Мои достижения
Методическая копилка учителя истории и обществознания в рамках введения в ФГОС ООО и СОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный план самообразования в межаттестационный период | 62 КБ |
Этапы уроков ООО и НОО ФГОС | 88 КБ |
Компетенции современного школьника | 31 КБ |
Инновационные технологии в образовании | 27 КБ |
Технология проектной деятельности | 34.5 КБ |
Типы уроков по ФГОС | 134.5 КБ |
Читательская грамотность | 27.5 КБ |
Что такое интерактивные методы обучения | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор школы:
____________ Е.Н.Митряева
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период
(2017-2021 гг.)
учителя истории и обществознания Галеевой Гульнары Альбертовны, первая квалификационная категория
Год обучения | Мероприятия |
2016-2017 | 1.Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети Интернет, в профессиональных газетах и журналах по преподаваемым предметам, а также по психологии, педагогике и инновационным технологиям. 2.Изучение применения новых образовательных технологий в работе лучших учителей района в области обучения и воспитания. 3.Использование возможностей сети Интернет на уроке. 4.Составление тестовых заданий в электронном варианте и использование их в обучении обществознания. 5.Проведение диагностической работы по теме «Технология подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию». 6.Проведение открытых уроков по истории и обществознанию на уровне школы и района. 7. Подготовка одаренных детей для участия в олимпиадах, конкурсах. 8.Достижение результативного участия обучающихся в творческих конкурсах по направлению краеведческой работы на республиканском и Всероссийском уровнях. 9. Выступление на районных семинарах учителей истории и обществознания с обменом опыта работы. 10.Изучение нормативной, методической литературы по внедрению ФГОС СОО. 11.Изучение вопроса «Профессиональная компетенция учителя истории и обществознания» в условиях модернизации образования. 12.Участие во всероссийских вебинарах учителей. 13.Публикация в районной газете «Высокогорские вести» информации об уроках, внеклассных мероприятиях, материалы музейного уголка и исследовательских краеведческих работ. 14.Активное участие в работе районного методического объединения учителей истории, обществознания. 15.Решение заданий ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию, тестов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы. 16. Ведение внеурочной деятельности с одаренными учащимися. 17.Введение диагностической деятельности по результатам успешности учащихся по предметам. 18. Руководство творческой группой №1. 19.Проведение самоанализа профессиональной деятельности. 20.Организация внеурочной деятельности с отстающими учащимися. 21.Подготовка и проведение недели истории и обществознания. 22.Организация системы работы по подготовке учащихся к олимпиаде по истории, обществознанию, праву, экономике. 23. Подготовка к участию в августовской конференции учителей района. 24. Изучение УУД в рамках введения ФГОС ООО и НОО. 25. Развитие УУД при использовании современных технологий. 26. Проведение открытых мероприятий в рамках празднования Дня Победы. М.Скрементов- наш земляк. 27. Подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию. 28. Освоение и ведение предмета учебного плана «Индивидуальный проект» в 10-11 классах. 29. Освоение и ведение элективного курса «Финансовая грамотность» |
2017-2018 | 1.Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети Интернет, в профессиональных газетах и журналах по преподаваемым предметам, а также по психологии, педагогике и инновационным технологиям. 2.Изучение и применение базовых образовательных технологий внедрения ФГОС ООО и СОО в работе. 3.Использование возможностей сети Интернет на уроке. 4.Проведение работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию. 5.Достижение активного и результативного участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном, республиканском уровнях. 6.Изучение нормативной, методической литературы по внедрению ФГОС СОО. 7.Участие в вебинарах разного уровня учителей истории и обществознания. 8.Публикация разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе учащихся. 9.Участие в работе районного МО учителей истории и обществознания, в районных семинарах. 10.Решение упражнений, тестов и других заданий по обществознанию повышенной сложности или нестандартной формы. 11.Использование активных форм и методов внеурочной деятельности. 12.Разработка КИМов по отслеживанию результатов освоения результатов по обществознанию. 13.Ведение диагностической деятельности по результатам освоения знаний по истории и обществознанию во всех классах. 14. Работа в творческой группе №1. 15.Работа над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата. 16.Проведение самоанализа профессиональной деятельности. 17.Организация внеурочной деятельности с отстающими учащимися. 18.Подготовка и проведение недели истории и обществознания в период с 1 по 10 мая. 19.Активизация навыков исследовательской деятельности на уроках истории. 20.Организация системы работы по подготовке учащихся к олимпиадам по истории, обществознанию, экономике, праву. 21.Участие в профессиональных конкурсах. 22. Подготовка к участию в августовской конференции учителей района. 23. Участие в республиканских практических семинарах по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. |
2018-2019 | 1.Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети Интернет, в профессиональных газетах и журналах по преподаваемым предметам, по инновационным технологиям. 2.Изучение применения новых образовательных технологий в работе лучших учителей школы, района в области обучения и воспитания. Выезд на республиканские семинары по линии КФУ. 3.Использование возможностей сети Интернет на уроке. 4.Составление собственных авторских разработок в и использование их в обучении обществознания и истории. 5.Активная работа с одаренными детьми по подготовке участия в олимпиадах, конкурсах. 6.Достижение активного и результативного участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном, республиканском, Всероссийском уровнях. 7.Изучение нормативной, методической литературы по внедрению ФГОС ООО. 8.Участие в вебинарах учителей. 9.Публикация разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе учащихся. 10.Участие в работе районного МО учителей истории и обществознания, в районных семинарах. 11.Решение упражнений, тестов и других заданий по обществознанию повышенной сложности или нестандартной формы. 12.Внедрение в образовательный процесс здоровье- сберегающих технологий. 13. Участие в практических семинарах по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, г. Казань. 14.Использование активной внеурочной деятельности. 15.Разработка тестов по отслеживанию результатов освоения предметов по истории и обществознанию во всех классах. 16.Ведение диагностической деятельности по результатам освоения предметов по истории и обществознанию во всех классах. 17. Работа в творческой группе №1. 18.Работа над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата. 19.Проведение самоанализа профессиональной деятельности. 20.Организация внеурочной деятельности с отстающими учащимися. 21.Подготовка и проведение недели истории и обществознания в период с 1 по 10 мая. 22.Активизация исследовательской деятельности учащихся для дальнейшего выступления на республиканских конференциях. 23.Организация системы работы по подготовке учащихся к олимпиадам по истории, обществознанию, экономике, праву. 24. Подготовка выступлений на районных семинарах по методическим вопросам, проводимых на базе школ района. 25. Подготовка к участию в августовской конференции учителей района. 26. Выступление на республиканских семинарах по распространению опыта работы по предмету в рамках внедрения ФГОС. 27. Посещение курсов повышения квалификации по учебному предмету. |
2019-2020 | 1.Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети Интернет, в профессиональных газетах и журналах по преподаваемым предметам, а также по психологии, педагогике и инновационным технологиям. 2.Изучение применения новых образовательных технологий в работе лучших учителей школы, района в области обучения и воспитания. 3.Использование возможностей сети Интернет на уроке. 4.Составление собственных авторских разработок в и использование их в обучении обществознания. 5. Посещение практических республиканских семинаров по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на базе КФУ, г. Казань. 6.Проведение открытых уроков по истории и обществознанию. 7.Создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конкурсах. 8.Достижение активного и результативного участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном, республиканском уровнях. 9.Изучение нормативной, методической литературы по внедрению ФГОС ООО и СОО. 10.Участие в вебинарах учителей истории и обществознания.. 11.Публикация разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе учащихся. 12.Участие в работе районного МО учителей истории и обществознания, в районных семинарах. 13.Решение упражнений, тестов и других заданий по обществознанию повышенной сложности или нестандартной формы. 14.Ведение внеурочной деятельности. 15.Разработка тестов по отслеживанию результатов освоения программы по истории и обществознанию. 16.Ведение диагностической деятельности по результатам освоения программы по истории и обществознанию во всех классах. 17.Работа в творческой группе №1. 18.Работа над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата. 19.Проведение самоанализа профессиональной деятельности. 20.Организация внеурочной деятельности с отстающими учащимися. 21.Подготовка и проведение недели истории и обществознания в период с 1 по 10 мая. 22.Организация системы работы по подготовке учащихся к олимпиадам по истории, обществознанию, праву, экономике. 23. Подготовка к участию в августовской конференции учителей района. |
2020-2021 | 1.Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети Интернет, в профессиональных газетах и журналах по преподаваемым предметам, а также по психологии, педагогике и инновационным технологиям. 2.Прохождение аттестации на I квалификационную категорию. 3.Изучение применения новых образовательных технологий в работе лучших учителей школы, района в области обучения и воспитания. 4.Использование возможностей сети Интернет на уроке. 5.Проведение диагностической работы по отслеживанию уровня подготовки учащихся к ГИА по обществознанию. 6.Проведение открытых уроков по обществознанию. 7.Работа с одаренными детьми для участия в олимпиадах, конкурсах. 8.Достижение активного и результативного участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном, республиканском уровнях. 9.Изучение нормативной, методической литературы по внедрению ФГОС ООО СОО. 10.Участие в вебинарах учителей. 11.Публикация разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе учащихся. 12.Участие в работе районного МО учителей истории и обществознания, в районных семинарах. 13.Решение упражнений, тестов и других заданий по истории и обществознанию повышенной сложности или нестандартной формы. 14.Внедрение в образовательный процесс здоровье- сберегающих технологий. 15.Использование форм и методов внеурочной деятельности. 16.Разработка КИМов по отслеживанию результатов освоения основной образовательной программы по обществознанию. 17.Ведение диагностической деятельности по результатам освоения основной образовательной программы по истории и обществознанию во всех классах. 18.Работа в творческой группе №1. 19.Работа над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата. 20.Проведение самоанализа профессиональной деятельности. 21.Организация внеурочной деятельности с отстающими учащимися. 22.Подготовка и проведение недели истории и обществознания в период с 1 по 10 мая. 23.Организация системы работы по подготовке учащихся к олимпиадам по истории, обществознанию, праву, экономике. 24. Подготовка к участию в августовской конференции учителей района. 25. Посещение практических семинаров по подготовке учащихся к ГИА по обществознанию. |
Предварительный просмотр:
Этапы уроков по ФГОС НОО и ООО.
1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. | 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения) у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения). |
3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: 1) написание учащимися варианта контрольной работы; |
УРОКИ «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ имеют следующую структуру: 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; | УРОКИ РЕФЛЕКСИИ имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. |
УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; | УРОКИ ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода. |
УРОКИ «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ имеют следующую структуру: 1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо: 2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: 3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 4. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: 5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Для реализации этой цели учащиеся должны: 6. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речиявляется усвоение учащимися нового способа действия. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; 7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. Для этого необходимо: 8. Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого нужно: 9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
УРОКИ РЕФЛЕКСИИ имеют следующую структуру: 1. Как и для урока «открытия» нового знания, основной целью урока мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. Для реализации этой цели требуется: 1)создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Для этого необходимо: 3. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки. 4. Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: 5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен: 1)самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки; Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. 6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этой цели: Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий. 7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки 3)фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу. 8. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа: |
УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ имеют следующую структуру: 1урок (Проведение контрольной работы) 1. Как и ранее, основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контролъно-коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности. Поэтому для реализации этой цели требуется: 3. Организовать мотивацию учащихся («хочу» - «надо» -«могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа; Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем. 3. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы. 2)воспроизвести контролируемые способы действий (нормы); Далее учащиеся, которые допустили ошибки: 1)уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода); Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения. 4. Основной целью этапа построения проекта коррекцш выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: 2) выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.). 5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. 1)самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки; Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают к качестве консультантов. 6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется: 1)обсуждение типовых ошибок; 7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе: Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу. 8. Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного подготовка к изучению следующих разделов курса. 1)выполняют задания, в которых рассматриваемые способ действий связываются с ранее изученными и между собой; 9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. 4) фиксируют степень соответствия поставленной цель контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов; |
Предварительный просмотр:
Компетенции современного школьника.
А. Читательская грамотность.
Чтение – это труд. Для того, чтобы найти информацию – надо потрудиться.
Национальное исследование PISA действует с 2000 года. Проходит 1 раз в три года. В 2024 году все учащиеся 9 класса будут принимать участие в данном исследовании. Проходит по двум предметам: русский язык, математика.
С возраста 15 лет.
Цель национального исследования PISA:
- могут ли учащиеся принимать участие в решении ситуации, предложенной в заданиях.
Использование: креолизованных текстов (информация текста переплетается с графиками, иллюстрациями, таблицами и т.д.)
Чтение должно обладать следующими характеристиками:
- темп чтения; - визуализация; - многотекстовость; - составные тексты.
Национальные исследования PISA предоставляют возможность использовать учащимся 3 группы умений при работе с текстом:
1. умение найти и извлечь информацию;
2. умение интегрировать и интерпретировать информацию;
3. умение осмыслить и оценить информацию.
Для решения ситуации учащимся нужны фоновые знания (дополнительные знания).
Последние исследования показали трудности учащихся 9 классов:
- неумение связать воедино отдельные части текста;
- различить свою точку зрения и точку зрения автора (не связывать их);
- не могут обосновать, объяснить, аргументировать;
- не могут применить фоновые знания, жизненные знания из социальной жизни.
К тексту даны открытые и закрытые вопросы.
Ученик видит текст/ рядом имеются вопросы к тексту. Разбалловка: 0-2 балла за задание.
Современные тексты поменяли формат: несплошные тексты.
- реклама;
- объявление;
- блог человека;
- интервью;
- WEB- cтраница;
- газетная статья;
- биография и т.д.
Трудности в заданиях:
- между текстом и вопросом нет лексического ответа;
- выбор несколько ответов;
- найти сходство в противоположных точках зрения;
- применение фоновых знаний;
- применение жизненных знаний.
На что обратить внимание учителю при работе с текстом:
- заголовок;
- ключевые слова;
- сноски;
- график;
- рисунок;
- фото.
Дети должны знать:
- виды чтения;
- приемы чтения;
- типы чтения;
- техники учения для работы с текстом.
Приемы чтения:
- составить вопросы к тексту;
- составить план;
- составить таблицу;
- составить сводную таблицу.
Рефлексивное чтение:
- найти основную мысль;
- подготовить аргументы;
- последовательность идей.
3 группы умений:
- предтекстовая деятельность;
- текстовая деятельность;
- послетекстовая деятельность.
Б. функциональная грамотность (выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы разрешения проблем, которые возникают в процессе практической деятельности и воплощение найденного решения);
В. финансовая грамотность (совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышения качества жизни);
Г. математическая грамотность (готовность человека применить знания математики в различных ситуациях, связанных с жизнью, стремление действовать рационально и творчески). Содержательные области: пространство и форма; количество; изменения и отношения; неопределенность;
Д. глобальная компетентность (способность с разных точек зрения рассматривать проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознание различия в точках зрения; вступление в уважительное взаимодействие; эффективно действовать индивидуально и в группах; управление поведением; быть открытым всему новому);
Е. цифровая грамотность (набор знаний и умений, необходимый для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов).
Предварительный просмотр:
Современные инновационные технологии в образовании.
- Мозговой штурм — поток вопросов и ответов.
- Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
- Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ.
- Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид обсуждения учащимися проблемы.
- Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные).
- Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу.
- Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
- Критическое мышление - основанное на анализе ситуации.
- BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли.
- Мастер-класс
- Построение шкалы мнений
- ПОПС – формула
∙ Творческие задания- такие учебные задания, которые требуют от ученика не простого воспроизводства информации, а творчества.
∙ Работа в малых группах - возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
∙ Интерактивная экскурсия-форма обучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов.
∙ Видеоконференция - информационно- коммуникативная технология в образовании.
∙ Социально-психологический тренинг- форма обучения, целью которой является формирование недостающих поведенческих навыков и умений.
∙ Фокус группа-сообщество людей, объединенных в группы по каким-то критериям, в результате чего в ходе групповой дискуссии продуцируются данные, имеющие качественный характер.
∙ Метод портфолио - метод, который растянут во времени, так как результат формируется к окончанию курса обучения, либо отдельной темы.
∙ Метод проектов - выполнение индивидуального или группового творческого проекта, по какой – либо теме.
∙ Сократический диалог - построен на задавании особым образом сформулированных, «наведенных» (но не наводящих) вопросов.
∙ метод «Займи позицию»
∙ Групповое обсуждение - 1. Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Г
∙ Метод «Дерево решений».
- ПОПС-формула.
- Кластер на уроке.
Предварительный просмотр:
МБОУ «Чернышевская средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Технология
проектной деятельности.
Подготовила: учитель истории,
обществознания и английского языка
Галеева Г.А.
Технология проектной деятельности.
Метод проектов - педагогическая технология, цель которой – ориентировать на интеграцию фактических знаний для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Учебный проект – это:
- задание учащимся, сформулированное в виде проблемы и их целенаправленная деятельность;
- форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой;
- результат деятельности как найденный ими способ решения проблем проекта.
Этапы:
I этап – подготовительный.
Важным является погружение в проект: мотивация деятельности
учащихся, определение темы, проблемы, целей.
Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна.
Формулировка проблемы проекта, отражение аспектов рассмотрения проблемы, направления поиска представляется учащимся не просто как информация , а как реальность жизни вместе с личностным отношением к ней самого учителя. Своей позицией по отношению к проекту учитель дает понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап является самым коротким, но очень важным.
II этап – планирование и организация деятельности.
Организуется деятельность школьников:
- группы по направлениям деятельности;
- выделяются цели и задачи каждой группы;
- определяются роли каждого участника.
Планирование работы групп:
- определяются источники информации, способы сбора и анализа информации;
- способы представления результатов деятельности.
III этап – исследование.
Происходит сбор информации.
Основные инструменты - это различные формы получения информации:
- интервью;
- опросы;
- наблюдения;
- эксперименты.
Степень самостоятельности учащихся зависит от того, как учащиеся подготовлены к самостоятельной работе.
Полученные путем исследования результаты анализируются , и далее формулируются выводы.
IV этап – представление результатов исследования, отчет.
Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.
Формы представления результатов могут быть различными:
Например, устный отчет с демонстрацией материалов. Здесь важно научить учащихся кратко излагать свои мысли, логически выстраивать сообщение , изготовить наглядность, вырабатывать стройную манеру изложения.
Учитель:
- обобщает;
- резюмирует;
- дает оценку.
Учебный и воспитательный эффекты должны быть максимальными.
Условия успешности проектной деятельности:
- Четкость и конкретность постановки цели проекта;
- Определение планируемых результатов;
- Констатация исходных данных.
В процессе работы учащиеся сталкиваются с такими трудностями как:
1. Постановка целей и задач;
2. Поиск путей их решения;
3. Осуществление и аргументация выбора;
4. Осознание последствий выбора;
5. Совершенствование самостоятельности действий;
6. Сравнение полученных результатов с требуемыми;
7. Корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
8. Оценка процесса и результаты проектирования.
Метод проектов формирует личностные качества:
- умение работать в коллективе;
- умение брать ответственность за выбор, решение;
- умение разделять ответственность;
- умение анализировать результаты деятельности;
- способность ощущать себя членом команды.
Учитель в проектной деятельности выступает как:
- консультант;
- помощник.
Меняется роль учащихся:
- они активные участники процесса;
- учатся работать в команде;
- формируется критическое мышление;
- вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию: это верно, а это не верно.
Учащиеся должны быть свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения цели.
Работа может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.
Оценка результатов деятельности помогает осознавать учащимся, что знания – это необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, самореализоваться как личность.
Предварительный просмотр:
Типы уроков по ФГОС. | 16:50 |
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы: Сформулируем основные цели урока каждого типа. 1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). т.д.). 3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: 1) написание учащимися варианта контрольной работы; Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов. Остановимся более подробно на структуре уроков каждого типа. УРОКИ «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ, как отмечалось выше, имеют следующую структуру: 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо: 2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: 3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 4. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: 5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Для реализации этой цели учащиеся должны: 6. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речиявляется усвоение учащимися нового способа действия. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; 7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. Для этого необходимо: 8. Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого нужно: 9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели: УРОКИ РЕФЛЕКСИИ имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии. 1. Как и для урока «открытия» нового знания, основной целью урока мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. Для реализации этой цели требуется: 1)создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Для этого необходимо: 3. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки. 4. Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: 5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен: 1)самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки; Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. 6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этой цели: Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий. 7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки 3)фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу. 8. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа: При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта. 9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности. Для реализации этой цели учащиеся:
УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; Перейдем теперь к описанию основных требований к этапам уроков развивающего контроля. 1урок (Проведение контрольной работы) 1. Как и ранее, основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контролъно-коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности. Поэтому для реализации этой цели требуется: 2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности. Для этого необходимо: 2) активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы; 3) организовать мотивациюучащихся («хочу» - «надо» -«могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа; II урок (Анализ контрольной работы) Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем. 3. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы. 2)воспроизвести контролируемые способы действий (нормы); Далее учащиеся, которые допустили ошибки: 1)уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода); Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения. 4. Основной целью этапа построения проекта коррекцш выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: 2) выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.). 5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. 1)самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки; Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают к качестве консультантов. 6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется: 1)обсуждение типовых ошибок; 7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе: Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу. 8. Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного подготовка к изучению следующих разделов курса. 1)выполняют задания, в которых рассматриваемые способ действий связываются с ранее изученными и между собой; 9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. 4) фиксируют степень соответствия поставленной цель контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов; УРОКИ ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода. Использованные ресурсы |
Типы уроков по ФГОС.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1) уроки «открытия» нового знания;
2) уроки рефлексии;
3) уроки общеметодологической направленности;
4) уроки развивающего контроля.
Сформулируем основные цели урока каждого типа.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и
т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов
и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Отметим, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
1) предъявление контролируемого варианта;
2) наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
3) сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;
4) критериальную оценку результата сопоставления.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
1) написание учащимися варианта контрольной работы;
2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов.
Остановимся более подробно на структуре уроков каждого типа.
УРОКИ «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ, как отмечалось выше, имеют следующую структуру:
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
1)создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
3)установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
1)воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
2)активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
3)актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
4)попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
5)зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
1)проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
2)зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
3)соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
4. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
1)в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);
2)предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;
3)выбрали способ построения нового знания [как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
4)выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
1) на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
2) при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
3) применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;
4) зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи;
5) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речиявляется усвоение учащимися нового способа действия.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы
1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Для этого необходимо:
1)организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2)организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
3)создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
4)для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
8. Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого нужно:
1)выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;
2)организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
3)организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;
4)при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.
9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
1) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
2)учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
3)намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
УРОКИ РЕФЛЕКСИИ имеют следующую структуру:
1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.
1. Как и для урока «открытия» нового знания, основной целью урока мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели требуется:
1)создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
2)актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);
3)исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).
2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Для этого необходимо:
1)организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;
2)активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память);
3)организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;
4)организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).
3. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
1)уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке.
Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
2)на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение
3)выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.
В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.
4. Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
1)сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);
2)выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).
5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:
1)самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;
2)в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;
3)далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;
4)решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).
Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.
Для реализации этой цели:
1)организуется обсуждение типовых затруднений;
2)проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.
Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.
7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки
1)выполняют самостоятельную работу, аналогичную пер вой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;
2)проводят самопроверку своих работ по эталону для само проверки и фиксируют знаково результаты;
3)фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.
8. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
1)выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
2)выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:
1)уточняют алгоритм исправления ошибок;
2)называют способы действий, вызвавшие затруднение;
3)фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
4)оценивают собственную деятельность на уроке;
5)намечают цели последующей деятельности;
6)в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).
УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ имеют следующую структуру:
1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап решения заданий творческого уровня;
9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Предварительный просмотр:
Читательская грамотность.
Чтение – это труд. Для того, чтобы найти информацию – надо потрудиться.
Национальное исследование PISA действует с 2000 года. Проходит 1 раз в три года. В 2024 году все учащиеся 9 класса будут принимать участие в данном исследовании. Проходит по двум предметам: русский язык, математика.
С возраста 15 лет.
Цель национального исследования PISA:
- могут ли учащиеся принимать участие в решении ситуации, предложенной в заданиях.
Использование: креолизованных текстов (информация текста переплетается с графиками, иллюстрациями, таблицами и т.д.)
Чтение должно обладать следующими характеристиками:
- темп чтения; - визуализация; - многотекстовость; - составные тексты.
Национальные исследования PISA предоставляют возможность использовать учащимся 3 группы умений при работе с текстом:
1. умение найти и извлечь информацию;
2. умение интегрировать и интерпретировать информацию;
3. умение осмыслить и оценить информацию.
Для решения ситуации учащимся нужны фоновые знания (дополнительные знания).
Последние исследования показали трудности учащихся 9 классов:
- неумение связать воедино отдельные части текста;
- различить свою точку зрения и точку зрения автора (не связывать их);
- не могут обосновать, объяснить, аргументировать;
- не могут применить фоновые знания, жизненные знания из социальной жизни.
К тексту даны открытые и закрытые вопросы.
Ученик видит текст/ рядом имеются вопросы к тексту. Разбалловка: 0-2 балла за задание.
Современные тексты поменяли формат: несплошные тексты.
- реклама;
- объявление;
- блог человека;
- интервью;
- WEB- cтраница;
- газетная статья;
- биография и т.д.
Трудности в заданиях:
- между текстом и вопросом нет лексического ответа;
- выбор несколько ответов;
- найти сходство в противоположных точках зрения;
- применение фоновых знаний;
- применение жизненных знаний.
На что обратить внимание учителю при работе с текстом:
- заголовок;
- ключевые слова;
- сноски;
- график;
- рисунок;
- фото.
Дети должны знать:
- виды чтения;
- приемы чтения;
- типы чтения;
- техники учения для работы с текстом.
Приемы чтения:
- составить вопросы к тексту;
- составить план;
- составить таблицу;
- составить сводную таблицу.
Рефлексивное чтение:
- найти основную мысль;
- подготовить аргументы;
- последовательность идей.
3 группы умений:
- предтекстовая деятельность;
- текстовая деятельность;
- послетекстовая деятельность.
Предварительный просмотр:
Что такое интерактивные методы обучения?
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель - ученик" и "ученик - ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Задачи интерактивных методов обучения.
- Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
- Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
- Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Методы и приемы интерактивного обучения.
Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу.
При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника.
Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
"Аквариум инноваций" - это серия (линейка) деловых игр, начало которой положено на молодежном форуме iВолга - 2015 командой российского сообщества молодых игрофикаторов и разработчиков деловых игр.