6. Дидактические материалы
Дидактические материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki.docx | 26.4 КБ |
vospitatelnaya_sistema_klassa_ne_pech.docx | 85.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказки для адаптации детей к школе. |
|
Предварительный просмотр:
Содержание
- Информационная справка
- Концепция воспитательной системы
- Субъекты воспитательной системы
- Целевая установка
- Управление воспитательной системой
- Ожидаемые результаты
- Характеристика основополагающего вида деятельности
- Описание дидактической и воспитательной подсистем
- Направления воспитательной работы
- Виды и формы деятельности
- Законы классного коллектива
- Достижения и результаты функционирования системы
- Перспективы развития воспитательной системы
- Список использованной литературы
Информационная справка
- общие сведения о классе и история его формирования;
- социальный паспорт класса;
- характеристика успеваемости;
- уровень воспитанности учащихся;
- уровень сплоченности и развития классного коллектива;
- характеристика занятости учащихся во внеурочное время;
- уровень физического развития и здоровья детей.
Концепция воспитательной системы
- теоретическое обоснование необходимости создания воспитательной системы класса;
- предпосылки, послужившие отправной точкой и вызвавшие необходимость создания воспитательной системы класса;
- актуальность выбранного направления воспитательной системы;
- новизна подхода в построении предложенной модели воспитательной системы;
- теоретическая база новой модели воспитательной системы;
- Непосредственная формулировка концепции воспитательной системы.
Субъекты воспитательной системы
- учащиеся;
- родители;
- учителя-предметники.
Целевая установка
Цель построения воспитательной системы – создание благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка.
Цель воспитания – личность, способная вести созидательный образ жизни, имеющая активную гражданскую позицию, обладающая экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющая определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества.
Задачи-доминанты:
- формировать ценностное отношение к Природе как общему дому человечества;
- формировать ценностные отношения к нормам культурной жизни;
- формировать представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;
- формировать ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни;
- формировать жизненные позиции, развивать способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Задачи-минимум:
- Коллективный уровень
- продолжить развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;
- через деятельность микроколлективов показать значение норм, прав, традиций в жизни коллектива класса, в жизни семьи, в жизни родного края.
- Групповой уровень
- учить ребят вести обсуждение вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества:
- развивать умение работать в группе, в команде, коллективно решать творческие задачи:
- способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, спора.
- Индивидуальный уровень:
- активизировать участие каждого в КТД, в выполнении поручений;
- развивать у каждого культуру общения;
- приучать каждого к порядку, организованности, жизни по правилам.
Идея воспитательной системы
Три основные функции воспитательной системы:
- обустройство жизни ребенка в школе;
- организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;
- организация духовной деятельности по осмыслению жизни.
Основополагающие идеи-принципы:
- принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками, прежде всего, нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры);
- принцип субъектности (необходимо содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге - своей жизни);
- принцип индивидуальности (нужно уметь признавать права ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
Дидактические принципы:
- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
- принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
- принцип высокой мотивированности любого вида деятельности;
- принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
- принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
- принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности (индивидуальными, групповыми, коллективными);
- принцип самоактуализации;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип доверия и поддержки.
Ожидаемые результаты:
- Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом.
- Ощущение себя равноправным членом общества.
- Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.
- Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.
- Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия, работу творческого коллектива.
- Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
- Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
Характеристика основополагающих видов деятельности:
- познавательные (ребенок познает объекты окружающего мира);
- преобразовательные (ребенок созидает, творит и получает от этого особенную радость, так как может осязать продукт своего творчества);
- ценностно-ориентировочные (духовная деятельность, ребенок приобретает личностный смысл ценностей жизни);
- общение (ребенок, взаимодействуя с другим субъектом, учится принимать ценность Другого).
Важнейшими в этом процессе станут направления деятельности в следующих сферах:
- философическое воспитание
Решаемая задача: Учить школьников искусству поиска смысла жизни.
- диалогическое
Решаемая задача: Развивать способность смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать и находить слова, чтобы говорить об этом вслух.
- этическое
Решаемая задача: Помочь ребенку овладеть набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе.
- досуговое
Решаемая задача: Формировать эмоциональный и коммуникативный опыт. Все дети от природы наделены различными способностями. Поэтому ребенку нужно предоставить возможность выбора из множества различных видов деятельности.
Описание дидактической и воспитательной подсистем
Пед. технологии и методики | Образовательная среда | Воспитательная среда |
Развивающее обучение | Все предметы учебного плана | олимпиады, экскурсии, познавательные мероприятия |
Модульная методика | Все предметы учебного плана | театральные сценки, устные журналы, творческие вечера |
Исследовательские методы | Окружающий мир,литературное чтение, английский язык | информационные часы «По страницам газет и журналов», «Любимые теле- и радиопередачи» |
Проектные | Русский язык, литературное чтение, английский язык, технология, окружающий мир | Создание творческих работ |
Игровые | Все предметы учебного плана | ролевые игры, интеллектуальные игры, часы рефлексии. |
Групповые технологии | Все предметы учебного плана | участие в различных патриотических и экологических акциях, в выставках, конкурсах, тематических классных часах |
Информационно-коммуникационные | Русский язык, литературное чтение, информатика, окружающий мир, английский язык | книга рекордов класса Самый-самый |
Здоровье- сберегающие | Все предметы учебного плана | физкультминутки, подвижные игры во время перемен, неделя здоровья, спартакиады |
Направления воспитательной работы:
- Школа будущих академиков
- Школа искусства и этикета
- Школа гражданственности
- Школа здоровья
- Школа общения
- Школа формирования коллектива
- Школа для родителей
Виды и формы воспитательной деятельности:
- Классные часы:
- лекция;
- беседа;
- час общения;
- ролевые игры;
- диспуты;
- мозговой штурм;
- урок творчества.
- Мероприятия:
- конкурсы, КВН;
- викторины;
- экскурсии;
- походы;
- вечера;
- акции, проекты.
Диагностики:
- Исследование особенностей личности:
- общие сведения;
- способности;
- самооценка;
- темперамент;
- уровень воспитанности.
- Исследование межличностных отношений:
- социально-психологический климат в классе;
- социометрия.
Направления воспитательной работы:
- коллектив;
- общение;
- здоровье;
- творчество;
- учение.
Работа с родителями:
- анкетирование;
- беседы;
- консультации;
- родительские собрания;
- посещение семьи;
- проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и
детей.
Достижения и результаты функционирования системы
Критерии эффективности функционирования системы:
- уровень воспитанности учащихся;
- сформированность классного коллектива, межличностные отношения;
- сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям;
- стремление к успешности.
Прогнозируемые основные результаты работы по данной системе:
- повышение уровня воспитанности учащихся;
- достижение определенных успехов в деле сплочения коллектива;
- приобретение навыков уважительного отношения к людям;
- увеличение уровня познавательной активности;
- возрастание уровня самостоятельности: дети сами планируют КТД, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, серьезно относятся к обязанностям в классе, анализируют свою работу, совместно решают проблемы.