Мир полон сказок и чудес.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.
«Благодаря сказке ребёнок познаёт
мир не только умом, но и сердцем».
В. А Сухомлинский
Проверить свои знания по сказкам можно пройдя викторины.
Игра - виктрина по сказкам Корнея Чуковского здесь>>> https://learningapps.org/3222860
Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина здесь>>> https://learningapps.org/525276
Игра - викторина по сказкам здесь>>> https://learningapps.org/1451805
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедические сказки | 1.05 МБ |
Консультация для родителей "Роль сказки в жизни ребенка" | 508 КБ |
Консультация для родителей "Роль сказки в речевом развитии дошкольника" | 271.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
« Роль сказки в речевом развитии дошкольников»
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Сказка – одно из первых литературных произведений в жизни ребенка. Именно через нее ребенок познает окружающий мир, учится сопереживать, обогащает свой духовный мир, развивает мышление и фантазию. Она дарит детям радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит, играя. Поэтому сказка должна стать неотъемлемым элементом и средством в развитии детей.
Сказка проникает во все виды деятельности ребенка – дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности, музыкальной деятельности, игровой. Особым же вниманием она пользуется в художественно - речевой деятельности. Являясь эффективным средством и методом развития речи детей, сказка помогает дошкольнику передать свои мысли, эмоции, переживания, вырабатывает у детей художественный вкус, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства языка. Подражая речи героев сказки, дети учатся правильному и четкому звукопроизношению, выразительному интонированию, четкой артикуляции. Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь.
Нас привлекают сказки и своим особенным сказочным языком. Попробуйте перевести наши обычные слова и выражения на сказочный язык.
Девушка …( красна девица)
Парень…( добрый молодец)
Красивая…( ни в сказке сказать, ни пером описать)
Губы…( уста сахарные )
Глаза… ( очи ясные )
Печаль… (голову повесил, закручинился, пригорюнился )
Идти далеко… (за тридевять земель, за тридевять морей )
К сожалению сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сказкотерапия – это один из видов здоровьесберегающих технологий, являющийся инновационным методом в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка, решая при этом самые разные задачи.
В сказке идет активизация разных сторон речи ребенка :
- словаря
- грамматического строя
- диалогической и монологической речи
- совершенствование звуковой стороны речи.
Какие же методы и приемы используют в работе со сказками для развития красивой речи детей?
Умение задавать вопросы
Через сказку можно учить детей задавать вопросы сказочным героям.
Конструирование слов, словосочетаний и предложений
Формирование основ устной речи требует специального обучения.
Для этого нужно:
- придумывать несколько однокоренных слов ( например: лес – лесок, лесной, лесовик ; зима – зимний , зимовье , зимовать; мороз – морозить, морозный , заморозить , морозилка ; олень – олений , олененок, оленина.)
Новое название
Придумывать новые названия известных сказок, не искажающих идеи произведения . ( Например, сказке « Теремок» можно дать такие названия , как « Дружный домик», « Домик для зверей», « Как медведь разрушил дом» )
Новые персонажи
В произведение можно ввести нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло.
Словотворчество
Для развития словотворчества можно использовать следующие приемы:
- найти ласковые слова ( рукавичка, лисичка, Хаврошечка, Дюймовочка )
- найти грустные слова, красивые, сказочные слова
- сочинить длинное слово ( образование сложных слов : например , про лису: длиннохвостая, пушистохвостая; Буратино – длинноносый; оловянный солдатик – одноногий )
- определить « лишнее слово» (называется несколько слов, которые встречается в сказке, но одно из них не относится к этой сказке, значит, оно лишнее. Например, лиса, заяц, избушка, дворец , собака, петух. Лишнее слово: дворец. )
Пословицы и поговорки
В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с детьми и обсуждая смысл каждой из них, вы поможете детям запомнить их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.
Загадки
Загадки – это полезное упражнение для детского ума. По ходу сказки можно предложить детям отгадать загадку о том или ином герое, встречающемся в сказке.
Интервью
Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру- задание « Интервью». А кто берет интервью, кто его дает , по какому поводу – зависит от сюжета сказки.
Повторное чтение
Во – первых, постоянное повторение одних и тех же слов отлично пополняет словарный запас, а во – вторых, читая книгу каждый раз по разному, вы способствуете развитию более качественной речи детей.
Салат из сказок (« Сказки перепутались» )
Предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки.
Изменение конца сказки
Например, мало кому нравится грустный конец сказки « Колобок». Попробуйте переделать сказку так , чтобы конец сказки стал веселым.
Рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения
Иногда детям кажется, что любимая сказка быстро закончилась или они просят почитать или рассказать ее еще. А вы попробуйте продолжить ее, тем самым продлив удовольствие детей от слушания сказки.
Сочинение сказки ( групповое сочинение, сочинение по кругу )
Таким образом, сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности , речь , знакомят детей с миром природы и помогают подготовить к школе.