Для Вас, родители!
Уважаемые родители(законные представители)! Здесь Вы можете найти ответы и подсказки на интересующие Вас вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Что дети должны знать о звуках" | 22.5 КБ |
Консультация "Готовность Вашего ребёнка к школе" | 72.4 КБ |
Организация специальной помощи на логопункте | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Поговорите с ребенком о звуках, которые нас окружают. Звуки бывают музыкальные, шумовые, речевые.
На наших занятиях мы знакомимся с речевыми звуками.
Очень часто дети не понимают разницы между звуком и буквой. Перед знакомством с буквой нужно привлечь внимание ребенка к речевым звукам: научить слышать звуки, различать на слух гласные и согласные звуки, определять их место в слове, правильно находить слово на заданный звук.
Все звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.
Гласные звуки мы произносим свободно, воздушная струя проходит через органы артикуляции, не встречая преграды. Гласных звуков всего 6 – а, о, у, и, ы, э. Для их обозначения используем фишку красного цвета ( • ). Дети должны уметь выделять эти звуки в словах, протяжно произносить их голосом: а-а-а-аист, ма-а-а-ак, лиса-а-а-а.
В модели слова, на схеме, место звука будем обозначать так:
А-а-аист, первый звук «А»
(или звук «А» в начале слова)
Лиса-а-а, последний звук «А»
(или звук «А» в конце слова)
Ма-а-ак, звук «А» в середине слова.
Согласными – называем звуки, при произношении которых, воздушная струя, проходя через рот, встречает преграду, препятствие.
Преградой могут быть губы, зубы, язык.
Например: [М], [С], [Н].
Большинство согласных звуков имеют пару по твердости – мягкости: [М] - [МЬ], [Л] - [ЛЬ].
Например: первый звук в слове «мяч» - [МЬ], мягкий, согласный, обозначаем: •.
Первый звук в слове «мыло» - [М], твердый, обозначаем: •.
Если в образовании звука участвует голос, то это звонкий согласный [Б], [Г], [Н];
А если нет – это глухой согласный [П], [Ш].
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Организация специальной помощи детям с ФФНР
в условиях логопункта ДОУ
Несформированность звуковой стороны речи у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием выражается в следующем:
- Замена звуков более простыми по артикуляции. Так, звонкие заменяются глухими, Р и Л звуками Л’ и Й, со звуком Ш или Ф и т.п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками Т, Т’, Д, Д’. Дети произносят «тамолет» вместо «самолет», «тапка» вместо «шапка», «коды» вместо «козы» и т.д.
- В других случаях не произошел процесс дифференциации звуков, и вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой-то средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук Ш вместо Ш и С, вместо Ч и Т нечто вроде смягченного Ч и т.п.
- Некоторые звуки ребенок по специальному требованию произносит правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова «собака», «шуба», но в речи наблюдается смешение звуков С и Ш, например: «Шаса едет по сошше» (Саша едет по шоссе).
- Часто наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.
- Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением звуков, т.е. звук может произноситься искаженно и в то же время смешиваться с другими звуками или опускаться и т.д.
Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа (до 16-20). Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие звуки (С, С’, З, З’, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ); звуки Т’ и Д’; звуки Л, Р, Р’; звонкие нередко замещаются парными глухими. Реже недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный Й; гласный Ы. Могут быть и другие недостатки произношения.
Приведем примеры неправильного произношения слов детьми шести - семилетнего возраста: «тольнытка» или «сойныско» вместо «солнышко», «ляде» вместо «ружье», «сяник» вместо «чайник», «тупы» вместо «зубы», «паяпан» вместо «барабан», «Тинята лидали в ятике» вместо «Щенята лежали в ящике», «Дивет под клилетком, квот колеткам, кодяином длудит, дом таладит» вместо «Живет под крылечком, хвост колечком, с хозяином дружит, дом сторожит» и т.п.
Иногда дети с трудом произносят многосложные слова и слова со стечением согласных, например: «катиль» вместо «скатерть», «сипет» вместо «велосипед», «листри» вместо «электричество» и т.д.
Уже сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную полноту у них фонематического восприятия. Эта недостаточность проявляется и при выполнении специальных заданий по различению звуков. Так, у детей возникли затруднения, когда им предложили внимательно слушать и поднимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: ПА-БА, БА-ПА) при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук, при выделении звука, с которого начинается слово. Большинство детей затрудняются в подборе картинок на заданный звук.
На недостаточность слухового восприятия указывают и затруднения детей при анализе звукового состава речи.
Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонетико-фонематическом недоразвитии нередко наблюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи.
Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речи выявляются разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными и т.п.
Предлагаемая система подготовки к обучению в школе детей с недостатками речи требует четкой организации их жизни во время пребывания в детском саду. Соблюдение режима дня и правильное распределение нагрузки дает возможность без излишнего напряжения и утомления выполнить все задачи. Важно также правильно распределить обязанности между логопедом и воспитателем.
Подгрупповые занятия
В подгруппы подбирают детей со сходными недостатками речи. Состав подгрупп в течении года может изменяться в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка.
Рекомендуется отдельно проводить занятия с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие при достаточном уровне развития грамматического строя речи. Занимаясь с этими подгруппами, логопед сосредоточивает свое внимание на постановке и закреплении произношения звуков, на дифференциации их и анализе звукового состава речи. В другие подгруппы объединяют детей, речевые недостатки которых касаются не только фонетики, но и лексики, и грамматики, т.е. детей с элементами лексико-грамматического недоразвития речи. На занятиях с этими подгруппами, кроме всего перечисленного, логопед уделяет много времени и внимания развитию словаря и грамматического оформления речи. Таким подгруппам следует отводить значительно больше времени, чем подгруппам только с фонетико-фонематическим недоразвитием.
С детьми, страдающими особо тяжелыми недостатками произношения (ринолалия, стертая форма дизартрии и т.п.), кроме подгрупповых занятий, могут проводиться на всем протяжении обучения индивидуальные занятия.
Воспитатель планирует свои занятия с учетом всех поставленных задач. Совместно с логопедом планируются занятия по развитию речи и по закреплению произносительных навыков.
Индивидуальные занятия
Постановка и закрепление правильного произношения звуков проводится в часы, выделенные для индивидуальных и групповых занятий.
Приемы коррекции звуков – общепринятые в логопедии. В то же время учитывается, что при фонетико-фонематическом недоразвитии недостатки речи выражаются в неправильном произношении звуков, а также в недостаточном различении звуков и затрудненном звуковом анализе слова. Таким образом, перед логопедом стоят две задачи – воспитание артикуляционных навыков и развитие слухового восприятия. Как только логопед сумеет добиться правильного произношения звука, включается третья задача – выделение звука из состава слова. В педагогическом процессе эти три задачи не существуют изолированно, и на всех этапах логопедической работы так или иначе взаимосвязаны.
В тех случаях, когда у детей имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, воспитание плавного, правильного произношения слов различной слоговой сложности и словосочетаний выделяется как специальная задача.
Планируя работу по постановке звуков, логопед учитывает следующее:
- общую последовательность логопедической работы;
- общепринятую последовательность постановки звуков.
Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп свистящих и шипящих, Р и Л, и в то же время нарушено озвончение, то рекомендуется начинать работу одновременно над всеми указанными группами, но при этом соблюдая последовательность каждой группы. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: С, С’, З, З’, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ. Озвончение начинается с З и Б, в дальнейшем от З ставится Ж, от Б – Д, от Д – Г. Последовательность постановки соноров Р и Л индивидуализируется в зависимости от того, какой из этих звуков будет легче поддаваться коррекции. Только при условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к различным фонематическим группам, логопед сможет подготовить детей, неправильно произносящих большое количество звуков, к фронтальным занятиям.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка – строение, подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового аппарата, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособности. В зависимости от всех этих данных планируются индивидуальные занятия с каждым из детей. Содержание работы будет различным. С одними детьми придется проводить больше артикуляционных упражнений и больше времени планировать на постановку звуков, с другими – больше внимания уделять развитию слухового внимания, звукового анализа, воспитанию грамматически правильной связной речи.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому профессором Левиной Р.Е. был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашел свою практическую реализацию в открытии логопедических групп, специальных детских садов для детей с нарушениями речи. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты.