Саморазвитие. Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Предварительный просмотр:
Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.
Задачи:
1. Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий); размера (большой, маленький); форм (куб, шар, конус), геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
2. Учить детей группировать предметы по одному из признаков: форме, цвету, величине.
3. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем пространстве, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
4. Развивать мелкую моторику.
Предполагаемые сроки: 2016 – 2017 учебный год.
Выход работы над темой:
Проведение открытого занятия «В гости к нам пришла кукла Маша»
Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Изготовление пособий по сенсорике»
Оформление папки передвижки. Тема: «Дидактические игры по сенсорики»
Сборник консультаций для родителей. Тема: «Какие игрушки необходимы детям?»; «Хотите ли вы умного ребенка?»
План по самообразованию на 2016-2017 учебный год по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Срок | Методическая работа | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
Сентябрь | Создать учебную программу, изучения литературы | Диагностика Работа в кружке по плану |
| Консультация для родителей на тему «С чего начинать обучения цветам ребенка» |
Октябрь | Оформить в группе уголок «Сенсорики» | Работа в кружке по плану |
| Оформление папки передвижки на тему: «Дидактические игры по сенсорике» |
Ноябрь | Работа в кружке по плану | Открытый показ НОД по теме «В гости к нам пришла кукла Маша» | ||
Декабрь | Изучение периодической печати по данной теме | Работа в кружке по плану |
| Анкетирование родителей на тему «Для чего нужна сенсорика» |
Январь |
| Работа в кружке по плану |
| Консультация для родителей на тему «Какие игрушки необходимы детям» |
Февраль |
| Работа в кружке по плану | Провести мастер-класс для педагогов на тему «Изготовление пособий по сенсорике» |
|
Март |
| Работа в кружке по плану |
| Консультация для родителей на тему «Хотите ли вы умного ребенка?» |
Апрель |
| Работа в кружке по плану |
|
|
Май | Самоанализ деятельности | Работа в кружке по плану Диагностика |
|
|
План работы кружка «Разноцветный мир»
на 2016-2017 учебный год
Срок | Тема | Цели |
Сентябрь | 1. Диагностика
2. «Назови геометрическую фигуру» | 1. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало года. 2. Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). |
Октябрь | 1. «Пересыпание ложкой»
2. «Прыг – скок по дорожке» | 1. Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. 2. Учить детей узнавать и правильно называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый. |
Ноябрь | 1. «Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке»
2. «Шумящие коробочки» | 1. Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. 2. Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. |
Декабрь | 1. «Играем с бумажными шариками» 2. «Волшебный поднос» | 1. Развивать у детей мелкую моторику рук. 2. Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. |
Январь | 1. «Подбери по форме»
2. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) | 1. Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. 2. Развивать у детей мелкую моторику рук.
|
Февраль | 1. «Кто скорее соберет игрушки»
2. «Золушка» | 1. Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет.
2. Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. |
Март | 1. «Воздушные шары»
2. «Поможем мишке разложить игрушки» | 1. Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. 2. Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. |
Апрель | 1. «Ткани»
2. «Что лежит в мешочке?» | 1. Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. 2. Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. |
Май | 1. «Сделаем куклам бусы»
2. Диагностика | 1. Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. 2. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на конец года. |
Литература:
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста – М.: Медицина, 1977
2. Варатн В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007
3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования- М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4. Венгер Л,А, Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – М.: Просвящение, 1988.
5. Венгер Л.А., Пилюгтна Э.Г. Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А. Воспитания сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1988.
6. Венгер А.А., Выгодская Г.Л. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения – М.: Просвещение, 1972.
7. Гербова В.В., Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада – М.: Просвещение, 1981.
8. Мусейбова Т. Генезис отражение пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - №3, 1970.
9. Мушина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов под ред. Венгер Л.А. – 2-е издание перераб.. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
10. Павлова Л.Н. Развивающие игры занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
11. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.: Просвещение, 1986.
12. Пилюгина Э.Г. Занятие по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада – М.: 1983.
13. Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Методические указания – М.: Просвещение, 1969.
14. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности // Дошкольное воспитание. - №10, 2002.
15. Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду – М.: 1965.