Проект: экологическая тропа.

Халикова Чулпан Нуриахметовна

Проект «Экологическая тропа» (первая младшая группа)

Актуальность проекта:

Детское экологическое движение в нашей стране проходит под лозунгом «Любовь к Родине начинается через любовь к природе», и все мероприятия направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Легче всего привить детям любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям в младшем дошкольном возрасте. Позже изменить представления и взгляды человека на окружающее будет сложно. Поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы, изучение детьми объектов неживой и живой природы во взаимосвязи со средой обитания, формирование в детях осознанного правильного взаимодействия с окружающим миром природы.

Задачи проекта:

- определить объекты экологической тропы для ознакомления детей с окружающим их миром в практическую деятельность;

- систематизировать и обогатить знания детей младшего дошкольного возраста средствами экологической тропы;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное для людей и для самой природы;

- воспитывать у детей эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающего мира;

- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания развивающей среды экологического содержанияи проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

- повысить экологическое просвещение родителей.

Участники проекта: дети 1-ой младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Вид проекта: долгосрочный, познавательный, творчески - исследовательский.

Длительность проекта: 4 месяца (февраль-май) .

Ожидаемые результаты.

• Дети:

- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

- Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

- Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

• Родители.

- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментално-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

• Педагоги:

- Обогащение развивающей среды группы дидактическими материалами экологического содержания.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

Определение объектов «Экологической тропы»:

- Цветник.

- Наш огород.

- Песочница (экспериментальный городок)

- Мир желтых цветов (мать-и -мачеха) - фитоогород.

- Лес.

- Озерцо.

- Мир насекомых.

- Яблоня.

-Птичий городок

-Место отдыха (обсуждений)

Описание: C:\Users\Идрис\Desktop\IMG_0684.JPG

2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

 

II. Основной этап реализации проекта

1. Взаимодействие с родителями:

- Проведение родительского собрания с целью ознакомления родителей с задачами проекта и определение их участия в реализации проекта.

- Создание информационного пространства (публикация информации на сайте детского сада, издание групповой газеты «Экологическая тропа»)

Перспективный план работы с родителями.

Февраль

1. Родительское собрание на тему «Экологическая тропа в ДОУ»

2. Беседа с родителями по изготовлению кормушек и вывешиванию их около своего дома и на участке детского сада Ознакомление родителей с задачами проекта, объектами «экологической тропы» определение участия родителей в реализации проекта

Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности по изготовлению кормушек, кормлению птиц, к наблюдению за птицами совместно с детьми

Март

1. Консультация «Методы ознакомления дошкольников с природой»

2. Беседа с родителями «Огород на окне»

Информирование родителей, какими методами можно знакомить детей с природой, как способствовать развитию их бережного отношения к миру природы

Организация родителей по оказанию помощи в приобретении инвентаря и семян для огорода на окне в группе и у себя дома

Апрель

1. Оформление папки – передвижки «Организация прогулок с детьми весной (Наблюдения за пробуждающейся природой) »

2. Беседа с родителями «Позаботимся о скворушках» Ознакомление родителей с методами проведения наблюдений за погодой, растениями, птицами, животными и насекомыми во время совместных с детьми прогулок

Организация родителей по изготовлению скворечников и вывешиванию их на участке детского сада

Май

1. Совместное с детьми рисование сюжетных картинок и издание групповой газеты «Экологическая тропа» Родители, используя фотоматериалы, сюжетные картинки, выполненные детьми совместно с родителями, прочую информацию, издают газету «Экологическая тропа»

2. Работа с детьми

 

Перспективный план занятий с детьми по реализации проекта

Месяц Недели Формы работы

Февраль

1. Экскурсия по территории детского сада «Птицы зимой»

2. Сюжетно-ролевые игры «Поездка в лес», «Кормушка»

3. Общение «Кормушка для птиц», «Как мы птичек кормили»

4. Дидактические игры «Что за птица? »,

5. Домики для птичек (конструирование)

6. Зернышки для птичек (лепка - тесто)

Март

1. Высаживание семян овощей и цветов на рассаду – создание «Огорода на окне»

2. Первые всходы (рисование карандашами)

3. Экскурсия по территории детского сада: «Знакомство с объектами экологической тропы»

4. Дидактическая игра «Фрукты и овощи»

5. Настольный театр «Репка»

Апрель

1. Рассматривание иллюстраций природы родного края весной «Первая травка и первые цветы» (рисование гуашью)

2. Поход на фитоогород «Мать - и - мачеха на грядках»

3. Вывешивание скворечников на участке «Домики для птиц»

4. Общение «Береза, береза… »

5. Заучивание русской народной песни «Во поле береза стояла… »

6. Рисование «Береза кудрявая» (поролоновыми тычками)

7. Высаживание рассады и посев семян цветов на цветник

8. Экскурсия по «Экологической тропе»

Май

1. Общение «Весенние цветы»

2. Оформление альбома «Полевые цветы»

3. Развлечение «Весна-красна у нас в гостях»

4. Высаживание рассады овощей на огороде

5. Экскурсии по территории детского сада «Весенний наряд», «Объекты экологической тропы»

6. Рассматривание иллюстраций на тему «Весенние заботы»

7. Рассматривание сюжетных картинок и фотографий «Мы ходили по экологической тропе»

8.«Что растет на грядках» (нетрадиционное рисование: восковые мелки и гуашь)

9. Чтение: З. Александрова «Не мешайте мне трудиться», «Димка-невидимка»

10. Беседа «Учимся беречь природу»

III. Заключительный этап.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

- тема данного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно смогло повлиять на их интеллектуальное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие;

- отмечалось положительное отношение к организуемой нами деятельности детей в группе, их эмоциональный отклик на изменения в природе, знакомство с новыми для малышей явлениями природы, произведениями художественной литературы, на художественно- эстетическую деятельность. Дети проявляли интерес и желание рисовать, лепить, конструировать, играть в дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры на экологическую тему.

- возросла речевая активность детей, что повлияло на их самостоятельную игровую деятельность, на возникновение ролевых диалогов;

- удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия: педагог – родители - дети. Родители принимали активное участие в реализации проекта, привлекая своих детей к различным видам деятельности в соответствии с перспективным планом по реализации проекта.

Литература:

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.

Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.

Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

                          Экологическая тропа.

Описание: C:\Users\Идрис\Desktop\IMG_0684.JPG