Технологии.

Кузовлева Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игровые приёмы деятельности.

Игровой стиль обучения предполагает изобретательность учителя. Но отнюдь не все педагоги готовы к этому. Чем старше ученики, тем более скромное место игра занимает среди других традиционных форм обучения.

Игра - 1. Один из лучших способов мотивации.

2.Механизм, развивающий творческие способности учащихся.

  1. Механизм обучения детей выполнять действия по алгоритму.
  2. Механизм обучения работе в малых и больших группах
  3. Механизм определения рейтинга учащихся.
  4. Механизм осуществления мягкого контроля и т. д.

Нет мотива - нет деятельности. Но надо уметь грамотно играть!

Глупое заигрывание ■—► пустая трата времени;

—> методическая ошибка;

—> разложение дисциплины.

Круговое соответствие.

Цель общая        Цель игры

        

Тип урока              Тип игры

Цели обучения и воспитания в школе.

О. Психическое здоровье.        8. Интеллектуальные умения

  1. Физическое здоровье.        9.Развитие эмоциональной сферы.
  2. Читать        10. Развитие мотивационной сферы.
    2.Писать.        11. Развитие волевой сферы.

3.Считать.        12. Формирование положительных эмоций.

4.Говорить.        13. Сотрудничество.

5.Общаться        14. Законопослушание.
б.Общеучебные умения.
7.Предметные знания и умения.

Технология игровой деятельности.

  1. Цель игры.
  2. Тип игры.
  3. Инструкция и материал.
  4. Форма проведения, игровое пространство.
  5. Ход игры.
  6. Критерии оценивания результатов игры.
  7. Подведение итогов.
  8. Анализ игры.
  9. Перспективные цели.

Технология работы в группах.

  1. Определить цель работы.
  2. Количественный состав.
  3. Качественный состав.
  4. Путь группировки.
  5. Мизансцена.
  6. Порядок распределения обязанностей.
  7. Правила работы в группе.
  8. Получаемый продукт. Вид работы.
  9. Формы сохранения дисциплины. Стереотип поведения.
  1. Критерии оценивании работы, продукта.

Тип игры.

  1. Игры - задания (социоигровое приобщение к делу)
  2. Игры- разминки (ситуация успеха).
  3. Игры - упражнения (художественно - исполнительский результат).

Игры - задания.

В ходе игры выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом и учеников друг с другом. Каждый в своё время, каждый на своём месте, каждый после кого - то или перед кем — то. Эти «нехитрые» игровые правила, заимствованные из театральной педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются с работой над любым учебным материалом. Помогают в постановке учебной задачи, решению проблемной ситуации, организации работы в малых и больших группах. Экономичны, продуктивны, работают на достижение основных образовательных целей.

                               Игры - разминки.

Всеобще - доступны, азартны, порой смешны, несерьёзны. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Помогают избавиться от формалистики, скуки и горьких минут усталости и отчаяния. Работают мостиком от одного вида деятельности к другому, помогают в дозировке трудоёмкой работы, в снятии ситуации затянувшегося ожидания, создают ситуацию успеха, физической разгрузки и снятия психической напряжённости.

Игры — упражнения.

Подразумевают художественно- исполнительский результат. Обладают большой практической значимостью, позволяют добиваться высокого темпоритма и большой насыщенности урока. Участник игры получает возможность применять полученные ранее знания и выходить на результат, который является стимулом для индивидуального и общего развития и участника и наблюдателя. Такие игры можно легко модифицировать и приспосабливать к различным условиям. Требуют  физической и умственной  активности.

Игры - задания.

1) «Видимо - невидимо» (Игровая форма проведения словарной или терминологической работы по любой теме).

    Технология.

1. Ученики разбиваются на несколько команд по 5-6 человек.

2. Учитель вывешивает или дают на стол плакат, на котором разными цветами, крупными и мелкими буквами, «вдоль» и «поперек» написано 15-20 слов. По истечении времени (40 сек., 1мин.) плакат снимается, а команды записывают все запомнившиеся слова

3. Взаимообмен и сверка. Исправление ошибок. Устранение недоразумений,

защита записи и т.д. (плакаты могут быть изготовлены детьми дома).

Примеры: русский язык - непроизносимые согласные; безударные гласные;

парные согласные;

литература - имена героев рассказа, имена и фамилии писателей, пословицы и поговорки;

природоведение - растения и животные природных зон;

название рек, озер, населенных пунктов;

2) «Волшебная палочка» (Форма проведения опроса по правилам или по восстановлению алгоритма действия).

    Технология.

     1. Ученики сидят на своих местах или стоят по кругу. Это может быть группа учеников, выбранная по жребию или другим способом.

     2. Учитель начинает говорить фразу и передает палочку следующему ученику. Ученик продолжает и передает палочку дальше.

    3. Палочка передается до тех пор, пока не будет восстановлено правило или алгоритм.

    4. Палочка может передаваться и в вопросно-ответном варианте игры.

3) «Шапка» вопросов. (Вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом).

   Технология.

1. Ученики бросают в «шапку» записки с вопросами (вопрос, проверяющий знания текста; вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать;

вопрос, по выяснению мнения в сравнение со своим).

2. Смысл игры: участники ставятся в позиции проверяющего, советующего,

не знающего.

3. Ученики подходят к «шапке» и вынимают вопрос. Отвечают.

4. Идет обсуждение - интересный, не интересный вопрос (ответ).

5. Может быть поставлено условие - выходят только 5 учеников, но они могут пригласить суфлера, если не смогут ответить сами - отвечают через суфлера.

4) «Разрезанная открытка» (Ненавязанная жеребьевка, объединение в группы)

                                                                           

     Технология.

      1. Учитель берет открытку, картинку или карточку с заданием. Разрезает на 5-6 частей и дети      выбирают себе часть (открыток должно быть по количеству команд, части перемешиваются).

     2. Дети в ходе перемещения и общения находят детей с соответствующими частями и объединяются для решения проблемы, указанной в карточке или садятся друг с другом, чтобы получить задание для совместной деятельности.

5) «План – карта», «Слепой капитан»

  Технология.

1. Учитель дает детям план-карту в которой указан порядок выполнения заданий, действий, входе которых найдется или откроется нечто важное.

2. Такие план-карты дети в последствии могут составлять сами.

6) «Пишущая машинка» (Диктант в группе)

     Технология.

1. Учитель диктует текст или слова. Дети записывают для листочке по

очереди слово за словом или фразу за фразой, передовая листочек по кругу.

     2. Взаимообмен листочками. Проверка. Оценивание. Выводы. Устранение недоразумений.

7) «Ключ» (Один из видов шпаргалок )                  

Технология.

1. На карточке дается набор ключевых слов (термины по одной теме, слова с определенной орфограммой, ключевые слова или обороты из текста и т.п.)

2. Ученики соединяют, сопоставляют, добавляют и получают в результате продукт целостный и обоснованный. Доказывают правильность выбора.

8) «Слухач» (Словарный диктант)

Технология.

1. Цветовые карточки (слово или предложение разрезается на слоги, слова и отмечается одним цветом).
2. Выходят дети «слухачи» по одному от каждой команды.
3. Каждая команда получает по одной части карточки и проговаривает в слух - вместе эту часть (слово или слог).
4. «Слухач» обходит все группы. Слушает. Воссоздает услышанное, доносит до своей команды и диктует. Дети записывают.
5. Взаимопроверка, обсуждение, оценивание.

9) Все деловые игры: «Компетентность», «Учебно-мозговой штурм», «Научно-исследовательская лаборатория»,    «133 зайца».

Игры-разминки.

1. «Руки-ноги» (Развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции.

Преимущество: крупная смена поз).

    Инструкция.

1) Один хлопок - команда рукам ( их надо поднять или опустить). Два хлопка - команда ногам (нужно сесть или встать)

2) Сигналы подаются сначала в медленном темпе, а потом в быстром. Задание уясняется на ходу, идёт моментальное включение.

2. «Японская машинка 

                                             Инструкция

1) 2хлопка в ладоши,

2хлопка перекрест по плечам 2 хлопка перекрест по коленям 2 перешагивания, поворот в прыжке (убыстряя темп)

2) Произносится задание учителя, называется номер ученика (каждый заранее знает свой номер). Ученик выполняет задание и называет другой номер. Пример: одушевлённые существительные №16.

3. «Встать по пальцам»  

                      Инструкция.

1) Исходное положение - все сидят. Учитель, отвернувшись, поднимает над головой пальцы.

2) Дети на каждом ряду должны посчитать, сколько человек должны встать. И молча встают.

3) Учитель считает: «Раз, два, три, замри». Поворачивается. На каждом ряду должны стоять показанное количество человек.

4. «Заводные человечки»

Инструкция.

Это заводные человечки. Они делают зарядку. Каждая поза имеет свой номер. Ученики, глядя на схему, повторяют позы несколько раз по порядку номеров. Потом учитель называет номера вразброс, а дети повторяют позы по названным схемам.

5. « Эхо»

  Инструкция.

1) Учитель говорит фразу, строку из стихотворения, строку из правила, делая хлопки в определённом темпе.

2) Дети по рядам или всем классом повторяют в том же темпе, с той же интонацией, с теми же логическими ударениями.

Одновременность - высокий показатель согласованности действий в классе.

Совместная работа часто требует умения быть самостоятельным и уменияподчиняться. Это важный навык — подчинение общему ритму.

Поддержание дисциплины.

Игра немыслима без правил, а их выполнение есть дисциплина. При грамотном осуществлении традиционных форм они практически становятся игровыми.

Пример: групповая работа. Подходит время сдачи продукта. Шум, перекричать невозможно.

Бубня под нос: кто меня слышит, поднимите правую руку, кто меня слышит поднимите левую руку ,кто меня видит — встаньте и т. д. по 2 раза каждую фразу.

Игры - упражнения.

1. Загадки (придумывание загадок на определённую тему, по определённому типу, алгоритму).

2. Творческие задачи (по теме урока даётся задача, выходящая за рамки учебного материала, решается группой.)

3. Сценки с пропусками (Сценка на листе. Учитель читает, а дети воспроизводят действия, которые пропущены или должны соответствовать теме урока - пропущены глаголы или существительные или числа и т.п.  Одни дети называю их, другие записывают).

4. 3амри, запомни, повтори (3апоминастся рад слов, понятий, отличий, особенностей, воспроизводится через некоторое время с записью или без записи).

5. Повтори, дополни, отличись ( Один говорит, другой дополняет, добавляет нечто интересное, чего не знает никто).

6. Так и не так ( Ученики анализируют два продукта противоположных по изображению, объяснению, написанию и определяют « так или не так». Или сами создают два продукта, которые противоположны и можно сказать «так или не так»).

7. «Спецы» ( Вариант усложнённого коллективного сочинения).1) Учитель рассказывает историю, только делает пропуски. В эти пропуски дети должны вставить слова на заданную тему (только глаголы, существительные, прилагательные, словарные слова и т.д.).

     2) Главное не ошибаться.

8. «Федот, да не тот»

1) Учитель кладет в «шапку» записки с названием предмета, понятия.

2) Один ученик тянет записку и опрашивает 3-х по желанию. «На что похоже?»

3) После того, как все скажут свою гипотезу. Читается слово в записке. Каждый из 3-х доказывает, что действительно похоже на то, что он сказал.

4) Кто не может ответить - Федот, да не тот ищет признак, на что похоже и водит в игру.

9. «Растеряхи»

1) Одна группа готовит текст или правило, или алгоритм с пропущенными элементами по теме или свободные пропуски.

2) Другая группа восстанавливает пропуски и возвращает на проверку.

10. Все виды тематических пауз: «Летает, не летает»

«Хлопни, если услышишь» «Не подведи»



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов

142001,Московская область,г.Домодедово,ул.Гагарина,д.13.Тел.(496-79)3-50-44,факс:3-10-98

Бураненко Ирина Викторовна,

  учитель высшей категории

2016год

Личностно ориентированное развивающее обучение

(И.С. Якиманская)

Лучший подарок для будущего - прошлое.

Якиманская Ираида Сергеевна - доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО.

В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконинаи В.В.Давыдова почти не учитывался, игнорировался - субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: прагматическая.

По основному фактору развития: психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.

По ориентации на личностные структуры: информационно-операционная (ЗУН + СУД).

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.

По организационным формам: классно-урочная, индивидуально - дифференцированная.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.

По направлению модернизации: альтернативная.

По категории обучающихся: массовая.

 

Акцент целей

 

•  Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.

•  Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка.

•  Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Гипотезы

•  Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта.

•  Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.

•  «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.

•  Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.

 

Особенности содержания

 

Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

В образовательном процессе выделены основные сферы человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло); обоснованы требования к тому, как ими овладевать, описывать и учитывать личностные особенности (тип и характер интеллекта, уровень его развития и т.п.).

Определяя сферы человеческой деятельности, выделяется их психологическое содержание, выявляются индивидуальные особенности интеллекта, степень его адекватности (неадекватности) определенному виду деятельности.

Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.

 

Особенности методики

 

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

ЗУН. Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъектного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.

СУД. Способ учебной работы - это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где как в сплаве объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты.

В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.

СУД рассматриваются как метазнания, приемы и методы познания.

Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.

С самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а, напротив, разносторонняя школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно рекомендовать наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения,

Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.

Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения и т.п.).

Педагогическое (клиническое) наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной работы должно быть основой для выявления его индивидуального познавательного «профилям».

Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процесса.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного развивающего процесса:

" учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

• изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

• в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

• активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

•  учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

•  необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

•  при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

•  необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

• образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.

Позиции учителя:

- инициирование субъектного опыта учения;

- развитие индивидуальности каждого ребенка;

признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.

Позиция ученика:

- свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;

  • -         самопознание, самоопределение, самореализация.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов

142001,Московская область,г.Домодедово,ул.Гагарина,д.13.Тел.(496-79)3-50-44,факс:3-10-98

Кузовлева Елена Викторовна,

  учитель первой категории

Групповая и индивидуальная деятельность

на уроках в начальной школе

Личность педагога существует и проявляет себя в коллективной деятельности, в условиях диалога, сотрудничества субъектов – индивидуальностей. Учитель и ученик осуществляют совместный поиск, который опирается на распределение между ними последовательных этапов учебно- поисковой деятельности, направленной на решение учебной задачи. Степень и формы участия в ней каждой их сторон не остаются постоянными – они определяются фактическими возможностями ученика, по мере расширения которых учитель передает ему новые составляющие деятельности.

Каждому учителю, серьезно работающему, приходится искать и находить ответы на вопросы такого характера:

  • Как максимально, с большей отдачей, использовать каждую минуту урока?
  • Как реализовать проблему полной занятости каждого ученика на уроке, исключить иждивенчество?
  • Какую методику избрать из многообразия методик, чтобы достичь наилучшего результата?

Свой личный опыт, опыт коллег и литература частично дают ответы на эти и другие вопросы. Но все же учитель  выбирает ту методику, которая позволит повысить познавательную активность, интеллект ученика, учитывая индивидуальные особенности  ребенка.

Структура  современного урока позволяет увеличить время для самостоятельной работы учащихся, т. е. таким образом реализуется теория деятельности: учитель обучает всех учеников, учитель   работает индивидуально, ученики работают самостоятельно. При этом эффективность урока заметно повышается в том случае, когда учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдельными учащимися индивидуально. Резко увеличивается время для самостоятельной работы на уроках - учащиеся постепенно привыкают работать самостоятельно, овладевают приемами устной самостоятельной работы, для выполнения которой надо иметь партнера. Партнерами в данном случае могут выступать как одноклассники, так и сам учитель, а так же ТСО.

Несомненно, важным в такой работе является контроль. Он осуществляется в этой системе в различных режимах: самоконтроль (ключи к решению задач, ТСО), взаимоконтроль, внутренний самоконтроль, контроль учителя (включенный в самостоятельную работу и отключенный контроль, осуществляемый во время индивидуальной работы с учеником).

Значительно меняется роль учителя в учебном процессе: он не только сообщает новую информацию, но и обучает приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное.

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Но, по заданию учителя, на определённом этапе обучения учащиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное, предусмотреть варианты проверки их знаний и умений, предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей, предвидеть ход мыслей учителя в изложении новой информации по изображённым на доске схемам, моделям и другим опорным сигналам, т.е. как бы взять на себя роль учителя при объяснении нового материала. Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост («додумался», «как же я раньше до этого не дошёл», «да это же совсем просто» и т.п.). Непременно очень важным в такой деятельности является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и естественно верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.

Приведу примеры карточек, которые использую на этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель». Каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут урока  (см. приложение к разделу 2).

В это время я осуществляю включённый контроль, т.е. прохожу по классу, слушаю ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность: высказать своё мнение и быть услышанным.

После завершения этой работы ещё раз, но уже перед всем классом одна из групп даёт ответы по карточкам. Таким образом, за небольшой промежуток времени можно оценить работу 10-12 учащихся, что при традиционной фронтальной работе невозможно. Кроме того, объём задания для устного счёта при фронтальной работе естественно был бы меньшим.

Как видим, учебно-поисковая деятельность считается более эффективной, если она осуществляется в результате взаимодействия учащихся между собой. В ходе такого обучения повышается не только качество усвоения материала, но и вырабатываются психологическая совместимость членов классного коллектива, формы и способы взаимодействия с товарищами.

Учебно-поисковая деятельность сама по своей сути является коллективно- распределенной, т. к. предполагает подбор различных подходов к решению задачи, выбор оптимального и оценку результата. Это вызывает у учащихся взаимный интерес к работе друг друга, побуждает к анализу и оценке проделанной работы.

Взаимодействие учащихся в учебном процессе начинается с работы в паре. Коммуникативный контакт между совместно работающими детьми помогает нуждающемуся в помощи воспользоваться ею в процессе обсуждения вопроса, проблемы, задачи со своим товарищем. Модель взаимодействия с одноклассниками более эффективна и в том плане, что учащийся, получая замечания от такого же ученика, как и он сам, менее болезненно реагирует на свои ошибки, уверен в своих возможностях исправить эти ошибки, успешно справляется с заданиями на уроке и на контрольной работе.

Следующим шагом в совместной работе учащихся является групповое взаимодействие, когда коллектив учащихся делится на группы. В процессе групповой деятельности у учащихся развиваются не только навыки учебного сотрудничества, но и формируются навыки организаторские навыки, рефлексивные способности, абстрактное мышление, пространственное воображение, произвольное внимание, речь.

Организация групповой работы начинается с формирования групп. Группы могут формироваться как учителем, так и самими учащимися. Количество человек в группе может быть различным (3-7 человек). Состав групп и критерии отбора в группу должны постоянно меняться, чтобы дети имели возможность общаться со всеми членами коллектива.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

Каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща;

Задания в группе выполняются таким образом, чтобы была возможность оценить индивидуальный вклад каждого члена группы.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

I. Подготовка к выполнению группового задания:

Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

Инструктаж о последовательности работы;

Раздача дидактического материала по группам.

II. Групповая работа:

Знакомство с материалом, планирование работы в группе;

Распределение заданий внутри группы;

Индивидуальное выполнение задания;

Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

Подведение итогов группового задания.

III. Заключительная часть:

Сообщение о результатах работы в группах;

Анализ познавательной задачи, рефлексия;

Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить «готовые» правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно. Примерные правила могут быть следующими:

  • Объединитесь по группам быстро и тихо.
  • Принесите необходимые материалы.DSC00434
  • Говорите тихо.
  • Слушайте, когда кто-то говорит.
  • Знайте свое задание.
  • Оставайтесь в своей группе, пока не пришло время делать другую работу.

При объединении усилий детей в решении поставленной задачи (проблемы):

Возрастают объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

Растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей, меньше времени тратится на формирование знаний, умений;

Снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;

Ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

Меняется характер взаимоотношений между учениками, возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга, возрастает способность адекватно оценивать свои и чужие возможности;

Ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, учет позиции других людей;

Учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии детей, их уровень подготовки, темп работы;

Воспитательная работа учителя становится необходимым условием групповой деятельности, т. к. все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Учитель может сделать работу в группах более эффективной, если:

Содержание учебных заданий будет соединять в себе практическую, интеллектуальную, эмоционально-оценочную деятельность;

Деятельность учащихся будет направлена на решение задач, проблемных ситуаций, требующих от учащихся самостоятельной ориентировки в задании и поиска необходимых действий для его выполнения;

На уроке будет поддерживаться атмосфера, позволяющая придать поисковым действиям учащихся личностный смысл и обеспечить их положительной мотивацией.

Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально. Дети всегда готовы поделиться друг с другом тем, что они хорошо знают. Учащиеся совместно занимаются конкретным, интересующим их делом, следовательно, сохраняется интерес к познанию. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. Учитель должен помнить, как важно сохранить стремление ребенка к коммуникации и взаимодействию, к самостоятельности и активности в изучении нового, к инициативе и творчеству