Главные вкладки
Бондарчук Ирина Витальевна
Методическая разработка по оценке математической грамотности школьников.
- Предмет: математика.
Тема: решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (задачи на части).
Класс: 5.
- Бондарчук Ирина Витальевна, учитель математики МОАУ СОШ №4 г. Шимановска.
- Задание 1. Учебник математики для 5 класса, авторы Дорофеев Г.В. и др.,
Для приготовления компота из смеси сухофруктов необходимо, чтобы яблоки составляли 4 части, груши – 3 части, сливы – 2 части от общей массы сухофруктов. Сколько граммов яблок, груш, слив должно быть в 1кг 800г смеси сухофруктов?
Задание 2. Учебник математики для 5 класса, авторы Дорофеев Г.В. и др.
В кулинарной книге написано, что для варенья из малины на 3 части ягод надо брать 2 части сахару. Сколько сахару надо взять на 9 кг ягод?
Задание 3. Автор - Бондарчук И.В.
Кусок ткани длиной 76 м разрезали на три части. Первая имеет длину 25 м, а вторая – в 2 раза длиннее третьей. Хватит ли ткани из третьего куска на пошив 7 штор, если длина одной шторы 2 м 50 см?
Задание 4. Примеры заданий по математической грамотности, которые использовались в исследовании PISA в 2003-2012 годах. Публикации [Электронный ресурс]. http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html
Вы делаете свою собственную заправку для салата. Вот рецепт на 100 миллилитров заправки: салатное масло – 60мл, уксус – 30мл, соевый соус – 10мл. Сколько миллилитров салатного масла понадобится, чтобы сделать 150 мл этой заправки?
Задание 5. Международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования. Публикации [Электронный ресурс]. http://www.centeroko.ru/timss15/timss15_pub.html
Указанные в таблице продукты потребуются, чтобы испечь блины для 6 человек.
Продукты | |
Яйцо | 4 штуки |
Мука | 8 чашек |
Молоко | ½ чашки |
Саша хочет испечь блины для 3 человек. Запиши в следующей таблице, сколько продуктов нужно Саше, чтобы испечь блины для 3 человек.
Продукты | |
Яйцо | ….. штуки |
Мука | ……чашек |
Молоко | ……чашки |
- Критерии оценивания заданий.
Задание 1. 2 балла - верно решена задача; 1 балл - верно найдено сколько должно быть яблок и груш, неверно (или не найдено) сколько слив; 1 балл - верно найдено сколько должно быть яблок и слив, неверно (или не найдено) сколько груш; 1 балл - верно найдено сколько должно быть слив и груш, неверно (или не найдено) сколько яблок; 0 баллов – другие варианты ответов или нет ответа.
Задание 2. 2 балла - верно дан ответ на вопрос задачи; 1 балл – верно найдено общее количество частей, содержание продукта (кг) в одной части, неверно найдено содержание (кг) сахара; 0 баллов – нет ответа или другой ответ.
Задание 3. 3 балла – верно решена задача; 2 балла – верно найдено содержание ткани (м) во втором и третьем куске, нет ответа на вопрос задачи или он неверный; 1 балл – верно найдено содержание ткани во втором и третьем куске вместе, определено общее количество частей в них, неверно найдено или не найдено содержание ткани (м) во втором и третьем куске или не найдено, нет ответа на вопрос задачи или ответ неверный; 0 баллов – решение неверное, ответа нет или он неверный, дан ответ без решения задачи.
Задание 4. 2 балла – верно решена задача; 1 балл – верно определено количество частей продуктов, найдено сколько мл соевого соуса или уксуса понадобится, но не найдено сколько мл салатного масла нужно; 0 баллов – другой ответ или нет ответа.
Задание 5. 2 балла – верно найдено количество яиц, муки, молока; 1 балл – верно указано количество яиц, муки, неверно указано количество молока, 1 балл – верно указано количество молока, муки, неверно – яиц; 1 балл – верно указано количество яиц и молока, неверно – муки; 0 баллов – другой ответ или его нет.
5 . Результат, к которому придут школьники, выполнив указанные задания.
Отметка «5» - 10-11 баллов; отметка «4» - 7-9 баллов; отметка «3» - 4-6 баллов; отметка «2» - менее 4 баллов.
Математическая грамотность школьника – компонент функциональной грамотности. Функциональная грамотность – умение находить верные решения в сложных ситуациях из реальной жизни. Задания помогут ученикам ориентироваться в таких ситуациях, находить и сравнивать решения возникающих проблем и их последствия. Обучающиеся придут к пониманию, что математические знания необходимы для решения жизненных задач.
В процессе решения предложенных заданий, обучающиеся получат возможность применить полученные знания в бытовых жизненных ситуациях: грамотно рассчитать содержание продуктов для приготовления блюда, имея рецепт; правильно приобрести необходимое количество ткани для обустройства дома и др.
- Методические рекомендации для учителя по работе с данными заданиями.
«Главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создает общие приемы и способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть».
М.И. Башмаков
При решении данных задач необходимо использовать следующие виды деятельности обучающихся (учебные действия):
- анализ и осмысление текста задачи;
- моделирование условия задачи с использованием реальных предметов, рисунков, схем (в том числе для обучающихся с невысоким уровнем математической грамотности);
- планирование хода решения задачи;
- решение задачи по предложенному плану (для обучающихся с невысоким уровнем математической грамотности);
- оценка полученного ответа, осуществление самоконтроля при проверке на соответствие условию задачи;
- применение различных способов рассуждения к решению задач, которые отражают жизненные ситуации.