Самообразование

Голубаева Юлия Алексеевна

В широком смысле слова самообразование — это обучение чему-то новому своими силами. Рассказываем, с чего начать самообразование и как правильно составить индивидуальный план обучения для себя.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лазурненская средняя общеобразовательная школа» 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочному курсу

«Проектная деятельность», реализующая ФГОС

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

5-9  классы

 

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Результат 1 уровня: приобретение школьниками знаний об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации в ходе работы над проектами;

Результат 2 уровня: формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом в ходе организации коллективной творческой деятельности;

Результат 3 уровня: приобретение опыта исследовательской и проектной деятельности; публичного выступления; интервьюирования и проведения опросов общественного мнения;  общения с представителями других социальных групп, других поколений.

Основные результаты реализации программы оцениваются через выступление с темой проектной работы по выбранному предмету. 

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
  2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России. Формирование ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).  
  6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности).

 

Метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные деиствия (регулятивные, познавательные,̆ коммуникативные). Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий,  таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: 

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения курса  обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:

регулятивные, познавательные, коммуникативные. Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: 

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;  планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;  сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;  фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: 

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему

слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст

(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-

fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

 определять возможные роли в совместной деятельности;

 играть определенную роль в совместной деятельности;

 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

 выделять общую точку зрения в дискуссии;

 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать         невербальные         средства         или         наглядные         материалы,

подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Содержание курса внеурочной деятельности

(литература)

Вид деятельности:  познавательная Содержание курса разбито на три части: 

Первая часть курса -  5 класс завершается подготовкой проектной работы по теме «Сказки в нашей жизни»- 34ч. 

 

Вторую часть курса, 6 класс, составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах. Тема проекта: «Современные писатели детям» дает широкий спектр возможностей для создания проекта – 34 ч.                                                                    

                                                                               

Третья часть курса – 7-9 классы, предполагает самостоятельное создание учащимися групповых, индивидуальных, коллективных проектов по теме «Золотой фонд русской литературы

19-20 века» -102 ч.                                                            

  1. Введение в проектную деятельность  

Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления исследовательской работы. 

  1. Ознакомление с разными видами проектов  

Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты; инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов. 

  1. Теоретические основы создания проекта  

Структура проекта, типы проектов, продукт проектной деятельности, способы представления проектов, создание компьютерных презентаций проектов 

  1. Работа над проектом  

Выбор темы проекта; составление плана проектной деятельности; выбор методов исследования; работа над проектами. 

Воплощение в жизнь поставленных задач; 

  • Работа в программе Power Point; 
  • Работа в программе Publisher; 
  • Составление таблиц, диаграмм;

 

  1. Защита проекта.

  

  1. Рефлексия  

Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула успешной деятельности. 

Сильные и слабые стороны работы над проектом. 

Разработка программы конференции. Подготовка докладов, демонстрационных схем, диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам. Проведение конференции с приглашением старшеклассников и педагогов школы.  

 

Тематическое планирование курса «Проектная деятельность»

5-9 класс

 

№ темы

Тема проектной деятельности

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1. 

Проектная деятельность. Цели и задачи проектной деятельности.

1

1

1

1

1

2. 

Виды проектной деятельности. Этапы работы методом проектов.

1

1

1

1

1

3. 

Поиск и анализ проблем проектной деятельности. Определение источников информации

7

7

7

7

7

4. 

Изучение и исследование проблемы: подбор литературы и материала, с использованием технологии Интернета.

4

4

4

4

4

5. 

Работа над проектом: обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

11

11

11

11

11

6. 

Выполнение проекта: выводы и заключения

2

2

2

2

2

7. 

Подготовка к защите проекта.

3

3

3

3

3

8. 

Анализ достигнутых результатов : успехов, неудач и поставленной цели

1

1

1

1

1

9. 

Публичная защита проекта.

3

3

3

3

3

10. 

Подведение итогов проектной деятельности

1

1

1

1

1

 

35

35

35

35

35

ВСЕГО ЧАСОВ

175

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  

к основной образовательной программе  среднего общего образования

(Приказ № 102 от «28» августа 2020) 

 

 

  

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лазурненская средняя общеобразовательная школа» 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочному курсу

«Проектная деятельность», реализующая ФГОС  

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

5-9  классы

 

 

                           

 

 

«Применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях» 

 Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 105 часов(35 часов в год). Программа рассчитана на подростков 7 — 9 классов. 

  

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Результат 1 уровня: приобретение школьниками знаний об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации в ходе работы над проектами;

Результат 2 уровня: формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом в ходе организации коллективной творческой деятельности;

Результат 3 уровня: приобретение опыта исследовательской и проектной деятельности; публичного выступления; интервьюирования и проведения опросов общественного мнения;  общения с представителями других социальных групп, других поколений. Основные результаты реализации программы оцениваются через выступление с темой проектной работы по выбранному предмету. 

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
  2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России. Формирование ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).  
  6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике Личностные: 

  • установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»; 
  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения; 
  • реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку; 
  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе. Регулятивные: 
  • определение образовательной цели, выбор пути ее достижения; 
  • рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность; 
  • выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта; 
  • оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты. Коммуникативные: 
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия; 
  • контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым; 
  • формирование умения коллективного взаимодействия. 

Познавательные: 

  • умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания; 
  • умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи. 

Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

 

 

1) в личностном направлении: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение

математических знаний для решения конкретных жизненных задач; 2) в метапредметном направлении: умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни; 

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем; 

умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.); 

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; 3) в предметном направлении: 

умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки; 

развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета; овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; 

умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. 

 

1. Личностные 

  1. знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
  2. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  3. умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

2. Метапредметные 

  1. умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  2. умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
  3. умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
  4. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
  5. применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
  6. умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

3. Предметные 

  1. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  2. владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
  3. умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  4. усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  5. приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
  6. знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
  7. умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
  8. использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
  9. знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
  10. понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
  11. умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
  1. вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах. 
  2. геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном. 
  3. анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; 
  4. решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; 
  5. извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; 17) извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным; 
  1. выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ; 
  2. строить речевые конструкции; 
  3. изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.; 
  4. выполнять вычисления с реальными данными; 
  5. проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты; 
  6. выполнять проекты по всем темам данного курса; моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.  

 

Содержание учебного предмета, курса. 

 

         Математика (вычислительные навыки): применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях. 

  1. Наглядная геометрия. Наглядное представление о фигурах на плоскости. Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры. Измерение площадей фигур на клетчатой бумаге. Наглядные представления (22 часа) 
  2. Математические игры (математический бой) (3 часа) 
  3. Комбинаторика и статистика. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. (18 часов) 
  4. Преобразование графиков функций. Зависимости между величинами. Способы задания функции. График функции. Примеры графиков зависимостей, отображающих реальные события. Преобразования графиков функций. (34 часа) 
  5. Применение математики для решения конкретных жизненных задач. (16 часов)) 6. Составление орнаментов, паркетов. Оригами. (6 часов) 

 

Тематическое планирование

  1. класс

Применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях 

 

 

 

Название модуля, темы 

 

Характеристика основных видов деятельности 

 

Общее  количество  

часов/Дата  

 

1 

Шифры и математика 

 

. Применять способы шифрования текстов, приспособления для шифрования, шифрование местонахождения, знаки в шифровании, Решать задачи на тайнопись и самосовмещение квадрата используя при необходимости калькулятор. Формировать навыки работы с матрицами; развивать

16  

 

 

1.1 

 

Задачи кодирования и декодирования 

2  

 

 

1.2 

 

Матричный способ кодирования и декодирования 

3  

 

 

1.3 

 

Тайнопись и самосовмещение квадрата 

3  

 

 

 

1.4 

 

Знакомство с другими методами кодирования и декодирования 

коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

 

3  

 

 

1.5 

 

Дидактическая игра «расшифруйка» 

3  

 

 

1.6 

 

Составление проектов шифровки. Защита проектов 

2  

 

 

2 

 

Математика вокруг нас 

Уметь применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах; Решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; выполнять сбор информации в несложных случаях; выполнять вычисления с реальными данными; Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

 

8  

 

 

2.1

 

Математика вокруг нас

1  

 

 

2.2 

 

Узнай свои способности 

2 

 

 

2.3 

Математический бой 

2  

 

 

2.4 

 

Поступки делового человека 

3  

 

 

3 

Математика в реальной жизни 

Уметь применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах. Решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; выполнять сбор информации в несложных случаях; выполнять вычисления с реальными данными. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

8  

 

3.1 

Учет расходов в семье на питание.

Проектная работа 

3  

 

3.2 

Кулинарные рецепты. Задачи на смеси 

4  

 

3.3 

Игра «Воздушный змей» 

1  

 

4 

Математический бой 

Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге

2  

 

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

 

ИТОГО

35

 

 

 

 

  1. класс 

Применение математики в различных жизненных ситуациях

 

 

 

Название модуля, темы 

 

Характеристика основных видов деятельности 

 

Общее  количество  

часов/Дата  

 

1 

Графики улыбаются 

Строить графики линейной, квадратичной функций описывать свойства этих функций. Понимать, как влияет знак коэффициента к на расположение в координатной плоскости графика функции

Интерпретировать графики реальных зависимостей, прово дить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результа ты; выполнять проекты по всем темам данного курса; Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

17  

 

 

1.1 

Проверка владениями базовыми умениями 

2  

 

 

1.2 

Геометрические преобразования графиков функций 

4  

 

 

1.3 

Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований 

3  

 

 

1.4 

Графики кусочно-заданных функций (практикум) 

3  

 

 

1.5 

Построение линейного сплайма 

2  

 

1.6 

Презентация проекта «Графики улыбаются» 

2  

 

 

1.7 

Игра «Счастливый случай» 

1  

 

Использовать различные коммуникативные средства для решения различных коммуникативных

задач. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

2 

Наглядная геометрия 

Конструировать алгоритм воспроизведения рисунков, построенных из треугольников, прямоугольников, строить по алгоритму, осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному рисунку.

Конструировать орнаменты и паркеты, в том числе, с использованием компьютерных программ. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

18 

 

 

2.1 

Рисование фигур одним росчерком. Графы 

2  

 

 

2.2 

Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками 

2  

 

 

2.3 

Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок 

2  

 

 

2.4 

Разрезания на плоскости и в пространстве 

2  

 

 

2.5 

Спортивный матч

«Математический хоккей» 

1  

 

 

2.6 

Геометрия в пространстве 

2  

 

2.7 

Решение олимпиадных задач 

2 

 

2.8 

Математический бой 

2  

 

2.9 

Защита проектов «Геометрическая смесь. Применение геометрии в создании паркетов, мозаик и др.» 

2  

 

 

ИТОГО

35

 

 

  1. класс 

Применение математики в различных жизненных ситуациях

 

 

 

Название модуля, темы 

 

Характеристика основных видов деятельности 

 

Общее количество  

часов/Дата  

 

1 

Функция: просто, сложно, интересно 

 

Вычислять значения функции, заданной формулой, а также двумя и тремя формулами. Описывать свойства функций на основе их графического представления.

17  

 

1.1 

Подготовительный этап: постановка цели, проверка владениями базовыми навыками 

1  

 

 

1.2 

Историко-генетический подход к понятию «функция» 

Интерпретировать         графики         реальных зависимостей.

Уметь читать графики и называть свойства по формулам. 

Осуществлять         анализ         объектов         путём выделения         существенных         и несущественных признаки.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Выполнять разные роли в совместной работе.

Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

 

1  

 

 

1.3 

Способы задания функции 

1  

 

 

1.4 

Четные и нечетные функции 

2  

 

 

1.5 

Монотонность функции 

2  

 

 

1.6 

Ограниченные и неограниченные функции 

2  

 

 

1.7 

Исследование функций элементарными способами 

2  

 

1.8 

Построение графиков функций 

2  

 

1.9 

Функционально-графический метод решения уравнений 

2  

 

1.1 

Функция: сложно, просто, интересно. Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний» 

1  

 

1.9 

Функция: сложно, просто, интересно. Презентация «Портфеля достижений» 

1  

 

2 

Диалоги о статистике.

Статистические исследования. Проектная работа по статистическим исследованиям 

Выполнить перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций. Применять правило комбинаторного умножения.

Распознавать задачи на вычисление числа перестановок, размещений, сочетаний и применять соответствующие формулы. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Вычислять частоту случайного события. Оценивать вероятность случайного события с помощью частоты, установленной опытным путём. Находить вероятность случайного события на основе классического определения вероятности. Приводить примеры достоверных и невозможных событий. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

2  

 

2.1 

Статистические исследования 

1  

 

2.2 

Проектная работа по статистическим исследованиям 

1  

 

3 

Орнаменты. Симметрия в орнаментах. Проектная работа: составление орнамента 

Распознавать плоские фигуры, симметричные относительно прямой. Вырезать две фигуры, симметричные относительно прямой, из

3  

 

3.1 

Симметрия в орнаментах 

1 

 

3.2 

 

Проектная работа: составление орнаментов 

 

бумаги. Проводить прямую, относительно которой две фигуры

симметричны. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ.. Исследовать свойства фигур, симметричных относительно плоскости, используя эксперимент, наблюдение, моделирование. Описывать их свойства

Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. Вырезать их из бумаги, изображать от руки и с помощью инструментов. Проводить ось симметрии фигуры. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

1 

 

3.3 

 

Защита проектов 

 

1 

 

4 

Быстрый счет без калькулятора 

Уметь применять вычисли тельные навыки при решении практических задач, других расчетах. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

Строить монологическую речь в устной и форме, участвовать в диалоге

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя.

Задавать уточняющие вопросы педагогу и собеседнику.         Способность         учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

3 

 

 

4.1 

Приемы быстрого счета 

1  

 

 

4.2 

Эстафета "Кто быстей считает" 

1  

 

4.3 

Математический бой 

1  

 

5 

Оригами 

Уметь анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оцени вать полученный ответ; 

решать задачи из реальной практики, извлекать необходимую информацию из текста,         осуществлять

самоконтроль; моделировать геометрические         объекты,         используя бумагу. 

 

3  

 

5.1

Техника оригами

1  

 

 

5.2

Практическое занятие по созданию оригами

2  

 

 

6 

Наглядная геометрия.

Геометрия на клетчатой бумаге 

Вычислять площади квадратов, прямоугольников по соответствующим

5  

 

        правилам         и

формулам. Моделировать фигуры заданной площади, фигуры, равные по площади. Моделировать единицы измерения площади. Выражать одни единицы измерения площади через другие. Выбирать единицы измерения площади в зависимости от ситуации. Выполнять практико-

ориентированные задания на нахождение площадей. Вычислять площади фигур, составленных         из прямоугольников. Находить приближённое значение площади фигур, разбивая их на единичные квадраты. Сравнивать фигуры по площади и периметру. Решать задачи на нахождение периметров и площадей квадратов и прямоугольников. Выделять в условии задачи данные, необходимые для её решения, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный

результат с условием задачи. Решать задачи на нахождение периметров и площадей квадратов и прямоугольников. Исследовать свойства треугольников, прямоугольников путём эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования, в том числе, с использованием компьютерных программ. Формулировать утверждения о свойствах треугольников, прямоугольников, равных

фигур. Обосновывать,

объяснять на примерах, опровергать с помощью контрпримеров утверждения о свойствах треугольников, прямоугольников, равных фигур.

 

 

6.1 

Нахождение площадей треугольников на клетчатой бумаге 

1  

 

6.2 

Нахождение площадей четырехугольников на клетчатой бумаге 

1  

 

6.3 

Находение площадей многоугольников на клетчатой бумаге 

1  

 

6.4 

Нахождение площадей круга, сектора на клетчатой бумаге 

1  

 

6.5 

Решение других задач на клетчатой бумаге 

1  

 

7 

Игра «Самый умный» 

Использовать         знаково-символические средства для решения задач.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами.

Выполнять разные роли в совместной работе.

Различать и оценивать сам процесс деятельности и его результат.

Формулировать собственное мнение и позицию.         Способность         учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

 

1  

 

 

 

 

 

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Для чего нужны учебные проекты»

Цель: познакомить родителей с  проектной деятельностью  и определить их роль  в создании ученического проекта.

Задачи:

  • сформировать понятие о проектной деятельности, познакомить с актуальностью и содержанием данной деятельности;
  • способствовать овладению родителями умением оказать помощь своим детям в проектной деятельности;
  • способствовать привитию интереса к новому виду деятельности детей, сплоченности родителей.

Форма проведения: групповая работа.

Оборудование: ИКТ, выставка с образцами детских проектов, памятка для родителей, анкеты для родителей, анкеты для учащихся.

Содержание собрания

  1. Подготовительная работа
  2. Вступление учителя
  3. Теоретическая часть
  4. Практическая часть

Приложение 1

Подготовительная работа

Заранее родители получают анкеты, отвечают на вопросы и отправляют обратно учителю.

Пример анкеты:

Анкета для родителей

  1. Любит ли читать Ваш ребенок?
  2. Какую книгу читает Ваш ребенок сейчас?
  3. Читаете ли Вы детям?
  4. Читаете ли Вы вместе с ребенком?
  5. Любят ли в вашей семье читать взрослые?
  6. Как Вы думаете, Ваш ребенок читает, потому что надо, или потому, что интересно?
  7. Есть ли в вашей библиотеке книги для ребенка?
  8. Какую книгу читаете сейчас Вы?

В преддверии родительского собрания проводим анкетирование учащихся.

Пример анкеты:

Анкета для учащихся

  1. Сколь раз в неделю ты смотришь телевизор?
  2. Ты смотришь телевизор один или вместе с семьей?
  3. Ты смотришь все подряд или у тебя есть любимые передачи?
  4. Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал волшебнику, чтобы жизнь твоя была интересной и нескучной?

Приложение 2

Ход собрания

Вступление учителя

В последние годы в школе  возрастает интерес к проектной деятельности. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Проектирование превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Вы,  уже, наверное, заметили, что  домашние задания по математике и окружающему миру включают  создание проекта.

Анализ литературных источников показывает, что в широком понимании проектом называют все, что задумывается и планируется. В переводе с латинского «projectus» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта, а проектирование при этом является процессом создания проекта:

Проект – это:

а) совокупность документов для создания изделия;

б) предварительный текст документа;

в) замысел, план, прообраз какого-либо объекта.

Учебный проект – специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.

В первом классе вместе со своими детьми учитесь и вы – родители. Поэтому я думаю, что вы первые должны усвоить и понять, в чем заключается смысл метода проекта, и для своих детей будете самым первым помощником и консультантом.

Конечно, в начальной школе проекты - это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как малыши сильно ограничены в средствах  и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей.  Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации. обработке данных. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои «помогающие ручки», включаем силу воли и играем только помогающую роль - помочь найти вместе информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово для родителей «Помочь», но не «Сделать вместе».

Теоретическая часть

Типы проектов по деятельности:

1.  Исследовательские – выделение проблем, проведение эксперимента или исследования.

2.  Творческие – разработка праздника, альбома, видеофильма, сочинение сказки и т.д.

3.  Ролевые, игровые - участники проекта принимают на себя определенные роли, исследуют характер своего героя.

4.  Информационные – направлены на сбор информации, ее анализ и обобщение.

Типы проектов по продолжительности:

1.  Краткосрочные – для решения небольшой проблемы (один или несколько уроков).

2.  Средней продолжительности – от одной недели до месяца.

3.  Долгосрочные – от месяца до нескольких месяцев.

Принципы организации проектов:

1.     Принцип индивидуализации – предоставление возможности каждому для самореализации и самораскрытия.

2.     Принцип проблемности – стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей учащихся.

3.     Принцип доступности – предполагает учет реальных умственных и физических возможностей учащихся. ( Поэтому проекты в начальной школе небольшие и простые).

4.     Принцип сотрудничества – предполагает равноправные партнерские отношения между всеми участниками педагогического процесса. (Учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – родитель).

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности.

Структура проекта

1.     Выбор темы проекта, типа проекта

2.     Выдвижения первоначальных идей, выделение возможных вариантов проблем, в рамках темы.

3.     Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации.

4.     Самостоятельная работа - поиск и анализ информации, подготовка материалов к проекту.

5.     Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

6.     Разработка проекта.

7.     Оформление результатов.

8.     Презентация.

9.     Рефлексия.

Практическая часть

  • Сегодня мы с вами попробуем составить коллективный проект, таким образом, Вы попробуете разобраться в этом вопросе.
  • Для начала разделитесь на две группы и каждый из Вас должен представить себя ребенком, а меня мамой и в этой ролевой игре каждый попробует научиться выполнять свою роль.

Показ и комментирование готовых проектов.

Этапы проекта

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа.

Учитель предлагает для каждой группы тему проекта.

1 группа – тема «Телевизор в жизни ребенка»

2 группа – тема «Читать это важно»

Тип информационно – исследовательский.

  1. Выделение возможных вариантов проблем, идей в рамках темы.  На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:
  • выдвинуть как можно больше идей;
  • записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Например:

  • для 1 группы «Нужно ли смотреть ребенку телевизор? Влияние телевизора на психику ребенка? Значение телевизора для  ребенка?»  и т.п.;
  • для 2 группы   «Как привить интерес к чтению? Нужно ли заставлять ребенка читать? Как поддержать интерес к чтению?» и т.п.

Выбираете идею и работаете над ней.

  1. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 
  • Я для вас приготовила материалы из источников интернета, журналов, газет и  результаты анкет  детей и всех родителей. Вам надо только все это прочитать, проанализировать.
  1. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

При работе участники группы учатся:

  • слушать друг друга;
  • договариваться друг с другом;
  • вступать в дискуссию;
  • организовать себя на дело (каждый выполняет определенное задание).

Родители работают над выбранной проблемой, а учитель координирует работу, оказывает посильную  помощь.

  1. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах. 

После того, как родители выполнили задания 4 этапа, выбрали нужную информацию, переходят к обсуждению и выделению самого значимого по данной проблеме.

  1. Защита проектов. Выводы, заключения.
  2. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Одной из важных задач современной школы является создание условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования его активной позиции. Перед школой стоит задача подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.

В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического   творческого мышления.

 Цель проектной деятельности: Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.

 Проектная деятельность помогает выработать у обучающихся ключевые компетентности, ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность и является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, фиксирует этот рост, ведёт ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.

 Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это Шесть «П»:

Проблема (выбор темы)

Проектирование или планирование.

Поиск информации.

Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.)

Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.)

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, то при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Поэтому, мы использовать два способа разработки проектов:

1. «Модель трех вопросов»

2. Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?

Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о? » Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети

Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Ягоды». Приложение 2.

Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов:

• пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.

• можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»;

• провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды;

• сделать коллаж «Черные и красные ягоды»;

• придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;

• организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»;

• провести фотовыставку «Дачные ягодки».

Второй способ - метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.

Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать. Приложение 3.

Практическая часть. Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на две команды и разработать проект разными способами: «Модель трех вопросов» и "Метод мыслительная карта», и представить свой проект. Тему проекта команда определяет сама.

Чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности, следует учитывать следующие моменты.

1. Возрастные и индивидуальные особенности. Помните, что посильность и интерес к работе определяют ее успех.

2.Заинтересовать детей в работе над проектом. Мотивация является ярким источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. В процессе работы над проектом целесообразно проводить с экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции.

3.  Весь класс разбивается на группы (не более 5 человек).

4. На всех этапах работы учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Это поможет избежать «подводных камней»: сделать многое за детей.

Для учителя, самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего потенциала, деятельность, которая позволяет:

проявить себя,

попробовать свои силы,

приложить свои знания,

принести пользу,

показать достигнутый результат.

Продукты, которые могут получить дети в результате проектной деятельности:

  • 1. Газета
  • 2. Игра
  • 3. Костюм
  • 4. Альбом
  • 6. Спектакль
  • 7. Урок
  • 8. Публикация
  • 9. Справочник
  • 10. Презентация
  • 11. Учебное пособие
  • 12. Буклет
  • 13. Афиша
  • 14. Устный журнал
  • 15. Тематические выставки рисунков, поделок
  • 16. Диафильм
  • 17. Набор открыток
  • 18. Памятка
  • 19. Реклама
  • 20.Плакат
  • 21. Мероприятие
  • 22. Раскладушка
  • 23. Макет
  • 24. Модель
  • 25. Папка
  • 26. Экскурсия

 В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество над предметных умений (универсальных учебных действий), таких как:

Проектировочные

Исследовательские

Информационные

Коммуникативные

Экспериментальные

Рефлексивные

Презентационные.

 Включать школьников в проектную деятельность я начала постепенно, с первого класса. Кто работает по программе «Школа России» знает, что проекты там предусмотрены. Сначала это были небольшие творческие проекты: книжки – малышки, выставки рисунков и поделок, сборники загадок, стенгазеты и фотогазеты к различным мероприятиям, датам  и т.д. Это краткосрочные проекты продолжительностью от 1 урока до недели. Постепенно уровень сложности повышается. Дети выполняют уже довольно сложные работы.

Среди наиболее интересных работ, которые выполнили мои ученики, можно назвать следующие:

проект «Занимательная азбука»,

Проект-книга «Мир сказки»,

проектная работа «Мой прадед» .и др.

 Идея проекта «Мир сказки» возникла на уроке литературного чтения при изучении темы «Русское народное творчество». Программой предусматривается выполнение проекта, но отводится всего один урок в течение которого всю работу выполнить невозможно и она плавно перешла во внеклассную деятельность.

 Ребята знают, что народные сказки сочиняет народ. Идея придумать самим сказку всем очень понравилась. На начальном этапе учащиеся перечитывали сказки, сделали выставку книг в классе.

Над проектом «Мир сказки» работу разделили на этапы и выбрали ответственного за каждый этап. 1)Обсуждение работы (главные герои, вид сказки и др). Решили, что герои будут из известных народных сказок, обязательно должен быть зачин и концовка сказки и троекратные повторы.

На втором этапе «Мы-сказочники». Началось составление сказки, продумывание слов, действий каждого героя.

На третьем этапе «Мы- художники» (оформление иллюстраций сказки).4) «Мы- редакторы».

В итоге получилась сказка «Иван-Царевич и Василиса Прекрасная». Работа над сказкой очень понравилась ребятам. Сейчас мы имеем несколько сказок составленных ребятами.

Итак, при создании сказки каждый ученик что-то обдумывал, предлагал, была мыслительная деятельность, все делились своими мыслями, идеями, была коммуникативная деятельность, была самостоятельная (практическая) работа, а её результат-создание сказки. Кроме того, было рассказано и показано, как выполнялась работа. Это значит, что имела место само оценочная деятельность. В работе над проектом каждый ученик  ощутил себя маленькой частичкой народа, внёсшей небольшой вклад в русскую литературу. Итогом работы стал выпуск нашей книжки-сказки.

К каждому из них учащиеся подходят творчески, проявляют максимум самостоятельности, наглядно видят результаты своего труда, пользу своего проекта.

При использовании в образовательном процессе проектной деятельности у детей происходит формирование личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение), мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление последствий выбора и результатов собственной деятельности.  Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность. Сами учащиеся отмечают, что, работая над проектом, становятся дружнее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению, обсуждать его, а не опровергать сразу, как иногда бывает.

Особенностью проектной деятельности является то, что учащиеся не могут сформулировать проблему проекта, поставить проектные задачи. Им достаточно сообщить тему или название, как через несколько минут они уже сочиняют, строят, рисуют, клеят т.е. занимаются чем-то для них интересным.

Проект- это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Этот вид деятельности интересен как мне, так и учащимся. Поэтому работа в данном направлении будет вестись и дальше.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила оформления проектов

Слайд 2

Структура реферата - титульный лист; - содержание; - введение; - основная часть работы; - заключение; - список использованных источников; - приложения

Слайд 3

Титульный лист Отступ 54 Отступ 54 Отступ 204 24 пт 18 пт 16 пт

Слайд 4

Содержание Оформляется в виде нумерованного списка соответствующих разделов и подразделов с точным указанием номера страницы. Автоматически, через оглавление.

Слайд 6

Введение включает обоснование темы реферата - общую характеристику проблемы , к которой относится тема дипломного проекта, ее формулировку , степень важности, краткую характеристику состояния теории и практики по этому вопросу ( актуальность ) ; Объект, ( выделить жирным ) предмет Цель Задачи; Методы Объем текста введения не должен превышать 3 страниц.

Слайд 7

Основная часть Состоит из основного текста (он излагается на 12-15 страницах; содержит подробное изложение темы; основной текст делится на несколько глав – обычно их 2-4); сноски могут выноситься в конец страницы, а могут указываться кратко в квадратных скобках: номер источника в списке литературы и выходную страницу цитаты [ 10, с. 355 ], либо в тексте круглыми скобками с указанием автора и года например (Попов, 2012) !!!Все авторы и ссылки должны быть указаны!! Сделать 1-2 сноски.

Слайд 8

Рисунки и таблицы Рисунки оформляются по центру имеют сквозную нумерацию по всему тексту снизу подпись (по центру) например: (Рисунок 1. Установка замкнутого водоснабжения)

Слайд 9

Рисунки и таблицы Таблицы также как и рисунки имеют свою сквозную нумерацию через весь текст в верхнем правом углу, выравнивание названия и таблицы по центру

Слайд 10

Текст реферата печатается на одной стороне листа белой бумаги общепринятого формата А4 (210 х 297 мм) через 1,5 интервала . Тип шрифта « Times New Roman ». Размер шрифта: 14 ; Абзацный отступ: 1,25 стр

Слайд 11

Заключение должно содержать краткое изложение итогов проделанной работы и системно изложенные предложения. В нем необходимо указать возможные области применения полученных результатов и дать обоснование целесообразности дальнейшей разработки тех или иных вопросов, которые не получили в проекте своего окончательного решения. Объем заключения от 2 страниц . У вас все это все есть.

Слайд 12

Список литературы В включают все использованные при выполнении реферата источники. Количество источников – не менее 7. Не допускается включать в него рукописные материалы (конспекты лекций) и издания, не предназначенные для открытой печати.

Слайд 13

Размеры полей: левое — 3,0 см. правое — 1,0 см. верхнее — 2,0 см. нижнее — 2,0 см. Абзацный отступ - 1,25 см. Расстояние между абзацами – 0пт.

Слайд 14

Переносы слов в тексте не допускаются. Изложение текста дается от первого («нами», «мы») или третьего лица множественного числа или в безличной форме («в реферате рассмотрено», "значение коэффициента принимаем...", "... принимают...", "... принято...", "... принимается...".).

Слайд 15

Заголовки «Содержание» , «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения» и названия разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать, используя 16– ый шрифт , не подчеркивая и не выделяя . После заголовков разделов делается два отступа (пропускается две строки) 14 пт. Каждый раздел рекомендуется начинать с новой страницы .

Слайд 16

Заголовки подразделов Заголовки подразделов в рамках разделов : выравнивание по ширине с абзацным отступом , отделяя от основного текста двумя отступами (пустыми строками) без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками

Слайд 17

Нумерация разделов Если необходимо Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами без точки, например: «1 Теоретические основы социализации». Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой, например: «3.2» ( второй подраздел третьего раздела).

Слайд 18

перечисления Перечисления оформляются тремя допустимыми способами: Текст с большой буквы, содержащий самостоятельную мысль, с точкой в конце пункта. - текст с маленькой буквы, содержащий слово или словосочетание, завершается точкой с запятой, кроме последнего пункта. 1) аналогично предыдущему варианту, при необходимости выделить нумерацию внутри большого пункта. Все перечисления начинаются с абзацного отступа . Работа со списком (нумерованный, маркерованный )

Слайд 19

Нумерация страниц Номер страницы проставляют арабскими цифрами в внизу в центре страницы. Нумерация страниц должна быть сквозной . Первой страницей считается титульный лист , но номер страницы на нем не проставляют. Второй страницей считается « Содержание »

Слайд 20

ГОСТ 7.32-2001