Подготовка к школе
Цель: обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом специфики воспитательного вклада семьи, наращивание всеми участниками социального взаимодействия творческого потенциала и опыта диалога.
Задачи: 1.Выделить понятия и особенности восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения как важных процессов, лежащих в основе подготовки детей к школе.
2.Порекомедовать родителям средства, методы и приемы, которые помогут в развитии познавательных процессов.
3. Разработать рекомендации по подготовке детей к школе в домашних условиях.
Ход работы:
Педагог-психолог:
Ваш ребенок совсем уже взрослый, и вскоре ему предстоит сделать один из самых важных шагов в своей жизни - поступить в школу. Школа- шаг в будущее, это перемена всего образа жизни - как для будущих школьников, так и для их родителей. Новый режим дня, школьные задания на дом, новая учительница со своими требованиями и все ни так как в детском саду - одним словом, школьная жизнь. Явно недостаточно юному школьнику взять красивый портфель с новыми принадлежностями, одеться в новую красивую одежду и зашагать в сторону школы. Такая серьезная перемена в жизни ребенка требует и серьезной подготовки к ней.
Сегодня мы поговорим о первоначальных результатах готовности детей к школе и готовности в целом. А сначала, давайте, вспомним, что собой представляет готовность к школе. (Комплексная готовность к школе предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоцианально-личностной сферы, а так же требует определенного уровня физической зрелости ребенка).
Если говорить более подробно о готовности, то она еще и делится на несколько компонентов. Готовность:
*специальная (умение считать, писать, считать).
*физическая (состояние здоровья, физическое развитие).
*психологическая (один из важнейших компонентов, без которых ребенок не будет успешно учиться в школе).
Психологическая подготовка в свою очередь делится на: 1. Эмоционально- волевую( управление своим поведением, умение организовать рабочее место и поддерживать порядок. Контроль, планирование и оценка своей деятельности. Преодоление трудностей). 2. Интеллектуальную
(зун об окружающем, любознательность, сенсорное развитие образных представлений познавательных процессов).
3. Личностно- психологическую (принятие позиции школьника, мотивация, самооценка, оценка окружающих, умение общаться со взрослыми и сверстниками, действовать совместно с другими).
А, сейчас, я передаю слово нашему воспитателю:-Вспомнив, обозначение термина, «готовность к школе», я бы хотела поиграть с вами в одну игру, которая называется «Правдивый мяч».
Игра «Правдивый мяч».
Цель игры: дать возможность родителям высказать своё мнение, о том как они понимают готовность своего ребёнка к школе.
Ход игры: родителям предлагается закончить фразу: «Мой рёбенок готов к школе, потому что…», «Мой ребенок не готов к школе, потому что…»
Таким образом, мы с вами еще раз выясняем, чтобы пойти в школу вашему ребенку, нужно чтобы у него была сформирована позиция «Я-школьник», т.е. школьная зрелость.
Что же это такое школьная зрелость- это развитие психики и мозга ребенка, когда он готов выполнять школьную программу и справляться с трудностями в обучении.
Далее мы поговорим с вами о познавательных процессах, и их развитии, которые в свою очередь входят в интеллектуальную готовность.
Педагог-психолог: Самый важный из познавательных процессов - это мышление. Что это такое?
Мышление- это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. (Мышление- процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованном отражением действительности). У ребенка должны быть развиты все виды мышления:
*Наглядно-действенное-познание с помощью манипулирования предметами (игрушками).
*Наглядно– образное -познание с помощью представлений предметов и явлений.
*Словесно- логическое - познание с помощью понятий, слов, рассуждений.
Дошкольник мыслит по- особому. Во-первых, конкретно (т.е. ребенку легче сосчитать, сколько яблочек в корзине, чем просто сложить 2+3).Во-вторых, ситуативно (он рассуждает здесь и сейчас, но не всегда может обобщить или сформулировать правило). В-третьих, его мыслительные процессы еще не обратимы ( ребенок умеет складывать, но не умеет вычитать). В-четвертых, ребенок умеет принимать пока только свою позицию - думает, что все видят то же самое что и он. Ему трудно ответить на вопрос кто раньше родился.
Воспитатель: Предлагаю вам игры, которые помогут развить у ребенка мышление и сообразительность.
Игра «Придумай предложение»
Цель: Развитие мышления, способность к синтезу, свободы речи.
Ход игры: Ведущий называет слово и просит следующего игрока придумать предложение ,в котором было бы это слово. Например, ведущий называет слово «луна» и передает камушек ребенку. Тот отвечает: Взошла луна на небосклон», и называет свое слово «ночь», одновременно передавая камушек другому игроку. Следующий игрок продолжает, не обязательно следить за тем, чтобы предложения последовательно сочетались, но можно, в дальнейшем, ввести новое условие и составить всей семьей связный рассказ.
Игра «Закончи слово»
Цель: Развитие слухового восприятия, мышления, памяти.
Ход игры: Ребенку предлагают игру, где взрослый будет начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать.
Начинается все со слов: « Отгадай, что я хочу сказать! «По……..» - так начинается игра. Всего предлагается 10 слов, с которых нужно начинать слово: по-, на -, за-, ми-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.
Игра: «Найди лишнее слово»
Ход игры: ребенку зачитывается серия слов. Каждая серия состоит из 4-х слов. В каждой серии 3 слова являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, одно отличается от них и должно быть исключено.
Например: молоко-творог - сметана- хлеб.
Ложка- тарелка- кастрюля- сумка.
Платье-свитер - шапка- рубашка.
Береза- дуб- сосна- земляника.
Книга- телевизор - радио-магнитофон.
Старый – дряхлый - маленький - ветхий.
Яблоко- слива- огурец- груша и т.п.
Педагог-психолог: Другой, тоже очень важный психический процесс-это воображение. Воображение- психический процесс, заключающийся в создании новых образов , идей, мыслей на основе уже имеющихся представлений, знаний, опыта.
Воображение делится на 3 компонента: * образное (наложение образов)
* воссоздающее (приукрашивание эмоций)
*фантазия (то чего не может быть на самом деле)
Я, также, хочу познакомить вас с некоторыми играми, которые будут способствовать развитию воображения.
Игра: «Бывает - не бывает»
Цель игры: развитие воображения и здравого смысла.
Ход игры: Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать ,бывает ли то, о чем идет речь .Если он правильно ответит , то его очередь загадывать вам загадку, фразу, а если неправильно – очередь пропускаете. Обязательно нужно чередовать реальные и нереальные варианты.
вам загадку, фразу, а если неправильно – очередь пропускаете. Обязательно нужно чередовать реальные и нереальные варианты.
Например: «волк бродит по лесу», «Волк на дереве сидит», « В кастрюле чашка варится», «Кошка на крыше гуляет».
Есть ли поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери ли норы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха? и т.п..
Игра: « Нарисуй по описанию».
Цель: развитие воображения. Ход игры: Взрослый читает какой-либо текст, например: «Стоял дом. Крыша треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая».
Текст вы должны прочитать еще раз в медленном темпе, по одному придуманному вами предложению. Дать детям команду слушать это с закрытыми глазами и по окончании прослушивания нарисовать его».
Игра: «Какая бывает собака?».
Цель игры: развитие воображения, речи, умение выстраивать логическую цепочку, умение выделять различные признаки предмета.
Ход игры: Нужно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: Какая у нее шерсть? Что она любит есть?. Какой формы у нее хвост и ушки?. Какой у нее характер и т.п.?.
Педагог-психолог: Т.о. мы с вами выяснили, что воображение помогает не только преобразовывать воспринимаемые формы, развивать память, мышление, но и получать положительный эмоциональный заряд и раскрывать какие-либо творческие способности.
Уровень успеваемости в школе теснейшим образом зависит от развития внимания. Выделяется 3 вида внимания:
*непроизвольное (возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей
*произвольное (1.связано с волей человека. 2. формируется в процессе игры, обучения, общения).
*послепроизвольное ( проявляется в процессе обучения, возникает на основе увлечений, интересов, вдохновения).
Воспитатель:Мне бы хотелось познакомить вас с играми, способствующие развитию внимания.
Игра: « Съедобное - несъедобное»
Цель игры: развитие внимания.
Ход игры: Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить в том случае, если предмет съедобный.
Игра: «Запрещенное движение»
Цель игры: развитие внимания.
Ход игры: Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное движение. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно слово, движение. Игра продолжается дальше.
Игра: «Да и Нет».
Цель: формирование умения сосредотачивать внимание.
Ход игры: Ведущий оглашает правила, где указывается, что в этой игре не говорятся слова «да» и «нет». Затем задает провокационные вопросы, на который играющий ответил бы «да» и «нет».
Т.о. внимание- это умение удерживать в поле зрения несколько объектов долгое время, способность сосредотачиваться.
Для этого нужно развивать память.
Педагог-психолог: Память-это запечатление, сохранение и последующее узнавание, и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений, навыков.
Память подразделяется на следующие виды:
*Образная
*Словесно-логическая.
*Двигательная
*Долговременная
*Кратковременная
*Механическая
*Смысловая. Смысловая память непосредственно связана с логическим мышлением, речью, вниманием.
Воспитатель: Предлагаю вам ознакомиться с рядом игр на развитие памяти.
Игра: « Опиши по описанию».
Цель игры: развитие памяти, развитие мышления (словесно-логическое).
Ход игры: На короткое время ребенку показывается кукла или картинку, а затем ребенок по памяти должен ответить на вопросы: Какие у куклы волосы? Какое платье? Какие глаза? Были ли банты? В какой позе она была и т.п.?
Игра: «Пары слов».
Цель игры: развитие смысловой памяти
Ход игры: Ведущий предлагает ребенку запомнить несколько слов(5-6),предъявляя каждое из них в паре с другими словом. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.
Например, ведущий называет такие пары: кошка-мышка,
*мальчик- машина,
* стол- пирог,
*ваза- цветок,
*стакан-вода,
* стул- мебель,
*сковородка- яичница,
*печь-хлеб и т.п.
Педагог-психолог: Подводя итог нашей работы, хотелось бы еще раз сказать, чтобы подготовить ребенка к школе, нужно развивать познавательные, психические процессы в комплексе, т.к., каждый процесс тесно взаимосвязан с другим. Но во всем этом нужно найти золотую середину, чтобы, с одной стороны, помочь ребенку прийти в школу подготовленным, а с другой стороны, не перестараться, трудными и долгими упражнениями не отбить желание учиться. Воспитатель, педагог-психолог в детском саду только совместно с родителями может подготовить ребенка к новой ступеньке его жизни: культура еды, общения, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, культура речи, трудолюбие, умение слушать, природу, человека- все это имеет большое значение не только для обучения в школе, но и для всей последующей жизни.