Самообразование

Дудина Светлана Николаевна

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

«Развитие связной речи у детей 6-7 лет»

1.        Общие сведения о педагоге

Ф.И.О. педагога:  Дудина Светлана Николаевна

Стаж работы в должности 13 лет

Образование (название учебного заведения и год окончания) высшее, Институт непрерывного образование «Профессионал», 4 мая 2018 г. Квалификационная категория -первая, 2019 год приказ №52-ОД от29.01.2019

2.        Анализ темы по самообразованию за 2021 - 2022 учебный год:

•        Актуальность темы

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна, потому что процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, из-за занятости родителей процесс развития речи детей идет на самотек. Чтение вытесняется просмотром телевизионных передач, постепенно усиливается влияние на детей телеобразов. Процесс восприятия литературы детьми можно рассматривать как психическую деятельность, суть которой заключается в воссоздании художественных образов.

Таким образом, эта тема для меня важна, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Очень хотелось бы, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали.

Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель:

  • повысить теоретический и практический уровень, компетентность и профессиональное мастерство; систематизировать работу по развитию речи в соответствии с ФГОС.

Задачи:

•        изучить научную, методическую литературу;

•        выбрать эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи;

•        представить коллегам наработанный опыт проблемной темы.

Литература по теме:

1. Вачков И. В.Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Владос, 2015.

2.        Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. -М.: Сфера, 2013.

3.        Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009.

4.        Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

5.        Ушакова О. С, Гавриш Н. В. Знакомим дошкольниковс художественной литературой: Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

6.        Приобщение к словесному искусству. Смирнова О. // Дошкольное

воспитание. - 2015. - №9. - С. 25-33.

3. Этапы самообразования

Личный перспективный план по самообразованию

Месяц

Формы работы

Сентябрь

1. Памятки для родителей по обучению связной речи. 

2. Подбор и изучение литературы по теме, дидактических игр и упражнений, сюжетных картин, составление библиографии.

Октябрь

1. Анализ уровня развития связной речи у воспитанников на начало учебного года.

2. Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов: «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову) «Осень» (по И. Соколову-Микитову)

3. Консультация для родителей «Использование мнемотехники для развития связной речи детей»

Ноябрь

1. Пересказ рассказа « Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому).

2. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детской эмоциональности»

Декабрь

1. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О. С. Ушакова).

2. Использование приемов мнемотехники при рассказывании сказки «Гуси-лебеди».

3. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико - грамматическими, влияющими на развитие речи детей)

4. Рекомендации для родителей «Обучение дошкольников пересказу»

5. Папка-передвижка для родителей «Речевые игры для детей 6-7лет»

6. Консультация для педагогов «Учим стихи – развиваем память»

Январь

1. Использование приемов мнемотехники при рассказывании сказки «Заюшкина избушка».

2. Выставка «Сочини сказку и нарисуй ее» (совместная работа родителей и детей)

3. Консультация для родителей «Интеллект - карта как средство развития связной речи у дошкольников».

Февраль

1. Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

2. Использование приемов мнемотехники при рассказывании сказки «Лиса со скалочкой».

3. Консультация для родителей: «Использование загадок как средство формирования выразительности речи».

4. В уголке для родителей оформление списка детской литературы для домашнего чтения детям.

Март

1. Пересказ рассказа «Первая охота» (по В. Бьянки, «Домашний воробей» (по М. Богданову).

2. Консультация для родителей «Раскрытие творческих способностей детей»

Апрель

1. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». Конкурс чтецов.

2. Оформление в книжном уголке «Книжкиной больницы».

3. Пополнение библиотеки новыми книгами, портретов писателей и художников.

Май

1. Анализ уровня развития связной речи у воспитанников на начало учебного года.

2. Работа над картотекой дидактических игр.

3. Отчет о проделанной работе за 2021-2022 учебный
год



Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

за 2021-2022 учебный год

воспитателя: Дудиной С.Н.

по теме: «Развитие связной речи у детей 6-7 лет»

В 2021-2022 года я работала над темой самообразования «Развитие связной речи у детей 6-7 лет».

Цель моей работы заключалась в повышении теоретического и практического уровня компетентности и профессионального мастерства; систематизации работы по развитию речи в соответствии с ФГОС.

Задачи:

• изучить научную, методическую литературу;

• выбрать эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи;

• изучение и использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей,

• создание предметно-развивающей среды по формированию и развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы;

• разработка системы работы с родителями по развитию связной речи детей.

Актуальность темы

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна, потому что процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, из-за занятости родителей процесс развития речи детей идет на самотек. Чтение вытесняется просмотром телевизионных передач, постепенно усиливается влияние на детей телеобразов. Процесс восприятия литературы детьми можно рассматривать как психическую деятельность, суть которой заключается в воссоздании художественных образов.

Таким образом, эта тема для меня важна, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Очень хотелось бы, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали.

Работу осуществляла по следующим направлениям:

I. изучение литературы,

II. анализ уровня развития связной речи у воспитанников на начало и конец учебного года.

III. Работа над созданием развивающей среды ; занятия с детьми,

IV. взаимодействие с родителями,

I. Изучила соответствующую литературу по данной теме:

1. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М. : Владос, 2015.

2. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

4. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. – М. : Сфера, 2013.

5. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2009.

6. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2007.

Посетила открытые занятия коллег, выслушала их доклады и выступления на совещаниях и педагогических советах. Разработала перспективный план по развитию связной речи у детей 6-7 лет.

II. Анализ уровня развития связной речи у воспитанников на начало и конец 2021-2022 учебного года.

В ходе диагностического исследования уровня развития связной речи воспитанников группы были получены следующие результаты: на начало года – высокий уровень – 78% детей, средний – 22%, детей с низким уровнем нет; на конец учебного года: высокий уровень развития связной речи – у 82% детей, средний – 18%, детей с низким уровнем нет.

III. Работа над созданием развивающей среды; занятия с детьми.

С октября изготовила:

  • - дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Буква потерялась», «Из какой сказки?», «Буква моего имени», «Назови слова», «Употребление предлогов»)
  • - дидактические пособия («Пересказ», «Фонетическая зарядка», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»);
  • - сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года», «Весна» и т. д.);

Мною много времени уделялось пересказу рассказов:

- «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову),

- «Осень» (по И. Соколову-Микитову,

- «Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому),

- «Первая охота» (по В. Бьянки),

- «Домашний воробей» (по М. Богданову).

В течение года пересказывали сказки, используя мнемосхемы:

- Сказка «Заюшкина избушка»,

- Сказка «Лиса со скалочкой»,

- Сказки «Гуси-лебеди».

Разработаны картотеки: речевые игры; короткие истории с вопросами для пересказывания.

Большое внимание уделяла составлению и отгадыванию загадок по схеме. Что особенно понравилось детям, которые с удовольствием придумывали логические загадки.

IV. Велась работа с родителями:

  • Памятки для родителей по обучению связной речи.

Рекомендации для родителей «Обучение дошкольников пересказу»

  • Консультации

«Использование мнемотехники для развития связной речи детей»

«Роль сказки в развитии детской эмоциональности».

«Интеллект – карта как средство развития связной речи у дошкольников».

«Использование загадок как средство формирования выразительности речи».

«Раскрытие творческих способностей детей»

  • Папка-передвижка:

«Речевые игры для детей 6-7 лет»

  •  Консультация для педагогов «Учим стихи – развиваем память»

Анализируя свою работу в этом году, увидела, что некоторым детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы я изучаю нужную литературу, сотрудничаю со специалистами детского сада.

И вот какие требования нужно выделить для дальнейшего руководства в работе:

-знание особенностей развития детей, их специфику,

-умение поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка,

-способствовать овладению необходимыми навыками.

По-моему мнению, вышеуказанные методы принесли положительный результат в развитии связной речи старших дошкольников, планирую и в следующем учебном году продолжать работу в этой области.