образно-игровые упражнения
Предварительный просмотр:
Формирование у дошкольников образа движений и творческого проявления в двигательной деятельности на воде.
Одна из основных задач дошкольного образования на современном этапе — обеспечение физического здоровья и эмоционального благополучия детей . Чтобы решить эту сложную задачу, необходимо реализовать естественную потребность ребёнка в движении.
Не случайно известный отечественный физиолог Н.М.Щелованов отмечал, что эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма. Работая по теме самообразования «Водобоязнь у детей дошкольного возраста» и не полноценного посещения , я видоизменила части занятий, изготовила нестандартное оборудование, разработала имитационные движения морских животных, а в старших группах добавила круговую тренировку и релаксацию на воде. Дети заинтересовались, что повысило динамику с 14% до 3% детей с водобоязнью , так же повысилась моторная плотность занятия.
Осознанное овладение двигательным действием – это всегда творческий акт для ребенка, что помогает добиться качественных плавательных навыков без принуждения. Обучая элементам техники выразительных движений или живому движению, ребенок эмоционально и двигательно раскрепощается , у него появляется чувство радости и удовольствия от движения в воде.
Впервые П.Ф.Лесгафт отразил подход к разработке понимания ребенком сути того или иного движения, которое он производит.
Как показала практика детям очень нравятся сюжетные занятия, а мы знаем что для развития сюжета необходимо творческое самовыражение. Интеграция взаимосвязи разных видов деятельности, таких как плавание, музыка, познавательная среда это и есть развитие детского творчества. Особенность дошкольного периода в том , что обучение проводится в игровой форме. Но в то же время добиться приобретения качественных плавательных навыков в игровой форме бывает сложно, так как требуется отработка одних и тех же движений. Поэтому для решения поставленных задач я комбинирую сюжетные , где у нас дети входят в образ морских животных и изображают их и даже озвучиваем (для отвлечения от страха перед водой и для выражения своих чувств):
Скольжение на груди с выдохом в воду – дельфинчики;
черепашки-чем не элементы движений рук и ног в стиле брасс; пасть акулы- элементы движения руками в стиле кроль,
тюлени греют животики- лежим на спине немного перебирая ногами. Бывают в гостях у нас и рыба Вьюн, Пила,Ёж, морские звёзды, морские котики.
Постоянно обращаю внимание на звукопроизношение, что помогает так же в отработке дыхания и отвлекает детей с водобоязнью. Так же обращаю внимание на красоту и разнообразие упражнений в воде, при релаксации в заключительной части занятия под музыкальное сопровождение.
Процесс обучения ( по мнению В.П.Зинченко) необходимо ориентировать с различных сторон и вариантах выполнения. Для этого активно в обучающем взаимодействии использую наглядные средства (карточки –схемы, изображение морских животных, игрушки), жесты, мимика и другие наглядные средства. Чем точнее и ярче удаётся создать чувственный образ движения, тем более благоприятнее условие восприятия изучаемого действия.
Так, для создания у детей представления о движениях ног при плавании Кролем на груди и на спине, достаточным является использование показа образа движения хвостового плавника «Золотой рыбки» или ещё ближе показ работы ног в ластах. На последующих занятиях , закрываем глаза и вспоминаем или представляем с показом рук волнообразные движения…
Очень помогает детям когда они рисуют и одаривают например -непослушную ножку- браслетиком на рисунке в группе или дома.
Когда дети занимаются с удовольствием, понимают движение и осознают, то процент заинтересованности и усвоения повышается, а главное что у детей с водобоязнью.
На последующих занятиях совершенствуется освоение и полная координация движений.
В конце занятия на релаксации в нарукавниках, ребенок еще раз повторяет движения в спокойном темпе под музыкальное сопровождение. На релаксации у детей развивается двигательное воображение, ритм движений и воспитывают чувство красоты.
Занятие по плаванию
Формирование образа движения и творческого проявления в двигательной деятельности на воде.
Цель: комплексное оздоровление и индивидуальная помощь старшим дошкольникам в освоении разных видов движений на воде.
Задачи:
- укреплять психическое и физическое здоровье детей:
-развивать способности детей ориентироваться в воде, быстро реагировать и перестраивать двигательные действия, учить произвольному расслаблению мышц.
Подготовительная часть-2-3мин (в воде надувной дельфин)
Инстр.: «Ой, что это? Кто это к нам в гости пожаловал? Дельфин, это такая честь, что вы к нам приплыли. Посмотри пожалуйста, как наши дети изображают твоих друзей в подводном мире…..
I. Разминка ( на воде)- 3мин
II. Основная часть.
( На счёт раз, два, три обернись, дети стараются войти в образ…)
Упражнение | Описание упражнения | Методические указания |
1. Морская звёздочка. | Лежание на груди и на спине | Обратить внимание детей на положение подбородка, руки и ноги вытянуты и лежат на поверхности воды. а) звезда на груди -греем животик на солнышке, б) звезда на спине- греем пяточки и спинку. |
2.Весёлые дельфины | Дети отталкиваются от дна ногами, скользят вперёд, делают выдох в воду со звуком -ФФЬЮЮ | Обратить внимание на энергичный вдох и продолжительный выдох в воду. |
3.Рыба Пила | Исходное положение: лёжа на груди(на спине) руки вытянуты вперёд, работаем ногами в стиле кроль | Обратить внимание на пальчики рук, они выглядывают из воды -это хищная рыба у неё есть зубчики... Ориентировать ребёнка-выглядывают пальчики из воды, тело не уходит под воду -делаем вдох и продолжительный выдох. |
4. Акула | Элементы плавания кроль на груди | Обратить внимание на согласованность рук-пасть акулы, ноги-это сила и скорость хищника.. |
5. Черепашки | Элементы плавания брасс на груди |
|
6. Рыба Ёж | Упражнение на всплывание - (поплавок) |
Плавание спортивным способом:
А-Кроль на груди (1раз - 8м)
Б)Кроль на спине (1раз - 8м)
В)Кроль по сигналу.-( кроль на груди с поворотом по сигналу на спину) (2раза по 8м
г)Брасс на груди ( 2раза-8м)
Игра «В заводе у Пираньи»
III. Заключительная часть.
Релаксация на воде (под муз. сопровождение)
Инстр.: «Уважаемый дельфин, благодарим тебя за то, что ты помог нам (например волшебной палочкой или своим присутствием), побывать в подводном мире....