Аттестация
Индивидуальный план повышения квалификации в межаттестационный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_marapova.docx | 40.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №86 комбинированного вида»
Ново – Савиновского района г. Казани.
Индивидуальный план повышения квалификации в межаттестационный период
Мараповой Радмилы Максютовны
Тема: Формирование социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР III Р.Р.)
2022-2026 г.
г. Казань
Тема: Формирование социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР III Р.Р.)
Обоснование выбранной темы:
Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка, в которой можно выделить три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, личностный и социально-психологический (Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Л. Л. Коломинский, Е. Е. Кравцова и др.) [5]
Социально-психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста с ОНР к школе является одним из главных аспектов этой задачи.
Социально-психологическая готовность к обучению в школе- это необходимый и достаточный уровень социального и психического развития ребенка в период дошкольного детства для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников, один из важнейших компонентов, как отмечается рядом авторов (А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов и др.), который представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма», особенно актуальна. У ребенка с ОНР отмечаются специфические особенности личностного развития, среди которых заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности, агрессивности разной степени выраженности [7].Также детям старшего дошкольного возраста с недостатками речевого развития характерно многообразие возрастных и специфических страхов в связи с клиническими проявлениями нарушения и особыми социально-психологическими условиями воспитания [6].
У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Большинство детей предпочитает играть в одиночку, игра носит эпизодический характер. Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре [3].Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. У детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь (Ю. Ф. Гаркуша, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова).
Дошкольники с ОНР используют и понимают более «простые» средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды), характерные для детей более раннего развития. В репертуаре невербальной коммуникации у них превалируют мимика и визуальное взаимодействие (взгляды) [4].
Такие дети находятся в неблагоприятной статусной категории. У них реже встречается взаимный выбор, что свидетельствует о социально - психологическом неблагополучии, неумении строить доброжелательные отношения со сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи в процессе деятельности не оказывают друг другу помощь, работают в основном самостоятельно и мало общаются друг с другом. Все это затрудняет адаптацию ребенка к школе, а значит, указывает на социально-психологическую «неготовность» ребенка с ОНР к школе. У детей, не имеющих достаточного опыта взаимоотношений, к концу дошкольного возраста не формируются навыки социального сотрудничества с взрослыми и сверстниками, которые являются основой формирования учебной деятельности. Чтобы ребенок, с общим недоразвитием речи, имел высокий уровень психологической готовности к школе, необходимо сделать акцент именно на развитие тех качеств, которые влияют на формирование социально – психологической готовности.
Недостаточная сформированность социально-психологической готовности приводит к той или иной форме «социальной дезадаптации», приводящей к проблемам в адаптации к новым условиям существования детей, а именно к систематическому обучению.
Мы разделяем позиции авторов, но, вместе с тем, вынуждены констатировать, что «психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению в школе» в рамках данной теоретической концепции в настоящее время остается недостаточно изученной.
Проблема поиска эффективных форм коррекции у детей старшего дошкольного возраста, выделения тех аспектов социально-психологической готовности, на которые должно быть оказано воздействие остается актуальной до настоящего времени.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
Задачи:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
3. Пополнить развивающую среду кабинета.
Список литературы
1. Азарова Т. В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе [Текст] / Т. В. Азарова, М. Р. Битянова // Мир психологии, № 1,1996. - С. 147 - 170.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Цветковой Л. С, 2006.
3. Дубова Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] / Н. В. Дубова // Логопед в детском саду, № 3, 2006. – С. 36-38.
4. Дудьев В. П. Развитие невербальных коммуникаций у дошкольников с ОНР [Текст] / В. П. Дудьев // Логопед в детском саду, № 2, 2006. - С. 16-20.
5. Ильина М. Н. Подготовка к школе [Текст] / М. Н. Ильина. С.-Пб.: Дельта, 1999. – 224 с.
6. Колягина В. Г. Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития: Дис. канд. псих. наук. –М., 2011
7. Юсупова Г. Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: Дис. канд. псих. наук. –Н. Новгород, 2003
Изучение материалов на сайтах:
- Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
- Журнал «Логопед»
- http://www.logoped-sfera.ru/
- Логопед.ру http://www.logoped.ru/index.htm/
2022-2023 учебный год
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь | Проведение диагностики уровня сформированности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР | Провести диагностику. | Анализ результатов диагностики. |
Октябрь | Изучение литературы по теме самообразования | Чтение книг, статей в журналах, посвященных готовности детей к обучению в школе | Конспект книг, статей |
Ноябрь | Систематизация игровых пособий | Обновить имеющиеся игровые пособия по развитию речи | Создание банка пособий. |
Декабрь | Проведение семинара – практикума для родителей: « Роль родителей в формировании готовности ребенка к школе». | Подготовка материала для проведения семинара | Повышение педагогической грамотности родителей |
Январь- февраль | Создание собственных игровых пособий, моделей для формирования речевого развития | Придумать пособия и модели, распечатать, заламинировать. | Дополнение банка своими пособиями, схемами, моделями. |
Март | Подготовка мастер-класса по теме самообразования. | Придумать имитационную игру, смоделировать игры, которые проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. | Мастер-класс |
Апрель | Написание статьи по материалам конкурсных заданий и проведенного мастер-класса | Написать статью, отправить ее на сайт для печать в сборнике | Статья |
Май | Участие в X Междуна-родной научно – образовательной конференции «Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика» | Публикация двух статей в сборнике научных трудов X Международной научно – образовательной конференции | Сборник научных трудов |
2023-2024 учебный год
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь | Проведение диагностики уровня сформированности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР | Провести диагностику. | Анализ результатов диагностики. |
Октябрь | Включение в занятия игровых пособий, схем, моделей согласно календарно-тематического планирования. | Провести занятия | Конспект занятий с элементами метода игрового моделирования |
Ноябрь | Изучение новых статей в журналах | Изучить новую литературу | Добавление новых пособий в банк. |
Декабрь | Изготовление буклета для родителей «Памятка родителям будущих первоклассников». | Распечатка буклета | Повышение педагогической грамотности родителей. |
Январь- февраль | Выступление на РМО | Составить выступление | Сделать презентацию для выступления. |
Март | Участие в Международном конкурсе педагогических идей «Профессионал своего дела» | Изучение положения конкурса, подготовка конкурсного материала | Сертификат |
Апрель | Подготовить статью для участия в конференции | Написать статью, отправить ее на сайт для печать в сборнике | Статья |
Май | Проведение диагностики уровня готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР | Провести диагностику. | Анализ результатов диагностики. |
2024-2025 учебный год
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь | Проведение диагностики уровня сформированности речевого развития детей старшего дошк. возраста с ОНР | Провести диагностику. | Анализ результатов диагностики. |
Октябрь | Работа с интернет- ресурсами как одна из основных инновационных технологий" | Пополнение собственной странички на сайте ДОУ, распространение опыта работы | Повышение результативности в работе |
Ноябрь | "Логопедические технологии в работе над развитием связной речи детей" | Картотека для родителей "Мнемокартинки для разучивания стихотворений" | Повышение педагогической грамотности родителей |
Декабрь | Технология использования схем в работе над формированием навыков звукового и слогового анализа и синтеза" | Беседа, Рекомендации. | Повышение педагогической грамотности родителей |
Январь- февраль | Создание собственных игровых пособий, моделей для формирования речевого развития | Придумать пособия и модели, распечатать, заламинировать. | Дополнение банка своими пособиями, схемами, моделями. |
Март | Обобщение педагогического опыта по теме: «Социально-психологическая готовность к обучению в школе детей с ОНР». | Составить выступление | Сделать презентацию для выступления. |
Апрель | Подготовка детей к конкурсу чтецов | Подбор стихов | Грамота, благодарственное письмо |
Май | Отчет на педсовете (система работы) | Подбор материала для выступления | Анализ работы |
2025-2026 учебный год
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты | |
Сентябрь | Проведение диагностики уровня сформированности речевого развития детей старшего дошк. возраста с ОНР | Провести диагностику. | Анализ результатов диагностики. | |
Октябрь | Работа с интернет- ресурсами как одна из основных инновационных технологий" | Пополнение собственной странички на сайте ДОУ, распространение опыта работы | Повышение результативности в работе | |
Ноябрь | Оформление картотеки по лексическим темам | Обновить имеющиеся игровые пособия по развитию речи | Создание банка пособий. | |
Декабрь | Обобщение педагогического опыта по теме: «Социально-психологическая готовность к обучению в школе детей с ОНР». | Составить выступление | Сделать презентацию для выступления. | |
Январь | Проведение семинара – практикума для родителей: «Что значит психологическая готовность к школьному обучению». | Подготовка материала для проведения семинара | Повышение педагогической грамотности родителей | |
Февраль | Изучение новых статей в журналах | Изучить новую литературу | Добавление новых пособий в банк. | |
Март | "Логопедические технологии в работе над развитием связной речи детей" | Картотека для родителей "Мнемокартинки для разучивания стихотворений" | Повышение педагогической грамотности родителей | |
Апрель | Подготовка детей к конкурсу чтецов | Подбор стихов | Грамота, благодарственное письмо | |
Май | Отчет на педсовете (система работы) | Подбор материала для выступления | Анализ работы |