Выступления на педсоветах и ШМО
Выступления на педсоветах и ШМО
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Пути реализации и эффективные формы работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»
Школа и семья (из опыта работы)
педагог и философ
- Джоном Дьюи утверждал: «Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Основной задачей обучения является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны сами спланировать, выполнить, проанализировать, оценить, и, естественно, понимать, зачем они это сделали…»
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура
той среды, в которой живет ребенок, где происходит его становление и развитие. Это, прежде всего, семья, школа.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д
Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.
На примере своего опыта работы мне бы хотелось рассказать, каким образом данная работа, по формированию этих качеств, осуществляется в 8а классе.
2.Диагностика родителей по тесту «Стратегии семейного воспитания». Данная диагностика была проведена на родительском собрании 11.02.2021г. Тема: «Возрастные особенности восьмиклассников: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учёбе, участие в жизни класса. Способы их преодоления»
Инструкция: С помощью теста было предложено оценить свою
собственную стратегию семейного воспитания.
- Авторитетный стиль (в терминологии других авторов — «демократический», «сотрудничество») – 3 (23%)
- Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») – ---
- Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? -6 (46%)
- Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны – 4 (31%)
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно
конструктивно спланировать воспитательную работу в школьном коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. И данная диагностика оказала помощь, выявила проблемные ситуации, помогла выбрать правильную линию поведения с родителями тех обучающихся, положение которых в семье чрезвычайно трудное. К таким семьям я бы отнесла семью Непримерова Павла и Исупова Дмитрия). Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями в конкретной ситуации.
В результате исследования удалось построить основные формы совместной деятельности школы и семьи в духовно-нравственном образовании подростков
3. Формы воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Акция «Сдай макулатуру! Спаси жизнь ребёнка»
(доброта и милосердие, сострадание,
желание помочь нуждающемуся) - Акция «Добрая суббота»
(любящий и заботливый) - Нравственное воспитание в спорте:
это черты характера, как сила воли, смелость, дисциплинированность и выдержка - Праздники: 8 Марта, Масленица (это часть духовного наследия народа; сфера разностороннего творческого сотрудничества обучающихся между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника; пространство «роскоши человеческого общения», как утверждал Антуан де Сент-Экзюпери.
- Проектная деятельность:
«Мы помним и чтим!» - Патриоти́зм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы
- Патрио́т — патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины, помнит и чтит память героев ВОВ
- Патриарх Алексий II говорил:
«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек
- Экскурсия в библиотеку «Дети войны)
- История памятников ВОВ
- Видеопоздравления,конкурсы, викторины
3. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии.
Исследуемые параметры: морально-нравственная сфера; уровень многофакторной эмпатии
Исследователи нравственного сознания часто рассматривают уровень развития эмпатии в качестве одного из показателей общего уровня морально-нравственного развития человека (как его эмоционального компонента). «Эмпатия» (англ. empathy —вчувствование) — эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь в участливом отношении к переживающему человеку или страдающему животному. Для эмпатии характерно то, что она может возникать и проявляться с большой силой не только в отношении людей (животных), реально существующих, но и изображенных в художественных произведениях литературы»
Слайд 12
I—VI — шкалы эмпатии; очерковая дуга демонстрирует выраженность эмпатии у конкретного испытуемого в момент диагностики (от 0 до 15 баллов): точками выделена зона среднестатистических знаний эмпатии (5-12 баллов). Нравственное развитие ребенка проявляется и в структуре ценностей, которая складывается у него в процессе социализации. Иерархия ценностных ориентации, степень большего или меньшего предпочтения одних относительно других позволяет судить, на какие цели направлено поведение человека и какие средства для их достижения допускаются. (Шкалы номер название )
I Эмпатия с родителями
II Эмпатия с животными
III Эмпатия со стариками
IV Эмпатия с детьми ,
V Эмпатия с героями художественных произведений
VI Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми
ИТОГ
- Слайд 12 Структура эмпатии исследуемой группы
- Слайд 13 Общий уровень эмпатии каждого испытуемого
- Слайд 14 Уровень эмпатии каждого испытуемого по шкалам
- Слайд 15, 16 Общий уровень сформированности духовно-нравственной сферы
Анализ содержательной стороны и иерархической структуры ценностных ориентаций показывает также, в какой степени выявленные ценностные ориентации обучающихся соответствуют общественному эталону и адекватным целям воспитания в морально-нравственной сфере
Слайд 17
- Заключение
Нравственное воспитание можно сравнить с весной года, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в неё сеют зёрна. Все знают, что время это пропустить нельзя, иначе откуда же быть урожаю? Так же и в воспитании: нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание лучшими зёрнами прекрасного и человечного, тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая. А что может быть важнее этого? Ведь будущее страны, её благосостояние и благополучие определяют сегодняшние дети.
25.03.2021г
Предварительный просмотр:
11.02.2020. Обучающий семинар «Альтернативная коммуникация детей с ТМНР как важнейшее условие оптимизации образовательного процесса в современной школе в рамках внедрения ФГОС О УО (ИН)
«Использование приемов и методов при обучении
неговорящего ребенка с ТМНР /из опыта работы/»
Ребенок с ТМНР – это чаще всего ребенок с тяжелой формой детского паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями. Именно с таким обучающимся 7а класса, Ярославом А., который обучается на дому по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, я работаю с 01.09.2016 года.
Слайд 1 У обучающегося ДЦП, себя на обслуживает, передвигается в коляске. Эмоционально стабилен. Действия с предметами не производит, вследствие сильного тонуса с гиперкинезами в руках и ногах. Полное отсутствие экспрессивной речи. В речи только вокализации, голос может подать непроизвольно в момент сильного эмоционального возбуждения. Однако, пассивный словарь большой, знает основные обиходные понятия, имена родственников, детей и педагогов, приходящих на занятия.
В связи с тем, что у ребенка самая тяжелая степень дизартрии— анартрия, моей задачей, как педагога, было – поиск путей альтернативной коммуникации для налаживания общения с обучающимся и понимания его «речи».
Слайд 2 На начальном этапе:
- Была подготовлена среда, которая была наполнена символами карточками, с изображением предметов и действий, затем постепенно начала знакомить Ярослава со значением этих символов. Визуальное расписание (попытка сделать каждый день предсказуемым и структурированным). Однако коммуникативные намерения неговорящего ребёнка, с маловыразительной мимикой и руками с высоким тонусом и гиперкинезами, с трудом поддавались интерпретации.
- Слайд 3 Работа с руками и коммуникативной доской «Я хочу». Данное пособие частично помогало сообщать близким людям о своих желаниях. Далее, отработка показа определённой картинки рукой. Ярослав сразу направлял взгляд на нужную картинку, но руки жили своей жизнью, ни утяжелители, ни придерживатели для рук не решали эту проблему. Мальчику было дискомфортно и он отказывался работать.
- Слайд 4 Чтобы уточнить, что именно хочет Ярослав и куда показывает взгляд, были одеты на разные руки браслеты со словами «да/нет». Для ответа требовалось поднять вверх одну руку. Эти движения тоже сопровождались повышенным тонусом с гиперкинезами, и для понимания его ответа этого было достаточно. Однако общение только двумя словами было крайне мало.
- Слайд 5 Из всех возможностей, которые были у Ярослава сохранны, это был взгляд. Но чтобы понять на что и куда он смотрит нужно либо хорошо знать Ярослава, либо догадываться, переспрашивать и ждать его подтверждения с поднятой рукой с браслетом «да/нет». Современные технологии в виде айтрекеров, лазерной указки (закреплённой на голове) не подошли, т.к. поворачивать и наклонять голову он не может. Применение планшета Ярослава раздражает. Ему нравится видеть глаза и слушать говорящего. Обращаясь к мальчику важно дотронуться до предплечья или руки.
- Проанализировав все используемые средства альтернативной коммуникации к данному ребёнку, я поняла, что для того, чтобы добиться результата, нужно уметь ждать, уметь наблюдать и ни в коем случае не торопиться.
Слайд 6 Второй этап: цель второго этапа была в том, чтобы прийти к приемлемому средству общения, с помощью которого Ярослав мог бы общаться, в доступной ему форме выражать свои желания и потребности. Дать возможность выражать просьбу адекватным и понятным окружающим способом. И это указывающий взгляд.
В своей работе я всегда стараюсь придерживаться определенных правил:
1.Обращаясь к ребенку, я стараюсь всегда говорить одинаковыми, простыми и понятными для него словами. Причем, говоря, перемещаюсь на один уровень с ребенком, так, что бы он мог видеть мое лицо и мимику. Иногда, я позволяю обращение к нему издалека. Тем самым, побуждая повернуть голову или взгляд в сторону говорящего и сосредоточиться на речевом потоке педагога.
2. Слайд 7 Использую специально подобранные для мальчика средства обучения (оборудование):
* Текстовые и цифровые таблицы, иллюстративный материал, изобразительные пособия, натуральные природные средства,учебные книги.
*Слайд 8 Учебное пособие «Азбука». Ярослав указывает начальные буквы слова, пытаюсь угадать это слово. Если правильно, прошу на меня посмотреть. Таким образом собираем слова в предложение.
* Карточки «да/нет» позволяют указать на правильный ответ при выполнении тестовых заданий по истории, русскому языку, биологии и географии.
3. Слайд 9 /10 Пример работы по предмету русский язык. Тема: Изложение «Зима в лесу».
- Подготовка к изложению: создание эмоционального настроя на предстоящую работу; выбор картин на зимнюю тему; наблюдение за оформлением зимнего пейзажа; рассматривание зимних пейзажей; выбор наиболее интересного. Было выполнено домашнее задание. Запомнить последние слова четверостишия: при проверке Ярослав «договаривал» последнее слово показом на Азбуке:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
- Чтение текста «Зима в лесу».Работа со словами подсказками. Работа над планом изложения.
- При выполнении задания Ярослав активно пользовался азбукой, указывая не только слова из текста, но и свои видения природы.
- Данное изложение было записано педагогом и обязательно прочтено. По ходу чтения мальчик может корректировать слова. Своё одобрение Ярослав выражает взглядом, улыбкой и смехом.
4. Слайд 11 Внеурочная деятельность – любимая игра в шашки, рисование, поделки
За 2018-2019учебный год Ярослав усвоил программный материал пятого и шестого класса. Ускоренное прохождение, как результат, прошло успешно за счёт использования индивидуального дидактического материала и различных средств обучения, способствующего повышению интереса и мотивации обучающегося.
Слайд 12 Важно отметить, что с первых контактов с ребёнком рядом всегда мама-Ольга М. Мальчик достаточно взрослый, с уже сформированным характером. В тесном сотрудничестве были указаны причины проблем, выявлен уровень сформированности функций. В связи с особенностями Ярослава на занятиях присутствует мама. Мама фиксирует руку с одной стороны - педагог с другой.
Использование альтернативной коммуникации дало возможность иметь и выражать собственное мнение, иметь возможность развиваться, находиться в общении с другими и интегрироваться в социуме.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»
Сообщение на педсовете на тему:
«Индивидуальный и дифференцированный подход
на уроках СБО с применением активных форм обучения»
/из опыта работы»
Подготовила
учитель СБО
высшей квалификационной категории
Изотова Валентина Иосифовна
май 2019
Социально - бытовая ориентировка - специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение их общего развития.
Первоочередная цель СБО — формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.
Основными задачами обучения социально-бытовой ориентировки являются:
- воспитание у обучающихся, воспитанников положительных личностных качеств (честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду);
- коррекция имеющихся у них дефектов и таким образом подготовка их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей. Очень важно учитывать реализацию разноуровнего обучения на основе личностно-ориентированного подхода, когда каждый ученик может самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить "ситуацию успеха" в решении учебных проблем.
Успешному решению поставленных задач способствует рациональное сочетание индивидуальных и групповых форм организации деятельности обучающихся, учёт индивидуальных особенностей и использование активных форм обучения.
Во время проведения уроков СБО деятельность обучающихся организовываю различными способами, например:
коллективная – совместная работа детей на занятии: ответы на вопросы, поставленные всему классу; составление плана работы или описание предмета в процессе коллективной беседы, игры, упражнения, отгадывание загадок. Такая работа оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные проекты. Такие проекты: «Помни правила дорог, будешь жив ты и здоров!», «Доброта в нас и вокруг нас!», «Пасхальное яйцо», «Семья. Личные взаимоотношения в семье». В последнем проекте принимали активное участие родители класса. Совместная работа помогла раскрыться таким обучающимся, как Рюмина Александра, Лабутин Александр, Школьникова Анастасия. Я хвалила их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.
Групповая форма организации деятельности детей на уроке: обучающиеся могут выполнять задания в парах, объединяться в небольшие группы по 2-3 человека, делиться на команды.
Командная игра. Квест-игра «Здоровое питание-здоровый образ жизни!».
Урок СБО в 6а классе. Тема урока «Магазины. Виды магазинов». Тема урока была привязана к наступлению Нового года. В начале урока было выполнено упражнение «Привет», что создало доброжелательную атмосферу в классе.
При выполнении практической части класс работал по группам:
Сильная группа: вставила пропущенные слова в текст, дополнила предложения.
Средняя группа: соотнесение по набору товаров названий магазинов.
Слабая группа (Лабутин Александр)- на картинке найти нарушения поведения в магазине.
Можно выделить следующие виды групповой работы на занятии:
единая – все группы выполняют одно и то же задание, затем проверяют правильность его выполнения каждой группой;
Дифференцированный и индивидуальный подход.
Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей обучающихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение обучающихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.
5а класс. В классе 6 обучающихся «Берёзка». Работа ведётся в альбомах. При подготовке к уроку подбираю индивидуальную работу: Проскуро Юра видит только крупные картинки и текст; Ромашова Таня может медленно списать предложение.Четверо обучающихся могут обвести буквы и приклеить с помощью картинки в альбом. Остальные обучающиеся работают самостоятельно.
Необходимо подчеркнуть, что индивидуальный подход необходим всем обучающимся с ОВЗ, независимо от их успехов в учебе, просто он решает разные цели. Неуспевающие обучающиеся должны “подтянуться” до уровня успевающих и выйти на больший объем фронтальной работы.
Дифференцированный подход - это учет педагогом индивидуальных особенностей группы обучающихся в процессе обучения.
Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация обучающихся на типогруппы. Дифференциация детей должна учитывать потенциальные возможности школьников в обучении. Важно, чтобы каждый обучающийся в течение всего урока был занят решением посильной для него задачи, т.к. только при этом условии можно поддержать интерес к учению. Дифференцированный подход - это работа с группами обучающихся, у которых при освоении учебного материала, выполнении практических работ возникают однородные трудности, в основе которых лежат одинаковые или близкие причины.
В своей работе я использую дифференциацию, разработанную В.В. Воронковой, которая выделила три группы обучающихся в зависимости усвоения ими учебного материала, вычленены специфические затруднения, мешающие процессу получения знаний и умений. Это послужило основанием для определения типологических особенностей школьников и деления их на группы.
Группы обучающихся: | |||
1 группа Сильная группа Обучающиеся наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания выполняются самостоятельно. Они в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. | 2 группа Средняя группа Обучающиеся нуждаются в определённой помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Задания, близкие по способу и плану работы, выполняются ими самостоятельно и правильно. | 3 группа Слабая группа Обучающиеся с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно – логической, наглядной и предметно – практической). Им трудно понять материал во время фронтальных занятий. |
|
Диагностика усвоения учебного материала на начало и конец года
обучающихся
5-9классов
№ | Кол. об-ся | Начало года 2018г | Конец года 2019г | ||||
Слабая гр. | Средняя гр. | Сильная гр. | Слабая гр. | Средняя гр. | Сильная гр. | ||
5а | 14 | 2 | 10 | 2 | 2 | 8 | 4 |
6а | 13 | 1 | 9 | 3 | 1 | 7 | 5 |
6б | 11 | 2 | 3 | 6 | 1 | 2 | 8 |
7а | 10 | 2 | 6 | 2 | 1 | 5 | 4 |
7б | 14 | 11 | 3 | 8 | 6 | ||
8а | 14 | 2 | 7 | 5 | 1 | 6 | 7 |
8б | 8 | 6 | 2 | 4 | 4 | ||
9а | 15 | 10 | 5 | 8 | 7 | ||
9б | 13 | 6 | 7 | 4 | 9 | ||
Из этой таблицы видно, что соотнесение детей к той или иной из перечисленных выше трёх групп не является стабильным. Под влиянием корригирующего обучения обучающиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы. Учитель должен знать возможности каждого обучающегося, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. Перед учителем всегда стоит задача: в каждом уроке определить пути достижения целей применительно к каждому обучающемуся.
Такие методы презентации учебного материала, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.
Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется на обобщающих уроках. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, подбирают пословицы. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. В 7 классе обобщающий урок по теме «Медицинская помощь» . Анастасия П. представила классу мини-проект «Первая помощь при порезах, ушибах, ссадинах».
Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода, при использовании активных форм обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1 /Заголовок/
«Потребность во введении в содержании ребёнка с интеллектуальными нарушениями специальных разделов, ориентированных на целенаправленное решение задач его развития»
Ребёнок с интеллектуальными нарушениями нуждается в специальном разделе обучения-социально-бытовой ориентации, где он изучает функции различных социальных служб и правила элементарного социального поведения в быту, правила социального взаимодействия, коммуникации.
СЛАЙД 2 Необходимо вхождение ребенка с интеллектуальными нарушениями:
- в систему социальных взаимосвязей,
- включение в ролевую систему,
- приобретение чувства групповой и социальной принадлежности.
Педагогическая помощь в аспекте содействия социализации ребенка означает: 1.развитие социальных умений и навыков;
2. формирование группового опыта и чувства принадлежности;
3. овладение социальными ролями;
4.приобретение конкретных игровых, учебных, трудовых умений в группе;
5.включение в профессиональную трудовую деятельность;
6.осознание ее необходимости и пользы для себя и окружающих;
Направленное формирование социально-бытовой компетентности у ребёнка осуществляется в рамках такого учебного предмета, как социально-бытовая ориентировка - СБО.
СЛАЙД 3
В качестве ведущих можно выделить следующие задачи предмета СБО:
♦ каждому обучающемуся независимо от нарушения развития необходимо получить полное представление по курсу СБО для дальнейшей адаптации и реабилитации;
♦ реализовать методы интегрирующего обучения, предусматривающие комплексное изучение данного предмета как коррекционного;
♦ систематизировать, формировать и совершенствовать у ребёнка необходимые ему навыки общественно полезного и самообслуживающего труда;
♦ организовать и использовать групповые формы обучения во всех видах практических занятий, экскурсиях, тренировочных упражнениях, межпредметных связях;
♦ учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подходить к обучающемуся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие его развития, но и возможности овладения учебным материалом, трудовыми умениями и навыками.
Курс «Социально-бытовая ориентировка» располагает значительными возможностями по решению задач социализации ребёнка с нарушением интеллекта, служит подспорьем педагогу по оказанию помощи в плане бытовой адаптации. За основу адаптированной рабочей программы по социально-бытовой ориентировке для 5-9классов взята программа, рекомендованная Министерством образования РФ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией В.В.Воронковой. Адаптированная рабочая программа составлена в русле социокультурного подхода, предусматривающего формирование адекватной самооценки (социального «Я»); навыков позитивного межличностного общения; формирование диспозиции, ориентированной на осмысление личностной значимости изучаемого содержания курса СБО.
Актуальность данной программы заключается в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, раскрытию их способностей, помощи обрести друзей, развитию адекватной самооценки.
Тематика изучаемого материала в среднем и старшем звене в образовательном учреждении повторяется, но по принципу спирали, т.е. от простого к сложному.
Содержание программы представлено четырьмя разделами, включающими различные темы занятий по социально-бытовой ориентировке:
СЛАЙД 4
Раздел 1. « Я – сам»
Тематика занятий этого раздела предусматривает реализацию следующих задач:
- формировать представления об основных нуждах человека, частях тела и органах человека, их функциях;
- формировать представления о значении и правилах личной гигиены;
- учить детей понимать свои индивидуальные внешние и эмоционально-личностные особенности;
- учить детей рассказывать другим людям о себе.
СЛАЙД 5
«Я-сам»
5-6классы | 7-9классы |
|
|
|
|
СЛАЙД 6
Раздел 2. «Общение с окружающими»
Тематика занятий этого раздела предусматривает реализацию следующих задач:
- формировать представления и знания о нормах культуры, накопление соответствующего опыта;
- обучать приемам вежливого общения в различных жизненных и поведенческих ситуациях;
- вырабатывать положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;
- формировать элементарные знания о взаимоотношениях мальчиков и девочек, мужчин и женщин;
СЛАЙД 7
«Общение с окружающими»
5-6классы | 7-9классы |
|
|
|
СЛАЙД 8
Раздел 3. «Учреждения, организации, предприятия»
Задачи данного раздела следующие:
- ознакомление с профессиями взрослых, значением труда в жизни;
- формировать культуру поведения в общественных местах и других жизненных ситуациях;
- развивать способность ребенка воспринимать реальный мир города, улицы и ориентироваться в нем;
- учить планировать и организовывать личный досуг;
- учить планировать денежные расходы (в пределах имеющихся счетных навыков);
- воспитывать уважительное отношение к труду людей.
СЛАЙД 9
«Учреждения, организации, предприятия»
6класс | 7-9классы |
|
|
СЛАЙД 10
Раздел 4. «Хозяйственно-бытовое окружение (одежда, жилище, питание)».
Работа по формированию большинства социально-бытовых умений и навыков, предусмотренных данным разделом программы, организовывается учителем на занятиях, в практической деятельности, во внеклассной работе.
Задачи раздела:
- формировать представления об окружающей действительности и знания бытового характера;
- развивать умения и навыки хозяйственно-бытового труда, а так же культурно-гигиенические навыки;
- воспитывать позитивные качества личности.
СЛАЙД 11
«Хозяйственно-бытовое окружение (одежда, жилище, питание)».
5-6классы | 7-9классы |
|
|
Слайд 12 Например: Тема: «Яйцо. Блюда из яиц»
Планируемые образовательные результаты
Предметные умения: узнаёт о значении и пищевой ценности продуктов.
Базовые учебные действия: извлекает необходимую информацию из учебных пособий, рассказа учителя, видеоматериала; расширяет понятийную базу за счёт включения в неё новых элементов (участие в опыте); умеет сотрудничать в группе, вступает в диалог.
Личностные: имеет мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к предметно-практической деятельности.
СЛАЙД 13 Практический материал занятия из видеоурока.
Условием решения задач социализации является чёткая направленность на формирование творческого потенциала как приоритетной ценности современного образования. Творческая активность проявляется в готовности обучающегося к самостоятельности и инициативности в ходе решения творческих задач, в создании нового продукта деятельности. Можно ли и нужно ли руководить творчеством ребёнка? Можно ли вмешиваться в их творчество? Можно и нужно, т.к. творчество по самой природе-деятельность, которая осуществляется при непосредственном участии взрослого. Ребёнок чувствует себя творцом. Он создаёт продукт своего творчества, который достаёт радость ему и взрослым. Ребёнок видит как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней.
Успешность решения задач возможна только при вовлечении детей в различные виды деятельности, имеющих для обучающихся личностно-смысловой характер.
Для учителя это означает, что он должен решать задачу формирования у обучающихся умения осуществлять деятельность. Научить человека плавать можно только в воде, а научить действовать можно только в процессе деятельности. А это дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Достижение результата возможно через включение в деятельность.
«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» Д.Б.Шоу