Мир полон сказок и чудес.

Борисова  Юлия Юрьевна

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

«Благодаря сказке ребёнок познаёт

мир не только умом, но и сердцем».

В. А Сухомлинский

Проверить свои знания по сказкам можно пройдя  викторины.

Игра - виктрина по сказкам Корнея Чуковского здесь>>> https://learningapps.org/3222860

Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина здесь>>> https://learningapps.org/525276

Игра - викторина по сказкам здесь>>> https://learningapps.org/1451805

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

« Роль сказки в речевом развитии дошкольников»

https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/1109791/main_O%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0.jpg

    Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Сказка – одно из первых литературных произведений в жизни ребенка. Именно через нее  ребенок познает окружающий мир, учится сопереживать, обогащает свой духовный мир, развивает мышление и фантазию. Она  дарит детям радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит, играя. Поэтому сказка должна стать неотъемлемым элементом и средством в развитии детей.

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка – дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности, музыкальной деятельности, игровой. Особым же вниманием она  пользуется в художественно - речевой деятельности. Являясь эффективным средством и методом развития речи детей, сказка помогает дошкольнику передать свои мысли, эмоции, переживания, вырабатывает у детей художественный вкус, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства языка. Подражая речи героев сказки, дети учатся правильному и четкому звукопроизношению, выразительному интонированию, четкой артикуляции. Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь.

Нас привлекают сказки и своим особенным сказочным языком. Попробуйте перевести наши обычные слова и выражения на сказочный язык.

Девушка …( красна девица)

Парень…( добрый молодец)

Красивая…( ни в сказке сказать, ни пером описать)

Губы…( уста сахарные )

Глаза… ( очи ясные )

Печаль… (голову повесил, закручинился, пригорюнился )

Идти далеко… (за тридевять земель, за тридевять морей )

К сожалению сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сказкотерапия – это один из видов здоровьесберегающих технологий, являющийся  инновационным методом в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка, решая при этом самые разные задачи.

В сказке идет активизация разных сторон речи ребенка :

- словаря

- грамматического строя

- диалогической и монологической речи

- совершенствование звуковой стороны речи.

Какие же методы и приемы используют в работе со сказками для развития красивой речи детей?

Умение задавать вопросы  

Через сказку можно учить детей задавать вопросы сказочным героям.

Конструирование слов, словосочетаний и предложений

Формирование основ устной речи требует специального обучения.

Для этого нужно:

- придумывать несколько однокоренных слов ( например: лес – лесок, лесной, лесовик ; зима – зимний , зимовье , зимовать; мороз – морозить, морозный , заморозить , морозилка ; олень – олений , олененок, оленина.)

Новое название

Придумывать новые названия известных сказок, не искажающих идеи произведения . ( Например, сказке « Теремок» можно дать такие названия , как « Дружный домик», « Домик для зверей», « Как медведь разрушил дом» )

Новые персонажи

В произведение можно ввести нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло.

Словотворчество

Для развития словотворчества можно использовать следующие приемы:

- найти ласковые слова ( рукавичка, лисичка, Хаврошечка, Дюймовочка )

- найти грустные слова, красивые, сказочные слова

- сочинить длинное слово ( образование сложных слов : например , про лису: длиннохвостая, пушистохвостая; Буратино – длинноносый; оловянный солдатик – одноногий )

- определить « лишнее слово» (называется несколько слов, которые встречается в сказке, но одно из них не относится к этой сказке, значит, оно лишнее. Например, лиса, заяц, избушка, дворец , собака, петух. Лишнее слово: дворец. )

Пословицы и поговорки

В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с детьми и обсуждая смысл каждой из них, вы поможете детям запомнить их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.

Загадки

Загадки – это полезное упражнение для детского ума. По ходу сказки можно предложить детям отгадать загадку о том или ином герое, встречающемся в сказке.

Интервью

Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру- задание « Интервью». А кто берет интервью, кто его дает , по какому поводу – зависит от сюжета сказки.

Повторное чтение

Во – первых, постоянное повторение одних и тех же слов отлично пополняет словарный запас, а во – вторых, читая книгу каждый раз по разному, вы способствуете развитию более качественной речи детей.

 Салат  из сказок (« Сказки перепутались» )

Предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки.

Изменение конца сказки

Например, мало кому нравится грустный конец сказки « Колобок». Попробуйте переделать сказку так , чтобы конец сказки стал веселым.

Рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения

Иногда детям кажется, что любимая сказка быстро закончилась или они просят почитать или рассказать ее еще. А вы попробуйте продолжить ее, тем самым продлив удовольствие детей от слушания сказки.

Сочинение сказки ( групповое сочинение, сочинение по кругу )

Таким образом, сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности , речь , знакомят детей с миром природы и помогают подготовить к школе.