08.Участие в конференциях,семинарах
Год | Уровень | Мероприятие | Вид деятельности |
2014 | муниципальный
| Конференция «Современная школа глазами выпускников прошлых лет». | Мастер – класс «Что важнее в жизни?» Синквейн - современный приём в образовательном процессе. |
2016 | региональный | Научно-практическая конференция «Современные проблемы филологического анализа текста в школе и ВУЗе». | Доклад Тема выступления: «Системно -деятельностный подход при обучении анализу поэтического текста (творческая мастерская при изучении любовной лирики Ю.В.Жадовской)».
|
2016 | межрегиональный | Научно-практическая конференция «Филологическое образовательное пространство в современной школе» | Доклад Тема выступления: «Литература Костромского края XIXвека как составляющая часть филологического образования в 10 классе».
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vserossiyskaya_konferentsiya.docx | 23.86 КБ |
statya_sosnina_mv.doc | 42 КБ |
prilozhenie_3.6.1.pdf | 733.16 КБ |
Предварительный просмотр:
М.В. Соснина
г. Волгореченск, МБОУ «СОШ №2 городского округа город Волгореченск»
Духовно-нравственное воспитание учащихся, в том числе и детей с ОВЗ, посредством театрализованной деятельности
Внеурочная деятельность - это составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Мы все прекрасно знаем, какое большое внимание уделяется внеурочной деятельности в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Особое значение эта форма деятельности имеет при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которым сложно адаптироваться в новой обстановке, пойти в какое-либо учреждение дополнительного образования, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Содержание программ в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности обеспечивает овладение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья системы ценностей, приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе морального выбора.
Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее. Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участием и бездушием. Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.
Я несколько лет участвую в открытом фестивале-конкурсе «Вифлеемская звезда» в номинации «Художественное слово и театральное искусство», который проходит в несколько этапов: школьный, муниципальный и региональный. При подготовке театральной постановки я придерживаюсь следующей системы.
На первом этапе мы вместе с детьми отбираем материал для будущей литературной композиции. Изучение литературы — одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. После совместного чтения ученики размышляют, обсуждают прочитанное. Моделирование ситуаций - ещё она форма воспитания нравственности. Ребята включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности. Основными духовными ценностями являются жизнь, красота, здоровье, мир, любовь, труд, творчество, доброта, милосердие, совесть, мужество, справедливость, достоинство, порядочность, способность к самосовершенствованию, великодушие, отзывчивость, сострадание, непримиримость и равнодушие к злу, человечность, душевность, честность, справедливость, совесть, честь, чувство долга, ответственности, бережное отношение к больным людям, инвалидам . Вот примерный список произведений, позволяющий детям задуматься над важными духовными ценностями:
1.Наталья Абрамцева «Подарок», «Рождественский сон», «Рождественские грёзы», «Трудно быть добрым?», «Волшебное лекарство».
2. Надежда Смирнова «Подарок Царицы Небесной».
3. Марина Кравцова «Мальчик и ангел», «Подарки для Христа».
4.Мария Безобразова «Плюшка с Христовой ёлки».
5. Владимир Радич «Искра любви».
6. Александр Фёдоров-Давыдов «Два дара».
7. Монахиня Евфимия (Пащенко) «Как бычок и ослик встретили родившегося Христа». Рождественская сказка.
8. Неизвестный автор «Рождественский ангел».
9. С. Работников «Я тоже буду говеть до звезды».
10.Лидия Чарская «Две ёлки».
Каждое из предложенных мной произведений – это маленькое чудо, полное доброй улыбки и лёгкой грусти. Они о любви и верности, благородстве и милосердии, терпимости и умении жить рядом друг с другом. Эти произведения помогут детям стать добрее и внимательнее. Герои произведений доказывают неопровержимость нравственных законов, утверждающих божественную силу добра и правды.
На втором этапе совместно с учащимися мы создаём сценарий будущей композиции. Можно из нескольких произведений создать единый сценарий, используя как стихотворения, так и прозу. Дети делят прозаический текст на роли, выступая сценаристами.
На третьем этапе актёры должны «вжиться» в свою роль и работать над выразительностью чтения. Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. «Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное – четкой артикуляцией. Участие детей в театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом». (1, с.30)
На четвёртом этапе начинаются непосредственно репетиции, где участники не только выразительно читают текст, но и выполняют действия. При этом детям необходимо внимательно следить за ходом всего действия и уметь вовремя сыграть свою роль. Участники инсценировки неоднократно вступают между собой в речевой контакт. Продолжается работа над чистотой и правильностью речи и движений. Ребята, у которых нет роли, могут попробовать себя в роли режиссёров.
На пятом этапе выбирается музыкальное сопровождение. «Музыка в драматическом театре неизбежно занимает подчиненное положение. Но, несмотря на это, в спектакле она должна давать самостоятельное толкование происходящих событий, по-своему интерпретировать содержание, тему произведения, помогать развитию сюжетных линий и тем самым активно влиять на восприятие зрителя. Точный и яркий музыкальный образ всегда помогает действию. Даже если музыка — всего лишь фон, она должна выполнить это свое скромное, но необходимое по отношению ко всем остальным компонентам назначение». (2, с.76) Ребята ищут подходящие музыкальные произведения, а потом выступают в роли звукорежиссёров.
На шестом этапе дети создают декорации и костюмы. «Декорации, бутафория, мебель, костюмы, грим и освещение составляют художественное оформление спектакля, которое создаёт определенную зрительную, социальную, историческую, бытовую и психологическую среду спектакля для выявления образов героев и организация сценического пространства». (3, с.55)
Работая над театральной постановкой, учащиеся могут попробовать себя и в роли актёра, и режиссёра, и сценариста, и костюмера, и художника-декоратора. Театральная деятельность в школе располагает большими возможностями в формировании художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером в коллективе. Формирование интереса к искусству выступает противовесом негативному воздействию окружающей действительности.
Данную форму работы я практиковала с одарёнными детьми, увлечёнными театром. Но вместе с ними могут принимать участие в творческой деятельности и дети с ограниченными возможностями здоровья. Это и будет один из важных моментов определяющих успешность процесса социализации и адаптации учащихся в современном обществе.
Литература
1. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1982 .
2. Марголин Л.М. Музыка в театрализованном представлении. – М.: Советская Россия, 1981.
3.Рындин В.Ф. Как создается художественное оформление спектакля. - М.: Молодая гвардия, 1962.
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность учащихся при изучении басен
И.А. Крылова как один из способов развития творческих способностей (из опыта работы)
Соснина Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2 городского округа
город Волгореченск Костромской области»
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Психологи изучают творчество и как процесс создания нового, и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Творчество присуще людям от рождения, но требует от человека работы и развития соответствующих способностей. Обязательными компонентами творческих способностей являются: воображение, особые свойства памяти, внимания и качества мышления.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие критического мышления, которое формируют креативность.
3. Развитие наглядно-образной, ассоциативной памяти.
4. Развитие социально обусловленного внимания.
Чтобы уроки литературы стали эффективнее и увлекательнее, можно использовать театрализацию. Для чего? Используя этот приём на уроке, мы добиваемся сразу нескольких целей: пробуждаем интерес к предмету; воспитываем эстетический вкус, повышаем культурный уровень; помогаем лучше понять идейное содержание произведения; развиваем навыки общения; уменьшаем страх перед публичными выступлениями; увеличиваем словарный запас.
К творчеству И. А. Крылова, баснописца и мудреца, школьники обращаются в 5, 6 и 8 классах. Учащиеся узнают об олицетворении и аллегории, о построении басни, понимают роль морали в её композиции, характеризуют героев, близких к народным сказкам о животных, исследуют своеобразие языка, напоминающего разговорную речь.
В 5 классе изучаются басни «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица», вспоминают уже известные «Мартышка и очки», «Кукушка и Петух», «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и Ягнёнок», в которых И.А. Крылов высмеивает пороки людей: «А за меня мои звери говорят!» Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. «Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное – четкой артикуляцией. Участие детей в театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом». Инсценирование басни - это и глубокий анализ характеров героев. Обсуждая особенности речи, интонации, манеры, жесты, поведения героя, мы одновременно говорим о приёмах раскрытия характера.
В 6 классе, изучая басню «Листы и Корни», в которой Крылов выразил мысль, что если дерево обозначает государство, то важны все его части, то есть и Листы (дворянство) и Корни (народ). Забвение невидимых Корней пагубно для государства. Баснописец осуждает высокомерие Листов, которые только себе приписывают деятельность, полезную для государства. Басня «Ларчик» - это история, в которой Крылов передаёт пустые мудрствования и ненужные действия. Чтобы донести идейное содержание этих басен, ученикам нужно продумать музыкальное сопровождение: «Точный и яркий музыкальный образ всегда помогает действию». Очень важны в этих постановках декорации и костюмы: «Декорации, бутафория, костюмы, грим составляют художественное оформление спектакля, которое создаёт определенную социальную, историческую, бытовую и психологическую среду …» И, конечно, режиссёрские находки. Работая над театральной постановкой, учащиеся могут попробовать себя в роли и актёра, и режиссёра, и сценариста, и костюмера, и художника-декоратора.
Учащиеся не только смотрят постановки одноклассников, но и выступают в роли театральных критиков, для этого им предлагается ответить на ряд вопросов: что понравилось; что особенно поразило, удивило, заставило задуматься; о чём хотелось бы спросить, узнать подробнее; что хотелось бы исправить, дополнить, изменить, посоветовать. Важно, чтобы ученики в данном случае не столько оценивали, сколько выражали свои мысли и чувства, проявляли такт, доброжелательность, терпимость, заинтересованность в успехе друг друга. Совместное творчество учителя и учеников создает атмосферу доверия, стимулирует познавательную деятельность, благотворно влияет на психологический климат в классе. Ученик творит – значит, развивает свою самостоятельность, индивидуальность, учится мыслить нетрадиционно. Какую бы профессию не выбрали в будущем мои ученики, способность нестандартно мыслить, творчески подходить к решению проблем поможет им состояться в жизни. Ведь на любом рабочем месте необходим не просто исполнитель, нужна творческая личность, способная выдвигать и претворять в жизнь новые идеи.
Литература.
1.Ершова А. П. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы. Театр и образование. – М., 1992.
2. Ершова А. П., Леньшина Т. В., Никольский Л. А. Театрально - творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников. Методические рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ. – Ч. 2. – М., 1982.
3. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
4. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.,1993.