Методические статьи.
Здесь можно ознакомиться с моими выступлениями, докладами на педагогических советах, заседаниях методических объединений
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ
Созонова Татьяна Иосифовна
учитель истории
место работы: муниципальное бюджетное
образовательное учреждение «Горковская
средняя общеобразовательная школа
с.Горки, Шурышкарский район, ЯНАО
email: Sozonova79@mail.ru
Практика показывает, что успешно освоить предмет история и пройти единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс.
При подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по истории, необходимо, прежде всего, использовать системно - деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.
Это позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.
1 этап – работа с понятиями на уроках;
2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;
3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.
4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе.
5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий).
В ходе подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по истории я использую следующие формы организации учебного процесса:
- Учебные лекции. Во время лекции происходит коллективное восприятие, осмысление, усвоение новых знаний. Именно на лекции осуществляется работа над содержанием учебного материала. Уделяется особое внимание характеристике основных научных подходов к изучению рассматриваемых проблем, а также понятийному аппарату.
- Практикумы. На практикуме происходит осмысление материала и применение знаний. Как правило, практикумы проходят с использованием раздаточного дидактического материала, включающего задания ОГЭ и ЕГЭ 1 и 2 частей. Здесь выносятся задания повышенного и высокого уровней сложности. Работа на таких занятиях направлена на устранение типичных ошибок и недостатков, развитие навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности.
- Семинары. На семинарах происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков. На семинары выносятся проблемные вопросы, в ходе самостоятельной подготовки к семинару учащиеся приобретают навыки работы с научной литературой. Принимая участие в обсуждении вопросов в ходе самого семинара, учащиеся совершенствуют навыки решения проблемных заданий, коммуникативные навыки.
- Элективные курсы. Во время проведения элективных курсов осуществляется применение знаний, умений и навыков и их коррекция. Учитель разъясняет наиболее трудные вопросы темы, здесь производится освоение алгоритмов выполнения заданий, вызывающих существенные затруднения.
- Тематические зачеты. На зачетах происходит обобщение и систематизация знаний по теме. Все задания тематического зачета даются в формате ОГЭ или ЕГЭ.
- Лабораторные занятия – самостоятельный поиск информации.
Таким образом, в рамках лекционно-семинарско-зачетной системы учебный материал многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению.
Методы, применяемые на занятиях, при подготовке учащихся к экзамену:
Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Метод развития критического мышления через работу с текстом — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, дифференциацией учащихся, их выбором.
Учитель истории: Т.И. Созонова
Предварительный просмотр:
Созонова Татьяна Иосифовна
учитель истории
место работы: муниципальное бюджетное
образовательное учреждение «Горковская
средняя общеобразовательная школа
с.Горки, Шурышкарский район, ЯНАО
email: Sozonova79@mail.ru
Методика написания сочинения в ЕГЭ по истории в 2019г.
Как написать сочинение в ЕГЭ по истории и получить максимум баллов?
Это задание № 25, за него можно получить 11 баллов из 55 первичных, это более 20 % итоговых баллов.
На сайте ФИПИ. ru в демонстрационной версии ЕГЭ по истории предложены следующие темы:
1) 1019–1054 гг.; 2) март 1801 г. – май 1812 г.; 3) октябрь 1917 г.– октябрь 1922 г.
Также даётся инструкция к сочинению.
В сочинении необходимо:
–указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
–назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
Внимание! При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени, повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Что, значит, конкретные – это, значит, единичные.
Что же такое «историческое сочинение»? Историческое сочинение—это творческая работа по определенному алгоритму. Формулировка задания включает все критерии, по которым текст будет оценен экспертом. Главное, при написании сочинения – следовать критериям!
Работа с критериями.
Критерий 1
Указание событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду.
В сочинении должны быть указаны два события (можно без дат) из выбранного периода. Если все сделано правильно, начисляется 2 балла. Если верно указано только одно событие—1балл.
Обязательно учащимся надо говорить про то, что даты можно и не указывать. Это может уберечь от допущенных ошибок – штрафных баллов.
Не учитывается последовательность изложения и связь событий между собой.
Пример: «В период 1762-1796гг. были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам; в состав Российской империи в результате разделов Речи Посполитой вошли Литва, Курляндия, Левобережная Украина и Белоруссия.
Лишнее писать не надо. Возможна ошибка! Существует миф, что если написать 3- 4 события и из них окажутся 2 правильных, тогда за них поставят 2 балла. Так и будет, НО за неуточнённые и написанные на всякий случай события, обучающийся, может быть, оштрафован. Не надо рисковать, нужно писать только о тех событиях, которые относятся к этому периоду. Эксперт начислит 2 балла по первому критерию, и оштрафует за наличие ошибки, если третье событие не относится к данному периоду.
Критерий 2
Исторические личности и их роль.
Нужно назвать два имени исторических деятелей и раскрыть их роль в указанных событиях.
Если правильно раскрыты два исторических деятеля, эксперт ставит 2балла.
Если верно представлена только одна личность, начисляется 1балл.
Какая существует проблема при написаниии этого пункта?
Часто экзаменуемые используют абстрактные характеристики роли личности.
Пример: Н.С.Хрущёв проводил политику десталинизации СССР
Это НЕПРАВИЛЬНО.
Правильно: Н.С.Хрущев, проводя политику десталинизации СССР, выступил на XX съезде КПСС с докладом о культе личности И.В. Сталина, в котором подверг его резкой критике.
Критерий 3
Причинно-следственные связи. Если правильно указаны две причинно-следственные связи, начисляется 2 балла, если одна связь — 1балл. Половина экзаменуемых с этим заданием не справляется. Почему? Скорее всего, точно не представляют и не понимают, что это? Под причинно-следственной связью следует понимать связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (причина), при наличии определенных условий порождает другое событие (следствие).
Пример: Издание «Манифеста о вольностях» дворянских стало одной из причин усиления крепостнического гнёта.
Учитываются события, выходящие за границы периода.
Пример: «Одной из причин возникновения тайных обществ в России было распространение идей Великой Французской революции: свобода, равенство, братство».
Критерий 4
Оценка влияния событий на дальнейшую историю России. За правильную оценку влияния событий (явлений, процессов) одного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, эксперт начисляет 1балл.
Экзаменуемый может изложить мнение конкретного историка, назвав его.
Экзаменуемый может написать «по мнению историков», не называя конкретных имён, но мнение должно быть реальным, т.е. относящимся к современной историографии.
Лучше указывать факты.
Пример: Правление Николая I, направленное на укрепление самодержавно-крепостнической Российской империи не помогло ей выдержать испытание Крымской войной, в которой она потерпела поражение, и это в свою очередь побудило Александра II начать в стране либеральные реформы.
Критерий 5
Использование исторической терминологии. За корректное использование, хотя бы одного исторического термина даётся 1 балл. Исторический термин - слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определенным событием, характерное для определенного периода (эпохи), или исторического процесса в целом.
Перечень этих терминов можно найти в ИКС https://historyrussia.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart
Критерий 6
Наличие фактических ошибок. Эксперт рассматривает этот критерий, когда за первые четыре выпускник набрал минимум 4 балла. Если в сочинении нет фактических ошибок, добавляется 2 балла, если есть одна ошибка—1балл.
Единственное правило: «не уверен—не пиши».
Надо использовать только те даты, те написания персоналий, инициалов, должностей, терминов, понятий, в которых ученик уверен.
•Не учитываются как ОШИБКИ
•стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, если они не приводят к содержательным ошибкам.
•Пример: (ИндустрЕализация—ИндустрИализация). В этом примере значение слова не изменяется. Но лучше писать грамотно.
Учитываются как ошибки:
Излишние обобщения.
Пример: «Жестокая расправа самодержавия над декабристами возмутила всё российское общество».
Не всё общество, а только его часть.
Спорные суждения:
Пример: «Столыпинские реформы привели к росту доходов российских крестьян».
Такая формулировка демонстрирует, что как будто все крестьяне начали богатеть. На самом деле было не так. Многие крестьяне разорились в ходе проведения столыпинских реформ.
Использование терминов и понятий в не адекватном историческом контексте:
Пример: Зависимость Руси от Орды проявлялась в уплате ей налогов.
Это довольно распространённая ошибка. Ведь дань и налоги – это разные понятия.
Фактические ошибки:
Пример:
Алексей Михайлович вёл Смоленскую войну. Здесь неправильное соотнесение исторического лица и события.
Невская битва состоялась в 1242г. Здесь неправильное соотнесение исторического события и даты.
Ф.А.Керенский. Здесь неправильное написание инициалов.
Царица Софья. Здесь неправильное название титула.
Критерий 7
Форма изложения. Если за первые четыре критерия начислено не меньше 4 баллов и ответ представлен правильно, в виде исторического сочинения с последовательным изложением материала, добавляется еще 1 балл.
Алгоритм работы над сочинением
Выбираем период (самый понятный).
Не брать сложный период сзапутанным ходом событий.
Пример: Смута, Гражданская война, Перестройка.
Алгоритм работы над сочинением
1.Работа с черновиком.
1.1.Общая характеристика периода
1.2.Указываем события (процессы, явления); причинно-следственные связи; характеризуем роли личностей; используем термины; описываем значение периода.
1.3.Проверяем черновик согласно критериям (выучить).
2.Переписываем начисто.
Рекомендации по подготовке
Сделать сочинение одной из основных форм тематического обобщающе-повторительного контроля.
Разрешить пользоваться при написании сочинения любыми материалами.
Объяснить обучающимся, как писать сочинение по истории, согласно критериям оценивания.
Писать сочинения на уроках вместе, по мере прохождения материала.
Задавать сочинения на дом. Оценивать сочинения по критериям.
Предлагать ученикам самим оценивать свои и чужие сочинения по критериям.
Проводить работу над ошибками.
Темы сочинений
•http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Возможные темы сочинения:
VIII-конец XVII веков (первый период)
•862-879 –Рюрик 882-912 –Олег 912-945 –Игорь 945-962 –Ольга 945-972 –Ольга и Святослав 962-972 –Святослав 980-1015 –Владимир
VIII-конец XVII веков (первый период)
1019-1054 –Ярослав Мудрый 1113-1125 –Владимир II Мономах
1125-1132 –Мстислав 1132-1236 –Политическая раздробленность
1125-1157 –Юрий Долгорукий
VIII-конец XVII веков (первый период)
1157-1175 –Андрей Боголюбский 1176-1212 –Всеволод II Большое Гнездо 1237-1257 – Борьба с иноземными нашествиями, установление зависимости от Орды 1252-1263 – Александр Невский 1276-1303 или 1282-1303 –Даниил 1303-1325 –Юрий Даниилович 1325-1340 –Иван I Калита 1340-1359 –Семен Гордый и Иван
VIII-конец XVII веков (первый период)
1359-1389 –Дмитрий Донской 1389-1425 –Василий I
1425-1462 –Василий II Темный 1462-1505 –Иван III 1505-1533 –Василий III 1533-1583 –Иван IV Грозный 1547-1565 –Период реформ Избранной рады и внешнеполитических успехов Ивана IV 1565-1572 –Опричнина 1584-1598 –Федор Иванович 1598-1605 –Борис Федорович Годунов
VIII-конец XVII веков (первый период)
1605-1606 – Лжедмитрий I 1606-1610 – Василий IV Шуйский
1610-1612 –правление семибоярщины во главе с Мстиславским 1613-1645 –Михаил Фёдорович 1645-1676 –Алексей Михайлович 1676-1682 –Федор Алексеевич 1682-1689 –регентство Софьи Алексеевны при Иване V и Петр I 1682-1696 –Иван V и Петр I совместно
конец XVII –1914 гг. (Второй период)
1682-1689 –регентство Софьи Алексеевны при Иване V и Петр I
1682-1696 –Иван V и Петр I совместно
1725-1730 –Екатерина Iи Пётр II (Правление «верховников»)
1725-1727 –Екатерина I
1727-1730 –Петр II 1730-1740 –Анна Иоанновна 1740-1741 –Иван VI, регентство Эрнеста Бирона, затем Анны Леопольдовны 1741-1761 –Елизавета Петровна
конец XVII –1914 гг. (Второй период)
1761-1762 –Петр III
1762-1796 –Екатерина II
1773-1775 –Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва
1796-1801 –Павел I Петрович
1801-1825 –Александр I
1801-1812 гг.
Июнь -декабрь 1812 г. –Отечественная война
1812-1815 гг. –Отечественная война и заграничный поход русской армии
конец XVII –1914 гг. (Второй период)
1825-1855 –Николай I 1825-1848 –период консервативных реформ Николая I 1848-1855 –период испытания на прочность режима Николая I 1853-1856 –Крымская война 1855-1881 –Александр II Освободитель 1855-1877–Великие реформы 1877-1878 –Балканская война
конец XVII –1914 гг. (Второй период) 1878-1881 –Кризис режима Александра II 1881-1894 –Александр III Александрович Миротворец 1894-1917 –Николай II 1894-1904 –Реформы С.Ю.Витте и их последствия
1904-1907 –Русско-японская война и Первая российская революция 1905-1907 гг. –Первая российская революция 1907-1914 –Третьеиюньская монархия
1914 –начало XXI века (Третий период)
1914-1917 –Россия в Первой мировой войне
Февраль –октябрь 1917 г. Великая Российская революция
1917-1924 –Ленин В.И.
Октябрь 1917 г. –декабрь 1922 гг. –Гражданская война в России и образование СССР
Октябрь 1917 –июль 1918 гг. –Становление Советского государства
Май 1918 –ноябрь 1920 гг. –Важнейшие события гражданской войны.
1914 –начало XXI века (Третий период)
1921-1929 –НЭП
1922-1953 –Сталин И.В.
1929-1941 –Сталинская модернизация СССР
22.06.1941 -17.07.1942
17.07.1942 –ноябрь 1943 Ноябрь 1943 –9 мая 1945
Ноябрь 1943 –2 сентября 1945
9 мая –2 сентября 1945
1914 –начало XXI века (Третий период)
1945-1953 –СССР в последние годы жизни И.В.Сталина 1953-1964 –Хрущев Н.С. 1953-1955 –Маленков Г.М. во главе правительства СССР 1953-1958 –восхождение Н.С.Хрущёва к вершинам власти
1959-1964 –ускоренное строительство коммунизма в СССР 1964-1982 –Брежнев Л.И. 1964 -1979 –От реформ А.Н.Косыгина к «застою»
1914 –начало XXI века (Третий период)
1979-1985 –усиление кризисных явлений в развитии СССР
1982-1984 –Андропов Ю.В. 1984-1985 –Черненко К.У. 1985-1991 –Горбачев М.С. 1991-2000 –Ельцин Б.Н.
2000-2008 –Путин В.В.
2008 –2012 Медведев Д.А.
2012 –… Путин В.В.
Учитель истории: Т.И. Созонова, МБОУ «Горковская СОШ»
Предварительный просмотр:
Созонова Татьяна Иосифовна
учитель истории
место работы: муниципальное бюджетное
образовательное учреждение «Горковская
средняя общеобразовательная школа
с.Горки, Шурышкарский район, ЯНАО
email: Sozonova79@mail.ru
Выступление на педсовете « Воспитательный аспект на уроках истории».
Современная образовательная политика нашей страны, в условиях модернизации системы образования, ставит перед педагогами профессиональные задачи, которые определены в новом ФГОС. И одним из главных направлений работы образовательных учреждений является воспитание.
На мой взгляд, именно такой предмет как история имеет самый высокий воспитательный потенциал.
Его средствами решаются следующие задачи:
- формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
- воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;
- привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
- формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.
В 10-11 классах я провела анкетирование с целью получения оценки воспитательного аспекта на уроках истории. Всего приняло участие: 23 ученика. Учащимся были предложены следующие вопросы:
1.Заставляют ли вас уроки истории задумываться о том, что происходит вокруг вас? Все учащиеся ответили утвердительно.
2. Можете ли вы назвать темы и факты, которые заставляют вас размышлять о своих поступках?
Названы такие темы, как: Куликовская битва, Отечественная война 1812г, Первая мировая война, гражданская война, проведение индустриализации и коллективизации, репрессии в сталинское время, Великая Отечественная война.
3. Кто из исторических деятелей прошлого и современности восхищает вас и почему?
Иван Данилович Калита – наступила «тишина Великая» благодаря умной политике, улучшились отношения с монголо - татарами.
Д.И. Донской – первая крупная победа над захватчиками.
Иван 3 – первый государь Всея Руси, способствовал укреплению Московского государства, закончилось ордынское владычество.
Петр I - страна превращается в морскую державу, произошёл скачок в развитии хозяйства, создание регулярной армии и флота, победоносная война со Швецией.
Екатерина II – внешняя политика привела к большому росту территории России; с 22 млн. население увеличилось до 36 млн; страна превращается в мировую державу.
Александр II – отменил крепостное право, провёл большое количество реформ.
4. Кто из исторических деятелей вызывает у вас неприязнь и почему?
Чингисхан, А. Гитлер, Наполеон Бонапарт, т.к. эти личности были настроены враждебно по отношению к России, огромные жертвы.
По данным анкетирования, можно судить, что воспитательный аспект на уроках истории находит свое отражение.
В современной методике существует большое количество методов и приёмов, при помощи которых можно реализовать воспитательные цели урока.
Один из них, который мне очень нравится, и я часто использую – это принцип наглядности.
Пример мужества и готовности отдать свою жизнь ради спасения других.
Знаменитая работа фр. скульптора Огюста Родена «Граждане Кале».
1347 год. Уже 10 лет идёт война между Англией и Францией. Британцы захватили большую часть французких земель, взяли в осаду портовый город Кале. Идут месяцы. Люди отважно защищают свой город, но силы иссякают, тают запасы еды. Голод, безнадёжность, что будет дальше? И тогда английский король Эдуард 3 потребовал, чтобы шесть наиболее уважаемых горожан в одних только сорочках, босые, с непокрытыми головами, с веревками на шее вышли за стены города и вынесли ключи. Они должны принять смерть, но остальным жителям будет дарована жизнь. И он сдержал своё слово. Им так хочется жить. Одни закрывают лица руками. Другие уже приняли смерть. Шесть человеческих фигур навечно застыли в своем первом шаге к смерти ради жизни других. Но это и не люди вовсе, а силы, вырастающие и борющиеся в человеке, когда он этот шаг совершает. Пример мужества и готовности отдать свою жизнь ради спасения других.
На уроке необходимо раскрывать подвиги героев так, чтобы учащиеся осознавали, почему они жертвовали жизнью. Не хотели же умирать крестьянин Иван Сусанин, спасая первого правителя из династии Романовых Михаила Фёдоровича, летчик Петр Нестеров, который совершил первый в мире воздушный таран вражеского самолета в годы первой мировой войны; Александр Матросов, закрывший своей грудью амбразуру немецкого дзота. А как объяснить подвиг защитников Брестской крепости, находившихся в окружении, без связи и боеприпасов, около месяца наносивших урон захватчикам. «Умираю, но не сдаюсь!» - эти надписи на стенах казематов говорят о беспримерном мужестве пограничников, первыми встретившими врага.
Работая с картинами, необходимо ставить цель: описать внутренний мир, чувства, эмоции персонажей для более глубокого понимания исторической обстановки.
Картина В. Сурикова «Меншиков в Березове».
Главная фигура на картине – это А. Меншиков. Из истории мы знаем, что сподвижник Петра I был в своё время всесильным человеком – и вот он, постаревший, волосы в беспорядке, подбородок не брит, сидит в тесной и тёмной избе, но он не сломлен, всё та же гордая осанка и сила духа. Рядом с ним – трое его детей. Русская поговорка о том, что нельзя зарекаться от сумы и от тюрьмы.
Очень интересно сравнение картин Франсуа Жерара «Портрет Наполеона. 1804г.», где император выглядит очень гордо и величественно и картина В. Верещагина «Мир во что бы то ни стало». Наполеон и генерал-адъютант Лористон». На данной картине мы видим уже уставшего, изможденного человека. Генерал-адъютант Лористон сообщает, что Кутузов М.И. против переговоров о мире.
Картину В. Серова «Петр I» можно описать словами критика А. Бенуа: «Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр… Он похож на Божество Рока, почти на смерть; ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза. Еле поспевают за ним испытанные, закаленные «птенцы», которых он превратил в денщиков и рассыльных. Глядя на это произведение, чувствуешь, что… в императора Петра I вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии».
При рассмотрении вопроса о первопечатнике Иване Федорове ученикам предлагается такая задача. Однажды в мастерскую Ивана Федорова пришел знатный боярин Басманов. Первопечатник только что выхватил из горна большую металлическую ложку с раскаленной смесью свинца и сурьмы: «Посторонись, боярин, обжечь ненароком могу!». Разлил жидкий метал по формочкам, вытер пот со лба и только тогда подошел к боярину: «Прости, литье – дело срочное, промедления не терпит». «Ловко работаешь, Федоров, тебе бы не буковки, а пушки лить», - говорит Басманов. «Может, и такое время придет, боярин. Только то, что буковки по миру разнесут, того ни пушками, ни саблями не убьешь», - был ответ первопечатника.
Предложить ответить на вопрос: Какие качества были присущи Ивану Федорову? Подтвердите свое мнение текстом. Ребята, как правило, вычленяют нравственный аспект, говоря о трудолюбии печатника, отмечают великолепное знание им своего дела, понимание значимости своего труда, стремление трудиться для людей. Иван Федоров – человек труда, для него самое важное – дело, которому он служит.
Оценка исторического деятеля может происходить через проблемный подход. Так, например, в теме урока может стоять вопрос, содержащий два противоположных мнения о человеке, а задача учащихся заключается в том, чтобы прийти к конкретному мнению. Такого рода темы могут звучать следующим образом:
- Иван IV: великий государственный деятель России или злодей на русском троне,
- Петр I: великий реформатор или губитель русских традиций;
- Николай II: кровавый царь или святой российский император;
- Смерть Сталина: трагедия для советского народа или избавление от грядущих несчастий
Нравственной оценке могут подвергаться не только дела, но фразы великих людей в истории, например, как оценить следующие высказывания:- «У нас нет обычая: бегством спасаться в отечество, но или жить победителем, или совершив знаменитые подвиги, умереть со славой»
(Святослав Игоревич - русский князь);
«Хочу как на словах, так и на деле впереди всех и перед всеми голову свою положить за своих братьев и за всех христиан, чтобы и остальные, видя это, с усердием ринулись в бой» (Дмитрий Донской);
«Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России» (Федор Ушаков);
«Деньги дороги, жизнь человеческая дороже, а время дороже всего» (А. В. Суворов);
«Я желаю быть лучше ненавидимым за правое дело, чем быть любимым за дело неправое» (Павел I);
«У России есть только два верных союзника. Это её армия и её флот» (Александр III);
«Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не поминать своего положения» (Николай II).
Можно использовать цитаты о русских воинах зарубежных политиков.
- «Прежде чем победить русского солдата, его следует несколько раз повалить, а затем убить».Фридрих Второй
- «Дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир».Наполеон
- «Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня». Из дневника немецкого офицера, убитого под Сталинградом.
Таким образом, мы видим, что предмет история дает множество возможностей для формирования личности учащегося, для его воспитания, обладает важным потенциалом влиять на становление очень многих качеств.
Достойно, главное достойно
Любые встретить времена,
Когда эпоха то застойна,
То взбаламучена до дна.
И если все переломалось,
Как невозможно предрешить,
Скажи себе такую малость:
«И это надо пережить…»