Критерий 4. Личный вклад в повышение качество образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов
4.1.1Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классов и др.
4.1.2 Выступление на педагогических Советах ОО, городских/ районных/ областных семинарах и вебинарах, "круглых столах" по вопросам:
- повышения качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания;
- распространение педагогического опыта (выступления с представлением опыта работы на педагогических Советах, на муниципальных педагогических мероприятиях, на курсах ИРОСО)
4.1.3. Участие в работе эксперементальных, стажировочных, региональных инновационных площадок
4.1.4 Наличие собственных (самостоятельно разработанных) методических продуктов по повышению качества образования, совершенствованию методов обучения и воспитания, получивших экспертную оценку:
- методические разработки, методические рекомендации для педагогов;
- рабочие, дополнительные общеобразовательные, инновационные программы;
- авторские дидактические материалы;
- публикации в официальных СМИ (не в сетевых изданиях)
4.2.1 Почётные звания, профессиональные награды и поощрения
4.2.2 Обобщение педагогического опыта по направлению деятельности - экспертные Советы: Департамента (Управления, отдела) образования, ИРОСО
4.2.3 Участие в деятельности рабочих (творческих) групп, экспертных групп, групп по разработке грантовых проектов, жюри профессиональных конкурсов, олимпиад
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи духовно-нравственного в оспитания детей дошкольного в озраста в условиях ФГОС формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду.
Рекомендуемая литература для чтения детям дома Русские народные сказки: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», « Хаврошечка », «Заяц хваста », «Царевна лягушка», «Сивка бурка», « Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяко», «Докучные сказки» Фольклор народов мира: «Кукушка» ненецкая сказка, «Чудесные истории про зайца по имени Лек» сказки народов Западной Африки, « Златовласка » чешская сказка, «Три золотых волоска Деда – Всеведа » ч ешская сказка, «Как братья отцовский клад нашли» молдавская сказка, «Жёлтый аист» китайская сказка, Литературные сказки: Т. Александрова «Домовёнок Кузя», В. Бианки «Сова», Б. Заходер «Серая Звёздочка», В. Катаев «Цветик- семицветик », Н. Телешов « Крупеничка », К. Ушинский «Умей обождать» Проза: Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка», Н. Носов «Живая шляпа», «Огурцы», Б. Алмазов «Горбушка», А. Гайдар «Чук и Гек» (главы), В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок», К. Паустовский «Кот-ворюга», В. Осеева «Волшебное слово», Б. Житков «Как я ловил человечков»
Идеалом молодой жизни должно быть создание семьи. Это, конечно, не единственный идеал, но это особый идеал для девушек, которые должны осознавать, что создание семьи, рождение и воспитание детей является Богом о пределённой миссией. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»
г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Россия, 694620, Сахалинская обл., тел./факс (42433)2-01-98
г. Холмск, Восточный пер., дом 18 E-mail:dou-2skazka@mail.ru
Доклад
воспитателя высшей квалификационной категории
МБДОУ детского сада №2 «Сказка»
г. Холмска Сахалинской области
Подойницыной Елены Валерьевны
в рамках областной научно-практической конференции
«Кирилло-Мефодиевские чтения: к 30-летию Южно-Сахалинской и Курильской Епархии»
Тема:
«Игра как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье»
г. Холмск
2023
Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В.А. Сухомлинский
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
В условиях ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
• формирование начал патриотизма и гражданственности;
•формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
•формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
•уважение к своей нации;
•понимание своих национальных особенностей;
•формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
•уважение к представителям других национальностей;
•формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
•воспитание уважительного отношения к труду.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей. Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания детей является создание предметно-развивающей среды.
2слайд Каждая семья мечтает, чтобы ребенок рос жизнерадостным и счастливым, общительным и здоровым. Педагоги должны помочь родителям вырастить детей, а самое главное воспитать их в соответствии с духовно-нравственными нормами в современном мире. Малыш тянется к взрослому, он для него как путеводная звезда. Любовь, ласка, забота взрослых учат малыша, он впитывает все эти светлые чувства и делает частью собственного «Я».
3слайд Развитие духовно-нравственных качеств возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства. Семья является ключевым звеном в воспитании детей, а социальные институты должны помогать, поддерживать и дополнять воспитательную работу с целью духовно-нравственного развития детей.
4слайд Современная семья создаёт ту духовно-нравственную атмосферу, которая формирует характер ребёнка. Если отец и мать делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребёнок подражал их формам взаимоотношений.
Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребёнком, но и организацией всей жизни семьи.
Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждения с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своём детстве, товарищах, взаимопомощи в трудных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду; стремиться быть полезными для них.
5слайд Особую роль в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для восприятия художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания.
6слайд Включая ребёнка в активную жизнь семьи (постоянные трудовые поручения, участие в подготовке к семейным праздникам, совместные прогулки, чтение художественной литературы), мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребёнка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимающим настроение близких людей.
Характеры детей, формируясь социально-культурной средой и воспитанием, проявляется в отношениях с другими людьми, образе жизни, привычках, поведении. Всё это в ребёнке закладывается в семье. И чем больше в семье он упражняется в нравственном поведении, тем легче ему в коллективе сверстников.
Ребёнок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливость, успешно проходит в тех семьях, где существует взаимоуважение членов семьи, интерес к окружающим людям.
7слайд Игра – одно из наиболее эффективных средств духовно-нравственного воспитания. Игра учит детей размышлять над каждым нравственным поступком, воспитывать хорошие манеры и развивать душу. Для формирования духовно-нравственных качеств используются игры, которые учат получать удовольствие от общения с другими детьми, воспитывают уважение и любовь к близким людям.
8слайд Использование народных игр позволяет не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют формированию добрых отношений в коллективе сверстников, ограждают ребёнка от негатива и агрессии. Широко используются игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребёнка. Они формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности.
9слайд Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребёнка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье ребёнок имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых. В процессе совместного домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения сотрудничества, доверия, взаимопонимания. Но для ребёнка труд является ещё игрой.
10слайд Важным педагогическим условием, способствующим духовно-нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает ребёнка на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребёнку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по-разному: возить строительный материал, превратить в кровать для больного мишки, использовать как чемодан для кукольной одежды и т.п. В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки без деления их на «мальчишечьи» и «девчёночьи».
Время от времени вместе с ребёнком нужно осматривать его игровое хозяйство. Если есть сломанные игрушки, не спешите выбрасывать их. Отремонтированная взрослым в присутствии ребёнка игрушка становится ему дороже новой. Ремонт игрушки можно обыграть по-разному: можно на время превратиться в доктора Айболита и пришит оторванную лапу или ухо медвежонку, при этом ребёнок становится медсестрой (медбратом); поломанную машинку поставить в построенный «гараж», на время ремонта.
11слайд Игра – одна из форм общения старших дошкольников, в которой они активно переосмысливают накопленный нравственный опыт. В игре ребёнок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях. Вызывает тревогу стремление некоторых родителей, подготавливая ребёнка к школе, занять всё свободное время ребёнка чтением, письмом, не оставляя времени на игру. Часто родителям кажется, что игра – это забава, развлечение.
Не признавать и не понимать игру – значит не понимать и недооценивать дошкольного детства, не удовлетворять духовных потребностей ребёнка. Игра – основная деятельность дошкольника. Ведущая роль её заключается в многогранном воспитательном воздействии на ребёнка.
Игра тогда становится важным средством нравственного воспитания, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха и горечь неудач. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание.
12слайд Чем больше времени взрослые проводят с детьми, тем лучше между ними взаимопонимание. Общие интересы сближают их, создают дружественную атмосферу.
В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными.
13слайд Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»
г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Россия, 694620, Сахалинская обл., тел./факс (42433)2-01-98
г. Холмск, Восточный пер., дом 18 E-mail:dou-2skazka@mail.ru
Доклад
воспитателя высшей квалификационной категории
МБДОУ детского сада №2 «Сказка»
г. Холмска Сахалинской области
Подойницыной Елены Валерьевны
в рамках августовской конференции
Тема:
«Сотрудничество семьи и воспитателя в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников»
г. Холмск
2023 г.
Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В.А. Сухомлинский
2 слайд Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
В условиях ФГОС и ФОП дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
3 слайд
- формирование начал патриотизма и гражданственности;
- формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- уважение к своей нации;
- понимание своих национальных особенностей;
- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- уважение к представителям других национальностей;
- формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
- воспитание уважительного отношения к труду;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей.
4 слайд Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей. Нравственное развитие ребёнка осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом и семьёй. Положительные результаты в духовно-нравственном воспитании можно наблюдать в тех случаях, когда родители прислушиваются к советам воспитателя.
5слайд Каждая семья мечтает, чтобы ребенок рос жизнерадостным и счастливым, общительным и здоровым. Педагоги помогают родителям воспитать их в соответствии с духовно-нравственными нормами современного мира. Малыш тянется к взрослому, он для него как путеводная звезда. Любовь, ласка, забота взрослых учат ребёнка, он впитывает все эти светлые чувства и делает частью собственного «Я».
6слайд Развитие духовно-нравственных качеств возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства. Семья является ключевым звеном в воспитании детей, а социальные институты должны помогать, поддерживать и дополнять воспитательную работу с целью духовно-нравственного развития детей.
7слайд Современная семья создаёт ту духовно-нравственную атмосферу, которая формирует характер ребёнка. Если отец и мать делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребёнок подражал их формам взаимоотношений.
Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребёнком, но и организацией всей жизни семьи.
8 слайд Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждения с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своём детстве, товарищах, взаимопомощи в трудных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду; стремиться быть полезными для них.
9 слайд Включая ребёнка в активную жизнь семьи (постоянные трудовые поручения, участие в подготовке к семейным праздникам, совместные прогулки, чтение художественной литературы), мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребёнка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимающим настроение близких людей.
Характеры детей, формируясь социально-культурной средой и воспитанием, проявляется в отношениях с другими людьми, образе жизни, привычках, поведении. Всё это в ребёнке закладывается в семье. И чем больше в семье он упражняется в нравственном поведении, тем легче ему в коллективе сверстников.
10 слайд Ребёнок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливость, успешно проходит в тех семьях, где существует взаимоуважение членов семьи, интерес к окружающим людям.
В одних семьях царит положительный эмоциональный климат. Он основан на глубоком понимании родителями целей и задач воспитания, вдумчивом отношении к вопросам нравственного воспитания, единстве педагогических требований, предъявляемых ребёнку в детском саду и дома.
11 слайд В других семьях родители правильно понимают цели и задачи воспитания, хотят, чтобы их ребёнок рос чутким, заботливым, но допускают некоторые ошибки, нарушая единство педагогических требований. Родителям не хватает терпения, выдержки, поэтому и условия для воспитания не создаются.
12слайд Но встречаются семьи, в которых общая атмосфера определяется потребительскими запросами родителей, отсутствием интереса к вопросам нравственного воспитания. В подобных семьях отсутствует проявление заботливости между членами семьи, а в детском саду дети из этих семей проявляют заботу о других лишь под непосредственным влиянием воспитателя, которого они любят и уважают. К трудовым делам в семье дети не привлекаются, поэтому у них отсутствуют необходимые в этом возрасте трудовые умения и навыки, а так же и желание быть полезным другим.
13 слайд Дети, недостаточно включённые в дела семьи, не имеют возможности проявить заботу, не осознают необходимости быть заботливыми. Они лучше оценивают поступки других детей, чем собственные. Поэтому воспитателям и родителям необходимо уделять много внимания развитию правильной самооценки ребёнка.
14слайд. За время сотрудничества с семьями моих воспитанников, мы совместно с родителями пришли к выводу, что чем больше внимания взрослые уделяют детям, наплавляют их, поддерживают, развивают их внутренний мир, тем лучше, между нами, взаимопонимание. Общие интересы сблизили нас, создали дружественную атмосферу не только в группе, но и в семьях.
15 слайд Я считаю, что систематическое использование в практике взаимодействия педагога с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста разнообразных по содержанию форм взаимодействия ведет к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания, в частности – нравственного воспитания, а детей, получению необходимого минимума знаний, умений; позволяет активно вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс нашей группы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А. Сухомлинский
Задачи духовно-нравственного в оспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду.
Задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастав условиях ФОП Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей.
Россия – большая семья!
Культурные ценности
Всё делаем вместе!
Совместные выходные
Растём - растим
Сотворчество
Семейные выходные
Мама… и не только!
Единство подходов в воспитании детей. Взаимоуважение со стороны всех участников образовательного процесса. Учёт всеми субъектами образования возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Использование эффективных форм взаимодействия. Обеспечение активного участия родителей в разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка. Повышение компетентности родителей в области воспитания детей. Привлечение родителей к работе с детьми с учетом их интересов и предпочтений. Умение выявлять возможности, интересы, трудности родителей. Условия взаимодействия педагогов с родителями по духовно-нравственному воспитанию
Мероприятие Формы работы Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Общие родительские собрания Информационные уголки в группах Информация на сайте ДОУ Формирование у родителей практических навыков Тренинги и семинары Практические занятия Индивидуальная помощь в воспитании детей День открытых дверей Вечера вопросов и ответов Педагогическое образование родителей
Патриотическое воспитание
Идеалом молодой жизни должно быть создание семьи. Это, конечно, не единственный идеал, но это особый идеал для девушек, которые должны осознавать, что создание семьи, рождение и воспитание детей является Богом определённой миссией . Патриарх Московский и всея Руси Кирилл