Проект: экологическая тропа.
Проект «Экологическая тропа» (первая младшая группа)
Актуальность проекта:
Детское экологическое движение в нашей стране проходит под лозунгом «Любовь к Родине начинается через любовь к природе», и все мероприятия направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Легче всего привить детям любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям в младшем дошкольном возрасте. Позже изменить представления и взгляды человека на окружающее будет сложно. Поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы, изучение детьми объектов неживой и живой природы во взаимосвязи со средой обитания, формирование в детях осознанного правильного взаимодействия с окружающим миром природы.
Задачи проекта:
- определить объекты экологической тропы для ознакомления детей с окружающим их миром в практическую деятельность;
- систематизировать и обогатить знания детей младшего дошкольного возраста средствами экологической тропы;
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное для людей и для самой природы;
- воспитывать у детей эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающего мира;
- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания развивающей среды экологического содержанияи проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
- повысить экологическое просвещение родителей.
Участники проекта: дети 1-ой младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Вид проекта: долгосрочный, познавательный, творчески - исследовательский.
Длительность проекта: 4 месяца (февраль-май) .
Ожидаемые результаты.
• Дети:
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
- Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
- Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.
• Родители.
- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментално-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
• Педагоги:
- Обогащение развивающей среды группы дидактическими материалами экологического содержания.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
Определение объектов «Экологической тропы»:
- Цветник.
- Наш огород.
- Песочница (экспериментальный городок)
- Мир желтых цветов (мать-и -мачеха) - фитоогород.
- Лес.
- Озерцо.
- Мир насекомых.
- Яблоня.
-Птичий городок
-Место отдыха (обсуждений)
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II. Основной этап реализации проекта
1. Взаимодействие с родителями:
- Проведение родительского собрания с целью ознакомления родителей с задачами проекта и определение их участия в реализации проекта.
- Создание информационного пространства (публикация информации на сайте детского сада, издание групповой газеты «Экологическая тропа»)
Перспективный план работы с родителями.
Февраль
1. Родительское собрание на тему «Экологическая тропа в ДОУ»
2. Беседа с родителями по изготовлению кормушек и вывешиванию их около своего дома и на участке детского сада Ознакомление родителей с задачами проекта, объектами «экологической тропы» определение участия родителей в реализации проекта
Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности по изготовлению кормушек, кормлению птиц, к наблюдению за птицами совместно с детьми
Март
1. Консультация «Методы ознакомления дошкольников с природой»
2. Беседа с родителями «Огород на окне»
Информирование родителей, какими методами можно знакомить детей с природой, как способствовать развитию их бережного отношения к миру природы
Организация родителей по оказанию помощи в приобретении инвентаря и семян для огорода на окне в группе и у себя дома
Апрель
1. Оформление папки – передвижки «Организация прогулок с детьми весной (Наблюдения за пробуждающейся природой) »
2. Беседа с родителями «Позаботимся о скворушках» Ознакомление родителей с методами проведения наблюдений за погодой, растениями, птицами, животными и насекомыми во время совместных с детьми прогулок
Организация родителей по изготовлению скворечников и вывешиванию их на участке детского сада
Май
1. Совместное с детьми рисование сюжетных картинок и издание групповой газеты «Экологическая тропа» Родители, используя фотоматериалы, сюжетные картинки, выполненные детьми совместно с родителями, прочую информацию, издают газету «Экологическая тропа»
2. Работа с детьми
Перспективный план занятий с детьми по реализации проекта
Месяц Недели Формы работы
Февраль
1. Экскурсия по территории детского сада «Птицы зимой»
2. Сюжетно-ролевые игры «Поездка в лес», «Кормушка»
3. Общение «Кормушка для птиц», «Как мы птичек кормили»
4. Дидактические игры «Что за птица? »,
5. Домики для птичек (конструирование)
6. Зернышки для птичек (лепка - тесто)
Март
1. Высаживание семян овощей и цветов на рассаду – создание «Огорода на окне»
2. Первые всходы (рисование карандашами)
3. Экскурсия по территории детского сада: «Знакомство с объектами экологической тропы»
4. Дидактическая игра «Фрукты и овощи»
5. Настольный театр «Репка»
Апрель
1. Рассматривание иллюстраций природы родного края весной «Первая травка и первые цветы» (рисование гуашью)
2. Поход на фитоогород «Мать - и - мачеха на грядках»
3. Вывешивание скворечников на участке «Домики для птиц»
4. Общение «Береза, береза… »
5. Заучивание русской народной песни «Во поле береза стояла… »
6. Рисование «Береза кудрявая» (поролоновыми тычками)
7. Высаживание рассады и посев семян цветов на цветник
8. Экскурсия по «Экологической тропе»
Май
1. Общение «Весенние цветы»
2. Оформление альбома «Полевые цветы»
3. Развлечение «Весна-красна у нас в гостях»
4. Высаживание рассады овощей на огороде
5. Экскурсии по территории детского сада «Весенний наряд», «Объекты экологической тропы»
6. Рассматривание иллюстраций на тему «Весенние заботы»
7. Рассматривание сюжетных картинок и фотографий «Мы ходили по экологической тропе»
8.«Что растет на грядках» (нетрадиционное рисование: восковые мелки и гуашь)
9. Чтение: З. Александрова «Не мешайте мне трудиться», «Димка-невидимка»
10. Беседа «Учимся беречь природу»
III. Заключительный этап.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
- тема данного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно смогло повлиять на их интеллектуальное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие;
- отмечалось положительное отношение к организуемой нами деятельности детей в группе, их эмоциональный отклик на изменения в природе, знакомство с новыми для малышей явлениями природы, произведениями художественной литературы, на художественно- эстетическую деятельность. Дети проявляли интерес и желание рисовать, лепить, конструировать, играть в дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры на экологическую тему.
- возросла речевая активность детей, что повлияло на их самостоятельную игровую деятельность, на возникновение ролевых диалогов;
- удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия: педагог – родители - дети. Родители принимали активное участие в реализации проекта, привлекая своих детей к различным видам деятельности в соответствии с перспективным планом по реализации проекта.
Литература:
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.
Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.
Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.
Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.
Экологическая тропа.