Сам себе сценарист...

Забродина Ольга Васильевна

Вам приходилось писать сценарий? Трудно? Чтобы было легче, давайте потренируемся:
СНАЧАЛА АССОЦИАЦИИ 

Для начала, рассмотрим Ассоциации  двух типов:

  • Стихотворение, песня и т.д. легко «перевирается» у вас во что-то другое.
  • Стихотворение, песня (сказка, басня, что угодно) напоминает вам какого-то  человека или предмет.

 Задание № 1 «РИФМА»:

 Возьмите стихотворение, желательно попроще и «переврите» его в рифму. В первом упражнении главное, чтобы была рифма(неважно, осталась она старая или вы новую придумали).

Например: известное Агнии Барто «Идет бычок, качается…»

Идет Санек, качается,

Вздыхает на ходу.

- Учитель возвращается,

Сейчас я пропаду!

Еще одно той же А.Барто «Мишка»

Телефон слетел на кафель,

Раскололся корпус нафиг.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Попробуйте достаточное количество раз. Пусть из каждых пяти-шести вариантов, ОДИН вам начнет нравиться!

 Сразу скажу, «Та-та-та», «ля-ля-ля»,  и тому подобное в ЭТОМ УПРАЖНЕНИИ использовать НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ. Это именно тренировка вашего умения складывать простую рифму. А вот смысл необязателен! Причем совершенно!

Задание № 2"НЕ В РИФМУ"   В сценарии часто необходимо усилить какую-нибудь фразу, для того, чтобы ее точно услышали. Поработаем именно над этим.

Возьмите стихотворение (переделанное уже вами в задании № 1 или чье-то еще). Попытайтесь «поиграть с фразами». В красивую канву складного стиха добавьте «хулиганскую»  нотку.

Например.

Я предлагала вам для тренировки стихи А.Барто

Телефон слетел на кафель,

 Раскололся корпус нафиг.

 Все равно его не брошу,

 Потому что он хороший.

 

СРАВНИТЕя его чуть изменила:

Телефон слетел на кафель,

 Раскололся корпус нафиг.

 Все равно его не брошу,

 Потому что он … ДОРОГОЙ!

Последнее слово, добавленное не в рифму, получилось главным! Именно на него мы все обратим внимание, если это стихотворение прочитать. По-русски говорят, «слово режет слух». Но иногда это бывает очень оправдано!

Приведу не свой пример. Все знают песню «Если ты скажешь да»группы «Звери». Послушайте этот момент:

Музыка внезапно и коварно кончается-

Трудно говорить, но у меня получается

Вот рука и сердце, и я жду твой ответ.

Ты улыбнешься... и скажешь мне«да»!

 

Вы услышали «НЕТ»? А слову «ДА!» обрадовались? Вот так.

 Задание 3

1) Если вы хотя бы немного научились складывать рифму (Первое задание было «РИФМА») , это можно использовать на чужих произведениях.

Как это сделать легче? Основная ошибка начинающих «переделывателей сценария» в том, что они заменяют одно слово и пытаются подобрать к нему рифму.

Это ТРУДНО! Менять надо обе строчки (ту, что убираете и ту, которая с ней рифмовалась). Покажу на самом простом примере:

Мы спросили у Алеши;

«Ты зачем надел калоши?

Ни у дома, ни в саду

Грязи нет!» - А я найду!

Меняем ОБЕ ЗАРИФМОВАННЫЕ СТРОЧКИ

Мы спросили у Маринки

Ну зачем тебе ботинки…..

 

И сказали мы Валюше,

Плащ тебе совсем не нужен…. И так далее.

 

2)      Что еще  можно использовать

 

- то, чему я вас учила в третьем задании (урок № 2), которое называлось «НЕ В РИФМУ». Вспомните, как отлично это иногда слушается. Вставляете то, что вам нужно, пусть не в рифму, но смело! И все! (Тут даже пример не привожу, все и так ясно. Кто забыл, перечитайте вверху)

- Можно взять вариант, который часто используют рекламщики. Я его назвала бы «складная нескладушка». Например: у нас по городу развешены плакаты одного магазина дверей, типа: «Я Тарас! У нас гламурные перегородки! А у Вас?» или ещё «Я Тарас! У нас необычные двери в ванную! А у Вас?». Козе понятно, что там скорее всего нет никакого Тараса! Но реклама работает! И это смело можете использовать вы: первая и третья строчка – рифма; в середине – то, что надо сказать!

-  Строки-добавки  Добавьте пару лишних рифм там, где вы убрали что-то вам не подходящее. И стихотворение (или песня) не будут куцыми, вы добавите объем, но уберете то, что не нужно. (Кстати, это все равно, даже если вы добавите «воду»! Пусть будет «масло-масляное», но подлиннее.)

        3)  Еще одно. Бывают такие наполовину белые, я бы сказала стихи, которые зарифмованы одной и той же строкой. То есть каждый раз четная строка одинакова. Рифмы никакой нет (строчка сама с собой рифмуется). Но слушается интересно! И писать можно что угодно!

Он веселый и вальяжный

Это наш Альберт Петрович,

Замечательный, красивый

Это наш Альберт Петрович,

 ….. и дальше сколько угодно….

       4) Музыкальность (певучесть)  стиха  очень хорошо усиливают ПОВТОРЫ (если они не нарушают ход мысли). Вот прочтите:

Вот телега, а вот сани.

Эти сани с бубенцами.

В них невеста едет с нами.

В них невеста едет с нами,

Едет весело поет!

Едет весело поет -

К Феде едет, коль возьмет.

Едет весело поет:

К Феде еду, коль возьмет!

Не возьмет, так будет жить

Отчего же ей тужить?

 

Повторы здесь не нарушают ритма и стихотворение хочется спеть (это и есть венгерская народная песенка)


УДАЧИ в РАБОТЕ!