Повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников.
Тема повышения мотивационной готовности школьников к обучению не теряет со временем своей актуальности и является постоянным предметом пристального внимания всех без исключения школьных учителей-логопедов. Если на первом этапе обучения дети охотно посещают занятия, то на втором и третьем этапах наблюдается заметное снижение интереса. Всегда появляются учащиеся, которые открыто, могут выражать недовольство и использовать все возможности, чтобы пропускать занятия (именно эта категория детей требует ежедневного контроля).
Объяснение такому положению дел очень простое. На первом этапе обучения у педагога есть больше возможностей использовать игровые приёмы, но главное – успешность и неуспешность учеников на занятиях не столь очевидна. На втором и третьем коррекционных этапах проводится большая работа по устранению недостатков письменной речи – следовательно, сложность материала увеличивается. Несмотря на то, что на занятиях запрещено сравнение результатов учебной деятельности, дети самостоятельно оценивают свои «достижения» и, как правило, не в свою пользу. Многие из них сильно переживают, когда у них что-то не получается особенно долго. У таких детей падает интерес к занятиям, они начинают считать, что это им не по силам. Усугубляется это обстоятельство и личностью самого учащегося: если ребёнок тревожный, робкий, неуверенный в себе, тем сильнее это может проявиться.
Первостепенная задача учителя-логопеда – всеми способами помочь ребёнку поверить в себя и свои возможности. Меня всегда волновал вопрос, как помочь детям, имеющим значительные речевые нарушения, и поддержать их? Ведь как бы они ни старались, их успехи по сравнению с другими не так заметны и они по-прежнему ощущают себя в числе отстающих. Так появился принципиально новый подход к обучению, и критерием оценки стал не конечный результат, а приложение усилий на пути к нему, т.е. оценка стараний. Именно такой подход позволяет всем ученикам, независимо их возможностей и логопедических диагнозов, чувствовать себя успешными и даже стать победителями (пусть пока над самим собой). На этом основан конкурс «Терпение и труд – результат всегда дадут», который можно проводить на протяжении всего учебного года.
Сложность проведения этого конкурса состоит в исключительно индивидуализированном подходе к каждому ученику. Его проведение требует ежедневного скрупулёзного внимания, учёта огромного количества информации и разъяснительной работы. Но результат этой деятельности оправдывает все возникающие сложности.
Условия проведения конкурса следующие:
- оцениваются старание, малейшие заметные успехи учеников;
- категорически запрещается высмеивать ошибки, промахи, неправильные ответы и неверные высказывания, как самим педагогом, так и учащимся;
- ребёнок соревнуется сам с собой, у каждого свои индивидуальные задачи и цели;
- допускается и поощряется коллективное обсуждение вопроса, вызвавшего затруднение;
- за каждое заметное усилие ребёнок получает именную карточку в конце занятия, соответствующее количество именных баллов опускаются в прозрачную копилку, которая находится на столе учителя, и ученики имеют возможность видеть, как она пополняется;
- если все учащиеся успешно справились с заданием, они поощряются развивающей игрой (на выбор);
- если в процессе выполнения заданий ребёнок проявил недисциплинированность и неуважительно относился к своим товарищам, он может быть оштрафован изъятием одного балла из копилки;
- победителем конкурса считается учащийся, набравший наибольшее количество баллов в своей подгруппе, он поощряется грамотой, ему также вручается приз.
Условия проведения конкурса можно разработать и для самих учителей. Так, актуальными будут: сильные стороны личностей учеников, вдохновляя их продолжать полезную деятельность; помощь детям поверить в то, что они способны учиться, тем самым, закладывая основу веры в себя.
Для любого педагога очень важно найти «ключик» к каждому ученику, помочь ему раскрыться. Хвалить ребёнка можно только при условии действительно совершённых им усилий и стараний. При каждом удобном случае не стоит забывать подбадривать ученика, делать акцент на том, что у него получается лучше всего. При подготовке к занятиям педагогу необходимо тщательно осуществлять подбор материала, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика и зоны ближайшего развития каждого. Учащимся нужно дать понять, что путь к знаниям долгий, но все их усилия не напрасны, а мы верим, что они постепенно достигнут своей цели. Главное – учиться преодолевать трудности, познавать новое, проявлять любознательность и настойчивость. Очень важно донести до учеников мысль: «Главное – это учиться и верить в себя». Не стоит забывать и об атмосфере, в которой проходят занятия. Она должна быть творческой, доброжелательной.
«Я рада, что ты лучше стал писать», «Я знала, что ты можешь это сделать», «Посмотри, как ты продвинулась вперёд», «Ты действительно подумал» - такие высказывания очень помогут детям. Оценивая результат деятельности детей, педагогу нужно стараться избегать критических замечаний. Указав ребёнку на его ошибку, надо объяснить, как её можно исправить, выбирать слова, при этом необходимо тщательно следить за тоном и даже взглядом. Ребёнок должен понимать, за что он получил именные баллы или за что оштрафован.
С целью повышения мотивационной готовности школьников к логопедическим занятиям используются различные методы, способы, приёмы. В каждое занятие нужно стараться вносить элемент новизны, чередовать все формы работы, активно использовать игровые приёмы, информационные технологии.
Для развития положительной мотивации у учащихся к логопедическим занятиям можно использовать «линейки достижений» и «лестницу успеха» для самооценивания и фиксации результатов. «Линейка достижений» помогает увидеть ребенку свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского языка чаще приходится переживать за свои неудачи. Такому школьнику особенно важно научиться видеть даже малейшие достижения, неотмеченные оценкой, которую поставил учитель. Надо, чтобы ребенок не потерял веру в себя или вовсе не перестал стараться. «Линейка достижений» позволяет увидеть улучшения успеваемости, но и особенно важно, усилия, приложенные учеником, знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены. Т.о. ребенок сможет всесторонне оценить свои учебные результаты, соотнеся их с затраченными усилиями. «Лесенка успеха» используется на каждом занятии. С помощью этого приема школьник может оценить выполнение какого-нибудь отдельного задания или занятия в целом. В конце занятия ученикам предлагается «поставить» себя на какую-нибудь из ступенек. В итоге, оценка собственного труда ребенка становится действительно его оценкой. Этот прием позволяет учителю-логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.
Следующий путь воспитания положительного отношения к логопедическим занятиям является формирование учебных интересов на основе первоначальных простейших интересов (к облегченным механическим видам работы, к наглядности, игровым моментам и т.д.)
Использование этих приемов позволяет достичь следующих результатов: в конце года у учащихся повышается интерес к логопедическим занятиям, возрастает важность логопедических занятий, потому что дети осознают наличие речевого дефекта и необходимость его исправления. У учащихся повышается самооценка. Они научились видеть свои успехи, даже самые незначительные. Это позволяет учащимся в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, построение индивидуальных программ коррекции, различные игровые моменты, сюрпризы, поощрения, новые современные технологии. Логопедические занятия призваны помочь ученикам младших классов. Повысить мотивацию учебной деятельности детей, придать привлекательность логопедическим занятиям помогает использование речевых игр. В игре дети не только легче овладевают учебными умениями, в том числе умениями языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения одноклассников. Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое учителем-логопедом задание таит в себе какую-то “хитрость”, “фокус”, требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение и усталость.
В арсенале учителей-логопедов огромное количество речевых и словесных игр, игровых ситуаций, игр на развитие пространственных и временных представлений, внимания, памяти.
С недавних пор помощником школьного логопеда и партнёром детей по развивающим играм стал компьютер. Наличие компьютера в логопедическом кабинете значительно повысило возможности коррекции.
С помощью логопедических компьютерных игр, происходит не только усвоение знаний, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной деятельности. Использование компьютерных презентаций в логопедической работе позволяет формировать положительную мотивацию у детей младшего школьного возраста для успешного обучения на логопункте. Конечно же, компьютер в полной мере не может заменить магнитофон и зеркало, необходимые учителю-логопеду при коррекции звукопроизношения. Но программа записи звука, цифровая видеокамера, микрофон заинтересуют ребёнка-логопата, подтолкнут его к действиям по исправлению нарушенных звуков. В памяти компьютера сохранятся образцы речи ребёнка при зачислении на занятия и выпуске из логопедического пункта в динамике. Давая ребёнку возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации ученика для ежедневного упорного труда над улучшением своей артикуляции. Ребёнок легче может понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения.
Для работы над звукопроизносительным компонентом речи учителя-логопеды используют программу “Эти трудные звуки”, “Домашний логопед”. Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). Применение компьютерных игр с заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в компьютерной программе “Учимся говорить правильно”, созданной при участии опытных учителей-логопедов. Виды заданий разнообразны: “послушай и определи нужный звук в слоге”, “распредели картинки по наличию звука”. Работая с такими заданиями, дети учатся быть внимательными. Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента (“разминки для ума”). Тут могут быть использованы загадки и ребусы. Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями.
Специфика логопедических приемов и методов заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, цель которых не дублирование классных уроков, а активизация речемыслительной деятельности ребенка.
На логопедических занятиях оценивается не столько правильность выполненных заданий, сколько учебная деятельность ребенка в целом, т.е. его внимательность на занятии, старательность, активность.
Педагогика (а коррекционная в особенности) становится мертвой наукой, если останавливается постоянное движение вперед. Поэтому в заключение хочу сказать, повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников в полной мере соответствует гуманной задаче – помочь ребёнку поверить в себя и свои силы! Давайте же, дорогие коллеги, будем стараться делать так, чтобы дети, придя к нам в кабинет, не чувствовали усталости, чтобы каждый шаг к знаниям был гордым взлётом, а не усталой ходьбой обессилевшего путника, изнемогающего под тяжкой ношей за плечами.
Список использованной литературы:
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Конюшкова Е.П., Ястребова А.В. Логопедическая работа с учащимися общеобразовательной школы, имеющими нарушения речи // Дефектология. – 1974. - № 4.
3. Фуреева Е.П., Шипилова Е.В. Нарушения речи у школьников. Ростов-на-Дону: Феникс 2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_motivatsii_k_logopedicheskim_zanyatiyam_u_mladshih_shkolnikov.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников.
Тема повышения мотивационной готовности школьников к обучению не теряет со временем своей актуальности и является постоянным предметом пристального внимания всех без исключения школьных учителей-логопедов. Если на первом этапе обучения дети охотно посещают занятия, то на втором и третьем этапах наблюдается заметное снижение интереса. Всегда появляются учащиеся, которые открыто, могут выражать недовольство и использовать все возможности, чтобы пропускать занятия (именно эта категория детей требует ежедневного контроля).
Объяснение такому положению дел очень простое. На первом этапе обучения у педагога есть больше возможностей использовать игровые приёмы, но главное – успешность и неуспешность учеников на занятиях не столь очевидна. На втором и третьем коррекционных этапах проводится большая работа по устранению недостатков письменной речи – следовательно, сложность материала увеличивается. Несмотря на то, что на занятиях запрещено сравнение результатов учебной деятельности, дети самостоятельно оценивают свои «достижения» и, как правило, не в свою пользу. Многие из них сильно переживают, когда у них что-то не получается особенно долго. У таких детей падает интерес к занятиям, они начинают считать, что это им не по силам. Усугубляется это обстоятельство и личностью самого учащегося: если ребёнок тревожный, робкий, неуверенный в себе, тем сильнее это может проявиться.
Первостепенная задача учителя-логопеда – всеми способами помочь ребёнку поверить в себя и свои возможности. Меня всегда волновал вопрос, как помочь детям, имеющим значительные речевые нарушения, и поддержать их? Ведь как бы они ни старались, их успехи по сравнению с другими не так заметны и они по-прежнему ощущают себя в числе отстающих. Так появился принципиально новый подход к обучению, и критерием оценки стал не конечный результат, а приложение усилий на пути к нему, т.е. оценка стараний. Именно такой подход позволяет всем ученикам, независимо их возможностей и логопедических диагнозов, чувствовать себя успешными и даже стать победителями (пусть пока над самим собой). На этом основан конкурс «Терпение и труд – результат всегда дадут», который можно проводить на протяжении всего учебного года.
Сложность проведения этого конкурса состоит в исключительно индивидуализированном подходе к каждому ученику. Его проведение требует ежедневного скрупулёзного внимания, учёта огромного количества информации и разъяснительной работы. Но результат этой деятельности оправдывает все возникающие сложности.
Условия проведения конкурса следующие:
- оцениваются старание, малейшие заметные успехи учеников;
- категорически запрещается высмеивать ошибки, промахи, неправильные ответы и неверные высказывания, как самим педагогом, так и учащимся;
- ребёнок соревнуется сам с собой, у каждого свои индивидуальные задачи и цели;
- допускается и поощряется коллективное обсуждение вопроса, вызвавшего затруднение;
- за каждое заметное усилие ребёнок получает именную карточку в конце занятия, соответствующее количество именных баллов опускаются в прозрачную копилку, которая находится на столе учителя, и ученики имеют возможность видеть, как она пополняется;
- если все учащиеся успешно справились с заданием, они поощряются развивающей игрой (на выбор);
- если в процессе выполнения заданий ребёнок проявил недисциплинированность и неуважительно относился к своим товарищам, он может быть оштрафован изъятием одного балла из копилки;
- победителем конкурса считается учащийся, набравший наибольшее количество баллов в своей подгруппе, он поощряется грамотой, ему также вручается приз.
Условия проведения конкурса можно разработать и для самих учителей. Так, актуальными будут: сильные стороны личностей учеников, вдохновляя их продолжать полезную деятельность; помощь детям поверить в то, что они способны учиться, тем самым, закладывая основу веры в себя.
Для любого педагога очень важно найти «ключик» к каждому ученику, помочь ему раскрыться. Хвалить ребёнка можно только при условии действительно совершённых им усилий и стараний. При каждом удобном случае не стоит забывать подбадривать ученика, делать акцент на том, что у него получается лучше всего. При подготовке к занятиям педагогу необходимо тщательно осуществлять подбор материала, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика и зоны ближайшего развития каждого. Учащимся нужно дать понять, что путь к знаниям долгий, но все их усилия не напрасны, а мы верим, что они постепенно достигнут своей цели. Главное – учиться преодолевать трудности, познавать новое, проявлять любознательность и настойчивость. Очень важно донести до учеников мысль: «Главное – это учиться и верить в себя». Не стоит забывать и об атмосфере, в которой проходят занятия. Она должна быть творческой, доброжелательной.
«Я рада, что ты лучше стал писать», «Я знала, что ты можешь это сделать», «Посмотри, как ты продвинулась вперёд», «Ты действительно подумал» - такие высказывания очень помогут детям. Оценивая результат деятельности детей, педагогу нужно стараться избегать критических замечаний. Указав ребёнку на его ошибку, надо объяснить, как её можно исправить, выбирать слова, при этом необходимо тщательно следить за тоном и даже взглядом. Ребёнок должен понимать, за что он получил именные баллы или за что оштрафован.
С целью повышения мотивационной готовности школьников к логопедическим занятиям используются различные методы, способы, приёмы. В каждое занятие нужно стараться вносить элемент новизны, чередовать все формы работы, активно использовать игровые приёмы, информационные технологии.
Для развития положительной мотивации у учащихся к логопедическим занятиям можно использовать «линейки достижений» и «лестницу успеха» для самооценивания и фиксации результатов. «Линейка достижений» помогает увидеть ребенку свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского языка чаще приходится переживать за свои неудачи. Такому школьнику особенно важно научиться видеть даже малейшие достижения, неотмеченные оценкой, которую поставил учитель. Надо, чтобы ребенок не потерял веру в себя или вовсе не перестал стараться. «Линейка достижений» позволяет увидеть улучшения успеваемости, но и особенно важно, усилия, приложенные учеником, знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены. Т.о. ребенок сможет всесторонне оценить свои учебные результаты, соотнеся их с затраченными усилиями. «Лесенка успеха» используется на каждом занятии. С помощью этого приема школьник может оценить выполнение какого-нибудь отдельного задания или занятия в целом. В конце занятия ученикам предлагается «поставить» себя на какую-нибудь из ступенек. В итоге, оценка собственного труда ребенка становится действительно его оценкой. Этот прием позволяет учителю-логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.
Следующий путь воспитания положительного отношения к логопедическим занятиям является формирование учебных интересов на основе первоначальных простейших интересов (к облегченным механическим видам работы, к наглядности, игровым моментам и т.д.)
Использование этих приемов позволяет достичь следующих результатов: в конце года у учащихся повышается интерес к логопедическим занятиям, возрастает важность логопедических занятий, потому что дети осознают наличие речевого дефекта и необходимость его исправления. У учащихся повышается самооценка. Они научились видеть свои успехи, даже самые незначительные. Это позволяет учащимся в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, построение индивидуальных программ коррекции, различные игровые моменты, сюрпризы, поощрения, новые современные технологии. Логопедические занятия призваны помочь ученикам младших классов. Повысить мотивацию учебной деятельности детей, придать привлекательность логопедическим занятиям помогает использование речевых игр. В игре дети не только легче овладевают учебными умениями, в том числе умениями языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения одноклассников. Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое учителем-логопедом задание таит в себе какую-то “хитрость”, “фокус”, требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение и усталость.
В арсенале учителей-логопедов огромное количество речевых и словесных игр, игровых ситуаций, игр на развитие пространственных и временных представлений, внимания, памяти.
С недавних пор помощником школьного логопеда и партнёром детей по развивающим играм стал компьютер. Наличие компьютера в логопедическом кабинете значительно повысило возможности коррекции.
С помощью логопедических компьютерных игр, происходит не только усвоение знаний, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной деятельности. Использование компьютерных презентаций в логопедической работе позволяет формировать положительную мотивацию у детей младшего школьного возраста для успешного обучения на логопункте. Конечно же, компьютер в полной мере не может заменить магнитофон и зеркало, необходимые учителю-логопеду при коррекции звукопроизношения. Но программа записи звука, цифровая видеокамера, микрофон заинтересуют ребёнка-логопата, подтолкнут его к действиям по исправлению нарушенных звуков. В памяти компьютера сохранятся образцы речи ребёнка при зачислении на занятия и выпуске из логопедического пункта в динамике. Давая ребёнку возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации ученика для ежедневного упорного труда над улучшением своей артикуляции. Ребёнок легче может понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения.
Для работы над звукопроизносительным компонентом речи учителя-логопеды используют программу “Эти трудные звуки”, “Домашний логопед”. Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). Применение компьютерных игр с заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в компьютерной программе “Учимся говорить правильно”, созданной при участии опытных учителей-логопедов. Виды заданий разнообразны: “послушай и определи нужный звук в слоге”, “распредели картинки по наличию звука”. Работая с такими заданиями, дети учатся быть внимательными. Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента (“разминки для ума”). Тут могут быть использованы загадки и ребусы. Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями.
Специфика логопедических приемов и методов заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, цель которых не дублирование классных уроков, а активизация речемыслительной деятельности ребенка.
На логопедических занятиях оценивается не столько правильность выполненных заданий, сколько учебная деятельность ребенка в целом, т.е. его внимательность на занятии, старательность, активность.
Педагогика (а коррекционная в особенности) становится мертвой наукой, если останавливается постоянное движение вперед. Поэтому в заключение хочу сказать, повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников в полной мере соответствует гуманной задаче – помочь ребёнку поверить в себя и свои силы! Давайте же, дорогие коллеги, будем стараться делать так, чтобы дети, придя к нам в кабинет, не чувствовали усталости, чтобы каждый шаг к знаниям был гордым взлётом, а не усталой ходьбой обессилевшего путника, изнемогающего под тяжкой ношей за плечами.
Список использованной литературы:
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Конюшкова Е.П., Ястребова А.В. Логопедическая работа с учащимися общеобразовательной школы, имеющими нарушения речи // Дефектология. – 1974. - № 4.
- Фуреева Е.П., Шипилова Е.В. Нарушения речи у школьников. Ростов-на-Дону: Феникс 2006.