Конкурс "Лесенка успеха 2016"
Конкурс «Лесенка успеха» проводится в целях выявления, поддержки и поощрения творчески работающих педагогов, повышения престижа воспитательского труда, распространения педагогического опыта лучших воспитателей дошкольного учреждения. Для участия в данном конкурсе представлен опыт работы по экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.doc | 729.5 КБ |
yurginskiy_go._poyasnitelnaya_zapiska_k_opytu_raboty_gusevoy.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гусева Татьяна Евгеньевна
Муниципальное образование «Юргинский городской округ»
Управление образованием Администрации города Юрги
эссе
«Моя педагогическая философия».
Гусева Татьяна Евгеньевна,
участник муниципального этапа
областного конкурса «Лесенка успеха»
г. Юрга
2016
«Каждый ребенок неповторим, как звезда во Вселенной, но и от меня зависит, будет ли она холодной и тусклой, как лед, либо яркой и горячей, как солнце»
Свет своего душевного тепла я дарю тем, кто не умеет лукавить и притворяться, чьи помыслы чисты и неприхотливы, им, моим воспитанникам.
Особым образом осознаёшь значимость моей профессии, когда видишь распахнутые настежь глаза малышей, глаза готовые вместить весь мир, глаза, жадно ловящие каждое твое слово, живой взгляд, жест. И ты понимаешь: ты нужен им, ты для них целая вселенная. Поэтому я стараюсь быть не над детьми, а встать рядом и решать проблемы вместе, заставляя мое сердце биться в унисон маленьким сердцам.
Я горжусь своей профессией. Да, именно горжусь. Горжусь доверием детей, возможностью воспитывать новое поколение, достижением каждого ребенка, возможностью реализации собственного творчества, признанием и оценкой своего труда. И поэтому я живу радостным осознанием того, что я – воспитатель. Мудрые говорят: «Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась» и за одной из них вас ждет подарок судьбы. Мне судьба приготовила подарок – мою любимую работу, за второй дверью. Профессия воспитателя стала моим призванием, помогла найти свою дорогу, свое место в жизни, дала возможность искренне отдаваться любимому делу, отдавать свою любовь, знания детям и не сгорать от этого, а становиться чище и богаче душой.
Когда я размышляю о смысле и значении профессии — воспитатель, я вспоминаю притчу.
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о том, что он делает. Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”. Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”. А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”. Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе — спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу и от «влюбленности в свое дело». «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет». Аристотель. Я нашла свое счастье. Главное — воспитывая детей, я воспитываю себя. Я поняла, что быть воспитателем огромная ответственность. Такой труд по плечу не каждому, а лишь тому, кто искренне любит своё дело, детей, сам горит и умеет зажечь других. У каждого работающего в детском саду должна быть душа. Душа воспитателя! Я научилась смотреть на мир восторженными глазами детей и ежедневно просыпаться в ожидании чуда. Многократное проживание детства позволяет сохранить оптимистический взгляд на жизнь и жить, как дети настоящим временем. Я живу на прекрасном островке. Здесь есть все: Луна и Солнце здесь – это родители. Звездочки – это дети, они находятся под защитой Зонта Службы Заботы, Утешения и Любви, в которую входят все работники дошкольного учреждения. Маленькие мерцающие звездочки – это окружающий мир, с его эмоциями. Ну а я, воспитатель? Я – это небольшое облако, которое готово в любой момент подхватить малыша, уберечь его от падения
Мое педагогическое кредо заключается в неустанном труде души, в творении личности. Ведь еще древние говорили: сейте хлеб – это на годы, выращивайте лес – это на десятилетия, занимайтесь воспитанием — это на века. Вы спросите, для чего мне это нужно? Я отвечу просто – чтобы быть счастливой! Сказать, что работа это каждодневный праздник - трудно, все же мы каждый день имеем дело с разными характерами. Бывает и очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но стоит ребенку тебе улыбнуться и все, ты понимаешь, что просто не в силах их предать. Я, как добрая волшебница, могу изменять детские глаза. Как? Это очень просто: погладишь малыша по голове, и его глаза станут добрыми, довольными; нахмуришься – в глазах ребенка появиться вопрос; обнимешь, и глаза потеплеют, станут ласковыми; рассмеешься, появятся в глазах озорные искорки. Как приятно наблюдать за маленькими человечками, которые смотрят на тебя с такой доверчивостью. Глаза в глаза. Хочется верить в то, что я не обману их ожиданий, смогу им дать то, что пригодится в жизни. Ведь я - воспитатель! Воспитатель должен соответствовать эпохе, в которой он живет, идти в ногу со временем, постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться, пополнять свое образование хотя бы небольшим кусочком знания, в меру своих сил и возможностей и с радостью передавать эти знания детям. «Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет». Виссарион Белинский.
Великий педагог Я. А. Каменский говорил: «Дети всегда чем – нибудь занимаются… Это весьма полезно, а поэтому не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы у них было что делать». Помните эпизод из мультфильма про Бонифация, когда он приехал к бабушке с одной мечтой – поймать золотую рыбку? Как он забавлял детей, забыв обо всём. Может быть, это звучит не совсем скромно, но иногда, видя восхищенные глаза детей и слыша радостные крики «ещё, ещё!», ощущаешь себя этакими Бонифацием, Карлсоном, и понимаешь, что ты на своем месте. Нам хорошо вместе. Что ни день, то радость. Вот они, мои малыши: глаза, распахнутые навстречу мне, моему слову, взгляду, жесту. Я нужна им.
И только теперь, я понимаю, что это светлое, тёплое место – самая удивительная страна, которая меня ждала, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое.
Размышляя над своей педагогической философией, пришла к выводу, что надо просто идти с детьми в будущее, приоткрывая детям дверцу в это самое будущее. А по пути в каждом ребёнке раскрывать его неповторимость, индивидуальность и ценность. А впереди? Впереди детский сад будущего! Это будет Дом, где все взаимоотношения будут построены на желаниях и возможностях детей. И не важно, как он будет называться – «Дворцом», «Центром», «Академией», - важно другое: чтобы в этом саду будущего звенел детский смех, звучала детская речь, диалоги между детьми, и не как монологи взрослых. Это будет единый большой комплекс красочных зданий, где будет все: спортивные зал, компьютерные комнаты, лаборатория, зоопарк, кафе, зимний сад и многое другое…Повсюду будет Игра. А еще, может быть, сюда придут работать мужчины… Так или иначе, но детский сад будущего станет другим, а вот каким – это уже зависит от каждого из нас, от наших личностных и профессиональных качеств. Будущее надо создавать уже сейчас.
Каков же итог сегодня? Его сложно подвести, потому что у гордости за профессию воспитателя есть начало и нет конца… Только мы с вами сможем превратить детский сад «в островок счастливого детства». Давайте распахнём для детей свои добрые сердца и научим наших детей любить мир, страну, людей и всё то, что их окружает, научим создавать и преумножать окружающий мир. Когда-то от одного из педагогов я услышала следующую фразу: «Я не работаю воспитателем, я живу этой профессией». И сегодня я тоже могу сказать, что профессия «воспитатель» — часть моей жизни. Дети – наше будущее! И всем нам совсем не безразлично, какими они вырастут. Милый малыш! Посмотри в мои глаза. Улыбнись мне и возьми мою тёплую руку. Пойдём со мной. Я очень жду тебя!
Воспитатель – это жизнь, и в этом моя философия...
Предварительный просмотр:
Гусева Татьяна Евгеньевна
Муниципальное образование «Юргинский городской округ»
Управление образованием Администрации города Юрги
Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях ФГОС
Пояснительная записка к опыту работы
Гусева Татьяна Евгеньевна,
участник муниципального этапа
областного конкурса «Лесенка успеха»
г. Юрга
2016
В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период начинается формирование экологической культуры человека. С помощью взрослого дошкольник обогащает свои знания, чувства, речь, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Актуальность темы.
- Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
- Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.
Актуальность данной проблемы отражена и в основных документах Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы , экспериментировать. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания (ФГОС) Экологическое образование должно стать одним из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений. (Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации»(30.03.1997 № 4/16)
Целями экологического воспитания и образования являются повышение экологической культуры, образовательного уровня, как взрослых, так и детей.
(Федеральный закон "Об охране окружающей среды")
Целью работы является воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы
Для осуществления экологического воспитания с учетом ФГОС ДО были
поставлены следующие задачи:
- расширить экологические знания детей
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы
- использовать инновационные методы и технологии для развития познавательного интереса у детей
- вызвать у детей желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности
При выборе темы мне стало интересно, насколько развитие у детей элементов экологического сознания влияет на образовательный процесс и, как и через какие формы можно построить данную работу.
Осуществлялась работа в 2 этапа
При реализации 1 этапа изучались новинки в специальной литературе, была создана экологическая среда в соответствии с требованиями ФГОС. Разработан план работы. Был составлен экологический паспорт. На данном этапе использовала традиционные методы и формы (наблюдения, экскурсии, простые опыты, беседы, создавались для детей проблемные ситуации). Был проведен первичный мониторинг. Он показал, что низкий уровень познавательного развития составляет 10 %, средний уровень — 68%, а высокий уровень всего 22%. Для повышения результативности необходимо было внедрение инновационных технологий. При их использовании старалась подбирать наиболее ценные, близкие детям. Диалоги с природой осуществлялись в различных вариантах – «секретные» («один на один» с природой) или «открытые» (устные обращения). Метод экологической эмпатии помогает сопереживать и сочувствовать природным объектам. Изготовленные во время конкурса Экологические знаки помогают детям понять, как нужно оберегать природу. Часы экологического чтения позволяют сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, учат применять полученные знания в разных видах детской деятельности. В группе есть экологическая почта - как способ решить вопросы от родителей и детей. Недавно начали использовать скайп для вовлечения часто болеющих детей в образовательный процесс. Предложили ребенку принять участие в конкурсе стихов о природе.
Экологическое воспитание необходимо проводить в тесной связи с семьёй. Вовлекаем родителей в различную деятельность, экологические акции. Одна из встреч родительского клуба «Теплый дом». прошла под девизом «ЭКО ПРИЗ» (экология – природа - здоровье). Был проведен мастер – класс по изготовлению экологических игрушек (Травянчик, Колобок). Самым действенным и понятным для детей стал процесс создания мультипликационных фильмов на экологическую тему. Вместе с детьми создаются игрушки, элементы декорации. Понятия живая и неживая природа, простые опыты, экологическая безопасность, становятся наиболее доступными для наших детей с сопереживанием любимым героям – Капельке и Листику. С детьми и родителями создали Экологический букварь. С помощью этого пособия дети постигают искусство общения с природой. Читая вместе с взрослым страницы экобукваря, выполняя его задания, дети учатся экологической грамоте. Данный букварь содержит разделы природы, загадки, стихи, проблемные задачи.
Работа по данной проблеме проходит при взаимодействии с социумом. Разработана программа кружка «Игровая экология» и проводится он соместно с ДЮЦ. Проведена экологическая акция «Краски весны» в Юргинской организации Всероссийского общества слепых. Организаваны были экскурсии в музей изобразительного искусства. Провели экологический диспут, где обсуждали ситуации некорректного отношения человека к природе, с целью закрепления правил поведения в природе. Принимали участиее в соревнованиях в спортивной школе.
Данная работа не должна проходить изолированно от той воспитательно-образовательной работы, которая осуществляется в ДУ. Через каждую образовательную область проходит решение экологических задач.
На дошкольном этапе экологического образования и воспитания важно, чтобы общение детей с природой было радостным, целостным и доступным. Мониторинг результативности заключался в выявлении качественных изменений в уровнях экологических представлений о природе у детей. Он позволил выявить повышение усвоения знаний детьми. У 77 % детей сформированы представления о живой и неживой природе, о связи с окружающей средой, есть понимание необходимости бережного, заботливого отношения к окружающему миру. Значительно повысился познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность. С низким уровнем усвоения знаний детей нет.
Мы не останавливаемся на достигнутом: продолжаем искать новые пути и формы экологического образования в тесном сотрудничестве с родителями.
В наших планах продолжить партнерские взаимоотношения с краеведческим музеем, экологическим центром. Привлекать родителей к созданию мультфильмов. Планируем проводить панорамные экскурсии и Экологические экспедиции по теме «Природа нашего края». Намечен Экологический марафон с родителями и детьми.
В заключение следует отметить, что современные подходы к экологическоиу образованию — это целостная система экологического воспитания детей Природа должна стать для каждого ребенка родной, знакомой и понятной.