"Инновационная деятельность на базе КФУ".

Гатина Ольга Юрьевна

Немалую роль в обеспечении преемственности образования может сыграть введение в школьное образование на старшей ступени новых компонентов (элективные курсы, проектная и иследовательская деятельность), которые определяют необходимость использования новых для школы организационных форм (лекции, семинары, учебные проекты и т.д.) и способов учебной деятельности, во многом характерных для вузовского образования.

Профильное обучение в 10-11-х классах - переходный этап между школой и вузом. На этом этапе начинается  собственно профилизация, формируются устойчивые профессиональные интересы и мотивы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_dlya_rip.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани

Программа элективного курса «Прикладная физическая подготовка»

для учащихся 10 – 11-х классов (пожарных кадетов)

 оборонно – спортивного профиля

                                                                             Разработала учитель

                                                                               физической культуры

                                                                         высшей категории

                                                                               МБОУ «Школа № 89»

                                                                                  Гатина Ольга Юрьевна,

                                                                       Тел. 89046696993

2016 год

Содержание:

  1. Пояснительная записка.

  2. Учебно-тематический план курса.

  3. Содержание программы курса.

  4. Вопросы для контроля знаний учащихся.

  5. Рекомендуемая литература.

Пояснительная записка

          Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективный курс «Прикладная физическая подготовка», реализуемый в рамках профильной подготовки, предназначен для учащихся, выбравших для обучения в 10–11-х классах оборонно-спортивный профиль, для тех учащихся, которые выбирают службу в подразделениях МЧС.           

          Актуальность  предлагаемого элективного курса обусловлена тем, что недостаточно уделяется внимания теоретическим  вопросам  о профессионально- прикладной физической  подготовке  в школе.  На данный момент при изучении предмета физическая культура на ознакомление с этим направлением выделяется малое количество часов.

       В связи с этим введение данного элективного курса позволит сформировать представление у учащихся  о профессионально – прикладной физической подготовке и ее значение для профессиональной деятельности в  структурных подразделениях  МЧС.

            Программа рассчитана на 17 часов и  включает теоретические занятия - лекции и практические занятия – семинары. В содержание семинаров входит материал для  развития познавательных, творческих способностей учащихся, проверки их знаний. На итоговом занятии учащиеся защищают проекты, показывают презентации на темы предложенные курсом, или выбирают темы самостоятельно по материалам курса.

  Цель курса –  получение теоретических знаний о связи физической культуры и спорта с трудовой и оборонно-спортивной  деятельностью.                                                                                        Задачи курса:                                                                                                                                                     - формирование понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;                                                                                               – знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;                                                                                                                                         - овладение системой умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;                                                         - обеспечение знаниями общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность к будущей профессии;                                                                                                                           - приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения элективного курса «Прикладная физическая подготовка» учащиеся должны:

Знать/понимать:                                                                                                                                - теоретические основы физической культуры;                                                                                            - основы анатомии и физиологии человека;                                                                                                 - особенности оказания первой помощи;                                                                                              - свои индивидуально-психологические способности;                                                                         -  методы и приемы управления своим собственным состоянием;                                                      - особенности планирования самостоятельных занятий по общей и специальной физической подготовке.

 Уметь:                                                                                                                                                          - применять полученные знания  в практической деятельности и повседневной жизни;                                                                                                                                    - сознательно и методически правильно использовать средства физической культуры и спорта для подготовки к профессиональной деятельности.      

 Ожидаемые  результаты:                                                                                                                        - формирование профессиональной ориентации;

-формирование психологической готовности к профессиональной деятельности;

-овладение знаниями в области ПФП;

-формирование осознанного отношения в выборе профессии.

Учебно-тематический план изучения курса « Прикладная физическая подготовка»

Тема

Всего часов

Лекции

Семинары  

1.Теоретико-методические основы физической культуры.

1

1

2. Основы анатомии и физиологии человека.

1

1

3. История развития пожарно-прикладного спорта в России.

1

1

4. Назначение и задачи прикладной физической подготовки.

2

1

1

5. Психологическая подготовка.

2

1

6. Основы саморегуляции и психологической реабилитации.

2

1

1

7. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 

2

1

8. Основы оказания первой помощи.

1

1

1

9. Формы организации занятий по прикладной  физической подготовке.

2

1

1

10. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре.

2

1

1

11. Планирование и контроль в прикладной физической подготовке.

2

1

1

Итого часов

17

11

6

Содержание программы

       Тема 1. Теоретико-методические основы физической культуры. 

Понятие о физической культуре и ее роль в укреплении здоровья человека. Понятие о физическом развитии и методах его оценки. Средства физического воспитания: основные и вспомогательные. Техника физических упражнений и критерии ее оценки. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные составляющие процесса физического воспитания. Основные методы контроля  состояния организма во время занятий физическими упражнениями.  Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школьника. Особенности содержания занятий общей физической подготовкой, их направленность на укрепление здоровья.

       Тема 2. Основы анатомии и физиологии человека.

Понятие об анатомии и физиологии человека. Опорно-двигательный аппарат – система органов опоры и движений, система из костей, их соединений и мышц.  Органы дыхания и пищеварения.              
       
Органы кровообращения: сердце, сосуды, их строение. Работа сердца. Понятие о кровообращении. Количество крови в организме человека, ее свертываемость. Значение своевременной остановки кровотечения. Главнейшие артерии верхних и нижних конечностей, сонная артерия. Определение мест прижатия важнейших артерий.

        Тема 3. История развития пожарно-прикладного спорта в России.  

  Пожарно-прикладной спорт или пожарно-спасательный спорт (ППС, ПСС). Соревнования (как в индивидуальном, так и в командном зачёте) по приёмам, применяемым при пожаротушении.  Боевая одежда пожарных. Первые соревнования по пожарно-прикладному спорту.  Развитие ППС как вида спорта. Современные соревнования по ППС (чемпионаты мира, чемпионаты Европы). Международная спортивная федерация пожарных и спасателей.

       Тема 4. Назначение и задачи прикладной физической подготовки.

  Основное назначение ПФП. Факторы профессиональной деятельности, обусловливающие требования к физической и другим сторонам прикладной подготовленности человека. Задачи ПФП. Средства ПФП.

     Тема 5.  Психологическая подготовка. 

           Психологические требования к профессии спасателя. Особенности психологического воздействия обстановки при чрезвычайных ситуациях.  Методы и приемы управления собственным состоянием. Роль морального фактора.  Понятие о профессионально-важных качествах,  их роль в обеспечении успешной деятельности. Психологические особенности, требуемые для профессиональной деятельности.

      Тема 6. Основы саморегуляции и психологической реабилитации.

          Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Отдых.  Лечение.  Профилактические мероприятия:  питание,  аутогенная тренировка,  активный отдых,  функциональный покой. Основы восстановления работоспособности.

   

     Тема 7.  Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 

         Здоровый образ жизни.  Меры профилактики основных инфекционных заболеваний. Критерии состояния здоровья, понятие о резервах здоровья. Психологические и физиологические особенности организма подростка. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Динамика умственной и физической работоспособности человека. Систематические занятия физкультурой и закаливание. Основные формы самоконтроля нагрузок. Правила личной гигиены и рационального питания. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
Причины травматизма. Профилактика травматизма. Дисциплинированность и ее роль в снижении риска травматизма и гибели.

     

       Тема 8. Основы оказания первой помощи. 

          Первая помощь: при ранениях, отравлениях, ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах, ушибах, кровотечениях, травмах и переломах, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос,  утоплении, укусах животных, шоке. Транспортировка пострадавшего.

     

      Тема 9. Формы организации занятий по прикладной  физической подготовке 

         Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки. Организация и методика проведения профессионально-прикладной физической подготовки. Основные формы занятий по ПФП.

     Тема 10. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре

            Понятие о самостоятельной деятельности. Методика обучения  самостоятельным занятиям. Содержание самостоятельных занятий.  Домашние задания. Особенности планирования и содержания самостоятельных занятий по общефизической и прикладной подготовке.

       Тема 11. Планирование и контроль в прикладной физической подготовке      

         Сущность и значение планирования. Требования к составлению планов. Формы и этапы планирования. Планирование учебной работы. Планирование внеурочной работы по прикладной физической подготовке. Требования к организации внеклассной работы.


Вопросы для контроля знаний учащихся

  1. Дайте определение понятия «физическая культура». Расскажите о ее роли в укреплении здоровья человека.
  2. Дайте определение понятия «физическое развитие», каковы методы его оценки.
  3. Расскажите об основных и вспомогательных средствах физического воспитания.
  4. Раскройте понятие о технике физических упражнений и критерии ее оценки.
  5. Охарактеризуйте основные методы контроля состояния организма во время занятий физическими упражнениями.
  6. Расскажите о физкультурно–оздоровительных мероприятиях в режиме дня школьника.
  7. Раскройте особенности содержания занятий общей физической подготовкой.
  8. Основная роль анатомии и физиологии в изучении жизнедеятельности организма человека.
  9. Строение и функции  опорно-двигательного аппарата
  10. Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.
  11. Значение сердечнососудистой системы для организма человека.
  12. Дайте общую характеристику органам дыхания.
  13. Расскажите об органах пищеварения.
  14. Работа жизненно важных органов во время физической нагрузки.
  15. Расскажите об основных исторических моментах развития пожарно-прикладного спорта в России. Соревнования по пожарно-прикладному споту в наши дни.
  16. Охарактеризуйте основное назначение прикладной физической подготовки (ПФП).
  17. Какие задачи решает ПФП?  Средства ПФП.
  18. Расскажите о построении и основах методики прикладной физической подготовки.
  19. Раскройте психологические требования к профессии спасателя.
  20. Расскажите о методах и приемах управления собственным состоянием.
  21. Какими  психологическими особенностями должен обладать спасатель?
  22. Что такое стресс и как с ним бороться?
  23. Расскажите о профилактических мероприятиях борьбы со стрессом, утомлением, депрессией.
  24. Раскройте основы восстановления работоспособности.
  25. Критерии состояния здоровья, понятие о резервах здоровья
  26. Систематические занятия физкультурой и закаливание.
  27.  Правила личной гигиены и рационального питания.
  28.  Расскажите о факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье. Вредные   привычки и их профилактика.
  29. Назовите основные причины травматизма.  Профилактика травматизма.
  30. Первая помощь при различных состояниях, угрожающих здоровью и жизни.
  31. Рассказать о разных способах транспортировке пострадавшего.
  32. Раскройте сущность педагогической основы профессионально-прикладной физической подготовки.
  33. Назовите основные формы занятий ППФП.
  34. Раскройте содержание и направленность индивидуальных самостоятельных занятий физической культурой.
  35. В чем особенность домашних заданий по физической культуре?
  36. Назовите основные физические упражнения и режимы индивидуальных нагрузок при самостоятельных занятиях.
  37. Какое значение имеет  участие в соревнованиях по прикладным видам спорта для профессиональной деятельности.
  38. Как осуществляется планирование внеклассной работы по прикладной физической подготовке?


Рекомендуемая литература

1. Латыпов И.К. Основы анатомии, физиологии и гигиены физического воспитания: программа элективного курса для уч-ся 10-11 кл. физкультурно-педагогического профиля: лекции /И.К. Латыпов/  

2. Латыпов И.К. Физическая культура в профильном обучении: лекции /И.К. Латыпов/

3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

4. Мейксон Г.Б. и др. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. – М.: Просвещение, 1986.

5. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана; авт.сост. Г.И. Погадаев и др. – М.: Физкультура и спорт, 1998.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1980.

7 . Приемы психической  саморегуляции. Практическое пособие. – М.: ПАВС, 1992.

8. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Смирнов А.Т. – М.: Просвещение, 2009.

9. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и охрана здоровья. Учебное пособие для учащихся ОУ. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К. – М.: «Русское слово. Фарминвест», 2005.

10. Технология оздоровительной физической культуры. В.Н. Селуянов – 2-е изд. -  М.: ТВТ Дивизион, 2009.