"Инновационная деятельность на базе КФУ"
"Тому, кто танцует, светит солнце" - (Шумерская пословица).
Значение танца в жизни дошкольника трудно переоценить. Это и обогащение внутреннего мира ребёнка, и возможность познать себя, способность уверенно адаптироваться в современном мире. Чтобы путь к совершенствованию музыкально-ритмического развития ребёнка стал естественным и увлекателным, свою инновационную деятельность я начала с темы "Использование технологии моделирования в музыкально-ритмическом развитиии детей старшего дошкольного возраста". Актуальность использования технологии моделирования заключается в возможности повышения эффективности и оптимизации педагогического процесса, гарантированности положительных результатов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Образовательная деятельность с детьми старшей группы в детском саду по развитию музыкально-ритмических способностей детей с использованием технологии моделирования»
Автор составитель:
Зайцева Л.А.
Музыкальный руководитель
Высшей кв. категории
МБДОУ «Детский сад№ 99
комбинированного вида»
Ново - Савиновского района
города Казани
Конспект музыкально-ритмического занятия в старшей группе.
«Карнавал лесных зверей»
Цель: Закрепить выразительное исполнение русских народных движений в танце полька, используя технологию моделирования, при помощи кодирования движений в сигналы-картинки. Свободно ориентироваться в схемах и самостоятельно планировать движения, проявляя творчество в исполнении.
Программное содержание:
Задачи: 1. (тренировочное занятие)
1.Продолжить разучивание русских народных движений с помощью:
исполнения танцевальных движений под пение р. н. попевки «Тень-тень», выкладывания карточек-сигналов животных,
исполнения движений по замыслу.
2. Активизировать употребление в речи детей названия танцевальных движений.
3. Развивать умения выразительного исполнения танцевальных движений с помощью имитирования характера и повадок животных.
4. Развивать умение анализировать схемы танца, свою исполнительскую деятельность, моделировать из кубиков строение танца.
5. Воспитывать интерес, наблюдательность, любознательность, любовь к животным и природе в целом.
6. Проявлять творчество в играх, инициативность, любознательность.
Словарная работа: Активизировать употребление в речи правильного названия русских народных движений: «ковырялочка», «полу присядка», «тройной притоп», «моталочка», «распашонка», «мячики», «присядка», «гармошка».
Поисковые вопросы:
1. Определять и показывать в движении характер зверей.
2. Различать двух частную форму музыкального произведения, менять движения со сменой частей в музыке.
3. Уметь исполнять танец по заданной схеме
Материал:
1. Иллюстративный: презентация приложений с картинками и схемами ТСО.
2. Музыкальный репертуар:
1)Музыка: Марш Г. Свиридова ТСО,
2)Песня «Три белых коня» сл. Л Дербенёва, муз. Е. Крылатова в исполнении ВИА «Карамельки» ТСО;
3)русская народная мелодия ««Пойду ль я, выйду ль я да»; русская народная потешка «Тень-тень»;
4)Полька Р. Штрауса «Дружные пары»;
5)хороводная игра «Ай дили, дили»
3. Раздаточный: карточки с картинками зверей, кубики для моделирования.
Предварительная работа: 1. Разучивание на зарядке музыкально-ритмической композиции на песню «Три белых коня» сл. Л Дербенёва, муз. Е. Крылатова в исполнении ВИА «Карамельки» ТСО
2. Разучивание мелодии и русских народных движений на попевку «Тень-тень»
3. На слушании музыки дети знакомились с полькой Р. Штрауса, определяли её характер, строение, двух частную форму рассматривали и строили из кубиков схему.
Методы и приёмы работы:
1. Наглядные - Демонстрация презентации с картинками и схемами по моделированию из кубиков.
2. Практические – Танцевальные упражнения по показу. Моделирование из кубиков.
3. Игровые картинки – загадки для определения танцевального движения. «Изобрази животного, используя характерные русские народные движения».
4. Словесные – вводные беседы по содержанию танцев, созданию сказочной загадочной атмосферы карнавала в лесу, творческие задания, обобщение по теме занятия.
Ход занятия:
Дети заходят в музыкальный зал под Марш Георгия Свиридова, образуют круг.
Музыкальный руководитель: Добрый день, ребята! Вначале занятия, по традиции девочки первыми поприветствуют мальчиков под звучание мелодии русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я да», затем реверанс, приветствие исполнят мальчики.
(Дети по группам исполняют реверанс, воспитатель следит за ритмичностью исполнения и осанкой детей).
Музыкальный руководитель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в зимний лес, чтобы встретиться с нашими друзьями, лесными зверями. Чтобы их лучше понять и подружиться с ними, надо вспомнить их повадки и характер движений. Напомните мне, пожалуйста, какой характер у лисы?
Дети: Хитрый характер (движения игривые, кокетливые).
А у зайца?
Дети: Трусливый характер, (движения лёгкие прыгучие);
А у волка?
Дети: Характер смелый, злой (движения размашистые, хватающие добычу);
У медведя?
Дети: Важный, уверенный характер (движения неуклюжие, тяжёлые);
У ёжика?
Дети: Пугливый, шустрый характер (движения торопливые, быстрые);
А у белки?
Дети: Добрый, суетливый характер (движения прыгучие, весёлые).
Музыкальный руководитель: Молодцы, не забудьте показать это в своих движениях. А сейчас, в путь!
Дети исполняют музыкально-ритмическую композицию под песню «Три белых коня» сл. Л Дербенёва, муз. Е. Крылатова в исполнении ВИА «Карамельки» ТСО. Дети под музыку изображают движения лесных животных (лисы, зайца, волка, медведя, ёжика, белочки).
Музыкальный руководитель: Вы все справились: очень выразительная лиса была у Арины и Шамиля, волк-разбойник у Артура и Данила, неуклюжий медведь у Маши и Полины, озорной ёжик у Эвелины и Эльвиры, проворная белка у Таисии с Камиллой.
На прошлом занятии мы познакомились с русской народной попевкой «Тень-тень», в которой рассказывается, как собравшиеся под плетнём звери хвастаются. Только изображали мы эту сценку с помощью русских народных движений. Давайте вспомним их. Чем хвасталась лиса? (хвостом). Мы исполняли с вами «тройной притоп». Кто хочет показать? (показ ребёнка, остальные повторяют за ним). Молодцы! Давайте вспомним, чем хвастался зайка? (длинными задними ногами) Покажем все «моталочку», не забывая выбрасывать вперёд прямые ноги и тянуть носочки. Русское народное движение «распашонка» расскажет о колючих шубах ежей. Кто хочет показать? (Показ солиста). Блохи, хоть и маленькие, но очень прыгучие как мячики. (Показ детей) Кто вспомнит название движения, изображающее медведя? Молодцы, конечно – это «присядка» (Исполняет движение, назвавшим первым, остальные за ним повторяют). А вот коза, которая подслушивала этот спор, подкрадывается к плетню движением «гармошка» . Давайте повторим нашу попевку с помощью схематической цепочки, смотрим и исполняем выразительно, в характере разных животных.
Дети исполняют русские народные движения под попевку «Тень-тень» ТСО (Приложение№1)
Музыкальный руководитель: Все справились с заданием и теперь вместе с лесными жителями можем отправляться на новогодний карнавал. Представьте, что все вы в карнавальных масках, и чтобы отгадать с кем вы танцуете в паре надо внимательно присмотреться к движению своего партнёра. Определить зверя в маске можно по характеру исполнения и конечно танцевальным движениям, которые мы спрятали, «закодировали» в картинки. Сейчас каждый из вас возьмёт одну карточку, посмотрит и скажет мне на ушко (девочки шепнут воспитателю), какое русское народное движение он будет исполнять, изображая зверя, нарисованного на картинке. По движению своего партнёра вы сможете отгадать, с кем вы танцуете в паре, с каким лесным жителем. Кто сомневается, может ещё раз посмотреть на нашу схему.
А танцевать на карнавале мы сегодня будем под весёлую польку немецкого композитора Рихарда Штрауса. Посмотрите внимательно на схему движений этого танца, а Эвелина выложит её нам из кубиков. Эвелина, напомни нам, пожалуйста, сколько частей в этой польке? (Ответы детей)
Напоминаю строение танца (Приложение№2) :
С начало, слушаем вступление;
1я часть - мы бежим на носочках в парах по кругу;
2я часть – мальчики хлопают, а девочки выполняют движения по своей карточке;
На повторении музыки 1й части – пары снова бегут по кругу;
Во 2й части – теперь девочки хлопают, а мальчики танцуют движение, которое соответствует картинке на карточке ;
Третий раз повторяется 1я часть - пары исполняют бег по кругу,
На 2ю часть – все кружатся лодочкой в парах (звери подружились). Посмотрите внимательно на схематическую цепочку составленную Эвелиной. Все согласны с ней?
Дети проверяют, поправляют кубики, если не правильно. Затем девочки сначала берут со стола перевёрнутые карточки с рисунками животных и кладут обратно, садятся на стульчики. Воспитатель проходит и узнаёт у каждой, какое движение они будут исполнять. В это время мальчики берут карточки и подходят к музыкальному руководителю, шепчут своё движение. Затем все мальчики приглашают девочек на польку. Пары строятся друг за другом. Воспитатель помогает, во время танца, тем детям, которые в чём - либо затрудняются.
Музыкальный руководитель: Вы все постарались исполнять движения в танце выразительно. А теперь девочки подойдут и возьмут карточку того зверя, с которым они танцевали в паре. Мальчики, вы все согласны с выбором девочек? Теперь мальчики попробуют отгадать, с кем они танцевали. Выбирайте карточку.
Дети закрепляют названия русских народных движений, как своего, так и своего партнёра, выкладывают свои схемы из кубиков и карточек. (Приложение№3)
Музыкальный руководитель: Все из вас старались справиться с заданием, давайте похлопаем друг другу и ещё раз вспомним, кого же мы встретили на новогоднем карнавале в лесу. Играем в игру «Ай дили»:
Дети берутся за руки, встают в хоровод, идут по кругу и поют.
Дети: Ай, дили, дили, дили, а мы кого-то видели: глазастого, ушастого, клыкастого, вихрастого. Он сидел под кустом и громко щёлкал языком.
(Все дети садятся на корточки, прищёлкивая языком. Дети-солисты по очереди рассказывают о каком-то звере, его характер показывают в движении, затем садятся в средину хоровода).
Ребёнок-солист: Может это был огромный злой бурый медведь? (Ребёнок-солист может называть запомнившегося на занятии персонажа или придумать своего).
Дети (встают): Никого мы невидали, потому что убежали!
(Дети разбегаются, а солисты ловят их).
Музыкальный руководитель: Кто вам больше понравился? Почему?
(Дети учатся оценивать выступление солистов, комментировать их выступления, аплодировать им).
Ловкими оказались наши солисты, похлопаем им. Я рада, что вы все на занятии сегодня справились со всеми заданиями: составляли схемы из кубиков, прятали русские народные движения в картинки. Молодцы! Вы показали свои танцевальные умения, исполняли движения выразительно. Давайте попрощаемся как настоящие танцоры.
Дети исполняют реверанс, как на приветствии и выходят из зала под Марш Георгия Свиридов
Приложение 1
Моделирование русской народной попевки «Тень-тень»
плетень
- «ковырялочка»
- «тройной притоп»
- попеременное выбрасывание ног перед собой «моталочка»
- «распашонка»
блоха
-«мячики»
- «полу присядка» или «присядка»
- «гармошка»
Схематическая цепочка
Приложение 2
Этап «закодирования» строения танца Польки, с помощью моделирования кубиков
Вступление (слушают музыку)
бегут по кругу
исполняют девочки
исполняют мальчики
кружение в парах
кода (поклон)
Приложение 3
Схема танца польки на музыку И. Штрауса
попеременное выбрасывание ног перед собой «моталочка»
«полу присядка» или «присядка»
«тройной притоп»
движение поскока вокруг мальчика
кружение «лодочкой»