Политова Ирина Сергеевна

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

/И. Кант/

  Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Развивая мелкую моторику рук, мы создаём предпосылки для интеллектуального развития ребёнка.

   Работая воспитателем в логопедической группе более 9 лет, строю свою работу по развитию мелкой моторики по следующим принципом:

·        Игровая мотивация;

·        От простому к сложному;

·        Выполнение упражнений сначала ведущей рукой, затем изолированно другой рукой, затем одновременно синхронно, затем одновременно асинхронно;

·        Учёт трёх составляющих движения: сжатия, растяжения и расслабления;

·        Учёт индивидуального темпа детей;

·        Задания на разных уровнях сложности:

- по подражанию,

- образцу,

- речевой инструкции;

·         Использование аутокоманд (ребёнок проговаривает всё, что делает, в том числе помогает себе речевыми командами).

Всю систему работы по развитию мелкой моторики рук разделяю на несколько этапов:

1.     Упражнения на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта. Самомассаж и массаж кистей и пальцев рук. После каждого упражнения дети выполняют расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. Для массажа я использую различные приспособления и мелкие предметы: массажные щётки, теннисный мячик, грецкий орех. При работе с ними учитываю следующее требования: руки ребёнка должны быть чистыми, без царапин или других повреждений. Самомассаж делаем на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений сопровождаем стихами или счётом.

Кроме самомассажа к этому этапу также относятся упражнения:

·        На расслабление мышц – поглаживание: «Погладь котёнка», «Маляры», «Качели»;

·        На растяжение мышц, для снятия застоя в них и скованности: «Дотянись до конца дорожки», «Вот шагает великан»

·        На развитие тактильных ощущений, мышечной памяти, кинестетики. Использую гречневую крупу, фасоль для игры « Угадай, кто в бассейне спрятался?»

2.     Упражнения на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики – сопряжённая гимнастика. Например: «Улыбка» (губы улыбаются, пальцы рук одновременно расходятся в стороны). Упражнения сопряжённой гимнастики разучиваем по подражанию и моделям, а затем дети выполняют их по инструкции.

3.     Упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук. Использую теннисные шарики или грецкие орехи: «Пасть тигра кусает шар», « Пальчиковый футбол».

4.     Упражнения на развитие кинетического компонента двигательного акта, развивающие умение сохранять и удерживать определённую статистическую позу. И выполняем по очереди одной и другой рукой, затем вместе двумя руками. Например: «Мостик», «Зайка», «Собака».

5.     Упражнения на развитие динамического компонента, двигательного акта. Например "Кошечка", «Пальчики здороваются», «Моя семья». Пальчиковые игры и упражнения проводим перед первым занятием, прогулкой, в начале индивидуального занятия по заданию логопеда.

6.     Упражнения на развитие мелкой моторики и формирование графомоторных навыков. Вот несколько заданий: «Проведи по линии», «Заштрихуй фигуру».

В свободной деятельности предлагаю детям игры: «Собери бусы», «Шнуровки», разнообразные «Мозаики».

 

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов