Сам себе сценарист...
Вам приходилось писать сценарий? Трудно? Чтобы было легче, давайте потренируемся:
СНАЧАЛА АССОЦИАЦИИ
Для начала, рассмотрим Ассоциации двух типов:
- Стихотворение, песня и т.д. легко «перевирается» у вас во что-то другое.
- Стихотворение, песня (сказка, басня, что угодно) напоминает вам какого-то человека или предмет.
Задание № 1 «РИФМА»:
Возьмите стихотворение, желательно попроще и «переврите» его в рифму. В первом упражнении главное, чтобы была рифма(неважно, осталась она старая или вы новую придумали).
Например: известное Агнии Барто «Идет бычок, качается…»
Идет Санек, качается,
Вздыхает на ходу.
- Учитель возвращается,
Сейчас я пропаду!
Еще одно той же А.Барто «Мишка»
Телефон слетел на кафель,
Раскололся корпус нафиг.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Попробуйте достаточное количество раз. Пусть из каждых пяти-шести вариантов, ОДИН вам начнет нравиться!
Сразу скажу, «Та-та-та», «ля-ля-ля», и тому подобное в ЭТОМ УПРАЖНЕНИИ использовать НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ. Это именно тренировка вашего умения складывать простую рифму. А вот смысл необязателен! Причем совершенно!
Задание № 2. "НЕ В РИФМУ" В сценарии часто необходимо усилить какую-нибудь фразу, для того, чтобы ее точно услышали. Поработаем именно над этим.
Возьмите стихотворение (переделанное уже вами в задании № 1 или чье-то еще). Попытайтесь «поиграть с фразами». В красивую канву складного стиха добавьте «хулиганскую» нотку.
Например.
Я предлагала вам для тренировки стихи А.Барто
Телефон слетел на кафель,
Раскололся корпус нафиг.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
СРАВНИТЕ, я его чуть изменила:
Телефон слетел на кафель,
Раскололся корпус нафиг.
Все равно его не брошу,
Потому что он … ДОРОГОЙ!
Последнее слово, добавленное не в рифму, получилось главным! Именно на него мы все обратим внимание, если это стихотворение прочитать. По-русски говорят, «слово режет слух». Но иногда это бывает очень оправдано!
Приведу не свой пример. Все знают песню «Если ты скажешь да»группы «Звери». Послушайте этот момент:
Музыка внезапно и коварно кончается-
Трудно говорить, но у меня получается
Вот рука и сердце, и я жду твой ответ.
Ты улыбнешься... и скажешь мне: «да»!
Вы услышали «НЕТ»? А слову «ДА!» обрадовались? Вот так.
Задание 3
1) Если вы хотя бы немного научились складывать рифму (Первое задание было «РИФМА») , это можно использовать на чужих произведениях.
Как это сделать легче? Основная ошибка начинающих «переделывателей сценария» в том, что они заменяют одно слово и пытаются подобрать к нему рифму.
Это ТРУДНО! Менять надо обе строчки (ту, что убираете и ту, которая с ней рифмовалась). Покажу на самом простом примере:
Мы спросили у Алеши;
«Ты зачем надел калоши?
Ни у дома, ни в саду
Грязи нет!» - А я найду!
Меняем ОБЕ ЗАРИФМОВАННЫЕ СТРОЧКИ
Мы спросили у Маринки
Ну зачем тебе ботинки…..
И сказали мы Валюше,
Плащ тебе совсем не нужен…. И так далее.
2) Что еще можно использовать
- то, чему я вас учила в третьем задании (урок № 2), которое называлось «НЕ В РИФМУ». Вспомните, как отлично это иногда слушается. Вставляете то, что вам нужно, пусть не в рифму, но смело! И все! (Тут даже пример не привожу, все и так ясно. Кто забыл, перечитайте вверху)
- Можно взять вариант, который часто используют рекламщики. Я его назвала бы «складная нескладушка». Например: у нас по городу развешены плакаты одного магазина дверей, типа: «Я Тарас! У нас гламурные перегородки! А у Вас?» или ещё «Я Тарас! У нас необычные двери в ванную! А у Вас?». Козе понятно, что там скорее всего нет никакого Тараса! Но реклама работает! И это смело можете использовать вы: первая и третья строчка – рифма; в середине – то, что надо сказать!
- Строки-добавки Добавьте пару лишних рифм там, где вы убрали что-то вам не подходящее. И стихотворение (или песня) не будут куцыми, вы добавите объем, но уберете то, что не нужно. (Кстати, это все равно, даже если вы добавите «воду»! Пусть будет «масло-масляное», но подлиннее.)
3) Еще одно. Бывают такие наполовину белые, я бы сказала стихи, которые зарифмованы одной и той же строкой. То есть каждый раз четная строка одинакова. Рифмы никакой нет (строчка сама с собой рифмуется). Но слушается интересно! И писать можно что угодно!
Он веселый и вальяжный
Это наш Альберт Петрович,
Замечательный, красивый
Это наш Альберт Петрович,
….. и дальше сколько угодно….
4) Музыкальность (певучесть) стиха очень хорошо усиливают ПОВТОРЫ (если они не нарушают ход мысли). Вот прочтите:
Вот телега, а вот сани.
Эти сани с бубенцами.
В них невеста едет с нами.
В них невеста едет с нами,
Едет весело поет!
Едет весело поет -
К Феде едет, коль возьмет.
Едет весело поет:
К Феде еду, коль возьмет!
Не возьмет, так будет жить
Отчего же ей тужить?
Повторы здесь не нарушают ритма и стихотворение хочется спеть (это и есть венгерская народная песенка)
УДАЧИ в РАБОТЕ!