Моё портфолио

 Наличие государственных и отраслевых поощрений:

  • Грамота Президиума Совета Суздальского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры за активную работу по сбору и пропаганде материалов по краеведению, 2003г.
  • Почетная грамота Администрации Владимирской  области за большой вклад в развитие системы образования области и успехи, достигнутые в обучении и воспитании подрастающего поколения, 2006г.
  • Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации как победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации, 2007г.
  • Грамота Департамента образования администрации Владимирской области как руководитель призера областного конкурса исследовательских краеведческих работ школьников «Отечество», 2007 г.
  • Диплом лауреата районного конкурса «Учитель года 2009» в номинации «Верность педагогической профессии», 2009г.
  • Присвоено почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации» Приказ Минобрнауки России от 16 июня 2011 г. №787/к-11
  • Сертификат победителя интернет - тура. Настоящий сертификат подтверждает, что Смолякова Н.А. стала победителем интернет - тура 1 Всероссийского фестиваля "Русский язык - общенациональное достояние народов Российской Федерации", проводимого в рамках реализации Федеральной целевой программы "Русский язык" (2011-2015) в номинации "Пудагогическая мастерская".2012г
  • Грамота Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. г.Москва, 2012г.
  • Грамота Владимирского института повышения квалификации работников образования за творческий подход материалов музея в учебной деятельности.
  • Повышение квалификации

    • Приказом №99 от 02.03.07г. «Об итогах аттестации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений области в 2006-2007 учебном году» установлена  высшая        квалификационная категория сроком на 5 лет со дня принятия решения Главной аттестационной комиссией 1.03.2007г.
    • 2012г.  - присвоена высшая квалификационная категория.

       Профессиональная переподготовка

    Научно-педагогическая деятельность

    •      В своей работе активно использую современные педагогические технологии: проектная деятельность,  технология «Педагогическая мастерская», информационно-коммуникационные технологии, интерактивные формы обучения.Тема самообразования: "Творческая мастерская как фактор развития исследовательской компетенции учащихся на уроках русского языка литературы и во внеклассной деятельности".
    •     Выпускники  показывают высокие результаты обучения. В 2009 году по итогам сдачи Единого Государственного Экзамена по русскому языку средний балл по школе составил 61; по литературе средний балл по школе – 70 .
    • В 2016 году по итогам сдачи ОГЭ по русскому языку выполнение стандарта – 100%, средний балл по школе составил 4,2 (районный показатель –3,9; областной –4,0); по литературе средний балл по школе –4 (районный – 3,6, областной -3,6); 
    •   в 2008 г.ученица 10 класса на районной олимпиаде по литературе заняла 1 место,
    • в  2009 году на районной предметной олимпиаде по литературе Алешин Иван (10 класс)   занял 1 место,
    • в 2010 году на районной предметной олимпиаде  по литературе Алешин Иван (11 класс) - 2 место,
    • ученик 8 класса (Зеленков Артем) занял 3 место в районной олимпиаде по литературе,  
    • Егоров Илья (8 класс) стал призером в районной олимпиаде по русскому языку.
    • Олимпиада по литературе, 10 класс - 2 место, 2012г.
    • Олимпиада по литературе, 11 класс - 2 место, 2013г.
    • Олимпиада по русскому языку, 7 класс - 2 место, 2013г. 
    • Олимпиада по литературе , 8 класс -  2 место, 2014г.
    • Олимпиада по русскому языку,8 класс - 2 место, 2014г.
    • Олимпиада по литературе,  9 класс - 2 место, 2015г.
    • . Результаты участия обучающихся в мероприятиях разных уровней.

      • Победитель муниципального этапа, регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений,2015г..
      • Диплом финалиста Всероссийского конкурса сочинений. Награждение в Москве в Министерстве образования и науки Российской Федерации, 2015г..
      • Диплом 2 степени. Всероссийский конкурс  юных журналистов «Серебряное письмо» в  номинации  «Интервью с интересным человеком», 2013г..
      • Диплом 2 степени.  Всероссийская олимпиада «В гостях у сказки», 2013г..
      • Диплом призера. Межрегиональный конкурс «Сердце отдаю детям. Книга в жизни моей мамы», 2016г..
      • Диплом призера. Межрегиональный конкурс «Сердце отдаю детям. Книга в жизни моей мамы», 2016г..
      • Призеры Межрегионального конкурса, были награждены поездкой в Калугу по литературным местам, их работы вошли в сборник творческих работ старшеклассников «Сердце отдаю детям. Книга в жизни моей мамы».- Калуга: ИП Стрельцов И.А. Издательство «Эйдос». – 2016.
      • Победитель муниципального этапа.  Всероссийский конкурс чтецов «Живая классика», 2016г..
      • 3 место в районе, 63-68 в регионе. Международный конкурс «Русский  медвежонок», 2015г..  
      • Лауреат. Районный конкурс исследовательских работ школьников, участников краеведческого движения «Отечество», 2014г..
      • Призер. Районный смотр - конкурс детских творческих работ на военно-патриотическую тематику в номинации «Сочинение»,2016г..
      • Диплом 2 степени за работу «К 140-летию выдающегося ученого-библиографа И.Ф.Масанова». Районный конкурс исследовательских работ школьников, участников краеведческого движения «Отечество», 2014г..
      • Призёр. Команда 8 класса «Некст». Сетевой межрегиональный проект по литературе. Веб – квест «Из века в век: Большое видится на расстоянии?...»,  2014 г..
      • Призер. Команда 7 класса «Квартет». Сетевой межрегиональный проект по литературе «Как лексика добрее стала, а Морфология порядок навела, или путешествие в Языкознание».), 2013г..
      • Диплом 2 степени. Команда «Новляне». Областной интеллектуальный турнир «Здесь светлой родины начало», 2016г..
    •     Разработала дидактический материал по теме «Работа со справочной  лингвистической литературой как условие воспитания культуры речи учащихся».  Данная работа была  размещена в методическом Интернет-хранилище Владимирского института повышения квалификации работников образования.
    •    Опыт работы  по теме «Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся» в 2007 году был обобщен на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Данная работа была представлена на рейтинговых курсах повышения квалификации учителей-словесников и размещена в методическом Интернет-хранилище Владимирского института повышения квалификации работников образования.
    • Участие в инновационной или экспериментальной деятельности.

      • Вхожу в состав творческой группы МБОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа», являющейся опорной образовательной организацией лаборатории современных педагогических ГАОУ ДПО Владимирской области « Владимирский институт развития образования имени Л.И.Новиковой» по теме «Формирование российской идентичности через взаимодействие с субъектами социума». 

    Обобщение опыта на муниципальном уровне:

    • опыт работы по теме «Педагогическая мастерская как средство формирования коммуникативных навыков, развития познавательных и творческих способностей  учащихся на уроках русского языка и литературы» обобщен на муниципальном уровне, 2016г.

    Участие в региональных, всороссийских, международных конкурсах, конференциях, форумах.

    •    Приняла участие в конкурсе "Презентация к уроку" на Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок", 2010-2011гг.
    •    Представила свой педагогическийопыт на Всероссийском фестивале "Открытый урок", Диплом, сертификат к диплому,2010-2011гг. в
    •    Приняла участие в мероприятиях Дня учителя русского языка в Московском педагогическом марафоне учебных предметов, 2011г.
    •    Приняла участие и стала победителем в Сетевом межрегиональном филилогическом конкурсе «О, сколько нам открытий чудных…» " в номинации "Методическая разработка урока по теме "Диалектная лексика", Диплом 2 степени, 2011г.
    •   Приняла участие в 3 Международном педагогическом форуме. Диплом участника 3 Междунароного педагогического форума,2011 г.
    • Приняла участие в межрегиональной научно-практической конференции "Приоритетные направления развития школьного филологического образования -2010".
    • Лауреат районного конкурса "Учитель года 2009" в номинации "Верность педагогической профессии".
    • Победитель в номинации "Педагогическая  мастерская" во Всероссийском конкурсе "Фестиваль Русского Языка 2012г"
    •     На протяжении нескольких лет была членом районной экспертной комиссии по аттестации педагогических работников на 1 категорию, членом предметной комиссии на районных олимпиадах и краеведческих конференциях. 
    •      В 2009, 2010, 2011гг. при сдаче государственной итоговой аттестации учащихся 9 класса в новой форме  приказом департамента образования администрации Владимирской области была назначена председателем территориальной экзаменационной комиссии Суздальского района, создаваемой для организации оценивания экзаменационных работ учащихся по русскому языку.
    • 2012г - назначена председателем территориальной ээкзаменационной комиссии Суздальского района, создаваемой для организации оценивания экзаменационных работ учащихся по русскому языку.
    • 4-6 июня 2012г. Приняла участие в очном туре 1 Всероссийского фестиваля "Русский язык - общенациональное достояние народов Российской Федерации", в рамках которого  посетила мастер-классы по подготовке школьного научного исследования и внедрения ФГОС в практику школьного образовательного процесса. Выступила с докладом на тему " Концепция урока "Творческая мастерская" (построение знаний) " на тему: "Неограниченная лексика. Диалектизмы" по русскому языку  с использованием краеведческого материала"
    • Выступила с докладом: «Творческая мастерская как фактор развития исследовательских компетенций на уроках русского языка». Москва, МГГУ им. М.А.Шолохова, 2012г..
    • Выступила с докладом и презентацией «Система краеведческой работы в социуме – одна из главных составляющих духовно-нравственного становления личности» в рамках работы межмуниципального научно-практического семинара «Система инновационных подходов эффективной социализации учащихся с использованием современных информационно-коммуникативных технологий», руководитель секции. Тверь-Суздаль, 2015г..
    • Принимала активное участие в  районном межсетевом дистанционном семинаре по теме «Анализ художественного произведения с использованием Wiki-технологий». Сертификат,2015г..
    • Провела открытый урок в творческой группе 11класса, принимала активное участие в подготовке и проведении районного праздника русской словесности «И мы сохраним тебя, русская речь», посвященного 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Сертификат, 2014г..
    • Принимала участие в V международной научно-практической педагогической конференции «Полимедийные технологии и решения. Применение в образовании, опыт, перспективы развития». Сертификат, 2013г..
    • Руководитель литературной гостиной «Людмила Дмитриевна Басова – человек, журналист, писатель»,2015г..
    • 2012г., 2013 г.  – председатель  территориальной экзаменационной комиссии Суздальского района, создаваемой для организации оценивания экзаменационных работ учащихся по русскому языку.  Приказ Департамента образования администрации Владимирской области.
    • 2012г.-2016г. - член предметной комиссии на районных олимпиадах и краеведческих конференциях.
    • Член методического совета школы.
    • 2006-2016гг. - руководитель школьного музея «Моя малая родина – село Новое».
    • 2013-2016гг - руководитель научного общества «Краевед», одним из направлений которого является и литературное краеведение.
    • Очный тур 1 Всероссийского фестиваля «Русский язык».  Представила опыт работы в Москве. МГГУ им.М.Шолохова.
    • Победитель конкурса грантовых проектов ВПОО «Милосердие и порядок», руководитель проекта, 2016г
    •  
    •  

    Внеклассная деятельность

    •  С 1999 г. являюсь руководителем школьного краеведческого кружка,  вместе со своими учениками организую большую исследовательскую и поисковую деятельность. Собран и систематизирован богатый материал об истории родного села, о воинах-афганцах, об учителях, участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла. Результатом поисково-исследовательской деятельности стало создание в декабре 2006 года школьного историко-краеведческого музея «Моя малая родина - село Новое», назначена руководителем.
    • Создала и апробировала авторскую программу по краеведению «Малая родина» для начинающих руководителей школьного музея.

    • В 2008 году материал по открытию музея был размещен в научно-методическом журнале Владимирского областного института усовершенствования учителей в разделе «Мастер – класс руководителей школьных музеев».

    •  В 2010 году , став победителем  районного конкурса авторских программ по дополнительному образованию учащихся, приняла участие в областном конкурсе авторских программ по дополнительному образованию.

    • 2012г.  Приняла участие в конкурсе школьных Музеев.

    • Являюсь руководителем детских  исследовательских проектов: 
    1. «И помнит мир спасенный»,
    2. «Воины-интернационалисты»,
    3. «Люди и судьбы»,
    4. «Романтик правды»,
    5. «Страница истории из летописи Великой Отечественной села Нового».

    В базе данных Владимирского областного образовательного учреждения «Центр дополнительного образования для детей» размещены проекты

    1. «История Ильинского храма»,
    2. «Преданья старины глубокой (Новосельский старообрядческий некрополь)»,
    3. «Страница истории из жизни парашютно-десантного батальона на Суздальской земле»,
    4. «Летопись Великой Отечественной войны села Нового».    
    • В рамках конкурса исследовательских краеведческих работ школьников, участников туристско-краеведческого движения «Отечество» учащиеся  достигли высоких результатов: 
    1. в районном конкурсе ученица 10 класса Коткова Евгения с работой  «Колхозная династия Русаковых» заняла 3 место, 2007г.
    2. в районном конкурсе ученица 7 класса Дьконова Вера с работой «Дербенев Леонид Петрович: судьба со знаком «плюс» заняла 1 место, 2007г.
    3. в областном конкурсе ученица 10 класса  Коткова Евгения с работой «Великая честь - быть председателем» заняла  2 место, 2007 г.;
    4.  в районном конкурсе ученица 9 класса Дьяконова Вера  с работой «Судьбы, опаленные войной» заняла 4 место , 2009г

    Классное руководство

    • Успешно выполняю функции классного руководителя 9 класса, учащиеся которого являются членами школьного детского объединения «Альтаир» с 5 класса.
    • Достижения класса:
    1. Грамота. Награждается команда 5 класса за занятое 1 место в игре "Филологический поезд",2008г.
    2. Грамота. Награждается команда 5 класса, занявшая 2 место в лыжной эстафете, посвященной декаде по профилактике наркомании и токсикомании "Спорт против наркотиков", 2008г.
    3. Грамота. Награждается команда 5 класса, занявшая 2 место в "Марафоне здоровья", посвященного Всероссийскому Дню Здоровья,2008г.
    4. Грамота. Награждается команда 5 класса, занявшая 3 место в школьном туристическом слете, 2008г.
    5. Благодарность. Учащимся 5 класса за активное участие в геральдическом конкурсе "Герб Новосельской школы",2008г.
    6. Диплом. Награждаются учащиеся 6 класса за художественное оформление танца в школьном конкурсе "Осенний вальс", 2008г.
    7. Грамота.Награждаются учащиеся 6 класса за активное участие в школьном проекте "Россия в злате куполов, молитвой и веками освященных...",2008г.
    8. Грамота. Награждаются учащиеся 6 класса за победу в игре по ГО ЧС "Зеленая волна", 2009г.
    9. Диплом. Награждается команда 6 класса, занявшая 2 место в школьном туристическом слете, 2009г.
    10. Грамота. Награждаются учащиеся 6 класса за активное участие в конкурсе плакатов по ГО и ЧС на тему "Стихийные бедствия", 2009г.
    11. Диплом. Награждается команда 6класса, занявшая 1 место в соревнованиях "Школа выживания",2009г.
    12. Грамота. Награждаются учащиеся 7 класса, занявшие 3 место среди учащихся 5-11 классов в школьном КТД "Танец сквозь года...", 2009г.
    13. Грамота. Награждаются учащиеся, занявшие 2 место среди учащихся 5-11 классов в сборе макулатуры, 2009г.
    14. Диплом. Награждаются учащиеся 7 класса за оригинальную постановку в фестивале инсценированной военно-патриотической песни, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне,2010г.
    15. Грамота. Награждается команда 8 класса, занявшая 1 место в соревнованиях по баскетболу  среди 7-8 классов, 2010г.
    16. Грамота. Награждается команда 8 класса, занявшая 3 место в деловой игре "Пусть загорится звезда Альтаир", 2010г.
    17. Грамота. Награждаются учащиеся 8 класса, занявшие 2-3 место в школьном исследовательском проекте " Волшебная сила народного танца", 2010г.
    18. Почетная грамота. Награждается команда 8 класса, занявшая 3 место в соревнованиях по футболу, 2010г.
    19. Грамота. Награждается команда 8 класса, занявшая 3 место в исторической игре "На златом крыльце России", 2010г.
    20. Грамота. Награждаются учащиеся 8 класса, победишие в номинации " Лучшее оформление сцены" в школьном празднике инсценированной сказки "Осенний бал сказок",2010г.
    21. Грамота. Награждается команда 8 класса, победитель школьного туристического слета, 2010г.
    1. «Россия в злате куполов» (2008г.),
    2. «Река памяти» (2009г.),
    3. «Волшебная сила народного танца» (2010г.)
    • Ребята принимают активное участие во Всероссийских и международных конкурсах: «Кенгуру» (Болгов С.-1место на районном уровне, 2009г.), «Русский медвежонок», «Золотое Руно» (Битюков Д.-17место,2010г.), «BritishBulldog» (Болгов С.-13 место,2009г.)
    • Как классный руководитель пытаюсь создать комфортную атмосферу сотрудничества. В классе нет учащихся, стоящих на внутришкольном учете. 12 учащихся из 16 (из них 2 ученика находятся на экстернатной форме обучения, 3 ученика - на индивидуальном обучении) охвачены дополнительным образованием, что составило 75%.
    • Успешно занимается тяжелой атлетикой Болгов Сергей:
    1. 2 место в традиционном областном турнире тяжелой атлетики, г.Камешково, 2009г.;
    2. 1 место в первенстве среди юношей в весовой категории +69 кг. г.Владимир,2010г.;
    3. 1 место в чемпионате области  в весовой категории 77кг., 2010г.
    • Успешно занимается  музыкой Макаров Егор:
    • 1место на Всероссийском конкурсе «Играй гармонь», 2006г.; 
    • Диплом 1 степени в международном конкурсе имени Маланина, г.Новосибирск, 2007г.;
    • 1 место в областном смотре сельской художественной самодеятельности и ремесел, г.Владимир, 2008г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon KLASSNYY_ChAS_Tema_Druzhboy_dorozhit_umeyte.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предлагаемый классный час проводился с использованием технологии

французских мастерских. Данная технология интересна

тем, что учитель не передает свои знания, а создает для учащихся алгоритм

действия, творческого поиска. Здесь нет

оценки, а есть самоконтроль и самооценка, свобода выбора и равенство всех

участников. Создается атмосфера сотрудничества, взаимопонимания,

развиваются коммуникативные качества, активность.

Тема: Дружбой дорожить умейте.

 Цели:

  1.  способствовать сплочению классного коллектива;
  2.  научить ценить дружбу; умению различать взаимоотношения людей в соответствии с понятиями: друг, товарищ, приятель, знакомый;
  3.  развивать коммуникативные, творческие и дискуссионные навыки;
  4.  воспитывать дружеские отношения.

Подготовительная работа: подбор литературы, предварительное анкетирование, задания учащимся, консультации; распечатка раздаточного материала, жетоны 3-х цветов.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры, конверты с рабочим материалом; компьютер, презентация в Poverpoint.

Ход проведения.

        

                                Настоящая дружба

                                    правдива и отважна.

                                                                  Ф. Шиллер.

                                             Истинная дружба должна

                                                   быть откровенна и свободна

                                                          от притворства и поддакивания.

                                                                              Цицерон

                                                                           Самый прекрасный подарок после мудрости,

                                                                                            кото рым могла бы одарить нас природа, - это дружба.

                                                                                            Ларошфуко

1.Вступительная часть.

Кл. руководитель: Добрый день. Чтобы наша мастерская прошла с хорошим настроением, давайте послушаем музыку и встанем в круг. Подарите друг

другу улыбки. Ребятам раздаются цветные жетоны, в

соответствии с которыми они делятся на группы.

 ( обращает внимание на эпиграфы)

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на классном часе? Правильно.

     Сегодня, ребята, мы поговорим о дружбе и обсудим такие вопросы:

 - Как вы понимаете слово «дружба»?

- Кто такой друг?

- Что значит «дружить»?

- Есть ли определенные правила дружбы?

- «Друг», «приятель», «товарищ» - одно ли значение у этих слов?

Во все времена и у всех народов очень высоко ценилась дружба, верность, преданность.

Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Вот и мы с вами попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.

1.Все за одного, а один за …                                               (всех)

2.С миру по нитке – голому…                                            (рубаха)

3.Семеро одного …                                                              (не ждут)

4.Один в поле не …                                                              (воин)

5.Старый друг лучше …                                                       (новых двух)

6.Без беды друга не …                                                          (не узнаешь)

7.Нет друга, так ищи, а нашёл …                                         (береги)

8.Где лад, там и …                                                                  (клад)  

Видите, ребята, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть

2. Работа в группах. ) ( Самоконструкция, социоконструкция и социализация)

-  Ассоциации ( индуктор) (звучит песня В. Шаинского “О дружбе”. /“Дружба крепкая…”./

- Задание№1:Запишите свои ассоциации к слову «Дружба» ( друг, согласие, взаимное доверие, друзья, идеал, настоящие близкие отношения, общие интересы, « друг познается в беде», доброта, внимательность, готовность помочь в любую минуту и т.д)    

- Задание№2 ( конверт №1) ( Социоконструкция и социализация): прочитайте поговорки о дружбе и письменно  объясните их смысл:

  1.  Трусливый друг опаснее врага

(в трудную минуту друг может испугаться и подвести).

   2. Доброму коню найдётся много хозяев, хорошему человеку - много друзей    (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться).  

  3. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает

(когда человек во всём тебе потакает, ему всё равно, какой ты на самом деле. Лучший друг-это тот, кто поможет тебе исправить и стать лучше).

   4. Дружба дружбе рознь-иную хоть брось.

(когда друзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют на другого, то такая дружба идёт только во вред).

5. Дружба, что стекло: расколешь-не соберёшь.

(разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять навсегда).

6. Хочешь дружбы - будь другом.

 (когда сам научишься  дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга.)        

Кл. руководитель: Очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие видят только от рицательные. Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:

«Вот человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?».

«Вот человек, что скажешь ты о нем?» -

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нем плохого?».

- Задание№3 ( конверт №2) ( Социоконструкция и социализация): Попробуйте проанализировать ситуации.

1группа 1-Я СИТУАЦИЯ. В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олег и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне, Я думаю, что если бы мы поменялись места ми, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь, помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте?  (Обсуждение 1-и ситуации.)

2 группа 2-Я СИТУАЦИЯ. Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал. Иван сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предло жила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Ивану. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Иван всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согла сился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Ивана?  (Обсуждение 2-й ситуации.)

3 группа 3-Я СИТУАЦИЯ. Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках - упа ковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет ко робком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпа лось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая? (Обсуждение 3-й ситуации.)

Классный руководитель. Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать. Еще Сократ говорил: «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей».

Задание №4 (Социоконструкция и социализация)

 Что же такое дружба в вашем понимании?(Возможное определение: это очень близкие отношения, осно ванные на взаимном доверии и общих интересах.)

Кл. руководитель: Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.

Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

А сейчас

послушайте стихотворение Л. Измайлова «Монолог о дружбе».

Ученик. Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоем в кино,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

- - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Ученица. Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба – это если друг твой болен

И не может в школу приходить, –

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить…

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он все не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает.

Дружба на земле объединяет.

 Задание №5 Социоконструкция и социализация и афиширование)

 - А вот иногда можно услышать такую фразу: «У меня полно друзей». Так  

     ли это на самом деле?

(…)

Ответы учащихся:

- Скорее всего, это широкий круг приятелей, просто приятных для времяпровождения и общения людей. А друзей не может быть много. Ведь настоящих друзей (и даже одного друга!) не так легко встретить.

- Приятели и приятельницы хороши на вечеринке, когда можно с кем-то посмеяться, потанцевать, пошутить, обсудить последние новости. А то, что глубоко в душе, что требует совета и поддержки, можно доверить только подруге или другу.

Соотнесите понятия:

Человек, с которым мы просто здороваемся  на улице, во дворе…

товарищ

Человек, с которым время от времени обсуждаем какие-то события…

знакомый

Человек (одноклассник), с которым за 8 лет съеден пуд соли…

друг

Человек,  которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали…

приятель

Кл. руководитель: Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

Беседа:

– О чем эта притча, чему она учит нас?

– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.

Задание №6 ( конверт №3)

Кл. руководитель: Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы

Задание: прочитайте ситуацию и попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. ( Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть»

Ситуация № 2.

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. ( Доведу его до дома , вызову скорую и скажу :»Друг познается в беде»

Ситуация № 3.

Ваш друг поступил подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. ( Подарок не приму и скажу «Друга на деньги не купишь»

Ну а к 4 пословице попробуйте сами придумать ситуацию «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает»        

Задание №7 ( конверт №4)(Социоконструкция и социализация и афиширование)

 «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»

А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждой группе выдается по 5 лепестков, ребята пишут, а затем прикрепляют на доске). Все вместе, используя «ромашку», еще раз отвечают на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»

Преданный, заботливый, терпеливый, преданный, заботливый, справедливый, честный, воспитанный, вежливый, внимательный, отзывчивый.

Итог: Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.

  1. ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ
  1.  Быть равным.
  2. Уважать внутренний мир друг друга.
  3. Уметь забывать о себе ради друга, быть бескорыстным и верным.
  4. Чувствовать ответственность за друга, поддерживать и помогать в решении трудных жизненных проблем.
  5. Беречь дружбу от насмешек, зависти, злости, обмана.
  6. Быть честным, искренним и испытывать взаимное доверие, глубокий интерес к заботам и делам друга.
  7. Помогать другу в беде.
  8. Уметь с другом разделить радость
  9. Не смеяться над недостатками друга
  10. Остановить друга, если он делает что-то плохое
  11. Уметь принять помощь, совет, не обижаться на критику
  12. Не обманывать друга
  13. Уметь признать свои ошибки, мириться с другом
  14. Не предавать своего друга

      15. Относиться к своему другу так,  как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе. 

Исполнение песни В. Шаинского “О дружбе”. /“Дружба крепкая…”./