый поступок на войне и золотые руки.

    Прадедушка имеет награды: «Красная звезда», медаль «Победа над Германией», «20 лет Победы»,  «25 лет Победы», «30 лет Победы», «Георгиевский крест 2-ой степени» и др.

Заключение

         Герб - это изобразительный опознавательный знак, составленный по определенным правилам (правилам геральдики). Он  представляет собой определенное изображение (комбинацию цветов и фигур), составленное и употребляемое согласно правилам геральдики, неизменно присущее своему владельцу (человеку, роду, корпорации, городу, территории, государству) и выполняющее функцию идентификации (определения, опознания)  этого владельца с помощью визуальных средств (то есть средств, которые человек воспринимает с помощью зрения - цветов и фигур). Герб является принадлежностью не только государства, но и отдельных городов. Он  символизирует богатство народа, города, его независимость. Гербы помещают на городских воротах, главных зданиях. Часто гербы отражают экономическую жизнь, занятия жителей или героические страницы истории народа.     

     Степень чести и уважения, принадлежащая гербу, целиком зависит от его владельцев, от их вклада в общественное благо.
Только посредством трудолюбия, ответственности, милосердия, честности и целеустремленности можно придать известность и славу своему гербу, который с честью воспримут потомки.

      Герб зримо представляет существующие связи между членами семьи, он является связующим звеном между прошедшими, нынешними и будущими поколениями.

       Герб является символом преемственности, он придает силу и нерушимость. Гербу присуще свойство неизменности, что очень важно для семьи. Земля, деньги и другое имущество могут быть утеряны в результате войн, революций, экономических реформ или других бедствий, оставляя, таким образом, потомков без наследства. Герб же, являясь графическим символом чести и достоинства семьи, имеет шансы сохраниться при всех обстоятельствах. Он может даже пережить долгий период безвременья и забвения, чтобы вновь через долгое время вернуться к жизни у законных наследников. Глава рода оставляет после себя геральдическое наследство, которое пронизывает все дальнейшие поколения, наследство, которое не может обесцениться, не может быть испорчено, утеряно или украдено.  Более того, с течением времени герб только увеличивает свое значение и ценность, присоединяя к себе достоинства и заслуги последующей цепи поколений.

       Проведя данное исследование, мы пришли к выводу, что герб символизирует единство семьи (рода), чувство принадлежности индивида к определенному сообществу и к определенному месту. Он является графическим средством идентификации и выполняет социально-знаковую, номинативно-назывную, семантическую, дидактическую и даже философскую функции.

        Изучив историю герба, мы  узнали,  из чего состоит герб, что такое   геральдика и познакомились с гербами известных людей и разных городов,  расширили свой кругозор.  Мы создали проект герба семьи Таланцевых. У нас появилось желание создать герб  своего класса, а в будущем  и школы.

Список использованных источников

  1. Горяева, Н.А., Островская, О.В.  Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений /Под ред. Б.М.Неменского.- М.: Просвещение, 2000. -176 с.
  2. Николаева, С.Ю.Детская литература. Хрестоматия в 4 т. Учебное пособие для начальной школы. Т3: Золотой век/С.Ю.Николаева.-Астрахань: Изд-во Астраханского пед.ин-та-1995-652 с.
  3. Платонова, Н.И., Синюков, В.Д. Энциклопедический словарь юного художника/Н.И.Платонова, В.Д.Синюков.- М.: Педагогика, 1983.- 416 с.
  4. Романовский,  В.К. Символы Российской государственности. Герб. Флаг. Гимн./В.К.Романовский.-М.:Торгово-издательский дом «Русское слово-РС»-2002.-96 с.
  5. Синова, И.В. Герб, гимн, флаг России: Справочник школьника/И.В.Синова.-СПб.: Издательский дом «Литера», 2009-916 с.
  6. www.rossimvolika.ru/...gerb/chto-takoe-gerb

ПРИЛОЖЕНИЕ


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

МОБУ "Азановская средняя общеобразовательная школа"

Медведевского района Республики Марий Эл

Храмы Медведевского района

(об истории храмов Медведевского района Республики Марий Эл)

                                                                      Выполнил: ученица 9 класса

                                                                      МОБУ «Азановская СОШ»

                                   Таланцева Мария

                                                                 Руководитель:

                                              учитель ИЗО и ХТ        

                                                                      МОБУ «Азановская СОШ»

                                                       Мочалова Надежда Петровна

                                                                     

Азаново

2014 год

Содержание

Введение................................................................................................................3

1.Из истории русской православной церкви…..…..…………………………..5

2.Первый каменный храм Йошкар-Олы (Царевококшайска)….……………..8

3.О некоторые храмах Медведевского района………………………………..10

3.1.Храм Сретения Господне (с.Азаново)……………………………………..12

3.2.Мироносицкий женский монастырь (с.Ежово)...........................................16

3.3.Владимиро-Богородицкая церковь (с.Кузнецово)……..............................19

Заключение...........................................................................................................21

Список использованных источников.................................................................23

      Введение

      Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  приметишь  с  первого  взгляда.  Строгая  прелесть  и  грация  линий,  светлая,  радостная  раскраска  строения,  а  высоко  вверху  сверкают, отражая  небесный  свод,  нарядные  купола.  

      В современных социально-экономических условиях сказывается негативное воздействие на человека средств массовой информации, особенно телевидения. Существующие условия жизни общества таковы, что приводят к усилению негативных факторов, действующих на личность, результатом которых является духовно-нравственное разложение значительной части нашей молодежи. Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи.

     Систематическое духовно – нравственное воспитание обеспечивает адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности,  обогащает и одухотворяет людей, учит их любить свою родину, свой край, свое социальное и природное окружение.

      2014 год объявлен в нашей стране годом Культуры. Свою работу мы посвящаем этому событию.

           В результате проведенного исследования среди обучающихся 5-9 классов МОБУ «Азановская средняя общеобразовательная школа» мы выяснили, что большинство опрошенных нами учеников  не знают точного названия храмов, расположенных на территории Медведевского района (с. Азаново 36%, с. Кузнецово 82%, с. Ежово 64%), время постройки  (с. Азаново 91%, с. Ежово 98%, с. Кузнецово 98%) и в каком силе они построены (с. Азаново 99%, с. Ежово 100%, с. Кузнецово 100%). А ведь это наша родина. Поэтому  актуальность работы заключается в том, чтобы привлечь внимание молодого поколения к  архитектурным памятникам нашего района, находящиеся недалеко от нашего села. Самостоятельное исследование заставит задуматься над проблемой сохранения памяти к историческому прошлому своей малой родины.

           Гипотеза данной работы – без знания своей истории, без истинной православной веры, нельзя стать полноценной и развитой личностью, стать патриотом и гражданином своей страны. Представленные храмы объединены единым архитектурным стилем.

        Цель исследования  - изучение истории и сравнение архитектурных особенностей храмов, находящихся на территории Медведевского района.

      Задачи исследования:

  1.Воспитывать чувство любви и гордости к родному краю.

  2.Приобщать  к знаниям о богатом наследии православной культуры

  3.Показать великолепие храмов, их достоинства, красоту и историю

    В ходе исследования применялись следующие методы:

      1.Анализ литературы,  интернет-источников  по проблеме исследования.

2. Беседы, наблюдения, анкетирование, интервью

     Объект исследования: храм Сретения Господне в с. Азаново, Мироносицкий монастырь в с. Ежово, Владимиро - Богородицкая церковь         в с. Кузнецово

      Практическая  значимость.

Данное исследование может использоваться в качестве учебного и дополнительного материала на уроках истории, ИЗО, МХК, ИКН, марийского языка, ОРКСЭ, классных часах.

     Место проведения  исследования.

   Исследовательская работа проводилась в Медведевском районе, на базе МОБУ «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий

1.Из истории русской православной церкви

     История Русской Православной Церкви начинается в 988 году, когда киевский князь Владимир принял решение крестить Русь. Но и до этого на Руси были христиане. Археологические раскопки свидетельствуют, что христиане были на Руси и до 988. Об этой части истории русской церкви практически ничего не известно. В каком качестве существовали русские христианские общины, кому они подчинялись - об этом также нет информации.
      История русской православной церкви насчитывает уже более тысячи лет. Всегда рядом с крестьянином, боярином, князем или императором был духовный наставник, который направлял его на путь истинный, освещал мятущийся ум Словом Божьим, недаром на протяжении многих веков слова «русский» и «православный» были синонимами. На протяжении многих веков в России было два главных богача – государство и церковь, причем церковь умела в большинстве случаев более разумно распорядиться своим богатством, чем государство. В бой русские полки ходили под православными знаменами с изображением Святого Спаса. С молитвой пробуждались ото сна, работали, садились за стол и даже умирали с именем Бога на устах. Нет и не может быть истории России без истории Русской  церкви.
       Крещение Руси в 988 году при святом равноапостольном великом князе Владимире было крупнейшим событием в нашей истории. Со времен св. князя Владимира русская Церковь в течение более 600 лет расширялась и процветала, пребывая в единстве и мире.

     Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием  «Дом Божий».  

     Храм – «корабль» - кубический храм, соединенный с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабль. Вот почему такой тип церкви получил название «корабля». Это архитектурная метафора: храм – корабль, на котором можно пуститься в плаванье по полному опасностей и соблазнов житейскому миру.[1]  Именно такая форма церквей  получила на Руси широкое распространение. Девятнадцатый век стал и для марийского края «золотым веком» храмового строительства. Основная причина: общий подъем русской культуры. В 60 и 80 годы 19 столетия была построена почти половина из учтенных 60 храмов марийского края.

       Символика храмовой архитектуры непосредственно связана с символикой богослужебного чина, которая формировалась в VI-IX вв. одновременно со сложением чина Литургии в Византии. Именно тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и создающий архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашается словом и священнодействиями богослужения. 

    В архитектуре XVII века  в строительстве храмов  применялся и  шатровый  архитектурный стиль.

      Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). Шатровое зодчество XVI–XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.

    Однако каменные шатровые храмы являлись все же исключением. Большинство строившихся в XVI и XVII веках церквей возводилось в основном типе кубических сооружений — одноглавых или пятиглавых с куполами луковичной формы. Преобладали церкви средних и небольших размеров.

       История России и история Русской Православной церкви – это  нераздельное целое. Церковь помогла народу выстоять под гнетом монголо – татар, вдохновляла воинов на защиту от западных рыцарей – крестоносцев. Можно привести еще много  примеров, доказывающих единство русского государства с русской церковью. Эта связь очевидна и не требует никаких доказательств.

2.Первый каменный храм Йошкар -Олы (Царевококшайска)

http://img01.rl0.ru/pgc/432x288/50516741-8a01-38bf-8a01-38b0b6d6a7ca.photo.0.jpg      Йошкар-Олинская и Марийская епархия создана 11 июня 1993 г. Со времени присоединения Марийского края к России большая часть территорий входила в состав Казанской епархии, север и северо-восток относились к Вятской епархии, запад — к Нижегородской. После 1917 года территория Марий-Эл входили в состав Казанской епархии; в 20-30-х гг. — Горьковской епархии. С 1926 года в Краснококшайске (Йошкар-Оле) находилась кафедра епископа Марийского, викария Горьковской епархии. В 1937-1993 гг. приходы МАССР входили Казанскую епархию. Самостоятельная Марийская епархия учреждена в 1993 году. Объединяет приходы и монастыри Русской Православной Церкви на территории Республики Марий Эл.

     Первым каменным храмом Царевококшайска являлась Троицкая церковь, которая была построена в 1736 году во времена царствования императрицы Анны Иоанновны на средства царевококшайского купца Стефана Вишнякова и крестьянина деревни Жуково Алексея Осокина. Церковь являлась типичным памятником русского зодчества XVII века, сохранившим и в XVIII веке традиционные формы церковной архитектуры XV—XVII веков. Церковь была двухуровневой, на верхнем этаже размещался главный храм во имя Святой Троицы, а на нижнем — храм во имя святителя Николая Чудотворца. В 20-е-30-е годы XX века храм пустовал и разрушался. В 1930-е годы на первом этаже храма размещались автомастерские. По рассказам старожилов, во время Великой Отечественной войны там проверялись партии броневых листов. С 1995 года храм восстановлен в иных архитектурных формах. По сути, это новое здание на месте старого.

    В июле 1993 по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II образована Йошкар-Олинская и Марийская епархия. На ее канонической территории в это время находилось 33 храма, в которых служили 30 священников и 5 диаконов. 25 июля 1993 в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка состоялась хиротония архимандрита Иоанна (Тимофеева) во епископа Йошкар-Олинского и Марийского. 1 ноября 1993г постановлением Правительства Республики Марий Эл епархии был передан Мироносицкий монастырь. Осенью в городе Йошкар-Оле открыто Православное Мироносицкое братство. В республиканском эфире начала выходить православная телепередача «Преображение». 

      Ежегодно в епархии совершаются крестные ходы: Мироносицкий монастырь — г. Йошкар-Ола с чудотворной иконой Божией Матери «Мироносицкая» протяженностью 30 км; г. Волжск — с. Параты — с. Петъялы с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери протяженностью 120 км; крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из с. Владимирское в г. Козьмодемьянск.

      На июль 2013 в нашей епархии 90 приходов, 2 монастыря, 106 священников, 17 диаконов, 4 Православных центра и 8 благочиний.

3.О некоторых  храмах  Медведевского района

 На территории Медведевского района находятся следующие храмы:

                   Сретения Господня, церковь

Азаново. Сретения Господня, церковь. Построена:  1801.  

Адрес:425225, Республика Марий Эл,  Медведевский район, село Азаново

Мироносицкий женский монастырь

 

Ежово. Мироносицкий женский монастырь. Построен: между 1649 и 1652 гг. 

Адрес: 425224, Республика Марий Эл, Медведевский район, село Ежово

Державной иконы Божией Матери, церковь

Медведево. Державной иконы Божией Матери, церковь. Построена: Между 1995 и 2005 

Адрес: Медведевский район, поселок Медведево, ул. Медведево, 46

Казанской иконы Божией Матери, церковь

  

Нурма. Казанской иконы Божией Матери, церковь. Построена: 1825 г.

Адрес: Медведевский район, село Нурмаhttp://s02.radikal.ru/i175/1009/c1/453bd05ff08a.jpg

Илии Пророка, часовня

Савино. Илии Пророка, часовня. Построена: Между 1912 и 1915 гг.

Адрес: Медведевский район, деревня Савино



Церковь Владимирской иконы Божией Матери
 Адрес: село Кузнецово Медведевский  район республика Марий Эл,

ул Центральная д. 34,А 

3.1.Азановская церковь во имя Сретения Господня

     Главным украшением села является  церковь во имя Сретения Господня. Азановскому храму, освященному во имя Сретения  Господня, уже более 260 лет. Первоначальное здание,  по – видимому, было деревянным, а последнее – четверик с пятигранным алтарем и декором в духе позднего барокко  - построено в 1801 году старанием удельного крестьянина Василия Матвеева.  Освящена 21 июня 1801 года во имя Сретения Господня с приделом Рождества Христова. Храм имеет одну главу, что знаменует единство Бога. Церковь представляет собой храм-корабль.

     При проверке храма  в 1831 году Благочинным протоиреем Василием Царевским было обнаружено, что от кровли до основания церковного постава сделалась большая трещина, которая  по своду  просматривается до западной сторон и колокольня готова к падению, ибо она построена совокупно со стенами. В 1836 году на средства удельного крестьянина Алексея Семеновича Богомолова при помощи прихожан пристроены придельная церковь, колокольня   и приделы: во имя Казанской Божьей Матери и преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. По-видимому, в это же время была устранена опасность падения колокольни из-за трещины в стене, потому что в ведомости о церкви Сретенской, состоящей Царевококшайского Уезда Казанской епархии в с. Азаново за 1918 год отмечалось: здание каменное,  одной связи с колокольнею, крепкое, крытое железом. Престолов три: главный – во имя Сретения Господней, правый – Казанской божьей  Матери, левый – преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.

      При церкви имелись  земли: усадебной вместе с погостом церковным 2 десятины 480 кв. сажен, пахотной – 17 десятин, сенокосной – 3 десятины  и в особом угоди в 5 верстах от села 2 десятины 960 кв. сажен пахотной.

    На основании Высочайшего Утверждения, составленного Святейшим Синодом в 1845 году, Азановский храм относился к 5 классу.

      Но в связи с ликвидацией Спасской церкви при Мироносицкой пустыни увеличилось число прихожан  в Азанове, и церкви был приписан  штат по  2-му классу: два священника, один дьякон, два дьячка и пономарь.

      К началу 19 века к приходу Сретенской церкви относились 17 деревень, околотков,  всего более  500 дворов и более  трех тысяч мужских и женских душ. В то же время в приходе открывались школы. Церковно-приходские  школы действовали в починке Алексеевском и в д. Темеево, учрежденные в 1898 году,  школы грамоты действовали в д. Пайгишево и Нердашево, открытые в 1899 году и земские школы в с. Азаново и в д. Манан –Мучаш.

     В церковной библиотеке находилось более  430 томов книг, предназначенные для чтения  и обучения.

     В первые годы священнослужители  сменялись часто. Но  когда в 1765 году вторым  священником  стал Василий Иванов, а в  1773 году он назначен настоятелем храма, то служил в ней до 1810 года, т. е. 45 лет.

     Одним из последних священников был Кронид Сафроницкий.  Но в 30-х годах  из-за гонений на церковнослужителей вынужден был покинуть вместе с семьей  место жительства. В изгнании он скончался, а жена его матушка Александра Лукинична перед  войной вернулась обратно. Подвергался репрессиям и последний настоятель храма протоиерей Алексей Пчелкин. Он был несколько раз арестован, в конце концов  расстрелян.

     После снятия колоколов и крестов церковь перестала действовать. Так, в справке обследования храмового здания, составленной заведующим информационно-статистической    группы Президиума Верховного Совета МАССР, отмечалось, что община верующих Азановской церкви распалась, что договор,  заключенный ею от 1920 года о бессрочном и бесплатном пользовании  молитвенным зданием  расторгнут, ключи  переданы в сельсовет.

      В годы коллективизации началось массовое уничтожение церквей, храмов. Так случилось и с церковью в с. Азаново. Она была превращена сначала в мастерскую для ремонта тракторов, а потом  -  для ремонта автомашин. Здесь расположились сварочная, токарная, кузнечная  мастерские. От церкви остались только четыре стены, да и то полуразвалившиеся.   И 14  марта 1940 года Указом Президиума Верховного Совета МАССР церковь была закрыта. Разрушены главный купол, уничтожены настенные росписи, иконостас.

      Сретенская церковь не действовала около 60 лет. Только в 1995 году часть здания отремонтирована на средства ГПЗ  «Азановский» и местного населения.

        В 1992 году началась реставрация церкви. Всеми организационными работами руководил приходской совет, председателем которого стала Дина Макаровна Вишнякова. Благодаря стараниям приходского совета и помощи многих людей церковь начала действовать 28 июня 1995 года. Сейчас отреставрировали купол, побелили стены, у храма новая кровля, бывшую сварочную превратили в церковную комнату. На средства прихожан сделана новая ограда.

     К сожалению, нет теперь в Азанове и церковного сада. От сада осталось всего несколько деревьев. А когда-то сад  был большим, красивым. Огорожен  он был жердями, а церковная ограда сложена из кирпича.

     Внутри ограды на могиле храмостроителя и его жены лежала надгробная плита. Снаружи, рядом с оградой – еще несколько крестов над могилами фельдшера Николая Михайловича Мартьянова и его жены. В церковном саду люди отдыхали.

       Из бесед с батюшкой Николаем мы узнали, что в 1996 году образован и зарегистрирован Приход Сретенской церкви села Азаново Йошкар – Олинской епархии Русской Православной церкви.

      Возобновление богослужений состоялась на праздник Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 1996 года.

    Неоценима роль церкви в современной жизни, особенно это касается воспитания подрастающего поколения. Важно знать духовный смысл праздника Сретенья Господня, во имя которого освящена наша церковь, тогда будет проще оценить роль церкви в жизни не только жителей села, но и всего православного люда. Сретенье Господне – это великий двунадесятый праздник, который празднуется спустя 40 дней после Рождества.  Он имеет для каждого христианина особый глубочайший смысл. Евангелие повествует нам о том, как в Иерусалимском храме Христа встретили старец Симеон и пророчица Анна. Они встретили и прославили Его как Творца всяческих и Бога. В жизни каждого христианина происходит такая встреча, когда мы обращаемся к Богу в молитве.

       Настоятелем храма с 2003 года и по настоящее время является иерей Николай Егошин.

3.2.Ежовский Мироносицкий монастырь

    Вдали от хороших путей сообщения, в 17 верстах от г. Царевококшайска, уже три с половиной столетия существует небольшая обитель, именуемая в окружности «Священным местом».

     Основана была эта обитель в царствование царя Алексия Михайловича.

Один крестьянин, по имени Андрей, собирая жнитво на своем поле, увидел лежащий на земле образ Богоматери со Святыми Женами Мироносицами. Он приблизился к иконе и хотел взять ее, но она сделалась невидимою.  В недоумении Андрей стал смотреть кругом и увидел, что икона стоит на дереве, никем не поддерживаемая и испускает свет. Помолившись, он взял ее с благоговением и отнес в свой дом.  Андрей все ночь молился  перед образом, а когда заснул, то ему явился муж в светлых одеждах и велел продолжать молиться.

      При нашествии утра о чудесном явлении известили соседей и жителей селения, которые приводили больных, и они получали исцеления. Как свидетельствуют рукописи, около 80 человек слышало голос, предвещавший основание монастыря на месте  явления иконы.

      Весть о явлении иконы облетела округу и достигла города Царевококшайска. Воевода и священники царевококшайские, узнав о явлении иконы, перенесли ее в г. Царевококшайск, в соборную церковь Воскресения Христова, где так же было много исцелений.

      Царь Алексей Михайлович, узнав о явлении иконы Матери Мироносицами, очень обрадовался. В этом событии благочестивый царь усмотрел дивный промысел Божий, призывающий к просвещению светом Христовой Истины еще одно из инородческих племен, населявших обширную Русь. Он повелел отправить икону в Москву, где встретили ее с великим торжеством сам государь, митрополиты и народ, и поставили в царских палатах. Два года икона пребывала в Москве. Отпуская икону в Царевококшайск, царь украсил ее драгоценным окладом, унизанным жемчугом, повелел на месте явления устроить монастырь. Указ о построении обители был издан 11 сентября (24 сентября по нов. стилю) 1649 года.

Вот некоторые чудеса, записанные в монастырских летописях:

- во время явления чудотворного образа Царевококшйского воеводы Матфея Спиридонова служители Сисой и Исаакий, мучимые жесточайшею лихорадкой, получили здравие, пив воду с явления иконы.

- вдова по имени Ксения, четырнадцать лет страдавшая глазной болезнью, во время молебного пения сему образу  получила исцеление.

- младенец Матфей, сын стрельца Симеона, не видевший одним глазом, получил прозрение во время молебного служения Пресвятому образу.

- жителю Царевококшайска Ивану Кирилову явился образ на месте прежнего своего появления, а перед оным находились три священника, совершавшие служение с множеством народа, прикладывающегося у явленной иконе.

   В мае 1995 года началась реставрация церкви.  26 августа 1996 года епископ Йошкар – Олинский  и Марийский Иоанн освятил нижний престол храма. В 1997 году праздновалось 350 лет со дня явления Мироносицкой (Царевококшайской)  иконы Божьей Матери. К этому дню было приурочено освящение престола верхнего храма в честь матери Божьей и Святых Жен Мироносиц, а 11 сентября 1998г был освящен третий престол в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

     Повседневная жизнь сестер проходит в молитве и труде. День начинается и кончается молитвой. В монастыре, построенном в шатровом стиле,  имеется 11 гектара земли для посадки овощей.

      Монастырь  помогает многодетным и малоимущим семьям с. Ежово продуктами питания, одеждой. Особое внимание уделяется принятию паломников и странников.

        В монастыре имеется воскресная школа, куда ходят дети с. Ежово.

В обители действуют швейные мастерские, где сестры шьют все потребное к церковному богослужению: ризы, покровцы,  облачения. Изготовляются также и монашеские одежды, и все, что необходимо для быта. Сестры стараются заниматься рукоделием: учатся плести четки, шить золотом, плести на колюшках кустодии и кресты на облачения.

     Но эти работы в монастыре делаются зимою, так как больше имеется свободного времени. Летом сестры заняты огородными делами.

3.3.Владимиро - Богородицкая церковь  в с. Кузнецово

     На селе Кузнецово с конца  18 века стоял деревянный храм,  построенный усердием мещанина Ивана Ростова. Пришедшее в ветхость здание церкви разобрали и с 1876 года начали строить новый каменный храм на средства прихожан в честь Владимирской иконы Божьей Матери. В 1883 году церковь была построена. Она имела три престола. По данным на 1915 года иконостас в главном храме был четырехъярусным, в пределах  двухъярусные, все вызолоченные. Церковь имела достаточные утвари: библиотеку в 486 книг, церковно – приходскую школу, где обучались 25 мальчиков и 13 девочек.
Служба в церкви шла до 1937 года. Но уже в 1922 году из Владимирской церкви было изъято три серебряных креста, оклады с икон, другие предметы культа.
      В июле 1939 года храм был закрыт, а здание переоборудовано под клуб. В 70 – 80 – е годы 20 века здание храма находилось в аварийном состоянии.
К моменту его передачи общине верующих от прежнего великолепия храма почти ничего не осталось. Оказались разрушены все части   церкви, кроме трапезной, теперь под ней  поднялась глава, и в храме вновь возобновилось богослужение.
       По  благословению Епископа Иоанна работы по восстановлению храма Владимирской Божьей Матери начались в мае 1995 года. Храм имеет также одну главу (единство Бога). Данный храм представляет собой
бесстолпный кубический храм-корабль.  Документально зарегистрировали в августе 1995 года. Молебны начали служить с мая 1995 года. Первая литургия была отслужена осенью 1996 года. Все это время иерей служил Сергей Кожевников до ноября 1999 года. После стали служить по праздникам м в воскресные дни разные священники под руководством старшего иерея Михаила. Освещение предела Дмитрия Солунского было произведено 18 мая 2002 года. Служил иерей Дмитрий Вылекжанин. Затем стал служить иерей Серегей Ведерниковдо 19 августа 2004 года. Потом иерей Михаил Петунин прослужил до 21 сентября 2006 года. В настоящее время настоятелем является иерей Василий Яшмолкин.

Заключение

Я  знаю…  Я  верю…  Грань  между  этими  утверждениями  зыбка  и  подвижна.  Знание  и  вера  -  тайны  нашего  внутреннего  мира,  нашей  души,  где рядом  уживаются  счастье  и  горе,  доброта  и  жестокость,  любовь  и  ненависть.  И  еще  -  вера  и  надежда,  которые  не  покидают  человека  в  самые  трудные  и  даже  безнадежные  мгновения  жизни.

        В  разное  время  в  разных  странах  по-своему  шло  развитие  общества.  Но  повсюду  люди  рано  или  поздно  приходили  к  общему  для  всех  организованному  поклонению  высшим  силам,  к  вере  во  многих  богов  или  в  единого  Бога.  Вера  -  спутник  человека  от  первого  мгновения  жизни  до  конца.  Она освящает  рождение,  любовь,  добрые  дела  и  вместе  с  родственниками  оплакивает  смерть.  Вера  стала  источником  вдохновения  для  поэтов,  скульпторов,  архитекторов,  драматургов.  

         Без  веры  немыслимы  нравственное  развитие,  укрепление  сил  добра  в  борьбе  со  злом,  победа  совести над  бессовестностью,  любовь  к своей  родине  и  ее  защита.  А  любовь  к  Родине  невозможна  без  любви  к  родине  малой,  без  знания  ее  истории,  развития.  Поэтому  данная  работа  -  дань  уважения  моему  родному  краю,  моему  селу.    

       При изучении истории строительства того или иного храма отчетливо видно, как вера воплощается в искусство, а земные формы преображаются в небесную красоту. Каждый храм имеет свою судьбу, которая неотделима от истории народа. И, вместе с тем, храм как дом Божий, как место особого присутствия и благодатного действия Божия дает возможность выбрать путь спасения всему народу. Даже руины  разрушенных храмов своим молчаливым укором и напоминанием о былом величии призывают к созиданию, к памятливости, ответственности перед Богом, Родиной и Историей.

           Совсем недавно в курс школьной программы был введен предмет «Основы  религиозных культур и светской этики». Этот предмет призван научить отличать добро от зла, формировать чувство ответственности, любовь к Родине, семье, ближним, способствовать выработке собственной жизненной позиции.

       Таким образом, проведя данное исследование, мы пришли к выводу, что храмы на территории с. Азанова и с. Кузнецова одноглавые и представляют собой кубический храм-корабль. А Мироносицкий монастырь в с.Ежово имеет шатровую форму. Этот пункт гипотезы у нас не подтвердился.

      Изучение истории  Православной Церкви, храмов, жизни святых подвижников, деятелей культуры, жизнь и творчество которых тесно связаны с православием, способствует формированию у молодого поколения России чувств патриотизма, уважения к прошлому своей страны, к культуре  народа – светской и духовной. Хочется верить, что пришло это созидательное время «собирать камни» своих святынь, своей культуры, возрождать нравственно – духовные ценности, которые помогут выбрать правильный курс.

Список использованных источников

1.http://www.pandia.ru/text/78/166/17587.php

2.http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/issledovatelskaya-rabota-pravoslavnye-hramy-stavropolya-hram-pokrova

3. https://ru.wikipedia.org/

4. http://expo.pravoslavie.ru/expo/eparchies/152.html

5. http://sobory.ru/

6.Левенштейн, О.И. Православные храмы и монастыри марийского края/О.И. Левенштейн.- Йошкар-Ола,2000.-87 с.

7.Русская культура с древнейших времен до наших дней.- М.: Белый город, 2004.- 346

8.Медведевский район: Сборник документальных очерков.-Йошкар-Ола: Комитет Республики Марий Эл по делам архивов, Государственный архив Республики Марий Эл, Администрация муниципального обарзования «Медведевский район», 2003.- 368 с.

9.Энциклопедия Республики Марий Эл- Йошкар-Ола, 2009.- 872 с.


[1] Русская культура с древнейших времён до нашей эры.  с. 56

 Русская культура с древнейших времён до нашей эры.  с. 114



Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Марий Эл
Отдел образования по делам молодежи
МО «Медведевский муниципальный район»

Исследовательский проект по теме:

«История одной вещи»

Выполнила:

ученица  2 класса

Лазарева Екатерина

МОБУ «Азановская средняя

общеобразовательная школа»

Медведевского района РМЭ

Руководитель: 

Мочалова Н.П..,

учитель ИЗО и начальных классов

МОБУ «Азановская средняя

общеобразовательная школа»

Медведевского района РМЭ

Азаново

         2016

Информационная карта проекта

Название проекта - «История одной вещи (Швейная машинка моего прадедушки)»

Название организации заявителя - МОБУ «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий Эл

Контактная информация- Республика Марий Эл,

Медведевский район,

                                                     с. Азаново,

                                                     ул. Фабричная, д. 6

Телефон- 8(8362) 57-58-32

Автор проекта - ученица 2 класса Лазарева Екатерина

Руководитель проекта – Мочалова Надежда Петровна

География проекта- с. Азаново, Медведевского р-на, Республики Марий Эл

Сроки реализации – осень 2015г – весна 2016г.

Тип проекта - исследовательский проект

Участники проекта - ученица 2 класса


Тема. «История одной вещи (Швейная машинка моего прадедушки)»

Проблема. Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и учащиеся начальной школы и их молодые родители мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях?

Гипотеза. Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. Это люди преклонного возраста - прадедушки и прабабушки учащихся начальной школы. Возможно, их родственники были участниками войны, работали в тылу и внесли вклад в Победу.

Актуальность проблемы. Тема войны никогда не перестанет волновать людей, тревожа старые раны и душу болью сердца. Память и история в ней слились воедино. Война - это горе, слезы. Война- страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей.

 Наша страна отметила   70-летие  Великой Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.  На уроках чтения,  окружающего мира, классных часах  много времени уделяется изучению материала, связанного с войной. К сожалению, очевидцев этой страшной войны  с каждым годом становится меньше. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом.

Мой прадедушка, Петухов Александр Иванович отстаивал свободу и светлое небо над нашей страной в этой страшной и жестокой войне. Победу встретил в Германии. Я много знаю о своем прадедушке и хочу рассказать о нем. А еще хочется рассказать об удивительной вещи, с которой прадедушка не расставался всю войну и привез домой – швейной машинке. Этим и было продиктовано мое желание познакомить со своими исследованиями как можно больше людей.


Цель: изучение биографии моего прадедушки – ветерана  войны Петухова Александра Ивановича, истории появления швейной машинки, которая в настоящее время стоит дома  у бабушки

Задачи:

·  изучить семейный архив (личный дневник, фотографии, другие документы) времён войны;

·  разыскать информацию об участии моего прадеда в боевых действиях;

·  узнать, как появилась швейная машинка в нашей семье

Ожидаемые результаты:

- приобретение навыков поисково-исследовательской работы;

- расширение знаний о Великой Отечественной войне;

- сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков;

-удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, ветеранами войны, одноклассниками.

Методы исследования:

-поисковый;  

- изучение научной литературы и семейного архива;

- встречи и интервью с родственниками; обобщение полученных результатов.

-сбор  и изучение аналитического материала, литературы;

Практическая значимость.

-выступление  перед учащимися МОБУ «Азановская СОШ» (2015 г.);

-участие в районном конкурсе «Семейная реликвия» (2016 г)

-участие в Республиканском конкурсе «История одной вещи» (2016 г)

-использование материала на уроках окружающего мира, ИиКН, литературного чтения, во внеклассных мероприятиях.

Перспектива развития проекта. Продолжить более глубокое изучение биографии моего прадедушки и  других родственников – участников  войны.

        Список использованных источников

1.Беседа с Пиржановой Н.А., бабушкой Лазаревой Екатерины

2.Наградые листы Петухова А.И.

3. https://ru.wikipedia.org/wiki

ВЫВОД: Для каждого человека семья – это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен не только знать родственников, но знать историю своего рода. История семьи – это корни, без которых человек не может существовать.

Теперь уже нет нашего старшего поколения, но история рода не обрывается, она продолжается в детях. А значит, и в памяти семейной. Историю творят не только герои, но и простые люди.

Я очень горжусь своим прадедушкой. Мне интересно узнавать историю его жизни.

 Теперь и я несу ответственность за наше будущее, храня в памяти наше прошлое. Считаю, что цель моей работы достигнута.

 

        Когда мы произносим слова «война»,  перед нами открывается страшная картина тех лет: крики  мирных жителей, разрывы бомб, стойкость наших солдат, слезы матерей, разрушенные города и села. Война вошла в каждый дом, принесла много боли:  матери потеряли своих детей, жены не дождались мужей, дети остались сиротами. Всюду были  голод и холод,  горе и слезы. Когда фашисты без боязни напали на нашу страну, Родину  пошли защищать все: от малого до велика. 

     Защищал Родину и мой прадедушка – бабушкин папа Петухов Александр Иванович. Он пошел на войну  в августе 1941 года в возрасте 27 лет.

    На войне прадедушка был связистом. Самоотверженной работой обеспечивал бесперебойное управление огнём дивизиона.  В сентябре 1942 года был ранен, после выздоровления вернулся на фронт.  Прадедушка был награжден двумя медалями «За отвагу», медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За взятие Кёнигсберга». Об этом я узнала из наградных листов, которые бережно хранит моя бабушка.

     Я очень горжусь своим прадедушкой. К сожалению, в живых его я уже не застала.

    Для меня очень интересным является  то, что прадедушка  не только воевал. Знаете, что он делал  в перерывах между боями, в спокойные минуты  затишья?  Ни за что не догадаетесь! Прадедушка шил! Да-да! Он шил шинели для солдат. И использовал для этого швейную машинку с ножным приводом марки «Зингер».  Когда мне рассказала об этом бабушка, я не сразу в это поверила: мужчина и портной? Но это действительно было так.

    После окончания войны эту швейную машинку прадедушке  подарили,  и он  привез её уже из Германии. У машинки  есть серийный номер В 379776.  Это говорит о том, что машинка - настоящая, изготовлена на заводе. Опора у машинки чугунная, поэтому она очень тяжелая.  Два колеса разных размеров приводят машинку в действие.  Столешница деревянная, уже потёртая, с левой  стороны есть маленький ящичек для хранения иголок,  шпулек с нитками.  Чёрная краска на самой машинке кое-где  облупилась. Мастера постарались – украсили машинку золотистым узором. Подставка для ног в виде ажурной решетки местами  сломалась.  И это неудивительно – ведь машинка тоже «воевала». А в послевоенное время прадедушка  обшивал на ней всю семью.

     Сейчас эта машинка стоит у бабушки в комнате. Это настоящее сокровище, потому что она долговечная  и до сих пор шьет, выполняя  ровные  и аккуратные строчки. Машина может выполнить безупречную строчку даже на толстой коже. Неудивительно, что прадедушка мог  шить на ней шинели. До сих пор на этой машинке шьют моя бабушка и мама. Думаю, когда я немного подрасту, я тоже научусь на ней работать.

       Но для нашей семьи она является сокровищем прежде всего  как память о прадедушке. Мы бережно к ней относимся,  стараемся работать аккуратно,  чтобы не сломать, протираем с неё пыль. Папа регулярно смазывает детали специальным маслом, чтобы ничего не заржавело.

     Мы будем беречь машинку  и всегда помнить прадедушку.

  C:\Users\Надежда\Desktop\Районный 1 место Семейная реликвия.BMP            C:\Users\Надежда\Desktop\Респ участие История простых вещей.BMP



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Гармония жилья

с природой»

                                                                        Выполнили:

                                                                        учащиеся 4 класса

                                                                        МОБУ «Азановская средняя

                                                                        общеобразовательная школа»

                                                                        Медведевского района РМЭ

                                                                        Руководитель:

                                                                        Мочалова Н.П.,

                                                                        учитель ИЗО и ХТ

                                                                        МОБУ «Азановская средняя

                                                                           общеобразовательная школа»

                                                                        Медведевского района РМЭ

АЗАНОВО

2015

Тема. Гармония жилья с природой.

Проблема. Зависит ли облик постройки от того, кому она принадлежит?

Гипотеза.

     Конструкция здания, его художественный образ зависят от того, кому оно будет принадлежать, каково его назначение.

Актуальность проблемы.

     У большинства людей  чувство родины – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством малой родины. Это родные места, это город или деревушка. Это малая родина со своим обликом, со своей скромной притягательной красотой. От того, что запечатлено в ребячьей душе, что памятно ему, будет формироваться его любовь к своему краю.

    Огромное значение в формировании эстетического отношения учащихся к культуре родного края имеет знание культурных ценностей. У всех народов мира крестьянские культуры обладали духовным богатством. Из поколения в поколение передавалось все хорошее, что знали, умели, это становилось традицией. Преодолевая время, подлинная культура объединяет минувшее, настоящее, будущее. Если человек безразличен к истории, к судьбе памятников своей страны, то он равнодушен к Родине. Поэтому, понимая, что сегодняшние дети могут потерять эту связь, связь с прошлым, с историей быта своего народа, учащиеся 4 класса решили разработать макеты изб и создать панно русской деревни. Так они  смогли выразить представление о человеческой красоте, о гармонии.

     Наши традиционные русские постройки связаны с красотой родной  земли. Богатая узорчатость украшений изб и предметов быта имеет сходство с ажурностью, прозрачностью леса.

     Древний человек использовал  доступные природные материалы в конструкции и декоре жилища, а его форма зависела от природных условий. Исконный материал для построек – дерево. Из него же делались и предметы быта. Исходя из этого, становится понятно, что свое видение можно воплотить, изобрази деревню в природной среде. через творческое выражение своеобразия построек, макетирование, зарисовки композиционных эскизов, цветового строя познает школьник культуру своего народа. Важно не потерять красоту. Поэтому данная проблема актуальна.

   

Цель. Воспитать чувство любви к родном краю.

Задачи.

  1. Привлечь внимание школьников к красоте построек из дерева в русской деревне.
  2. Изучить узорочье русских построек (резьба и роспись по дереву)
  3. Разработать и  изобразить постройки в природной среде.
  4. Создать панно «Русская деревня»

Ожидаемые результаты

  1. Познакомились с пейзажами известных русских художников: А.Саврасова, В. Стожарова, В. Поленова, К.Юона, А. Васнецова.
  2. Изучены украшения избы: бревно- охлупень, полотенце, наличники, лобовая доска, причелины.
  3. Создано: 5 образов русской избы в технике аппликация.
  4. Разработано колористическое решение панно(золотисто-коричневый, цвет дерева)
  5. Создано панно из заготовок изб.

Ресурсы.

  1. Фотографии древних поселений
  2. Репродукции картин.
  3. Иллюстрации к детским книгам.
  4. Бумага белая, цветная.
  5. Картон
  6. Краски, кисти, клей.

Календарный план.

сентябрь

  1. Пейзаж родной земли
  2. Образ традиционного русского дома (избы) –моделирование избы
  3. Образ традиционного русского дома (избы) –моделирование избы
  4. Украшение деревянных построек и их значение – украшение своих построек

октябрь

  1. Гармония жилья с природой. Деревня  -деревянный мир.

Практическая значимость проекта.

   Данный проект позволил создать условия для самореализации учащихся. Они  разрабатывали свои эскизы изб, придумывали узор, подбирали цвета, располагали на поверхности готовые макеты. Школьники совместными усилиями решили, как естественнее изобразить  дома, как гармонично они должны вписываться в окружающую природу. Убедились, какое расположение создает естественную композицию.

      Дети узнали, из каких частей состоит русская изба, какие имеются украшения.

     Учащиеся приобрели навык конструирования. Они выполняли последовательные действия при создании макетов изб.

     Повысили также уровень социальной адаптации детей, так как это коллективное творческое дело. Ребята сначала работали индивидуально, затем в парах, затем коллективно. Каждый внес частицу труда в конечный результат – создание панно деревни.

    Таким образом,  в ходе работы по данному проекту у школьников сформировалось представление об облике русской деревни, они получили художественно-образную информацию из фотографий, репродукций, иллюстраций, графических изображений старинных деревень. Научились видеть гармонию в окружающем мире.

     Панно было представлено на родителям на классном собрании.

Перспектива развития проекта.

1.Продолжится работа по освоению графической техники.

2.Создание зарисовок, макета древнего города.

3.Повышение социально-творческой  деятельности учащихся.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Название проекта  - «Гармония жилья с природой»

Название организации-заявителя  - МОБУ «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий Эл

Контактная информация – Республика Марий Эл,

                                                  Медведевский район,

                                                  с. Азаново,

                                                  ул. Фабричная, д.6

Телефон – (8362) 57-58-32

Электронный адрес   - azanovo64@mail.ru

Авторы проекта  - ученики 4 класса

Руководитель проекта – Мочалова Н.П.. учитель ИЗО и ХТ

География проекта – с. Азаново

Сроки реализации – сентябрь – октябрь 2015 г.

Тип проекта – групповой, учебный

Участники проекта -  учащиеся 4 класса

РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРОЕКТА

№ п/п

Дата

Мероприятие

Отметка о выполнении

1

сентябрь, 2015

Пейзаж родной земли

  • экскурсия,
  •  изучение произведений русских пейзажистов
  • изучение фотографий
  • рассматривание иллюстраций в книгах

Выполнено

2

сентябрь, 2015

Образ традиционного дома

  • конструирование избы (работа в парах)

Выполнено

3

сентябрь, 2015

Образ традиционного дома /продолжение/

  • конструирование избы (работа в парах)

Выполнено

4

сентябрь, 2015

Украшение своих построек

  • украшение своего дома (работа в парах)

Выполнено

5

октябрь, 2015

Гармония жилья с природой (коллективное панно)

Выполнено

ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В рамках реализации проекта проделана следующая работа:

  • изучены иллюстрации, репродукции, фотографии, показывающие красоту деревянного дома
  • составлена программа проекта
  • сделано несколько «изб», прилегающие постройки (например, баня)
  • сделаны в технике аппликация  женские и мужские образы, животный и растительный мир

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Все  учащиеся 4 класса – 19 человек приняли участие в создании проекта
  • Значимость проекта оценена родителями на классном родительском собрании
  • Комфортность участия в проекте каждого учащегося оценена при помощи наблюдения, анкет, тестов, беседы