Аттестация
Индивидуальный план повышения квалификации на 2020-2025гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_povysheniya_kvalifikatsii_sudakovoy_l.v.docx | 47.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №86 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района города Казани
Индивидуальный план
повышения профессиональной компетентности воспитателя
Судаковой Ларисы Валентиновны
на 2020-2025гг.
Казань,2019г.
Тема самообразования: «Речевое развитие детей дошкольного возраста»
Актуальность темы:
Тема выбрана мной не случайно. Данная проблема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.
Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи?
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.
Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками, их значение не осмысляются взрослыми. Родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачиречевого развития.
Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.
Цель:
Создание благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности. Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
1.Овладение речью как средством общения и культуры.
2. Обогащение активного словаря.
3.Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.
4. Развитие речевого творчества
5. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
6. Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки обучения грамоте.
7. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Основные направления работы по развитию речи детей в образовательной деятельности:
- Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
- Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
- Формирование грамматического строя:
- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
- синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
- словообразование.
- Развитие связной речи:
- диалогическая (разговорная) речь;
- монологическая речь (рассказывание).
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи:
- различение звука и слова,
- нахождение места звука в слове.
- Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Содержание работы | Цели и задачи проводимой работы | Практический выход | |
Изучение научно – профессиональной и учебно – методической литературы. | |||
2020-2025 | Изучение современной литературы по теме самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста» Изучение периодической печати «Воспитатель ДОУ», «Детский сад-галерея проектов», «Дошкольная педагогика» и др. Обзор информации в интернете по изучаемой теме. | Повысить собственный уровень знаний путём изучения методических разработок. | Консультации в родительский уголок, создание картотеки работстатей из журналов. |
Разработка составление документации, методических рекомендаций, планирования. | |||
2020-2025 | Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме. Разработка индивидуального плана работы для каждого ребенка. Разработка календарно - тематических планов и рабочей программы Разработка конспектов занятий | ||
Повышение квалификации и профессиональной компетентности | |||
2021г. | Курсы повышения квалификации по профилю деятельности | ||
2020-2025г. | Посещение районных методических объединений воспитателей ДОО | ||
2020г. | Участие в вебинарах | ||
2020-2025г. | Посещение семинаров и конференций организованных отделом Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани | ||
Инновационная деятельность | |||
2020-2025г. | Участие в дистанционных конкурсах профессионального мастерства | ||
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности | |||
2020г. | Открытый показ педагогического мероприятия с детьми на районном методическом объединении воспитателей ДОО | ||
2021г. | Выступление на республиканских семинарах для слушателей курсов на тему «Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста » | ||
2020-2025г. | Публикация в интернет порталах, методических сборниках конференций | ||
2020-2025г. | Участие в районных, республиканских и Всероссийских конкурсах педагогического мастерства. | ||
Ежегодно | Обучение молодых специалистов в своей ДОО по реализации образовательной области – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. | ||
Ежегодно | Участие в творческих группах по реализации проектов ДОО | ||
Участие в системе методической работы в ДОО | |||
2020г. | Проведение мероприятий. Мастер- классов для воспитателей ДОУ. | ||
2020-2025г. | Ежегодные конкурсы детского творчества | ||
2020-2025г. | Работа с родителями. Выступление на родительских собраниях, консультации, работа в рамках консультационного пункта с родителями. Ведение блогов на интернет порталах, онлайн консультирование родителей через социальные сети и мобильные приложения. | Проведение совместных праздников для детей и родителей, Рекомендации родителям Совместные конкурсы детей и родителей Показ презентаций, Создание картотеки игр Папки - передвижки | |
2020-2025г. | Написание отчета о проделанной работе. | Выступление на педсовете о проделанной работе за учебный год. | |
Обмен опытом на сайтах. Посещение открытых занятий. Изучение опыта педагогов ДОУ | Составление анализа посещаемых занятий | ||
Работа с детьми | |||
2020г. | Подбор литературы по теме: «Развитие связной речи детей» | Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений. | Памятки для родителей по обучению связной речи. |
2020-2022г. | Сказкотерапия: Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; | Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии | Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». |
2020-2025г. | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины;учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка» |
2020-2025г. | Работа с загадками. . | Показать роль загадки на формирование выразительности речи | Консультация для воспитателей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». |
2020-2025г. | Работа над пересказами с использованием опорных схем | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарногозапаса детей. | |
2020-2025г. | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей | Конкурс чтецов |
2020-2025г. | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировка сказки | Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей. | Показ сказки детям младшей группы |
2020-2025г. | Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске. | Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи | Показ сказки детям младшей группы |
2020-2025г. | Настольно-печатные развивающие игры | Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок. | Картотека игр |
2020-2025г. | Дидактические игры с применением картинок | Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Картотека игр |
Игровые обучающие ситуации (ситуации – иллюстрации). | Расширять и активизировать словарный запас детей, добиться употребления его в активной речи. | Консультация «Учим ребёнка общаться». | |
2020-2025г. | Развитие речи через обучение детей этикету | Изучение передового опыта педагогов по данной теме в сети Интернет | Создание картотеки пословиц, стихов, загадок о вежливости |
Предполагаемый результат:
-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
-желание улучшить образовательный процесс;
-разработка презентаций.
-разработка и внедрение дидактических материалов.
-разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в методических журналах.
- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей во всех возрастных группах.
-доклады и выступления по распространению опыта работы.
Учебно-методическая литература:
1. Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О. М. Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
2.Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
3.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, ; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.
4.Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С. И. Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
6.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
7.Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера. 2007
8.Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007
9.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 2007
10.Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова – Организация сюжетной игры в детском саду.
11.Журнал «Дошкольное воспитание».
12.Журнал «Ребенок в детском саду».
13.Журнал «Воспитатель ДОУ»
14.Интернет ресурсы
Вывод:Развитие связной речи дошкольников – важный процесс, которому следует уделять максимум внимания. Он включает в себя развитие монологической, диалогической речи и интонационной выразительности. Детей необходимо правильно мотивировать к обучению, заинтересовывать в этом процессе, подбирая наиболее занимательные игровые задания и упражнения.Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.