Главные вкладки
Вавилова Елена Владимировна
Развитие речевой активности
Понятие «Речевая активность» не означает «беспрерывная речь вслух». В большей степени она выражается в активном восприятии ребенком речи взрослого и сверстников , в понимании ее смысла. Для развития активной речи ребенка необходимы определенные условия. Существует ряд определенных методических правил, соблюдение которых помогает развивать максимальную речевую активность детей. К ним относятся:
1.Учет типологических особенностей детей, их индивидуальных особенностей при размещении их за столами или на стульях.
2. Тщательный подбор индивидуальных приемов воздействия.
3. Разумное использование наглядных средств, раздаточного материала
4. Разнообразие деятельности, смена ее видов.
5. Игровые приемы
6. Неторопливый темп занятия
7. Предоставление ребенку времени для обдумывания ответа
8. Индивидуальное обращение к ребенку, которое помогает включиться в общий ход работы
9. Речевой активности содействует правильная методика ведения диалога:
- вопрос или задание педагог адресует всем детям , в случае необходимости повторяет, отвечающему дает указание говорить громко, ясно.
- Спрашивает поочередно всех детей с разным уровнем развития речи, не вызывает часто одних и тех же.
10. Одним из условий развития речевой активности ребенка является создание мотивации общения , формирование стремления рассказать о себе, своих близких или друзьях, о своих наблюдениях из жизни, одним словом необходимо у ребенка создавать потребность в речевых высказываниях , ставить ребенка в такие условия , чтобы у него возникало желание высказаться, поделиться своими впечатлениями .
Таким образом в основе речевой активности ребенка должен лежать речевой мотив.
11. К контролю за речью отвечающего педагог привлекает всех, ко всем обращается с вопросами : правильно ли сказал? обо всем ли сказал? и т.д.
12. Речевой активности детей так же способствуют так называемые оценочные вопросы ( что тебе нравится?), творческие задания, обращение к личному опыту.
Задачи развития речевой активности широки и многогранны, они охватывают не только речевую сферу, но и речевые качества личности ( общительность, тактичность, вежливость и т.д), а так же ряд навыков поведения. Применяя все эти методические приемы, педагог добьется на своих занятиях желания у детей учиться и познавать новое.