Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
- Организационный этап.
Вступительное слово учителя. Начинаем наш урок. Очень хочется, чтоб впрок Он пошёл вам, и тогда Будем грамотны всегда.
|
II. Самоопределение к деятельности. Цель: повторение действия при выборе з-с на конце приставок.
| - Мы сегодня с вами в гостях в стране Орфографии. В начале урока проведём словарно-орфографическую разминку и повторим изученные вами некоторые орфограммы. Я произнесу вам словосочетания, а вы выразите это понятие одним словом с приставкой на з и с и объясните правописание этого слова. | Фронтальная работа. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Ищут слова с приставкой на з и с. Проверяют ответы по образцу. 1. Сообщение о чём-либо (Известие). 2. Молчание, полная тишина (Безмолвие). 3. Проверочный опрос, экзамен (Испытание). 4.Место, где начинается водный источник (Исток). 5.Лишённый смысла (Бессмысленный). 6. Никогда не умирающий (Бессмертный). 7.Небольшое художественное произведение в прозе (Рассказ). 8. Беседа (Разговор).
| Л:мотивация, смыслообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:коррекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
III.Актуализация знаний. Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока, побуждение интереса к получению новой информации.
| Выявляет уровень знаний, необходимых для усвоения нового материала. Определяет типичные недостатки, по необходимости корректирует план работы урока. - Посмотрите на экран. Что изображено на экране?
- Можно ли составить слово по данной схеме? - - Почему? Какая морфема отсутствует? А где же корень? Корень (Корней Корнеевич) со своей внучкой Орфограммушкой ждёт нас в своём доме и приглашает всех в гости. - О какой морфеме мы сегодня будем говорить?
|
Воспроизводят знания в устной форме, проговаривают материал. Отвечают на вопросы . Приходят к выводу, что будут работать с орфограммой в корне. |
Р: выполнение пробного учебного действия Р: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П: самостоятельное выделение познавательной цели
|
IV.Формулирование темы урока. Цель: сформулировать тему урока. | -Внимательно посмотрите на экран. Прочитайте слова.(Предлагать – предложить) - Выделите у этих глаголов корни. - Что общего у этих слов? - В чём их разница? (Гласные в корне разные) - Как называется такая замена? - Кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем говорить? Какую тему будем изучать?
|
Формулируют тему урока.
Буквы О и А в корне –лаг-, -лож- | П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор
|
V.Формулирование проблемы и целеполагание. Цель: сформулировать цель и задачи урока. | - Ребята, вспомните всё, что вы знали раньше о корне и запишите в первую колонку таблицы «Я знал…» Я знал(а) | Я узнал(а) | Хочу узнать |
|
|
|
Поставьте перед собой цель. Какова будет тема нашего урока? Чему мы сегодня должны научиться? (окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях). | Заполняют первую колонку таблицы. Объединяются в пары и обсуждают свои списки. Одна-две пары зачитывают информацию. Задача: научиться определять, какую гласную нужно писать в корне –лаг- и -лож-. Окончательный вариант темы записывают в тетрадях.
|
VI. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: зафиксировать преодоление затруднения. | Предъявляет образец, на основании которого необходимо сформулировать правило. Сделайте вывод, сформулируйте правило. Предлагает найти другие способы решения проблемы. - Внимательно прочитайте слова в столбиках. Укажите условие написания букв А-О в корнях. Сделайте вывод о правописании слов с чередующимися гласными А-О в корнях –лаг-, -лож-. - Поставьте ударения к словам. - Выделите корни. - Сравните написание корней слов в первом и втором столбиках. - Сделайте вывод. - Ещё очень легко запоминается вот так: буква а пишется перед г, буква о пишется перед ж). - Откройте учебник на странице .... Прочитайте правило.
| Изучают эталон. Читают слова: Положить полагать Приложить прилагать Сложить слагаемое Положение прилагательное Изложение излагать Предложение предлагать Формулируют правило (групповая работа), сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике: «В корне –лаг- , -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем следует суффикс – а -, буква о пишется, если за корнем нет суффикса –а».
| П: анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, использование знаково−символических средств, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Р: планирование, прогнозирование; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
VI. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: закрепить полученные знания. | - Ребята, мы с вами в гостях у Корнея Корнеевича с Орфограммушкой. Какие гостинцы они нам приготовили? Давайте посмотрим. 1. Первое задание Корнея Корнеевича с Орфограммушкой . Выпишите слова на изучаемую орфограмму в столбик. Выделите корень. - Как вы понимаете пословицу 5? -Проверьте правильность ответов.
2. Посмотрим второе задание Корнея Корнеевича и его внучки Орфограммушки. Запишите слова. Графически объясните орфограмму, т.е. выделите корень. Найдите третье лишнее, объясните. 1.Ул…жить,сл…жить,изл…гать. 2.Пол…гать, предпол…гать, пол…жить. 3.Распол…гать, предл…гать, сл…жение. 4.Изл…жить, прил…жение, прил…гательное. 5.Возл…гать, предл…жение, изл…гать.
| Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают правило вслух. Решение задачи по алгоритму. 1.Кто ясно мыслит, тот ясно изл…гает. 2. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прол…жу. 3. Если сл…жить все ошибки умного, получится гора. 4. Отработав, что пол…гается, съешь, что причитается. 5. Ум заключается не только в знании, но и в умении прил…гать знание на деле. 6. Где мысль ясна, там ясно изл…женье, там нужные слова придут без затрудненья. Выделяют «лишнее» слово, объясняют. | П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
VII.Физкультминутка Цель: повышения эффективности усвоения даваемого на уроке материала, забота о здоровье школьников, укрепление их организма. | На болоте две подружки, две зелёные лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались. Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкультпривет.
| Повторяют стихотворение, делают физкульминутку. | К: управление личным поведением.
|
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: Научиться обосновывать свой выбор. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 1.Записать глаголы с корнем –лаг-, -лож-. Использовать приставки у-, по-, на-, при-, пере-, про-, с-, раз-, из- и др. 2. Выписать из орфографического словаря на буквы в, н, п, р,у четыре глагола и четыре существительных с корнем –лаг-, лож. - Можно ли найти в орфографическом словаре на букву л слова с корнем –лаг-?
| Выполняют самостоятельную работу по упр.433. Обозначают условия выбора чередующихся букв о и а.
Выполняют упр. 434. Делают вывод о правописании слов с корнем –лаг-, -лож-. | Р: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: Закрепить навыки самостоятельной работы. | Организует самостоятельное выполнение дифференцированных заданий по выбору.
Записать словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделить корни сегодня изученных орфограмм. | Выбирают задания, самостоятельно выполняют задания по выбору. Через 10 минут работа проверяется по эталонам. Ученики сами оценивают результат работы. Слабым ученикам предлагается упр.435 из учебника, а сильные работают по карточкам в двух вариантах. Вариант I. Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, зал…жить фундамент, популярное изл…жение, изл…гать грамотно, возл…гать ответственность, ул…житься в секунды, рационализаторское предл…жение, распол…гаться группами, разл…жить костёр. Вариант II. Пол…жительный герой, рапол…гающая улыбка, дружеское распол…жение, сл…гаемые успеха, отл…жить визит, независимое пол..жение, изл…гать программу, предл…гать план, строить предпол…жение, пол…гаться на коллектив.
| Р: планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий), прогнозирование (предвосхищение результатами уровня усвоения, его временных характеристик). Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий). |
IX. Закрепление полученных знаний. Цель: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания | 1.- Корней Корнеевич и Орфограммушка составили нам тестовые задания. Перед вами лежат листочки, достаньте их. Попробуем решить тесты. Контролирует над выполнением задания.
2. Следующее задание Корнея Корнеевича и Орфограммушки. От данных глаголов с помощью суффикса –ени- образуйте новое слово. Какой частью речи является полученное слово?
3. - Орфограммушка очень любит играть в разные игры. Сегодня она приготовила для вас очень интересную игру. Игра называется «Составь слово». Взять у слов: - предутренний – приставку;
- поговорить – приставку;
- сл…гаемое – корень;
- решать – суффикс;
- писал – суффикс прошедшего времени;
- собирала – окончание
| Работают в парах. Проверяют коллективно. Тест 1.Найдите ряд слов, в котором во всех словах на месте пропуска следует вставить букву О: а)предл…жение,н…дстроить; б)прил…гательное, з…работать; в) изл…жение; …тдать; г) перел…гать, д…ехать. 2. Найдите ряд слов, в котором во всех словах на месте пропуска следует вставить букву А: а) распол…жение, з…растающий; б) вл…жить; с…беру; в) прил…гать, …тходить; г) пол…гаться, з…ходить. 3. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует написать букву О: а) изл…гать; б) изл…жение; в) сл…гать; г) предл…гаемый. 4. Найдите слово, в котором допущена ошибка: а) возложить; б) излажение; в) перелагать; г) положение. 5. Найдите слово, которое написано без ошибки: а) улажить; б) излагать; в) распалогаться; г) отлажить. Образуют новые слова:
Излагать- изложение Предлагать – предложение Располагать – расположение Слагать – сложение Прилагать – приложение Составляют слово «предполагала». | П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание П: умение структурировать знания П: использование знаково-символических средств П: синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты П: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий П: выполнение действий по алгоритму К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К: управление поведением партнёра К: планирование учебного сотрудничества Р: контроль, оценка, коррекция Р: осознание качества и уровня усвоения Л: осознание ответственности за общее дело |
X.Рефлексия. Цель: оценить результаты собственной деятельности
| - Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?
| Отвечают на вопросы учителя. | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
XI. Домашнее задание. | Предлагает задания для домашней работы: упр. 436 базовый; придумать по 5 загадок «Составь слово» - повышенный. |
|
|