"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Отчет об инновационной деятельности за 2017год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_ob_innovatsionnoy_deyatelnosti_za_2016g.docx | 24.06 КБ |
5_klass_pravopisanie_-tsya_i_-tsya_v_glagolah.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Отчет об инновационной деятельности за 2016год.
Информационная карта инновационной деятельности | |||
Полное наименование образовательной организации(учреждения) | МБОУ «Молькеевская основная общеобразовательная школа Кайбицкоого муниципальноого района РТ» | ||
Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта | 422336, РТ, Кайбицкий район, д. Молькеево, ул. Лесная, д. 52 +7(843)-703-57-71
| ||
Тема инновационной разработки | «Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий учащихся 6 классов по разделу «Лексика» | ||
Автор, авторский коллектив инновационной разработки | Васильева С.А., МБОУ «Заинская СОШ № 3», Заинский муниципальный район; Чуприкова Э.Т., МБОУ «Александро-Слободская ООШ», Заинский муниципальный район; Горшкова Л.А., МБОУ «Молькеевская ООШ», Кайбицкий муниципальный район; Камалетдинова К.Г., МБОУ «Гимназия № 90» Советского района г.Казани; Шишкина К.А., МБОУ «Школа № 72», Советского района г.Казани | ||
Краткое описание инновационной разработки (актуальность. Новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты(либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме) |
В современных условиях учитель зачастую сталкивается с нехваткой дидактических материалов, способных в условиях реализации ФГОС ООО, оценить помимо предметных сформированность у учащихся метапредметных универсальных учебных действий. Так имеющееся пособие «Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 6 класса», написанное к учебникам Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.; В. В. Бабайцевой и др.; М. М. Разумовской, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. и к другим учебникам, соответствующим Программе общеобразовательных учреждений по русскому языку (М.: Просвещение) опирается на государственные образовательные стандарты и нормативно-методические материалы, соблюдает принцип преемственности между начальным и средним звеном обучения и принцип перспективности. КИМы составлены с учетом возрастных особенностей учащихся, а также с учетом Программы общеобразовательных учреждений по литературе (для 6 класса) (М.: Просвещение). Другое пособие, которым также часто пользуются учителя-предметники, "Русский язык. Тестовые задания для проверки знаний учащихся. 6 класс" А.Б. Малышкина, составленный на основе стабильного учебника русского языка для 6-го класса (авторы М.Т. Баранов и др.), предназначено для итогового контроля знаний учащихся по всем темам программы. В пособии учитывается разный уровень знаний, умений и навыков учащихся: I и II варианты тестовых заданий соответствуют базовому уровню, III вариант – повышенной трудности. Материалы пособия помогают осуществить систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках; пригодятся при составлении заданий для олимпиад и конкурсов по русскому языку, подготовке к ЕГЭ в 10–11 классах в качестве повторения пройденного материала, однако данные пособия не учитывают оценку сформированности метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных), поэтому данный проект окажет несомненную помощь учителям русского языка, учащимся при самостоятельной подготовке и выполнении домашних заданий, при проведении лингвистических утренников и вечеров, конкурсов и викторин, лингвистических журналов.
2.1 Цель проекта Разработка и реализация комплекта контрольно-измерительных материалов для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку в 6 классе в рамках освоения раздела «Лексика» в соответствии с требованиями ФГОС ООО. 2.2 Задачи проекта: 1. Изучить требования ФГОС ООО к достижению и оценке предметных и метапредметных результатов обучения, а также актуальные практические материалы и методические рекомендации по оценке и контролю планируемых результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода. 2. Разработать тесты для оценки знаний обучающихся 6 класса по разделу «Лексика». 3. Подобрать тексты и сформулировать вопросы к ним для оценки предметных умений и навыков. 4. Разработать систему творческих (исследовательских, познавательных, развивающих, комплексных, интегрированных) заданий к разделу для оценки УУД обучающихся. 5. Реализовать комплект КИМов на практике и определить его эффективность для оценки планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО. 2.3 Целевая группа проекта: Обучающиеся 6 классов.
Неотъемлемой частью ФГОС являются универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор. Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания и умения, в том числе «умение учиться». Успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования УУД, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. Метапредметные результаты представляют собой: 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • владение разными видами монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. В проекте представлены контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Лексика». 4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта 4.1 Сроки реализации проекта: февраль 2016 г. – август 2017г. 4.2 Этапы реализации проекта 1. Подготовительный (с февраля 2016 по март 2016) 2. Основной (с сентября 2016 по май 2017) 3. Заключительный (с мая 2017 по август 2017) 5. Ожидаемые результаты реализации проекта 1. Комплект контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Лексика» 2. Повышение объективности оценки предметных результатов по разделу. 3. Развитие базовых умений различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. 4. Реализация воспитательного потенциала русского языка: учащиеся приходят к пониманию необходимости: - беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; - работать над развитием и совершенствованием собственной речи. Заключение Успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования УУД, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. Русский язык обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. В проекте представлены контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Лексика». Материал данного проекта адресован учащимся 6 класса и может быть использован при изучении раздела «Лексика» для самооценки, коррекции знаний, саморегуляции. Кроме того, данным материалом могут воспользоваться учителя русского языка при проведении текущего контроля, при промежуточной аттестации в 6 классе. Задания могут также быть использованы при проведении различных лингвистических праздников, викторин, Недели русского языка. | ||
Сведения о распространении инновационного опыта | Выступление на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы РТ | ||
Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки | |||
Форма представления инновационной деятельности | Разработки(контрольно-измерительные материалы) |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание –тся и –ться в глаголах (5 кл.)
Тип урока: У «О»НЗ.
Цели:
Предметные: развить умение формулировать определение понятий;
а) умения правильно ставить вопрос к указанным глаголам;
б) представления о правильном написании –тся и –ться в глаголах;
- развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.
Метапредметные:
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Необходимое оборудование: учебник - Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2015г., раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор.
Демонстративный материал: алгоритм проверки правописания –тся и –ться в глаголах; эталоны для самопроверки.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.
- Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфологию)
- Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие)
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Неопределенную форму глагола).
- Какие постоянные признаки имеет неопределенная форма глагола? (Начальная форма глагола не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода)
- Где пишется ь знак в неопределенной форме глагола? (Мягкий знак пишется в суффиксах на–ть , -чь)
- А вы хотите узнать, когда в глаголах на –тся и –ться пишется ь знак? (Да)
- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
- И все? (Нет).
- Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
- Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.
- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.
- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
- задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения что знаем по теме: «Глагол»).
- Какой способ повторения нашей темы выберем? (Будем отвечать на вопросы, и выполнять практические задания).
- Предлагаю ответить на такие вопросы:
(Работают группами, вопросы на карточках)
- Что такое глагол? (Это слова, которые обозначают действия)
- Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам, числам, лицам, в прошедшем времени по родам)
- Какова синтаксическая роль глагола в предложении? (В предложении чаще всего является сказуемым)
- Как пишется НЕ с глаголами? (Не с глаголами пишется раздельно)
- Выполните следующее задание. Определите лицо и число глаголов в следующих словосочетаниях: мальчик улыбается, дети играют, Маша смеется, читаешь рассказ, выйдите из комнаты, поливаем цветы, быстро собраться.
Один ученик из каждой группы отвечает на заданные вопросы и комментирует свой вариант выполнения практической работы.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Обратите внимание на глаголы: улыбается и собраться. В обоих ли словах, оканчивающихся на –тся и –ться, нужен ь знак? (Нет)
- Почему?
Физкультминутка
- Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Вот так, вот так надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Узнать, когда пишется ь знак в глаголах, оканчивающихся на –тся и -ться).
- Как сформулируем тему нашего урока? (Правописание –тся и –ться в глаголах).
- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).
- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением).
5. Реализация построения проекта.
- Обратите внимание на слова, записанные на доске.
Не надо хвалиться Хлеб родится
Нечего торопиться Каша варится
Нужно наклониться Тот не боится
- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в глаголах пишется ь знак, в правом - не пишется).
- От чего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах ? Можно сделать вывод? ( От вопроса).
- Молодцы! Вы очень наблюдательны.
- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?
На доске:
-тся в глаголах | - ться в глаголах |
Если глагол отвечает на вопросы что (с)делает? что (с)делают? или что делают? (сделают), то этот глагол в 3-м лице и в нем перед –ся буква ь не пишется | Если глагол отвечает на вопросы что (с)делать? то это глагол в неопределенной форме и в нем перед –ся буква ь пишется |
- Теперь мы можем объяснить правописание –тся и –ться в глаголах. (Да)
- Как преодолеть затруднение в правописании –тся и –ться в глаголах? (Обратиться к эталону).
- Прочитайте на доске примеры: Ученик учит (?)ся на пятерки. – Он любит учит(?)ся.
- Что вы сделаете, чтобы правильно написать –тся и –ться в глаголах? (Воспользуемся эталоном).
(В слове «учится» не пишется ь, потому что глагол отвечает на вопрос что делает (ученик) то есть глагол в 3-ем лице, во втором случае глагол отвечает на вопрос что делать?, то есть глагол в неопределенной форме, значит, ь пишется)
- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, научились правописанию –тся и –ться в глаголах)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- Работа в парах.
- Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 632 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первое слово сделаем все вместе для образца.
1 вариант. Ученик учит(?)ся (ученик что делает? учится (3-е лицо ь не пишется).
2 вариант. Ученик ленит(?)ся (ученик что делает? ленится (3-е лицо ь не пишется).
- Продолжаем самостоятельно
- Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
- Вы уверены в своих умениях? (Да).
- Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).
- Задание для всех: Перед вами «аукцион пословиц» (на карточках). Вставьте пропущенные глаголы и обозначьте условия выбора –ться и -тся в тексте. Кто закончит раньше, вспомните пословицы, где встречаются слова с данной орфограммой.
Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).
Эталон: -тся (что делает? что делают? 3-е лицо) .
-ться (что делать? что сделать? неопр. ф.)
Друзья познают?ся в беде. Не стыдно не знать, стыдно не учит?ся. За все брат?ся – ничего не сделать. Кто хвалит?ся, тот с горы свалит?ся. Надо трудит?ся, а не ленит?ся.
1. Друзья (что делают? 3-е лицо) познаются в беде. Не стыдно не знать, стыдно (что делать? неопр.ф.) не учиться. За все (что делать? неопр.ф.) браться – ничего не сделать. Кто хвалится, тот с горы (что сделает? 3-е лицо) свалится. Надо (что делать? неопр.ф.) трудиться, а не лениться.
- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).
- Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить правописание –тся и –ться в глаголах).
- При написании каких форм глаголов мы можем применить данную орфограмму? (возвратных глаголов неопределенной формы и формы 3-го лица).
- Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).
- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).
- Тогда работаем над следующим заданием: Спишите написанные на доске словосочетания, применяя правило правописания –тся и –ться в глаголах.
Пар клубит(?)ся, часто улыбат(?)ся, солнце подымает(?)ся, надо умыват(?)ся, снег искрит(?)ся, день начинает(?)ся, стал занимат(?)ся, буду старат(?)ся, малыш развивает(?)ся.
На доске: -тся (что делает? что делают?3-е лицо) .
-ться (что делать? что сделать? неопр. ф.)
- Проведите самопроверку по эталону.
Пар (что делает? 3-е лицо) клубится, часто (что делать? неопр. ф.) улыбаться И.т.д.
- Глаголы какого вида не встретились в данном задании? (Совершенного вида)
- Более подробно о видах глагола мы поговорим на следующем уроке.
- Перестройте предложения, заменяя данные глаголы глаголами с постфиксом –ся. В качестве подлежащих употребите выделенные слова.
1.Я стал стучать в дверь. Вышел хозяин. | Я стал стучаться в дверь. Вышел хозяин. |
2.Ваньке сказали, что письма опускают в почтовые ящики. | |
3.Ещё пуще старуха бранит старика. |
- Списать текст стихотворения, объяснить графически написание глаголов. Доказать, что глаголы помогают поэту красочно описать деревенскую ярмарку, сделать динамичнее повествование.
Не ветры веют буйные,
Не мать-земля колыше (тся; ться).
Шумит, поёт, ругае(тся; ться),
К.чае(тся, ться), в.ляе(тся;ться).
Дере(тся, ться) и ц.луе(тся, ться)
На празднике народ.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Чему был посвящен урок? (Правописанию –тся и –ться в глаголах).
- В чем суть правописания –тся и –ться в глаголах? (-тся (что делает? что делают?3-е лицо, -ться (что делать? что сделать? неопр. ф.)
- Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно определяли правописание –тся и –ться в глаголах).
- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки орфограммы с помощью вопроса).
- Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
? (Научился применять правило правописания –тся и –ться в глаголах, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса).
! (Научился применять правило правописания –тся и –ться в глаголах , но не уверен, что самостоятельно смогу правильно задать вопрос к глаголу. Скажу себе: « Я работал хорошо!»).
! ! ! (Научился применять правило правописания –тся и –ться в глаголах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»).
- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился применять правило правописания –тся и –ться в глаголах, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 633 из параграфа 110.
2. Кто научился применять правило правописания –тся и –ться в глаголах, но не уверен, что самостоятельно сможет правильно задать вопрос к глаголу, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 634.
3. Кто научился применять правило правописания –тся и –ться в глаголах и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте связный текст из 5-6 предложений на тему «Если хочешь стать футболистом (теннисистом и т.д.)».
4. Задания для умников и умниц!
Вспомните, то такое омофоны и подберите их по образцу: (хочу) строиться – (дом) строится. Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.
- Оцените учебную деятельность класса.
- Спасибо!