Математика

Корягина Кристина Сергеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Геометрические фигуры Корягина Кристина

Слайд 2

Задачи по каждой группе: 2 младшая группа Освоение геометрических фигур и форм предметов (круглая, квадратная, треугольная), группировка их по цвету, величине, форме. Различение геометрических фигур и правильное называние круга, квадрата, треугольника, куба. Группировка и воссоздание из элементов плоских и объемных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, шар, куб).

Слайд 3

Средняя группа Различение геометрических фигур по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, цилиндр). Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру, цвету. Выделение одновременно трех свойств геометрических фигур (форма, цвет, размер). Решение задач на геометрические построения и перестроения при помощи палочек. Обследование фигур, выделение их основных признаков, структуры, связей (наличие углов, вершин); умение словесно описывать фигуру.

Слайд 4

Старшая группа Преобразование геометрических фигур, воссоздание их из частей. Анализ предметов окружения, выявления сходства и различий их по сравнению с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и др.). Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, пятиугольник, трапеция, ромб). Изображение отдельных элементов геометрически фигур (отрезок, точка). Определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами. Составление, преобразование геометрических фигур, составление их из палочек.

Слайд 5

Подготовительная группа Зрительное распознавание и преобразование геометрических фигур, воссоздание их по представлению, описанию. Классификация геометрических фигур по наличию (отсутствию) признаков. Самостоятельное воссоздание силуэтов из геометрических фигур. Подбор по образцу и по названию предметов определенной формы. Преобразование геометрических фигур по условиям с использованием линейки, циркуля, шаблонов, трафаретов.

Слайд 6

Методика обучения Начинаем работу во II младшей группе Последовательность изучения геометрических фигур: 1. Визуальное узнавание и называние. 2. Обследование осязательно-двигательным путем. 3. Взаимное наложение. 4. Выделение некоторых элементов (стороны, углы) и свойств. 5. Словесное описание. 6. Разнообразная деятельность с фигурами.

Слайд 7

Фрагмент 1: – Это квадрат . Повторите. – Положите перед собой. Что это? – Обведите пальчиком. – У квадрата есть стороны. – Покажите стороны. – Что вы показываете? – Сколько сторон у квадрата? (Много или четыре.) – У квадрата есть углы. – Покажите углы. Что вы показываете? – Сколько углов у квадрата? (Много или четыре.)

Слайд 8

Замечание: при показе стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок). При показе углов проводим пальцем, обозначая стороны угла (рис. 34). В старшей группе можно познакомить с вершинами, показав на них пальцем (это точка)

Слайд 9

Фрагмент 2: – Это круг . Повторите. – Положите перед собой. Что это? – Обведите пальчиком. – У круга есть углы и стороны? (Нет) Замечание: с кругом и квадратом лучше знакомить в сравнении. Постоянно меняем наглядный материал, чтобы ребенок не воспринял математический термин как название показанной игрушки.

Слайд 10

Усложнения 1. Сначала рассматриваем фигуры одного цвета и величины, отличающиеся только по форме. 2. Рассматриваем фигуры разные по форме, цвету, величине, учим их группировать по указанному признаку. 3. Определяем форму плоских предметов с ярко выраженной конфигурацией. 4. Выкладываем сериационные ряды из трех фигур.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство дошкольников с арифметической задачей Выполнила: Корягина К.С

Слайд 2

Арифметическая задача — это простейшая, сугубо математическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются.

Слайд 3

Особенности восприятия Дошкольникам особенно трудно понимать вопрос задачи, отражающий математическую сущность действий. Именно вопрос задачи направляет внимание ребенка на отношения между числовыми данными.

Слайд 4

Особенности восприятия Около 20% детей подготовительной группы испытывают трудности в выборе арифметического действия, аргументации его. Эти дети, решая арифметические задачи, в выборе арифметического действия ориентируются в основном на внешние, несущественные, псевдоматематические связи и отношения между числовыми данными в условии задачи, а также между условием и вопросом задачи.

Слайд 5

Особенности восприятия Дети не понимают обобщенного содержания понятий: условие, вопрос, действие, а также знаков (+, —, =), не умеют правильно выбрать необходимый знак, арифметическое действие в том случае, когда заданное в условии конкретное отображение не соответствовало арифметическому действию (прилетели, добавили, дороже — сложение; улетели, взяли, дешевле — вычитание).

Слайд 6

Специфика В обучении решению арифметических задач условно можно выделить три взаимосвязанных этапа: ознакомление со структурой задачи, способами решения ее, и обучение приемам вычислений ( А.М.Леушина ).

Слайд 7

Специфика Обучение дошкольников решению арифметических задач подводит их к пониманию содержания арифметических действий (добавили — сложили, уменьшили — вычли). А это возможно также на определенном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка.

Слайд 8

Первый этап в работе заключается в составлении и решении задач на нахождение суммы и остатка. На этом этапе важно показать детям, как изменяется множество при объединении или вычитании частей. Ход рассуждений сначала может идти от условия к вопросу задачи. Этапы работы

Слайд 9

Пример: «К кормушке прилетели сначала три птички, потом — еще одна. Сколько всего стало птичек?» Дети вместе с воспитателем рассуждают так: было три птички, потом прилетела еще одна, теперь их стало на одну больше. Эту задачу можно решить сложением (к трем прибавить один). Делается вывод: к кормушке прилетели четыре птички.

Слайд 10

Этапы работы Второй этап в работе связан с ознакомлением детей с новыми задачами: на отношения больше (меньше) на несколько единиц. В этих задачах арифметические действия как бы подсказаны в самом условии задачи. Отношение «больше на единицу» требует от ребенка увеличения, присчитывания, сложения.

Слайд 11

Пример: В Машину чашку с чаем мама положила две ложки сахара, а в большую чашку папы — на одну ложку сахара больше. Сколько сахара положила мама в чашку папы?

Слайд 12

Этапы работы Третий этап в обучении детей решению арифметических задач — ознакомление их с типом задач на разностное сравнение чисел. Задачи этого типа решаются только вычитанием. При ознакомлении с этим типом задач внимание обращается на основное — вопрос в задаче. Вопрос начинается со слов «на сколько?», т.е. всегда необходимо определить разницу, разностные отношения между числовыми данными.

Слайд 13

Пример: «На прогулку дети взяли четыре больших мяча и один маленький. Сколько всего мячей взяли на прогулку? На сколько больше взяли больших мячей, чем маленьких?»

Слайд 14

Вывод При составлении задач воспитатель должен помнить о том, что важно разнообразить формулировки в условии и вопросе задачи: насколько выше, тяжелее, дороже и т.д.

Слайд 15

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство дошкольников с цифрами и монетами

Слайд 2

Знакомство дошкольников с цифрами Выполнила: Корягина Кристина

Слайд 3

Методика ознакомления с цифрами Цифра - знак, используемый для записи числа Предварительная работа После выработки счетной деятельности можно учить соотносить множеству не только число, но и цифру. Иногда это делают раньше, предлагая запомнить визуально числовую фигуру и соответствующую ей цифру, но лучше не спешить, учитывая абстрактность математических понятий.

Слайд 4

Особенности наглядного материала Любые множества, числовые и цифровые карточки

Слайд 5

Методика обучения Необходимо научить детей различать понятия: количество (свойство конкретного множества, отражающее, сколько в нем элементов); число (абстрактное математическое понятие, характеризующее общее свойство конечных равномощных множеств); цифра (знак для записи чисел)

Слайд 6

На одном занятии знакомим с одной цифрой, рассматривая множества с соответствующим количеством элементов. Предварительно закрепляем знание предыдущих цифр. Необходимо создать поисковую ситуацию, чтобы дети поняли смысл обозначения числа цифрой. Начинаем знакомство с цифры 1, затем по порядку до 9, потом с нулем и записью числа 10. Дети часто путают цифры 4 и 7, 5 и 2, 6 и 9. Эта проблема решается в процессе многократных упражнений

Слайд 7

Фрагмент 1: Программная задача: познакомить с цифрой 1. Наглядный материал: коробка с цифрой 1 на крышке, в ней спрятана одна игрушка. Ход: – Я не знаю, что лежит в коробке, но могу точно сказать, что только один предмет. Давайте проверим, права ли я? – Что это? Сколько? – Как вы думаете, как я догадалась? – Здесь написана цифра. Что она обозначает? – Люди придумали цифры, чтобы записывать числа. – Цифра 1 обозначает число один, она показывает, что в коробке только один предмет. – На что похожа цифра 1? – Нарисуйте пальцем в воздухе цифру, как я. – Найдите у себя на столе карточку с цифрой 1. – Ответьте на вопрос молча, показав карточку. – Сколько у человека носов? – На сколько шесть больше пяти?

Слайд 8

Фрагмент 2: Программная задача: познакомить с цифрой 0 и записью числа 10. Наглядный материал: материал, используемый для обратного счета (10 предметов). Ход: Воспитатель убирает предметы, а дети называют, сколько осталось. Звучит обратный счет. Затем убирается последний предмет. – Сколько? – Ни одного обозначает число ноль, которое записывается цифрой ноль. – Нарисуйте пальцем в воздухе. На что похож?... – Число десять записывают с помощью двух цифр 1 и 0. Цифра 1 пишется слева, а ноль справа.

Слайд 9

Схема работы с каждой цифрой 1. Повторение предыдущей цифры. 2. Рассматривание множества с нужным количеством элементов. 3. Рассматривание цифры. 4. Обсуждение на что похожа цифра. 5. Рисование цифры пальцем в воздухе. 6. Поиск карточки с нужной цифрой. 7. Использование цифровых карточек для ответов на вопросы. 8. Возможна запись цифр.

Слайд 10

Усложнения Цифровые карточки применяются при решении других программных задач (при сравнении чисел, при изучении состава числа из двух меньших чисел, для записи решения задач и др.). Знание цифр используется при отгадывании загадок, выучивании стихов. В подготовительной группе иногда учат записывать цифры. Спешить с этим не надо, так как здесь необходимы: достаточно развитая мелкая моторика и умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Слайд 11

Знакомство дошкольников с монетами Выполнила: Леонтьева Анна

Слайд 12

Чтобы познакомить детей с деньгами можно провести беседу, используя книгу А.Д. Шатовой «Деньги» Рассказать детям как появились деньги, что такое монета и купюра, об их достоинстве, о том какую роль играют деньги в жизни людей, о труде людей и оплате их работы деньгами (зарплата), о семейном бюджете и др.

Слайд 13

Для формирования представлений о деньгах, как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста можно провести занятия на тему: «Деньги. Купюра. Монета», «Достоинство монет и купюр», «Цена. Товар. Качество товара», «Наличная сумма. Цена. Сдача. Стоимость» «Размен денег»

Слайд 14

В качестве примера рассмотрим проведение занятия по ознакомлению с деньгами. Тема: «Деньги. Купюра. Монета» Цель: - раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»; - закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; - учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; - учить понятию достоинство монет; - помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

Слайд 15

Материал: Копилка с набором разных монет и купюр; таблички со схематическим изображением купюр (квадратные таблички) и монет (круглые таблички).

Слайд 16

Предварительная работа: На занятиях по трудовому воспитанию или в свободное для деятельности время изготовить таблички со схематичным изображением купюр и монет. Можно квадратные таблички изобразить зеленым цветом, а круглые таблички – желтым цветом. Собрать набор монет и купюр разного достоинства. Так же следует предложить рассмотреть детям до занятия купюры и монеты, чтобы в последующем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и купюрой.

Слайд 17

Ход занятия: Теоретическая часть - Ребята, я шла утром сегодня к вам в садик и по дороге нашла интересный предмет (демонстрирую копилку). - Что это такое? - Для чего же нужна эта копилка? - Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? - Хорошо. Давайте сыграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны, чтобы: - Для покупки продуктов питания;

Слайд 18

- Для оплаты бытовых услуг; - Для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?) - Для оплаты услуг. Каких? - Для оплаты проезда на транспорте; - Для покупки подарков; Помощь бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д . Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значение денег можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций: Если мы едем на автобусе, мы платим? Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? и т.д.

Слайд 19

Практическая часть - Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А вам интересно узнать, что же лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим. Рассматриваем монеты. - Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета? Если дети не называют все признаки, то воспитатель помогает им. - Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руку несколько монет и позвенеть ими и дети сами смогут после этого назвать данный признак). - Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям и, хором проговариваем вместе с детьми

Слайд 20

- Смотрите, у нас в копилке еще что-то осталось. Давайте достанем (достаем купюры). Как можно назвать эти деньги? - Правильно, купюры. А какие они? - Бумажные, прямоугольные, шуршат (можно продемонстрировать шуршание купюрой). - Какие купюры вы знаете? Дети называют купюры, воспитатель демонстрирует их детям, и затем проговариваем хором. - Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю вам признак монеты, а вы мне называете противоположный признак купюры и наоборот.

Слайд 21

Монета круглая, а купюра… Купюра бумажная, а монета… Монета звенит, а купюра… Монета металлическая, а купюра… - Хорошо, справились и с этим трудным заданием. Ребята, мы сравнивали с вами монету и купюру, а можно сравнить между собой две монеты? Они будут отличаться между собой? - Если сравнивать две одинаковые монеты, например, 5 копеек, они отличаются между собой? Нет, так как монеты в 5 копеек одинакового достоинства (показываю монеты по 5 копеек). - Какие здесь лежат еще монеты одинакового достоинства? Маша, покажи. - Саша, есть еще монеты одинакового достоинства? Покажи. Рассматриваем монеты одинакового достоинства. Добиваемся произнесения детьми полного предложения: «Монеты в 5 копеек одинакового достоинства».

Слайд 22

- Сейчас мы с вами рассматривали монеты одинакового достоинства, а покажите мне монеты разного достоинства. Саша? - Кто еще мне покажет монеты разного достоинства? Почему вы так решили, что эти монеты разного достоинства? - Посмотрите, монеты 5 копеек и 5 рублей разного достоинства? Чем они отличаются между собой? - Правильно, 5 рублей больше монета, чем 5 копеек. Возьмите в одну руку монету в 5 копеек, а в другую монету в 5 рублей. Какая монета тяжелее? - Что можно купить на 5 копеек? А на 5 рублей? - Правильно, на 5 рублей можно больше купить продуктов, товара, чем на 5 копеек. Сейчас на 5 копеек, наверное, ничего не купишь. А чтобы люди различали монеты по достоинству их и делают разными. Возьмите в руку 1 рубль и 5 рублей, что большего достоинства? Как вы узнали?

Слайд 23

Заключение Итак, ребята, покажите мне: - Монету - Купюру - Монету в 5 копеек - Монету в 1 копейку - Монету в 10 копеек. - Монету в 1 рубль - Монету в 5 рублей - Монету в 10 рублей. Молодцы, все правильно показали. Ну вот мы и познакомились с деньгами - монетами и купюрами. Узнали их достоинство и для чего они нужны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика обучения детей временным представлениям (старшая группа) Выполнила: Корягина К.С

Слайд 2

Задачи 1. Учить различать и называть части суток, знать их последовательность. 2. Познакомить с понятиями “сутки, вчера, сегодня, завтра”. 3. Учить называть дни недели, их последовательность и количество, определять, какой день был вчера, есть сегодня, будет завтра. 4. Учить называть месяцы и времена года, их последовательность и количество (познакомить с календарем). 5. Развивать “чувство времени”. Познакомить с общепринятыми единицами времени: секундой, минутой, часом. Научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером.

Слайд 3

Основную работу начинаем в старшей группе с беседы: “Сутки часто называют словом “день”. Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Пройдет неделя, наступит другая, и опять все дни недели пойдут по порядку”. Замечание: слово “день” дети раньше использовали для названия одной из частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.

Слайд 4

Последовательность обучения 1. Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью. 2. Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра. 3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером: Понедельник – первый; Вторник – второй; Среда – третья (средняя); Четверг – четвертый; Пятница – пятая; Суббота – шестая; Воскресенье – седьмое. Можно рассказать детям о происхождении этих названий. 4. Ежедневно на специальном календаре выставляют символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета: “Сегодня – вторник”.

Слайд 5

Усложнения Знание дней недели применяем в повседневной работе на других занятиях и вне их. Используем стихи, загадки, задачи про дни недели, например : “ Миша поехал к бабушке в понедельник, а вернулся через 2 дня. Когда вернулся Миша?”.

Слайд 6

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ознакомление дошкольников с геометрическими фигурами и формой (старшая группа) Выполнила: Корягина К.С

Слайд 2

Задачи 1. Учить различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Учить приемам обследования их осязательно-двигательным путем. 2. Познакомить с признаками плоских геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала. 3. Учить различать и называть объемные геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, призму, параллелепипед. 4. Познакомить с различными видами: а) треугольников; б) четырехугольников; в) многоугольников. 5. Учить определять форму окружающих предметов. 6. Учить моделировать геометрические фигуры, узоры, картинки (рисовать, выкладывать из палочек, составлять из других геометрических фигур).

Слайд 3

Предварительная работа В процессе игр со строительным материалом, конструкторами, геометрической мозаикой у детей происходит накапливание опыта, обогащение восприятия. Под руководством взрослых они овладевают способами обследования предметов осязательно-двигательным путем, учатся правильно называть некоторые формы и фигуры.

Слайд 4

Наглядный материал Модели геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника (демонстрационные и раздаточные). Строительный материал, конструкторы, геометрическая мозаика. Плоские предметы с ярко выраженной формой: круглой – пуговица, монета, блин; квадратной – платок, салфетка; треугольной – косынка и др.

Слайд 5

Последовательное изучение геометрических фигур 1. Визуальное узнавание и называние. 2. Обследование осязательно-двигательным путем. 3. Взаимное наложение. 4. Выделение некоторых элементов (стороны, углы) и свойств. 5. Словесное описание. 6. Разнообразная деятельность с фигурами.

Слайд 6

Фрагмент – Это круг. Повторите. – Положите перед собой. Что это? – Обведите пальчиком. – У круга есть углы и стороны? (Нет.) Замечание: с кругом и квадратом лучше знакомить в сравнении. Постоянно меняем наглядный материал, чтобы ребенок не воспринял математический термин как название показанной игрушки.

Слайд 7

Усложнения 1. Сначала рассматриваем фигуры одного цвета и величины, отличающиеся только по форме. 2. Рассматриваем фигуры разные по форме, цвету, величине, учим их группировать по указанному признаку. 3. Определяем форму плоских предметов с ярко выраженной конфигурацией. 4. Выкладываем сериационные ряды из трех фигур.

Слайд 8

Игра «путешествие мышки»

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Корягина К.С Ознакомление дошкольников с массой

Слайд 2

Барическое чувство – возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека . Масса предмета всегда постоянна - это свойство самого предмета, а вес его меняется в случае изменения силы притяжения.

Слайд 3

Восприятие массы осуществляется с помощью зрительного, тактильного и двигательного анализаторов. На втором году жизни ребенок уже воспринимает массу предмета (не может поднять стул, потому что он тяжелый). К трем-четырем годам дети уже понимают значение слов “легкий”, “тяжелый” и различают контрастные по массе предметы. Развитие барического чувства не происходит спонтанно, а зависит от условий обучения. Старшие дошкольники, посещавшие магазины со взрослыми, располагают сведениями о взвешивании на весах как способе определения массы, об использовании гирь, о движении стрелки на весах. Но представление о массе и единицах ее измерения у них поверхностно. Точность восприятия массы зависит не только от возраста, но и от овладения приемами обследования предметов по их массе, знания общепринятых мер и способов измерения Предварительная работа

Слайд 4

Подготовительный этап: в младших группах идет накопление представлений о массе в опыте детей (в играх, жизненных ситуациях). I этап. В средней группе учим различать массу предметов контрастных по тяжести: “тяжелый – легкий”; “тяжелее – легче”; “одинаковые по тяжести”. Знакомим с рациональными способами обследования и сравнения массы предметов путем их “взвешивания” на весах. II этап . В старшей группе учим определять отношения между несколькими предметами, упорядочивая их по возрастающей или убывающей массе. III этап . В подготовительной группе знакомим со способами измерения массы на весах, сначала используя условные меры (например, для измерения массы яблока на весах “уточках” можно использовать желуди как гири), затем знакомим с килограммом Методика обучения

Слайд 5

Педагогическая работа строится в определенной последовательности:

Слайд 6

1. Одинаковые по размеру мешочки, наполненные разными веществами (вата, песок, металлические шарики и пр.). 2. Одинаковые по форме и размерам предметы (кубики, шарики и др.) из разных веществ (металл, дерево, пластмасса, поролон и пр.). 3. Одинаковые коробочки с разным количеством песка. Усложнение наглядного материала: 1. Уменьшаем разницу в массе. 2. Увеличиваем количество рассматриваемых предметов. 3. Сначала рассматриваем предметы одинаковые по всем признакам, (цвет, форма, размер), кроме массы, затем учим абстрагироваться от цвета, формы, размера, внешнего вида, материала и др. Наглядный материал

Слайд 7

I этап , младшая – средняя группы Действия: сравнение двух резко контрастных по массе предметов, используя слова “тяжелый – легкий”. Метод: “взвешивание” предметов на ладонях. Правило: взять по одному предмету в каждую руку, повернуть ладони кверху и разжать. Руками плавно имитировать движение весов вверх – вниз. Несколько раз предметы поменять местами. Ошибки детей: • крепко сжимают предметы руками; • резко подбрасывают предметы; • игнорируют проверку, перемещение предметов из одной руки в другую; • пользуются неправильными терминами (“большой, тугой, здоровый, крепкий” и др.). Последовательность обучения

Слайд 8

II. этап , средняя – старшая группы А: Действия: сравнение трех предметов по массе. Один предмет служит образцом. Результаты сравнения обозначаются словами “тяжелее – легче”, “одинаковые по тяжести”. Метод: “взвешивание” предметов на ладонях. Правило: все предметы надо последовательно сравнивать с образцом и выкладывать в ряд: “самый легкий, тяжелее, самый тяжелый” и т. п. Б: Действия: построение сериационного ряда по массе. Обсуждение относительности и транзитивности отношений масс предметов. Метод: “взвешивание” предметов на ладонях. Правило: выбирать самый тяжелый (легкий) предмет из оставшихся (количество предметов увеличиваем постепенно от 3 до 5). В: Упражнения: нахождение предмета определенной массы в сериационном ряду. Подбор парного предмета. Группировка предметов по массе.

Слайд 9

III этап, старшая – подготовительная группы А: Действия: знакомство с простейшими весами (типа “аптечных” или “уточек”). Проверка правильности “взвешивания” на руках. Правило: чашка с предметом большей массы опускается вниз. Упражнения: Из равных по массе кусков пластилина лепим разные формы (шарик, колбаску, морковку и др.) и выясняем, что масса не меняется; Сравниваем предметы одинакового объема, но разной массы; разного объема, но одинаковой массы. Б: Действия: определение массы предмета на весах с помощью условной мерки (кубиков, шариков, желудей, пуговиц и др.). Правило: масса одинакова у тел, уравновешивающих друг друга на весах. Масса складывается, когда тела соединяются. Упражнения: Взвешивание одного предмета разными мерками; Сравнение масс предметов при помощи измерения на весах. В: Действия: знакомство с килограммом. Измерение масс на чашечных весах с помощью килограммовых гирь. Упражнения: Определение массы предметов в 1, 2, 3,... Кг; Отвешивание сыпучих веществ (крупы и др.) нужной массы.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Корягина К.С Ознакомление дошкольников с порядковым счетом

Слайд 2

Поря́дковые числи́тельные — класс имён числительных , обозначающий порядок предметов при счёте . Порядковый счёт - счёт группами, содержащими определённое равное количество элементов, — например, счёт десятками яблок.

Слайд 3

Ознакомление с порядковым значением числа происходит на основе сопоставление его с количественным значением. Детей подводят к пониманию того, что когда нужно узнать, сколько предметов всего, их считают так: один, два, три, четыре. В результате такого счёта они могут ответить на вопрос «Сколько?» В период обучения счету для ребенка очень важна непосредственная работа руками с сосчитываемыми предметами. Желательно дать детям возможность прикасаться к сосчитываемым предметам, двигать их, составляя уже сосчитанную группу, или показывать пальцем на каждый сосчитываемый предмет. Это позволит формировать правильное представление о самом процессе на уровне «памяти ощущения». Уже при запоминании правильной последовательности называния числительных полезно обращать внимание ребенка на изменение количественного состава сосчитываемой группы, показывая ее руками: Затем речевое сопровождение заменяется только движением руки: либо «еще один» придвигается к сосчитываемому множеству (на столе), либо производится охватывающее движение руками новой совокупности (с «еще одним»). Эти приемы готовят ребенка к пониманию основного принципа построения натурального ряда -- каждое следующее число на единицу больше предыдущего.(1) Специфика

Слайд 4

Предварительная работа Работа с множествами, их сравнение способами наложения и приложения подготавливает детей к счетной деятельности, так как им легче сначала научиться устанавливать взаимно однозначные соответствия между предметными множествами, которые видимы и ощутимы (мышление – наглядно-действенное). Счет – это установление взаимно однозначного соответствия между элементами множества и отрезком натурального ряда (числами – абстрактным математическим понятием). Средняя группа

Слайд 5

Особенности наглядного материала В начале обучения необходимо использовать множества из объемных одинаковых предметов (до которых легко дотрагиваться), расположенных в ряд (линейно, горизонтально, “слева направо”). Затем можно использовать множества из разных элементов, картинки, геометрические фигуры и др. и раскладывать их по-разному.

Слайд 6

Правила счета Ошибки детей 1. Называть числительные по порядку, начиная со слова “один” Называют числительные не по порядку, начинают со слова “раз” 2. Дотрагиваться до каждого предмета ведущей рукой (обычно правой) слева направо (ведущее направление в нашем обществе) Пропускают предметы, дотрагиваются до одного предмета дважды, справа налево и др. 3. Одному предмету соотносить только одно число Считают свои движения, а не предметы, нет координации между словом и движением 4. В конце сделать обобщающий жест и еще раз назвать последнее число (“всего пять предметов”) Не выделяют итогового числа (“безытоговый счет”), не могут ответить на вопрос “сколько?” Методика обучения Счетная деятельность – это называние числительных по порядку и соотнесение их каждому элементу множества с выделением итогового числа .

Слайд 7

Этапы усложнения По мере усвоения ребенком счетной деятельности надо счетные движения “сворачивать”. Они переходят из “внешних” действий во “внутренние” (умственную работу): • счет без обобщающего жеста; • дотрагиваться не рукой, а указкой или показывать на предмет; • счет на расстоянии (движение глаз); • счет про себя. После усвоения счета предметов переходим к счету других объектов (изображений, символов, движений, звуков, явлений и др.). Цель счетной деятельности – найти итоговое число, ответить на вопрос “сколько?”. Обучаем ребенка приемам счета предметов по образцу (“делай, как я”), сначала отрабатывая выполнение правил, а после их усвоения отменяя внешние жесты. Работа ведется на большом разнообразии наглядного материала. Вне занятий закрепляются и применяются счетные навыки.

Слайд 8

Активизация словаря: “считай” – назови числительные по порядку; “посчитай” – ответь на вопрос “сколько всего?”; “отсчитай” – выдели часть; “пересчитай” – проверь; “сосчитай” – вычисли.

Слайд 9

Предварительная работа После выработки навыков счета предметов показываем детям, что считать можно все что угодно. Этим подводим их к пониманию абстрактности числа. Используя при счете различные анализаторы, оказываем положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей. Старшая группа

Слайд 10

Наглядный материал • Наборы одинаковых предметов. • Демонстрационный материал для фланелеграфа , наборного полотна, магнитной доски (картинки, геометрические фигуры). • Раздаточный материал (картинки, геометрические фигуры). • Наборы “Учись считать”. • Карточки с числовыми фигурами сюжетными и бессюжетными (например, карточки Лая)

Слайд 11

Методика обучения I этап Инструкция дается небольшими порциями, по мере выполнения задания. Результат проговаривается с помощью воспитателя. II этап Инструкция дается целиком, в последовательности выполнения задания. Результат обговаривается при помощи воспитателя. III этап Инструкция дается целиком в свободной форме. Ребенок сам должен продумать последовательность действий: посчитать, отсчитать, пересчитать (планирует) и дать словесный отчет о выполнении (анализирует).

Слайд 12

Усложнения 1. Увеличиваем количество от 1 до 10. 2. От реальных предметов переходим к их изображениям и числовым карточкам (сюжетным и бессюжетным) 3. Меняем форму расположения предметов 4. Даем задания на развитие памяти 5. Даем упражнения для отвлечения от пространственного расположения предметов 6. Даем задания для повторения отношений соседних чисел: “Отложи на 1 больше ”

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!