Представление педагогического опыта воспитателя ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Терентьевой Ирины Николаевны
Представление педагогического опыта воспитателя
ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Терентьевой Ирины Николаевны
«Формирование сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения у воспитанников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта воспитателя
ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Терентьевой Ирины Николаевны
Тема: «Формирование сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения у воспитанников»
Сведения об авторе: Терентьева Ирина Николаевна, воспитатель ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»; образование средне-специальное, общий педагогический стаж – 29 лет, в данной организации – 29 лет.
Актуальность опыта.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряжённость, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность, трудолюбие и терпимость, сила воли и целеустремленность. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года, «Концепция развития системы профессионального самоопределения детей и молодежи Республики Мордовия до 2025 года» направлены на организацию профессиональной ориентации молодежи и помощь в построении образовательной траектории, что позволит обеспечить более эффективный выбор молодежью будущей специальности. Чтобы правильно выбрать любимую профессию и стать хорошим специалистом, нужно начинать с нуля в любой специальности. Нельзя стать хорошим врачом, не проработав и не полюбив работу медсестры или управляющим розничной сетью, не научившись продавать и не общаясь с покупателями.
Проблема подготовки детей, оставшимся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и трудовой деятельности всегда была и остаётся самой актуальной и острой для учреждений общественного воспитания. Дети, поступающие к нам в Центр, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учёбе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьёзной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Другим фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптация детей и подростков. Как правило, у поступающих к нам детей проявляется неумение приспособиться к новой социальной среде, незнание современных жизненных условий, низкий уровень осведомлённости в существующих профессиях. У подростков отсутствует потребность в профессиональном выборе, а также имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности. Именно воспитатель, знающий ребёнка в течение длительного времени, организовывает систему педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку его к сознательному выбору профессии, в правильном ориентировании на рынке труда, обогащении знаниями, которые помогут ему реализовать себя как профессионала.
Основная идея опыта.
Проводимая в России модернизация системы образования предусматривает приведение результатов её деятельности в соответствии с запросами государства, общества и личности. Профессиональная мобильность человека на рынке труда во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые могут применяться или трансформироваться к изменяющимся жизненным условиям.
Жизнь детей в условиях государственного учреждения, лишённых родительского внимания и любви, приводит к нарушению взаимодействия ребёнка с социальной средой. Главным направлением работы с такими детьми является создание условия и возможности для позитивного развития, формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях и готовность к внутренним компромиссам. Профориентационная деятельность является продолжением всей педагогической работы с детьми и является её логическим завершением. Полноценная помощь ребёнку в выборе профессии происходит в соответствии со способностями, склонностями, возможностями воспитанников и рынком труда. Она состоит не только в организации учебной деятельности (осознанное изучение школьных предметов, которые могут ему пригодиться для получения профессии), но и привносит определённое спокойствие в его отношение к своему будущему (оптимистическая жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).
Теоретическая база опыта.
В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к профессиональной ориентации воспитанников. Существенное значение для определения ведущих позиций имели работы, посвящённые особенностям развития детей, оставшимся без попечения родителей в условиях Центра.
Для обоснования системы работы:
- изучена:
- проблема профессионального самоопределения в контексте социализации личности как процесса вхождения в социальные структуры, усвоения культурных ценностей общества в работах психологов С.А. Кугелъ, О.М. Никандров, ГА. Журавлева, Ф.Р. Филиппов, Л.Я. Рубина, О.В. Леднева, В.Т. Лисовский, О.В. Падалко.
- рассмотрены:
- вопросы создания профориентационных условий для развития личностных качеств, мотивов, интересов детей в работах педагогов Е.А. Климовым, С.Н. Чистяковой, Н.С. Пряжниковым, Л.М. Митиной, Е.А. Головахой, А.В. Голомштоком;
- понятия профессионального самоопределения как части жизненного самоопределения человека, взаимосвязи с развитием самопознания, становлением собственной активности самоопределяющейся личности выделенные учёными С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, К.А. Абульхановой, Славской, П.А. Шавира;
- исследования Е.М. Борисовой, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, А.К. Марковой, Ю.П. Поваренкова, в которых делается акцент на рассмотрение профессионального самоопределения как длительного динамического противоречивого процесса, сопровождающего человека всю его жизнь;
- раскрытые в трудах В. Врум, А. Маслоу, Ф. Херуберг, Э. Роу субъективные личностные факторы профессионального самоопределения, подчеркивающие активность самоопределяющегося субъекта.
- разработана развивающая программа "Я и профессия" по формированию сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения у воспитанников.
Новизна опыта.
Новизна опыта работы выражается в том, что разработана педагогическая система формирования представлений детей о профессиональной дифференциации и взаимосвязи труда взрослых в игровой деятельности, которая представляет собой своеобразное сочетание форм, методов, приёмов, известных инновационных технологий их комбинирование, модификацию, имеющую в совокупности новизну. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность, даёт возможность организации субъектных отношений и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка в процессе ознакомления с профессиями.
Технология опыта.
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей воспитанников к труду. Для любого человека выбор профессии значит очень многое. И поэтому очень важно выбрать профессию по душе. А для этого нужно подумать, какие у них желания, цели и мечты.
Ошибки в выборе профессии наносят вред здоровью и психологическому состоянию воспитанников, а также обществу и государству в целом. Наличие чётких профессиональных и личных планов, способности их реализовать формирует у человека чувство социальной защищённости.
Средством формирования у воспитанников способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей как в группах в самом учреждении, так и за его пределами. Основу такой деятельности составляют ситуации, когда ребёнок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, учиться легко и быстро ориентироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействия внешней среды, осваивать разные социальные роли. При этом важно учитывать, что в реальной жизни ситуации выбора нередко возникают стихийно. Воспитанник должен хорошо представлять себя в своей самостоятельной жизни, поэтому я привлекаю как можно раньше каждого из воспитанников к индивидуальному целеполаганию и планированию:
- формирую позитивное отношение к труду, творчеству, трудовой деятельности;
- формирую потребность у воспитанников соблюдение общечеловеческих норм морали (доброта, взаимопонимание, терпимость и т.д.);
- создаю условия для развития внутренней свободы-способности к объективной, адекватной самооценки себя, своих знаний и возможностей, чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения окружающих, саморегуляции достойного поведения.
Преодоление проблем, трудностей, умение выходить из сложных ситуаций - это самое главное в социализации и адаптации в обществе для воспитанника. С этой целью использую приёмы: личный пример, одобрения и поощрения, благоприятный психоэмоциональный климат, советы и рекомендации, чёткая инструкция, снятия чувства безнадёжности, сравнения, стремления «Сделай лучше, чем было», оценка результата.
В своей работе руководствуюсь следующими принципами:
-личностно - ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности воспитанника, учёта особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса);
- системности и преемственности;
- открытости (воспитанник имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы);
- активности;
- дифференциации и индивидуализации (в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости);
- диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат);
- рефлексивности (является основной для осознания каждым воспитанником себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у детей формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения).
В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой воспитанников. Работа осуществляется во время организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.
В организации и проведении профориентационной работы мною апробированы следующие формы и методы:
- наблюдение, беседа;
- анализ практических действий детей;
- рассказ, объяснение, лекция;
- профориентационные игры с группой;
- коррекционно-развивающие задания;
- игровые профориентационные упражнения и микро-ситуации;
- экскурсии, встречи с интересными людьми;
- творческий труд (лепка, изготовление поделок и аппликаций).
Свою работу строю комплексно. Результаты психологического обследования, диагностика склонностей и возможностей на начальном этапе значительно облегчает построение практических занятий, бесед, практикумов и других видов занятий. Эффективность работы зависит от тесного взаимодействия с социальным работником, психологом, медицинским работником.
Результативность опыта.
Показателями эффективности работы являются следующие факты:
- у воспитанников сформированы любовь и добросовестное отношение к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества;
- развит интерес к наиболее распространённым профессиям ближайшего окружения;
- воспитанники мотивированы на выбор будущей профессии;
- ребята принимают активное участие в общешкольных делах, праздниках, выставках, конкурсах, художественной самодеятельности. Посещают кружки, секции, развиваются разносторонне;
- сориентированы на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
- научились соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, способностями, возможностями.
В результате реализации системы работы воспитанники познакомились с профессиями, связанными с земледелием и производством, оказанием услуг, воспитанием и обучением. Ребята научились выражать предпочтение определённой группе или конкретной профессии. Изготавливая своими руками атрибуты, проявляют творческие способности, конструктивные навыки. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы многие ребята в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.
Опытом своей работы делюсь на методических заседаниях воспитателей, на занятиях творческих групп, показывая открытые мероприятия; размещаю материал:
- на сайте учреждения;
- на собственном мини-сайте - https://nsportal.ru/terenteva-i-n;
- на сайте - http://irina2016.pedmir.ru/
Опыт работы изучен на заседании методического совета воспитателей (протокол №3 от 28 января 2022 г.) и получил положительную оценку. Рекомендован для размещения на сайте ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
Список литературы:
- Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. Пособие для ст. Кл. сред. шк.: Просвещение, 2011г. – 241с.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределении: Учеб.-метод. пособие. - М.: Издательство МПС; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2012г.- 352с.
- Твоя профессиональная карьера: Учеб. пособие для 8-11 кл. общеоб. учреждений/ Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. - М.: Просвещение, 2014г.- 458с.
- Климов Е. А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся старших классов средней школы. -М., 2013г.
- Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. - М., 2013г.
- Выбираем профессию: 100 вопросов, 100 ответов. - Л., 2013г.
- Профориентационные игры: Методическое пособие. - Вологда, 2013г.
- Д-р Пол Пауэре, Дебора Расселл. Найди свое дело. - М., 2014г.
- Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. - М, 2014г.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М, 2014г.
- Степанов А., Бендюков М. и др. Азбука профориентации. - СПб., 2015г.
- Как выбирать профессию: Практические советы. -Л., 2015г.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. - М., 2015г.
-Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Методическое пособие. - М. 2015г.
Приложение:
Методические разработки:
- Занятие по программе «Выбор профессии – дело серьёзное» воспитателя Терентьевой И.Н.
https://ylgahome.3dn.ru/publ/vospitatelnaja_rabota/10-9
- Выступление «Методы и приёмы организации ситуации успеха, как одно из направлений повышения социализации воспитанников»
https://ylgahome.3dn.ru/publ/vospitatelnaja_rabota/dukhovno