статья "Тема воспитания детей в устном народном творчестве"
В наше время возникает острая проблема воспитания детей. В каждой семье есть на это свои взгляды и мысли.
Проблемы во взаимоотношениях с детьми бывают у всех. «Почему ты не слушаешься, почему так себя ведешь?» – такие упреки порой слышит каждый ребенок. И у каждого родителя иногда опускаются руки, потому что ребенок просто не слышит или не воспринимает слова взрослого. Как бы это смешно не звучало, но иногда мама или папа просто не могут найти подход к своему ребенку, которого они знают с младенчества.
Так что же такое воспитание по сути? И как правильно воспитывать ребенка?
Многие родители считают, что ребенок сам развивается, если растет, посещает детский сад или ходит в школу. Причем эти родители постоянно заняты и не уделяют ребенку должного внимания. Другие же занимают ребенка, записывая его на всевозможные кружки и занятия, в бассейн или в музыкальную школу, что ребенок просто не может вздохнуть. И объясняя это тем, чтобы «он не болтался, где не попадя». Можно подойти к проблеме воспитания детей как воспитание личности. Что ребенку нужно, чтобы он гармонично развивался? Самое главное для ребенка, а особенно для малышей – это любовь, забота и внимание родителей.
Недаром на Руси всегда славилось домашнее воспитание детей. Приобщение к культуре и нравственным ценностям было первостепенным. Именно через фольклор и народный быт создавались образ и личность ребенка.
Нашей целью является воспитание гармонично развитых детей, уважающих культуру, народные традиции и обычаи нашего народа.
Для того, чтобы прийти к поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
• проявлять интерес и учить уважительному отношению к культуре;
• воспитывать интерес детей к устному народному творчеству;
• проявлять любовь и уважение к родному языку и его особе6енностям;
• воспитывать в детях нравственные качества;
• во всем поддерживать ребенка, развивать его творческие качества;
• учить ребенка правильно и дружелюбно общаться со сверстниками;
• воспитывать уважение к чувствам других
Для того, чтобы все эти задачи можно было выполнить мы обратимся к традициям русской народной культуры.
Знакомство детей с произведениями фольклора, приобщение их к богатству и красоте народно — прикладного искусства, воспитывает любовь к родному краю. Народная культура учит любить природу, воспитывает трепетное отношение к животным, расширяет кругозор у детей и способствует формированию лучших нравственно-духовных качеств.
Уже с раннего возраста можно ребенка приучать к культуре, через игры и занятия. Тем более это же так интересно и занимательно для него, а родители получают истинное наслаждение, от того, что у их чада все получается!
В настоящее время возникло особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей.
Великий педагог А. Я. Коменский писал: «. народ и народные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшая обида. Пусть всякому народувсе передается на родном языке.» .
Народная педагогика заключает в себе многовековую культуру воспитания, общие черты воспитания разных народов, сохранившиеся в устном народном творчестве, обычаях, детских играх, обрядах.
С раннего детства через игры, забавы старшие учат младших общению, добру, воспитывая и обучая.
В настоящее время, к сожалению, большинство традиционных видов деятельности утрачено. Но в некоторых, деревнях и селах, в России, еще сохранились крестьянские обычаи, обряды и праздники, причем передавая из поколения в поколение свой опыт детям. Тем самым эти места стали уникальными в нашей жизни. Поэтому некоторые люди специально едут на другой конец земли, чтобы посмотреть, а главное – принять участие в таких праздниках!
“У каждого народа, — писал К. Д. Ушинский, — своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит народам”.
Чтобы приобщить к истоком народной культуры и вызвать интерес у ребенка к традициям, надо воспитывать это не только на занятиях, но и дома. Главное то, что ребенок может прочувствовать, понять и принять вместе со взрослым и только через наглядные примеры. Ведь очень сложно воспитать гармонично развитого человека, который не будет знать своих предков и их традиции.
Обогащение народной культурой позволит глубже проникнуться в художественно- эстетическое воспитания детей, приобщить их к традициям, поможет привить каждому ребенку любовь к творчеству, к прошлому своего народа.
Давайте любить свою историю, свою страну и свои традиции! А самое главная наша задача – это передать и прочувствовать это все со своими детьми. Если сейчас каждый из нас хоть чуточку начнет ценить то, что мы имеем, передавать своим детям и прилагать все усилия, чтобы все это сохранить, то нас ждет светлое будущее!