Материал конкурса "Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского языка - 2023"
Разработка урока "Проверяемые и проверочные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orus_dylda_azhyk_kicheel.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Проверяемые и проверочные слова
Цель:1. Образовательная
Создать условия для ознакомления с понятиями проверяемое слово и проверочное слово;
Способствовать формированию умения подбирать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне;
2. Развивающая
Развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы
Развивать устную связную речь, обогатить словарный запас (проверяемое, проверочное, словами из сказки «Репа»);
3. Воспитательная
Научить детей помогать друг другу на примере сказки «Репа»
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять ударные и безударные гласные звуки в слове, распознавать проверочные и проверяемые слова.
Тип урока: урок изучение новой темы;
Форма урока: Урок-сказка;
Оборудование: учебник русского языка В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, изображение героев сказки «Репа», презентация, задания для групповой и фронтальной, индивидуальной работы, карточки доска, компьютер, проектор, экран;
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие
-Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора.
Учимся старательно,
Слушаем внимательно,
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!
Подарим улыбку друг-другу и нашим гостям;
2. Проверка готовности к уроку
-Все готовы к уроку, ребята?
У всех ручки, тетради, учебники?
3. Введение в тему
-Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами. Меня зовут Куулар Сесек Кертик- ооловна. Сегодня я проведу урок по русскому языку, у вас блестят глазки и я читаю в них ваши умные мысли. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, в сказку. А как называется сказка, если мы уберём английские буквы и прочитаем название сказки.
DРJЕSПRА.
-Как называется сказка?
-Репа. Правильно! Молодцы!
-Нас ждут преграды и трудности на пути, но я думаю, что все мы выполним нам заданные задания и справимся, так как мы много знаем и умеем, еще мы очень дружные, помогаем всем. Но чтобы справиться со всеми препятствиями, нам понадобится внимание, смекалка и терпение.
-Давайте вспомним, как начинается сказка «Репа»?
-Посадил Дед репку, выросла она большая-пребольшая. Стал Дед репку тянуть, тянет – потянет, вытянуть не может. (Здесь остановимся и выполним первое задание)
4. Первое задание от Дедушки
Разделимся на группы, каждая группа выполняет задание. Давайте вспомним правила, когда работаем в группах:
1 группа – Прочитайте, поставьте ударение. Найдите проверочное слово.
Глазной, глаза, глазастый - …
2 группа – Прочитайте, поставьте ударение. Найдите проверочное слово.
Холодный, холода, холодильник -
3 группа – Прочитайте, поставьте ударение. Найдите проверочное слово.
Моряк, морской, моря - ….
4 группа - Прочитайте, поставьте ударение. Найдите проверочное слово.
Водичка, водяной, вода - …
-А мы смогли найти проверочные слова к этим словам. Почему?
- Потому что, мы не знаем пока, что такое проверочное слово и проверяемые слова?
Почему мы слова должны писать правильно? (Чтобы быть грамотными)
5. Определение темы и цели урока
- Сегодня тема нашего урока «Проверяемые и проверочные слова»
- А какая наша цель?
- Чему мы научимся? (Научимся определять, что такое проверяемое слово и что такое проверочное слово
Слайд № 2 (Тема и цель урока читает учитель)
- Чистописание. Задание от бабушки
(Ребята откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Ежегодно 22 ноября в мире отмечается добрый семейный праздник – День сыновей или День сына. Мальчики будьте для родителей хорошими, послушными, добрыми сыновьями. С праздником Вас мальчики)
-Давайте дальше вспомним сказку. Позвал дед бабку: бабка за деда, дедка за репку – тянут –потянут вытянуть не могут! Теперь задание бабки. Красиво и аккуратно пишите буковки (слова), сказала бабка.
а/ число, месяц
б/ буквы или слово для чистописания
гора
горы
- Давайте ребята прочитаем слова. Ставим ударение и определим сначала ударные гласные, а потом безударные. Как правильно надо читать слова с безударными гласными? (безударный гласный о произносим как а, но пишем о.
-Как вы думаете, какое слово здесь проверочное? (Горы)
-Почему? (Что мы проверяем? Проверяем в слове гора безударный гласный о, поэтому это проверяемое слово)
-А какое слово проверочное? (Горы)
- Почему? (Чтобы проверить безударный гласный о в корне слова гора, мы подбираем такое проверочное слово, где ударение падает на этот безударный гласный – горы)
- А если не находим такое слово, то куда смотрим?
- Если мы не находим проверочное слово, то смотрим в орфографический словарь, чтобы правильно написать слово.
- Работа над словарём (словарьга бижитпес)
Проверяемое слово – хынап турар сос
Проверочное слово –хынаар созу
- Физминутка. Задание от внучки
Дальше рассказываем сказку. Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за деда, дедка за репку – тянут –потянут вытянуть не могут!
Внучка нам принесла физминутку. Давайте выполним задание внучки весело и с удовольствием
Мы капусту режем-режем,
Мы морковку трём – трём,
Мы капусту солим- солим,
Мы капусту жмём-жмём
- Игра от внучки «Найди проверочное слово»
Я буду называть слова, а вы найдите к ним проверочные слова
-Гроза – грозы, поля – поле, окно – окна, звезда – звёзды, лесок – лес, моряк – море, земля –земли, следы – след;
10. Чтение рубрики «Обратите внимание!». Задание от Жучки.
Вспомним сказку. Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут вытянуть не могут. Жучка хочет, чтобы мы внимательно прочитали рубрику «Обрати внимание!» на стр. 95
-Сначала читаем про себя, готовимся к чтению. Выразительно читает Кудерек.
Сделайте вывод: (На доске написано, ударение тоже надо поставить, выделить корень):
Снега- снеговик - снегурочка –
-Какой безударный гласный звук в корне слов мы проверяем?
- Тогда это какие слова? (Проверяемые слова)
- Чтобы правильно написать безударный гласный е в корне, какое слово мы подбираем? (снег)
- А как называется слово, которое мы подбирали?
- проверочное слово
-Мы смогли ли выполнить задание Жучки?
-Да
- Чтение алгоритма. Задание от кошки.
Продолжим рассказывать сказку. Жучка позвал кошку: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут вытянуть не могут. Жучка тоже хочет, чтобы мы прочитали алгоритм и запомнили, что такое проверочное слово и проверяемое слово.
-Читает ….
Сделаем вывод: -Что такое проверяемое слово? Это то слово, в котором проверяется написание безударного гласного.
-Что такое проверочное слово?
-Это то слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.
- Работа в учебниках
Упр.145 Работа в парах (взаимопроверка по эталону)
а/прочитать
б/В каких словах написание выделенных букв надо проверять?
- Гора, листок, врачи
Почему мы должны проверять?
-Потому что, в этих словах есть безударные гласные в корне слова.
в/ Найдите для каждого из них проверочное слово
- Итог урока
Где дошли в сказке, дальше рассказываем. Кошка позвала мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут вытянули репку.
–Ураа!
- Что помогло вытянуть репку? (Дружба и взаимовыручка. Я хочу чтобы вы тоже помогали друг другу всегда)
-Молодцы, ребята! Все задания сумели выполнить.
-Мы достигли своей цели?
- Рефлексия
-Как вы оцените свою работу на уроке? На партах лежат смайлики. Выбирайте смайлик по настроению.
6. Домашнее задание
1.Упр. 146 с. 96 (учитель читает условие задания)
2. Придумать 5 слов с проверяемыми и проверочными словами
- Спасибо за урок. Все вы молодцы! Удачи вам!
7.Ребусы (если время останется)
1 группа – Прочитайте. Поставьте ударение. Найдите проверочное слово.
Глазной, глаза, глазастый - …
2 группа – Прочитайте. Поставьте ударение. Найдите проверочное слово.
Моряк, морской, моряк - …
3 группа – Прочитайте. Поставьте ударение. Найдите проверочное слово.
Холодный, холода, холодильник - …
4 группа – Прочитайте. Поставьте ударение. Найдите проверочное слово.
Водичка, водяной, вода - ….